Файл: Фармацевтический менеджмент. Стили управления, их особенности в фармации.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 28

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Фармацевтический менеджмент.

Стили управления, их особенности в фармации.

Управление, это процесс целенаправленного воздействия субъекта управления на объект управления для достижения намеченных результатов.

Субъект управления это физическое или юридическое лицо, оказывающее властное воздействие. Это может быть руководитель или группа лиц, организация или подразделение, осуществляющее управление.

Под объектом управления, понимают, все то, на что направлено властное воздействие. Это физические и юридические лица, социально-экономические объекты, процессы, происходящие в организации, персонал, технологии, качество продукции, финансово хозяйственная деятельность.

Посредством управления, осуществляют приведение е заданных объектов, состояния, отвечающие заданным целям. На практике управление представляет собой деятельность, направленное на создание оптимальных условий функционирования объекта.

Попытки определить черты успешного руководителя привели к пониманию того, что не так важно, какими качествами обладает руководитель, а что и как он делает, и его манеры взаимодействия с подчинёнными, то есть его управленческий стиль.

Слово стиль греческого происхождения, которое употреблялось в значении почерк, то есть стиль руководства, это подчерк в действиях менеджера.

Стиль руководства, это устойчивая система способов, методов и форм, которыми руководитель воздействует на подчинённых. Под стилем так же понимают, манеру и способ поведения менеджера, в процессе подготовки и реализации управленческих решений. При определении стиля руководства, оценивают всю совокупность характерных для менеджера приемов, и способов решения задач.

На сегодняшний день, считается, что самый быстрый путь достижения компанией конкурентоспособности, состоит в наличии способного и мыслящего руководителя.

Характеристика стилей руководства.

В первые в вопросах о стиле руководства, стал заниматься американский исследователь Курт Левин в 1939 году. Преобладающая линяя поведения при взаимодействии с подчинёнными находит своё отражение в стиле руководства.

Стиль руководства определяет систему работы руководителя, организацию его личного труда, и взаимоотношения в подчинёнными.


Стиль всегда имеет субъективную и объективную стороны. Существует 3 основных подхода к определению стиля.

1) с позиции личных качеств

2) поведенческий

3) ситуационный

I. Виды стилей с позиции личных качеств

1. Авторитарный, заключается в том, что руководитель, все решения принимает единолично, он пользуется данной ему властью, чтобы навязать подчинённым свою волю и не даёт возможности проявить инициативу. (Военные)

Такой руководитель считает, что обращаться с подчинёнными так же бережно, как с сырым яйцом, это непозволительная роскошь, для него идеальны такие отношения с коллективом, когда принимаются все его наказания безоговорочно и обсуждения. Авторитарный руководитель оторван от коллектива, держит подчинённых на большом расстоянии, они для него только исполнители. Такой руководитель предпочитает административные методы воздействия (приказ, выговор, взыскание, штрафы) , а в качестве стимулирования признает только кнут или пряник.

2. Демократический стиль, руководитель принимает решения самостоятельно, но вырабатывает их совместно с подчинёнными. Такой руководитель избегает навязывать свою волю, и крайне редко воздействует на подчинённых административными мерами. Он предпочитает влиять на них при помощи убеждения, разъяснения, стимулирует участие подчинённых в выработке решений, постоянно находится во взаимодействии с коллективом.

3. Либеральный, руководитель целиком делегирует выработку и принятие решений подчинёнными, предоставляя им полную свободу действий, за собой же он отставляет лишь представительскую функцию, считая, что в вопросах внутренней жизни коллектива, можно положиться на своих подчинённых. Либерал стремится наладить с коллективом дружеские отношения.
При разных стилях управления, имеются существенные различия в том, как распределяются задания работникам, и как эффективно обеспечиваются достижение целей.

Если организация крупная, и работает с неизменной технологией и на устойчивый рынок сбыта, то во главе такой организации должен стоять авторитарный руководитель. Авторитарный подход к руководству организации характеризуется большой долей формализацией, стандартизацией, и делением организации на отделы по функциям или технологиям.

Авторитарные организации предусматривают высокие иерархические структуры, большую централизацию руководства и четкую субординацию, координация всех действий происходит по иерархии власти по средствам уставов, СОПов, технологических схем.



При либеральном стиле, руководства организации осуществляется неформальными методами, с использованием координаторов, в таких организациях существенно децентрализация, менее выражена иерархическая структура и субординация. В либеральных организациях больше внимания уделяется творческим способностям сотрудников. Стандартизация и формализация в либеральных организациях сведены к минимуму.

Демократический стиль управления характеризуется множеством различных комбинаций имеющихся стилей.

Все стили руководства различают главным образом по порядку распределения обязанностей, делегированию полномочий, методом подготовки и принятия решений, а также выполнения управленческих функций.

Стиль руководства/ параметры

Авторитарный

Демократический

Либеральный

Принятие решений

Единоличное

Перед принятием решений, советуется с подчиненными

Ждет указаний от руководства или от решения совещания

Способ доведения решения до исполнителя

Приказы, команды

Предлагает, просит

Просит, упрашивает

Распределение ответственности

Берет на себя или перекладывает на подчиненных

Распределяет ответственность в соответствии с переданными полномочиями

Снимает с себя всякую ответственность

Отношение к инициативе

Подавляет полностью

Поощряет, использует в интересах дела

Отдает инициативу в руки подчиненных

Отношение к подбору кадров

Боится квалифицированных сотрудников, старается от них избавится

Подбирает деловых и грамотных работников

Подбором кадров не занимается

Отношение к недостаткам собственных знаний

Все знает и умеет, недостатков нет

Постоянно повышает свою квалификацию, учитывает конструктивную критику

Пополняет свои знания всевозможными методами и поощряет эту черту в подчиненных

Стиль общения

Держит дистанцию, не общителен

Настроен дружелюбно, любит профессиональное общение

Боится общения, общается только по инициативе с подчиненными

Характер отношения с подчиненными

Диктаторские, зависят от настроения

Ровные манеры поведения, постоянный самоконтроль

Весел, мягок, покладен

Отношение к дисциплине

Приверженец жесткой, формальной дисциплины

Сторонник разумной дисциплины

Требует формальной дисциплины

Отношения к моральному воздействию на подчиненных

Считает наказание основным методом стимулирования, поощряет только избранных и только по праздникам

Постоянно использует различные виды стимулов

Использует уговоры и просьбы



В коллективе управляемым в демократическом стиле, показатели и организации деятельности, стабильны и не зависят от присутствия руководителя на рабочем месте.

При отсутствии руководителя автократа, происходят существенные ухудшения работы коллектива.

А в отсутствие литерала, его коллектив работает лучше, нежели, когда он на рабочим месте.

Руководителем любой организации является лицо, которое в силу закона, или учредительных документов, осуществляет управление организаций.

Формирование установок.

1) в отношении подчинённых. Завоевание доверия, утверждение авторитета, доступность и открытость для общения с сотрудниками.

2) установка на участие. Подготовка подчинённых самостоятельности, творческой изобретательности, поощрение участников конструктивных предложений, рационализация работы.

3) установка на оценку. Оценка работников на основе объективных и измеримых критериев выполнение работы. Использование ошибок подчинённых, не в качестве предлога для наказания, а как возможность совершенствования их навыков.

4) на связующее звено. Является эффективным, связующим звеном, между высшим руководством и другими подразделениями, пользуется авторитетом у всех.

5) на личные качества. Умение предвидеть, управление своими эмоциями, выслушивать, убеждать, организовывать свою работу и работу других, ценить свое время и сотрудников, поддерживать инициативу, доводить начатое дело до конца, разумно взаимодействовать с коллективом.

Для успешного руководства организацией, ее руководитель должен считать в себе 30% авторитарного стиля и 70% демократического. Личность настоящего руководителя ценна тем, что он способен меняться и приспосабливаться к постоянно изменяющимся условиям внешней и внутренней среды.

II. Поведенческий подход.

На основе поведенческого подхода, различают стили руководства по стилю внимания руководителя к подчинённым и выполняем задачам.

Американскими учёными Блейком и Муторно, была построена решетка стилей управления, которая так и называется решётка Блейка-Мутона.


Внимание сотрудника к человеку по оси вертикальная, по горизонтальной решение задач.

На этой решётке они выделили 5 точек

#1 точка с координатой -1, -1. Характеризуется страх перед бедностью. Со стороны руководителя проявляется минимум усилий, для решения задач и организации коллектива. Но их хватает для избежания увольнения.

# 2 точка с координатой -1, -9. Дом отдыха. Либеральный стиль руководства, руководитель сосредоточен на хороших, тёплых отношениях с коллективом, создаёт дружественную атмосферу, но мало сосредоточен на решении производственных задач.

# 3 точка с координатой -9, -1. Авторитет подчинение. Авторитарный стиль руководства, руководитель заботиться от эффективности выполняемой работы, но мало внимания обращает на моральный дух коллектива.

# 4 точка с координатой -5, -5. Организация. Компромиссный подход в управлении, руководитель достигает приемлевоемого качества выполнения задач, при хорошей производительности труда. Средняя удовлетворительность работы, а склонность к компромиссам и соблюдение традиций, тормозит развитие организации.

# 5 точка с координатами -9, -9. Команда. Это демократический стиль управления, благодаря к повышенному вниманию к подчинённым и решаемым задачам, руководитель добивается того, что подчинённые сами приобщаются ......, это обеспечивает высокий моральный настрой и высокую эффективность.

III. Ситуационный.

Оценивает факторы, влияющие на поведение руководителя, а именно отношение между руководителями и членами коллектива, структуру поставленных задач, должностные полномочия. Американский ученый Фидлер вывел формулу успешного руководителя.

Ур= Ф×РП×С

Успешный руководитель, это произведение функций, руководство подчинённых, ситуация.

То есть руководство организации будет успешно, если руководитель, подчинённый и ситуация будут соответствовать друг другу.

Стиль руководства эффективен лишь в том случае, когда он соответствует уровню зрелости коллектива.

Американские ученые Херси и Бланшар, разработали ситуационную теорию лидера, которую назвали, жизненный цикл коллектива. Согласно ей, самые эффективные стили руководства зависят он зрелости коллектива.

Характеристика стилей руководства в зависимости от зрелости исполнителя.

Таблица