Файл: 1. в каких условиях и окружении формировалась древнеримская цивилизация. В чём специфика её формирования.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 31

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Наиболее важным в этой части реформ было то, что центурии стали не только военной, но и политической единицей. Со времени реформ наряду с куриатными народными собраниями стали созываться народные собрания по центуриям, где каждая центурия имела один голос и голосование по традиции начиналось с центурий всадников и первого разряда, а при их единогласии, естественно, и заканчивалось этим. Решение народного собрания по центуриям получало силу закона, и это собрание оттесняло на вторые роли народное собрание по куриям., каждый класс выставлял определённое количество войсковых единиц -- центурий (сотен) и получал такое же количество голосов в центуриатных комициях.

Вторая часть реформ - деление свободного населения по территориальному принципу усилила процесс ослабления кровнородственных связей, лежавших в основе первобытнообщинной организации. В Риме было образовано 4 городских и 17 сельских территориальных округов, за которыми сохранили старое название племен -- трибы. В трибу входили и патриции, и плебеи, жившие в ней, подчинявшиеся ее старосте. Он же собирал с них налоги. Несколько позднее по территориальным трибам также стали созываться свои собрания (трибутные комиции), в которых каждая триба имела один голос. Их роль долгое время оставалась второстепенной, но разделение населения по трибам, в которых патриции и плебеи несли одинаковые обязанности, свидетельствовало о появлении в организации общественной власти в Риме территориального, а не кровнородственного принципа ее действия.

Теперь списки граждан стали вести не по куриям, а по новым территориальным округам трибам. При Сервии Туллии по ним начали взимать с граждан чрезвычайный взнос на военные нужды, который назывался трибут. Поскольку Рим постоянно вел с кем-нибудь войну, то трибут фактически был регулярным налогом, но в случае удачной кампании, гражданам могли вернуть их деньги обратно за счет захваченной у врага добычи.

Достоверность свидетельств римской исторической традиции о реформах Сервия Туллия вызывает у многих современных историков определенные сомнения. Дело в том, что первые римские монеты медные (или бронзовые) ассы, которые были не чеканенными, а литыми появились только в IV в. до н.э. Кроме того, маловероятно, что в уже в VI в до н.э. в Риме было достаточно воинов, чтобы сформировать около 200 центурий. Возможно, та сложная система классов и центурий, о которой рассказывают римские историки, относится не к VI, а к IV в. до н.э.


Как полагают некоторые исследователи, имущественный ценз исчислялся при Сервии Туллии не в деньгах, а в зависимости от величины земельного надела или урожая, который с него собирали, как в Аттике при Солоне. Не исключено также, что деление на имущественные разряды при Сервии Туллии было более простым: все зажиточные граждане, сражавшиеся в пехоте, причислялись к одному классу, все пролетарии к тем, кто ниже класса.

Однако большинство современных ученых сходятся в главном: реформы Сервия Туллия, разделившие римское общество по имущественному принципу, знаменовали окончательный переход Рима к цивилизации и государственности и, следовательно, имели громадное историческое значение.

5. Назовите истоки возникновения христианства и причины его победы в Римском обществе.

История христианства в Римской империи охватывает период от зарождения христианства в первой половине I века до распада Западной Римской империи. В течение II века христианство распространилось практически по всей Римской империи, тогда же появилась обширная апологетическая литература, а также послания и сочинения авторитетных христианских авторов.

Само превращение Римской империи из языческой в христианскую состоялось медленно, в течение нескольких столетий; различаются в нём следующие эпохи:

  • эпоха зарождения и начального развития Христианства в Римской империи под сенью иудаизма, до еврейского восстания и второго разрушения иерусалимского храма (полвека после смерти Иисуса Христа);

  • эпоха гонений и в то же время открытого распространения христианства до признания его равноправной религией Константином Великим, с подразделением её на:

    • эпоху спорадических гонений (при ДомицианеАнтонинах и Северах) и

    • эпоху гонений универсальных, имевших целью уничтожение христианской церкви (в смутный период и при Диоклетиане);

  • эпоха перевеса христианства и разрушения язычества (от Константина Великого до шестого века).

Во всех названных периодах следует различать:

  • политическую и культурную историю христианства,

  • историю развития христианских догматов в борьбе с ересями и

  • историю христианской литературы.

6. Какую роль в жизни Римской империи стал играть варварский фактор?



Поселившиеся на территории Римской империи варвары стали активно участвовать в политической и культурной жизни.

Варвары стали чувствовать себя полноценными жителями империи. Вожди варварских племён одевались в римскую одежду, обустраивали свои резиденции в римском стиле, учили латынь.

7. Перечислите характерные черты культуры Древнего Рима.

Культура Древнего Рима прошла в своем развитии несколько этапов. Основой для ее формирования и последующего развития послужила этрусс кая культура, унаследованная римлянами. Согласно древним источникам, первые храмы для римлян также возводили этруски.

Особая роль принадлежала Греции, не случайно в Риме говорили, что "плененная Греция пленила своих врагов". В конце III в. до н.э. в Риме происходил культурный подъем, проходивший под влиянием греческой культуры. Для работы в Риме привлекались многочисленные греческие мастера. В Риме было сосредоточено большое количество произведений искусства, вывезенных из Греции. Изучение основных достижений греческой культуры стало обязательной ступенью в получении образования для знатных римлян.

Стремление к монументальности и величию – характерная черта римской

культуры. Наиболее ярко это проявилось в архитектуре. Римские храмы

напоминают греческие своей формой, использованием колонн, но по своим

размерам значительно их превосходят. Стремление к внешней нарядности привело к выделению коринфского стиля. Наряду с периптером, в Риме

строились круглые храмы (ротонды). Для придания храму большей эффектности римляне искусно использовали рельеф местности. Излюбленной архитектурной деталью стали арки. Изобретение во II в. бетона привело к широкому распространению арочносводчатых конструкций.

Для римлян была характерна любовь к разнообразным зрелищам. В их числе триумфы и гладиаторские бои. Для проведения последних использовался Колизей. Триумфальные арки – также римское архитектурное новшество. Арки сооружались в честь побед и как знак освящения новых городов. Однако их первичный смысл связан с триумфом – торжественным шествием в честь победы над врагом. Получили распространение и отдельно стоящие колонны, также воздвигнутые в честь побед. Наиболее известна колонна Траяна, повествующая о войне с даками. Чисто римским сооружением также явились термы (бани), игравшие важную роль в повседневной жизни римлян.


Таким образом, римская архитектура как бы была призвана подчеркнуть масштабность деяний Рима, его величие и особое предназначение. Величайшим достижением римской культуры стало создание скульптурного портрета. Если греческая скульптура ставила своей задачей создание идеального прекрасного образа гражданина греческого полиса, то римский портрет передавал черты конкретного человека. Статуя должна была прославить римлянина, его потомков и поэтому было важно, чтобы изображенное лицо ни с кем не спутали. Римская религия прошла долгий путь развития. Ранняя религия была анимистической. Божественное напрямую связывалось с конкретными предметами. Единой религиозной культуры в Риме не существовало. Античная культура оставила человечеству громадное наследие, значение которого трудно переоценить. Культура этой эпохи преобразила облик огромной части мира и во многом предопределила его последующее развитие. После своей гибели античная культура возродилась в культуре европейских стран.

8. В чём причины распада Римской империи и падения Западной Римской империи?

Основными причинами краха империи стали участившиеся гражданские войны и междоусобные конфликты, а также усилившиеся варварские племена, частые вторжения которых приносили большие убытки государству. Слабеющая римская армия больше не могла приносить государству золото и рабов, не могла осуществлять защиту ранее завоёванных территорий.

Деградировало и само общество. Служба в армии потеряла былую популярность, и государству приходилось прибегать к помощи наемников. Разбогатевшие коренные римляне не стремились к продолжению рода, что вскоре привело к вырождению нации. Ситуацию еще больше усугубляли варвары, расселяющиеся по северо-западной части империи.

Римская империя постепенно становилась неоднородным государством. Отсутствовала единая система денежного обращения. Хотя латынь и оставалась государственным языком, но в восточной части все больше говорили на греческом языке. Все эти противоречия привели в конечном итоге к политическому размежеванию на западную и восточную части.

Причины падения Западной Римской империи:

1. Распределение Римской империи на две части является первой причиной падения Западной Римской империи. После распределения империя потеряла свое могущество и стала доступной для врагов.


2. Военный конфликт между Восточной и Западной Римской империей также привел к ослаблению последней.

3. Восстание рабов и разорение крестьян также привели к падению империи. Низкий уровень жизни привел к массовым беспорядкам среди местного населения провинций.

4. Частые набеги варваров, которые грабили и разрушали города.

5. Разорение крестьян привело к ослаблению армии Западной Римской империи, что сделали ее доступной для внешних врагов.

6. Междоусобная борьба императоров за власть в Римской империи.

Задача 1.

Вопросы: какому событию был посвящен триумф? Что привело к войне? Какое значение имела победа для Рима?

Ответ: Триумф был посвящен победе Сципиона над Ганниба­лом, которого вправе был бы назвать своим учителем, ибо обучился у него тому, что именуют военным искусством. В 202 г. до н э., близ города Зама,к югу от Карфагена, произошла последняя битва Ганнибала с римлянами. Армия великого полководца была разбита. Сципион получил почетное прозвище Африканский.

В 218 г. до н. э. Ганнибал разрушил испанский город Сагунт, который являлся союзником Рима. Римляне в ответ объявили Карфагену войну.

Тем временем Ганнибал, выйдя из Испании во главе отборных войск и перейдя с огромными потерями Альпы, оказался там, где его не ждали — в долине реки По. Ганнибал объявил жившим в тех местах галлам,давним врагам Рима, что воюет за свободу Италии. Галлы дали Ганнибалу продовольствия и лошадей, вступали в его войско.

Ганнибал в нескольких сражениях разгромил консульские армии. Он двинулся на юг страны, стремясь поднять на борьбу с Римом народы Италии.

На следующий год Рим и Карфаген заключили мир, по которому Карфаген признавал свое поражение, Он лишился всех владений за пределами Африки, обязался выдать Риму военный флот, боевых слонов и заплатить большую сумму денег. Так закончилась 2-я Пуническая война. Рим стал хозяином в Западном Средиземноморье. Однако угроза со стороны Карфагена продолжала страшить римлян.

Задача 2.

Вопросы: в чем суть земельного закона братьев Гракхов? Почему реформы братьев

Гракхов вызывали гражданские междоусобицы?

Ответ: по проекту закона, предложенного Тиберием Гракхом, общественные земли, незаконно присвоенные богатыми землевладельцами, возвращались государству. Они были розданы малоземельным и безземельным гражданам. Новые владельцы не имели права продавать свой участок, который должен был переходить по наследству от отца к сыну.