Файл: Эпохой Возрождения.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 26

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

В Раннем Средневековье культура переживала не лучшие времена. После падения Римской империи начался её упадок, который продлился до Позднего Средневековья, которое ещё называют эпохой Возрождения. Согласно официальной историографии, Раннее Средневековье продлилось чуть более шести столетий, начавшись в 476 году после падения Западной Римской империи. Впрочем, процесс деградации культуры начался ещё до Раннего Средневековья, примерно в III веке, во время существования Римской империи. Отчасти именно это и привело империю к краху, так как в V веке значительную часть населения составляли уже не грамотные римляне, а неграмотные варвары с примитивной культурой. Что интересно, в Восточной Римской империи (Византии), ситуация сложилась куда более благоприятная. Византия существовала ещё долго, пока не пала окончательно в результате крестовых походов. Созданная на её месте крестоносцами Латинская Империя продержалась всего полвека.

Здесь сыграл огромную роль тот факт, что христианство сформировалось на фоне идейной борьбы с античной культурой. Соответственно, отношение к античному наследию в культуре Раннего Средневековья можно кратко описать одним словом: уничтожение. Церковь видела угрозу в памятниках античной культуры, которые были признаны языческими, а потому идеологически неверными. Всё это богатейшее наследие античного мира беспощадно уничтожалось – статуи, картины, книги, хранившие бесценные научные знания. Живопись, скульптура, архитектура, науки – всё это пришло в глубокий упадок именно из-за целенаправленного уничтожения. При этом раннему христианству всё равно пришлось позаимствовать некоторые части античного наследия, так как христианство сложилось ещё в античные времена, в Римской империи, и без этих элементов суть вероучения стала бы менее понятной. Примеры: музыка нужна была, чтобы петь церковные гимны, геометрию нельзя было уничтожить, так как она была нужна для строительства новых храмов, а астрономию нельзя было забывать, так как с её помощью можно было вычислять даты наступления христианских праздников.

Из-за разрушения варварами многих городов, памятников, дорог и инфраструктуры начался долгий период упадка. Одновременно протекали процессы аграризации, и началось возвращение к натуральному хозяйству. Всё это привело к сужению кругозора европейского населения, у которого отпала необходимость в получении новых знаний, также возможность их получения.


На культуру Западной Европы в Раннее Средневековье повлияло и то, что большинство населения составляли крестьяне, невежественные и неграмотные. В силу отсутствия знаний они видели проявления сверхъестественных сил в окружающей природе, что поспособствовало широкому распространению суеверий. При этом остатки научных знаний были утеряны, а мировоззрение стало в основном теологическим, то есть люди объясняли всё вмешательством божественных и иных сверхъестественных сил.

Но, как говорится, “свято место пусто не бывает”, и на смену античности пришло христианство, которое стало заметно укрепляться и в значительной степени влиять на общественную жизнь. Свою роль в упадке культуры сыграла и церковно-феодальная идеология, распространявшаяся в Западной Европе в Раннем Средневековье, так как её фактически продвигала католическая Церковь. Из-за того, что античное наследие, “наследие язычников”, было признано неугодным, оно, как уже сказано выше, активно уничтожалось. Бывали и исключения – к примеру, речи знаменитого оратора Цицерона переводились и переписывались монахами, несмотря на то, что он был язычником. Но тот факт, что Церковь фактически монополизировала образование, не мог не привести к ещё большей культурной деградации общества.

ТЕМНЫЕ ВРЕМЕНА

Источники о «Тёмных веках» отличаются скудностью, что определяет название эпохи. Наибольшую ценность представляют хроники Григория Турского, Беды Достопочтенного, Фредегара, продолжателей Фредегара, Павла Диакона и Эйнхарда. Кроме собственных писателей Запада, европейской историей интересовались византийцы, особенно Агафий Миринейский, оставивший апологию общественного строя франков, а также арабы.

Центральной темой в обсуждении «Тёмных веков» историками остается вопрос о преобладании рабовладельческого или феодального способа производства в эту эпоху.

В современной науке наиболее распространено представление о том, что раннее Средневековье являлось периодом разнообразного, многоукладного хозяйства, в котором существовали параллельно друг другу, причудливо переплетаясь, элементы разлагающегося варварского родоплеменного, находящегося в упадке античного рабовладельческого и нарождающегося феодального укладов, причём в самых различных пропорциях в зависимости от региона.

Столкновение Рима и варваров привело к общему упадку культуры. Регресс был, прежде всего, количественным: загубленные человеческие жизни, разрушенные

памятники архитектуры и хозяйственные постройки, быстрое сокращение народонаселения, исчезновение произведений искусства, разрушение дорог, мастерских, складов, систем орошения, уничтожение посадок сельскохозяйственных культур. Шло непрекращающееся разрушение античного наследия, поскольку руины античных памятников служили карьерами для добычи камня, колонн, украшений. В этом разоренном, полуголодном и ослабевшем мире природные бедствия довершали то, что начали варвары. С 543 г. на протяжении более полувека Европу опустошала чума.

Регресс был также качественным, техническим. Камень, который больше не умели добывать и обрабатывать, уступил место древесине в качестве главного строительного материала. С прекращением ввоза соды исчезло стекольное искусство. Шло также и падение нравов.

Еще одной чертой средневековой жизни, складывающейся в это время, стало профессиональное и социальное размежевание. Еще в поздней Римской империи некоторые профессии становились наследственными. Это стало основой для жестокой социальной иерархии, которая устанавливала строго определенный характер взаимоотношений определенных групп общества, положение человека в нем. С образованием классического феодализма оформляются основные сословия, соответствующие структуре средневекового общества, — дворянство, духовенство и остальное население, позднее названное «народом». Выполнение обязанностей, обусловленных положением человека в социальной и духовной иерархии, рассматривалось как смысл его жизни.

В это же время церковь занимает то место в общественной иерархии, которое она будет удерживать за собой в период всего Средневековья. В хаосе варварских нашествий церковные деятели нередко становились универсальными руководителями разваливающегося общества, к своей религиозной роли они прибавляли политическую, вступая в переговоры с варварами; хозяйственную, распределяя милостыню и продовольствие; социальную, защищая слабых от могущественных; и даже военную, организуя сопротивление. Так, постепенно, осознавая свою силу, церковь стала преследовать собственные интересы, борясь за власть с многочисленными королями варварских королевств, возникших на месте Римской империи. Именно тогда сложилось характерное для Средневековья стремление к установлению господства церкви над христианским миром. Это время часто называют «темными веками», они продолжаются до VIII в. Это время становится своеобразным эпилогом Античности и прологом к Новому времени.


Меровингское искусство

Меровингское искусство - условное название искусства государства Меровингов. Оно опиралось на традиции позднеантичного, гало-римского искусства, а также искусства варварских народов. Архитектура меровингской эпохи, хотя и отразила упадок строительной техники, вызванный крушением античного мира, подготовила вместе с тем почву для расцвета дороманского зодчества в период "каролингского возрождения". В декоративно-прикладном искусстве позднеантичные мотивы сочетались с элементами "звериного стиля" ("звериный стиль" искусства Евразии корнями уходит в эпоху железного века и объединяет в себе разные формы почитания священного зверя и стилизации изображения различных животных); особенно распространены были плоскорельефная резьба по камню (саркофаги), рельефы из обожженной глины для украшения церквей, изготовление церковной утвари и оружия, богато украшенных золотыми, серебряными вставками и драгоценными камнями. Распространена была книжная миниатюра, в которой главное внимание обращалось на украшение инициалов и фронтисписов; при этом преобладали изобразительные мотивы орнаментально-декоративного характера; в раскраске использовали яркие лаконичные цветовые сочетания.

Объединение Франкского королевства под властью Хлодвига I (465—511) и его потомков совпало с необходимостью строительства церквей, особенно монастырских, поскольку их видели оплотом власти Меровингов, упроченной крещением франков. Планы церковных зданий часто продолжали традицию римских базилик, но отражали влияние разных стилей, даже из Сирии и Армении. На востоке королевства большинство зданий было деревянными; использование камня для значимых сооружение было более распространено на западе и юге, которые были присоединены к королевству позже.

Конечно, большинство основных соборов и церквей на протяжении веков неоднократно перестраивались, однако археология позволила реконструировать многие меровингские планы зданий. Описание в произведении епископа Григория Турского «История франков» базилики Святого Мартина, которая была построена в Туре и святым Перпетуем (епископ 460—490) в начале меровинского периода в то время на окраине франкских земель, заставляет сожалеть, что постройка не сохранилась. По его описанию, базилика была одним из самых красивых меровингских зданий, имела 120 мраморных колонн, башни на восточной стороне и несколько мозаик.


Декоративно-прикладное искусство

Для декоративно-прикладного искусства периода Меровингов характерно сочетание позднеантичных веяний с чертами «звериного стиля». Излюбленными материалами варварских мастеров на протяжении всего Раннего Средневековья было золото и прозрачные минералы насыщенных и ярких цветов, особенно красного и синего; одним из наиболее распространенных камней, использующихся в франкских ювелирных изделиях, был красный гранат — альмандин[5]. Не менее часто используемым материалом была стеклянная паста, также ярких цветов, преимущественно красная. Общий для большинства германских народов прием — создание изделия из золота с множеством ячеек со вставками из драгоценных и полудрагоценных камней или стеклянной пасты. Иногда вставки стеклянной пасты использовались в сочетании с драгоценными камнями как равнозначные декоративные элементы одного изделия.

Каролингский ренессанс

"Каролингский ренессанс" - условное наименование эпохи подъема раннесредневековой культуры в империи Карла Великого и королевствах династии Каролингов. "Каролингское возрождение" выразилось в организации новых школ для подготовки служебно-административного персонала и духовенства, привлечении к королевскому двору образованных деятелей, внимании к античной литературе и светским знаниям, расцвете изобразительного искусства и архитектуры. В каролингском искусстве, воспринявшем как позднеантичную торжественность и византийскую импозантность, так и местные варварские традиции, сложились основы европейской средневековой художественной культуры.

Из литературных источников известно об интенсивном строительстве в этот период монастырских комплексов, укреплений, церквей и резиденций (среди сохранившихся построек - центрическая капелла императорской резиденции в Ахене, капелла-ротонда Санкт-Михаэль в Фульде, церковь в Корвее, 822 - 885 гг., надвратная постройка в Лорше, около 774 г.). Храмы и дворцы украшались многоцветными мозаиками и фресками.

Каролингский ренессанс вызвал такой строительный бум, что между 768 и 855 годами было построено 27 новых соборов, 417 монастырских зданий и 100 королевских резиденций. Только во время правления Карла Великого было построено 16 соборов, 232 монастыря и 65 дворцов. Короли не только отвечали за строительные площадки, но также предоставляли архитекторов и финансирование. Повторное открытие архитектурных трактатов, написанных