Файл: 1. Понятие, особенности, основные философские школы и их основные идеи философии древнего Рима.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 41

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1.Понятие, особенности, основные философские школы и их основные идеи философии древнего Рима.

Философия древнего Рима это один из основных этапов развития античной философии, охватывающей исторические рамки с первого тысячелетия до нашей эры до середины V века.

Рассмотрим более подробно основные особенности философии древнего Рима:

Становление философии древнего Рима произошло в особенных условиях борьбы: рабов и рабовладельцев, патрициев и плебеев, императоров и республиканцев.

Общефилософская проблематика здесь отходит на второй план. В качестве первоочередных выступают задачи сплочения римского общества. 

Философия Древнего Рима находилась под сильным влиянием греческой традиции.

 Римская философия носила преимущественно этический характер и непосредственно влияла на политическую жизнь общества. В центре ее внимания постоянно находились проблемы примирения интересов различных групп, вопросы достижения высшего блага, выработка жизненных правил. 

Из этих особенностей наиболее подробно я рассмотрю первую особенность, как наиболее значимую, с моей точки зрения. Этой особенностью будет то, что основой философии древнего Рима будут вопросы о правах и обязанностях личности, о характере взаимоотношений личности и государства, о правовых и моральных нормах.

Среди многообразия философских школ данного периода в истории философии предметом моего рассмотрения будут три философские школы: скептицизма, стоицизма и эпикуреизма.

Рассмотрим более подробно первую школу скептицизма.

Скептицизм – это направление, без которого невозможно представить себе философию Древнего Рима. Путь философа скептика: мыслить, сомневаться, снова мыслить, искать различные варианты, но при этом не признавать ни одного из них, поскольку каждый из них может оказаться истинным.  Истинное познание невозможно и следует воздерживаться от любого суждения и стремиться к безмятежности духа.

Энесидем относится к числу главных и наиболее значимых представителей скептицизма в своих взглядах близок к философии Пиррона. О влиянии, которое имел греческий скептицизм на формирование мыслей Энесидема, свидетельствует то, что свое главное произведение он посвятил интерпретации учения Пиррона («Восемь книг Пирроновых рассуждений»).

Он полагал, что только при помощи скептицизма возможно побороть догматизм, присущий философии в общем. Энесидем был очень внимателен к другим философским течениям, учёным, а потому тщательно изучал их и анализировал. На основе этого изучения он сделал вывод о том, что о реальности следует судить, исходя из прямых ощущений. Доверие своему восприятию – вот принцип апологета такого учения.


В книге «Против мудрости» он подтверждает, что критерием истины служит видимость.
5 основных идей скептицизма:

  1. Основным утверждением философов-скептиков являлось утверждение о том, что исследовать какой-либо предмет вне зависимости от субъекта, то есть личности, невозможно. Это положение позволило причислить скептицизм к передовым учениям, шагнувшим  за пределы своей эпохи.

  2. У любого вопроса есть аргументы, которые могут говорить как в его пользу, так и против него. Энесидем изобрёл десять опорных аргументов, которым дал название тропов. В переводе с греческого языка это означает метод. Тропы Энесидема сводятся к нескольким основным мыслям: в столь многообразном мире человеку не следует считать себя самым умным; неизвестно, у кого наиболее правильные представления об окружающей действительности: у человека или, скажем, у собаки, имеющей более тонкий нюх. То же самое можно сказать и о людях. Все они имеют разные впечатления об одном предмете, и нет возможности выяснить, какое из них является истинным.

  3. Единственной разумной основой является скепсис, в котором удивительным образом соединились утверждение и отрицание. Ни один человек не может иметь никаких знаний, поскольку суть любой вещи – тайна, и закрыта она от любого из живущих существ на земле. Собственно говоря, это и не вещи вовсе, а только их видимость.

  4. Невозможно определить истинное и кажущееся, известное и неизвестное.

  5. Утверждать ничего нельзя и во всём следует сомневаться, ведь чувства и впечатления у всех различны, и определить какое из них верное, невозможно.  

Исследовать какой-либо предмет вне зависимости от субъекта, то есть личности, невозможно – эта идея является основной в скептицизме. Каждый человек, получив информацию, анализирует её.   Скептики предлагали основывать суждения на непосредственных впечатлениях. Не стоит распознавать сущность предмета. Достаточно полученного впечатления того, что соль солёная, а сахар сладкий. Между тем скептики стремятся к расширению своего познавательного опыта.

Далее рассмотрим школу стоицизма.

Большое значение, в том числе и для образованных римлян, имела философия стоиков, которая со временем принимала всё более религиозный характер. Поскольку, согласно учению стоиков, истинная нравственность, являющаяся винцом человеческих устремлений, невозможна без истинного познания они придавали большое значение теории.



Римским стоикам довелось жить в Римской империи в тот период (первые два века нашей эры), когда внешне она выглядела могучей и непоколебимой, могла сокрушить любого иноземного врага, но внутренне подвергалась, говоря словами Платона, «порче нравов», приводящей к разложению и гибели государства. Причем эта порча нравов шла сверху, со стороны императорской власти, прежде всего самих императоров (Марк Аврелий в этом отношении представлял, пожалуй, единственное исключение), которые, уверовав в свое всемогущество, демонстрировали далеко не лучшие качества.

Стоики проводили мысль о существовании одного Бога, они считали, что человек должен достигнуть апатии, то есть совершенно ровное отношение ко всем возникающим в жизни явлениям. Эта древнегреческая философия сделалась очень популярной и легко завоевала умы древних римлян.

    Сенека – создатель позднего стоицизма, «новой Стои». Для него философия являлась способом приспособления человека к миру, возможностью устроиться в нём. Разделяя философию на несколько направлений (физическую, логическую и этическую), сам он был приверженцем последней, делая упор на практику, а не теорию. Сенека полагал, что нельзя разделять мудрость и познание. Напротив, согласно его взглядам, мудрости можно было достичь именно через знания.

    Основным свойством он считал косность, а способом её вечного движения – разум. По его мнению, душа бессмертна и обладает таким свойством, как телесность, при этом он противопоставлял эти категории (душу и тело). В философских воззрениях Сенеки мир представал как некоторая необходимость, носящая характер неумолимости, и это обстоятельство делает равным всех: и рабов, и свободных. Все они должны покоряться неизбежности, с покорностью относится ко всем испытаниям, презирать саму бренность существования.

     Итог его философской деятельности - "Нравственные письма к Луцилию". В них стоик показал, что философия учит прежде всего делать, а не рассуждать. Философия не может быть потехой для толпы, это не шоу. Она образует и формирует душу, упорядочивает жизнь и управляет действиями человека.

У Сенеки много работ, посвященных моральной проблематике, например, "О гневе". В ней он говорил, что важно не просто подавлять в себе гнев, но и проповедовать любовь к ближнему. 

5 основных идей стоицизма:

  1. Человек должен достигнуть апатии, то есть совершенно ровное отношение ко всем возникающим в жизни явлениям, будь они счастливыми или несчастливыми; удачными или неудачными.

  2. Человек — часть великой Вселенной, он связан со всем существующим в ней и живет по ее законам.

  3. Человек несвободен от своей судьбы, а в обман его вводят не чувства, а состояния.





  1. Философия является способом приспособления человека к миру, возможностью устроиться в нём.

  2. Строить свою жизнь необходимо в соответствии с мыслью об общем благе, всем желать добра и созидать.


Человек должен достигнуть апатии, то есть совершенно ровное отношение ко всем возникающим в жизни явлениям, будь они счастливыми или несчастливыми; удачными или неудачными. Философы подчёркивали значимость труда, т. к. он может принести успокоение самому человеку, придать смысл его жизни, которая протекает очень быстро и можно просто не успеть. В основе организации жизни лежит следование природе и принцип доброты с отвержением всего дурного. В природе всё уже упорядочено, но при этом знание о мире ото всех скрыто. Строить свою жизнь необходимо в соответствии с мыслью об общем благе, всем желать добра и созидать.

   Стоики осуждали злонамеренность действий, интриги, погоню за материальными благами. Они призывали к воплощению позитивных идей в жизнь. Счастье, по их мнению, достигалось посредством выполнения долга и делами на благо общества.    

Далее рассмотрим школу эпикуреизма.

Эпикуреизм был распространённым философским течением в Древнем Риме. В центр своих воззрений философы этого направления помещали этику как единственную область, заслуживающую серьёзного рассмотрения. Счастье – это удовольствие, а под удовольствием следует понимать отсутствие страданий. Считая, что удовольствие это критерий благ, философы вовсе не стояли на позиции, что человек должен предаваться любым удовольствием без разбора. При выборе удовольствий человек должен руководствоваться принципом благоразумия, только в этом случае он получит истинное наслаждение. Крупнейшим философом этого направления следует назвать непосредственно Тита Лукреция Кара, который написал знаменитую поэму «О природе вещей».

   Как философ-эпикуреец, он отдавал предпочтение материализму. По его мнению, материя никем не была сотворена, её невозможно уничтожить, следовательно, она вечна. Идея о Боге, о его причастии к созданию мира им отвергалась. Лукреций был убеждён, что материя и есть источник произрастания всего и одновременно условие для жизни.

   Определил философ и начала мира. Это пустота и атомы, которые он называет телами. Не отходя от основных идей Эпикура, он также признаёт взаимодействие материи, времени и движения. Отталкиваясь от изысканий Эпикура, Лукреций вынес также утверждение о том, что вне материи не может быть и пустого пространства.


    Философ признавал существование других миров, но делал оговорку на этот счёт: они временны, могут меняться, у них есть пределы. Лукреций по-своему толковал процесс сотворения мира – как в целом, так и по частям, много внимания уделяя неорганической материи.

5 основных идей эпикуреизма:

  1. Материя никем не была сотворена, её невозможно уничтожить, следовательно, она вечна.

  2. Движение неотделимо от материи и немыслимо без нее.

  3. Желания человека безграничны, а средства их удовлетворения ограничены. Поэтому необходимо себя ограничить лишь потребностями, неудовлетворение которых ведет к страданию. От остальных желаний следует отказаться, в этом необходимы мудрость и благоразумие.

  4. Душа смертна и загробной жизни не существует.

  5. Смысл жизни – избегать страданий, получать наслаждение.

Материя никем не была сотворена, её невозможно уничтожить, следовательно, она вечна. Материя является источником и условием для жизни.Атомы, которые должны иметь другую природу, чем видимые вещи, и не разрушаться, чтобы из них постоянно возникало что-то новое. Атомы невидимы, как ветер и мельчайшие пылинки, но из них образуются (как из букв слова) вещи, люди и даже боги. Ничто не может возникнуть из ничего по воле богов. Все происходит из чего-то и превращается во что-то в силу естественных причин. На самом же деле все изменения происходят в мире от движения атомов, имеющего случайный, механический характер и незаметного для людей.

   Говоря о дальнейшем развитии мира, его прогрессе, философы во главу угла ставили материальную культуру и преемственность поколений в смысле передаче опыта. Нужда и эволюция разума – вот условия дальнейшего существования мира.

  Римский эпикуреизм вырастал и развивался на основе общественных тенденций, связанных с вольнодумием, тягой к практицизму, желанием освободиться от страха перед богами, коих в Риме существовал целый пантеон. Отсюда тянется красная нить римского эпикуреизма – атеизм.

Таким образом, рассмотрев по существу первый вопрос своего научного исследования, я пришла к следующим выводам:

1.Философия древнего Рима это один из этапов развития мировой философии, который называется античная философия и охватывает рамки с первого тысячелетия до нашей эры до середины V века.

2.Главной особенностью философии древнего Рима является то, что основой её является разработанный в это время принцип приспособления человека к миру, возможностью устроиться в нём.