Файл: Экзаменационный билет 1 Понятие, принципы, функции административного права и его место в правовой системе.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 85

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Процессуальным документом, сопровождающим стадию возбуждения, является протокол об АП.

Содержание протокола:

1.Дата и место его составления

2.Должность, фамилия и инициалы составляющего

3.Сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об АП

4. ФИО, адреса места жительства свидетелей и потерпевших

5.Место, время и событие АП

6.Статья КоАП или закона субъекта, предусматривающая АО за данное правонарушение

Протокол подписывается ДЛ и физическим лицом/ зак.представителем ЮЛ
Субъекты, имеющие право возбудить дело:

1.Субъекты ИВ – составляют протокол по делу об АП

2.Прокурор – вправе возбудить любое дело – составляют постановление по делу об АП
Сроки.

По общему правилу – протокол по делу об АП составляется немедленно. Однако, когда требуется дополнительно выяснить обстоятельства дела, протокол может быть составлен в течение 2-х суток с момента выявление правонарушения.
Административное расследование – факультативная стадия. Она дополнительна, необязательна и проводится при наличии достаточных обстоятельств. Проводится в тех случаях, когда требуется дополнительное время для выяснения обстоятельств по делу ( нарушение зак-ва о рекламе, о рынке ЦБ, о защите прав потребителей). Относительно административного расследования составляется протокол. Общий срок расследования – месяц; не достаточно, срок может быть продлен еще на месяц ( т.е 2 месяца)

Составленный протокол направляется широкому правоприменителю, который уполномочен рассмотреть дело в течение 3-х суток, с момента составления протокола.

Экзаменационный билет № 17
1. Понятие и виды органов исполнительной власти в РФ.

Орган исполнительной власти - это политическое учреждение, созданное для участия в осуществлении функций исполнительной ветви государственной власти, и наделённое в этих целях полномочиями государственно-властного характера.
Виды ОИВ:

  • 1.По месту в системе: Федеральные и органы субъекта РФ

  • 2.По источнику финансирования: из федерального/ бюджета субъекта РФ

  • 3.По порядку подчиненности: подчиненные Президенту / подчиненные Правительству

  • 4.По организационно-правовым формам деятельности: Правительство, министерства, агентства, службы, администрации, мэрии, департаменты, управления, отделы, комитеты.

  • По порядку принятия решений: Коллективные/ Единоначальные

  • 6.По объему компетенции: Органы общей компетенции ( Правительство) / Органы спец.компетенции – отраслевые органы ( образование, медицина) и функциональные органы ( Мин.Фин)



2. Субъект административного правонарушения.
Субъект админ-го правонарушения – лицо, которое выполнило или совершило правонарушение. Субъектами могут быть - ф.л. и ю.л.
Выделяется 3 вида субъектов:

1.Общий субъект – физическое вменяемое лицо, достигшее возраста 16 лет

2.Специальный субъект – должностные лица; лица, выполняющие профессиональные функции ( водители); лица, которым предоставлено спец.право ( разрешительно-лицензирующее) + ЮЛ

3.Особые субъекты – это субъекты, обладающие признаками, влияющие на вид и размер наказания. Признаки особого статуса: Возраст (например к несовершеннолетним не применяется арест); физические недостатки; наличие малолетних детей; + наличие статуса депутата/судьи/прокурора
Возраст устанавливается на момент совершения АП.

Для признания лица вменяемым, необходимо учесть медицинский критерий ( заболевания) + юридический ( осознание происходящего – ИМ, ВМ)


Экзаменационный билет № 18
1. Правовой статус органов исполнительной власти: организационная структура и компетенция.

Главная задача органа исполнительной власти — правоисполнительная деятельность, т. е. исполнение действующих законов и иных нормативных правовых актов, а также обеспечение их выполнения всеми субъектами права.
Деятельность органов исполнительной власти по своему содержанию имеет управленческий, организующий, исполняющий, контрольный и распорядительный характер; в результате этой деятельности решаются и реализуются государственные задачи и функции.
Существует организационная структура органа исполнительной власти, т. е. наличие в нем государственных должностей и функциональных структурных подразделений (департаментов, отделов, управлений, главных управлений и т. д. ), способствующих наиболее эффективному осуществлению задач, функций и полномочий данного органа. Каждая государственная должность замещается государственным служащим, который имеет специальный административно-правовой статус (права, обязанности, ограничения, полномочия, ответственность и т. д. ). Совокупность должностей составляет штат органа исполнительной власти.
Органы исполнительной власти наделены государством особыми государственно-властными полномочиями; обладают компетенцией, установленной в различных нормативных правовых актах (конституциях, законах, положениях, уставах, приказах и т. д. ).
В компетенцию - включаются в качестве основных компонентов задачи, права, обязанности, полномочия и ответственность органа исполнительной власти. В пределах своей компетенции органы издают правовые акты управления и обеспечивают их выполнение.
В содержание полномочий органов исполнительной власти входят:

а) исполнительно-распорядительная деятельность;

б) контрольно-надзорные функции;

в) действия юридического характера и принятие решений, вызывающих правовые последствия;

г) нормотворческая деятельность;

д) правоохранительная (юрисдикционная) деятельность.

2. Субъективная сторона административного правонарушения.
Субъективная сторона админ-го правонарушения - совокупность признаков характеризующих психическое отношение лица к содеянному.

Обязательный признак – вина: умысел или неосторожность


Факультативный признак – цель и мотив.

Рассказать про – ИМ, ВМ + материальный/формальный состав
Юридическое лицо признается виновным в совершении АП, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

К юридическим лицам не применим умысел и неосторожность. Привлечение к ответственности ЮЛ не освобождает от ответственности виновное ДЛ, как и наоборот.

Ю.л. в основном назначаются наказания имущественного характера. Размеры штрафа, которые могут быть назначены ю.л. намного больше, чем для ф.л.

Ю.л. не может быть участником по делам об админ-х правонарушениях (знакомиться с делом, давать объяснения, заявлять ходатайства). Защиту их прав и законных интересов в этом случае осуществляет его законный представитель
Экзаменационный билет № 19
1. Правительство РФ: понятие, состав, структура, организационно-правовые формы деятельности. Аппарат Правительства РФ

Правительство – центральный коллегиальный исполнительный орган общей компетенции.

Правительство формируется для того, чтобы осуществлять исполнительно-распорядительную деятельность государства.
Существуют 2 формы деятельности:

1 – заседания Правительства:

а – по периодичности проведения б – по режиму проведения

- очередные (не реже 1 раза месяц) - закрытые

- внеочередные (по необходимости) - гласные
2 – Президиум Правительства (создается для решения оперативных вопросов и созывается по мере необходимости). Решение принимается большинством голосов от общего числа членов Президиума и не должны противоречить актам Правительства, которое вправе отменить любое решение Президиума.
Правительство в пределах своих полномочий:

- организует реализацию внутренней и внешней политики РФ

- осуществляет регулирование в социально-экономической сфере

- обеспечивает единство системы ИВ в РФ, направляет и контролирует деятельность ее органов.

- формирует федеральные целевые программы, обеспечивает их реализацию.


- реализует предоставленное ему право законодательной инициативы

- устанавливает порядок создания и деятельности территориальных органов ФОИВ

- координирует деятельность силового блока, руководит несиловым.

- может отменить акты ФОИВ или приостановить их действие
Вопросы, которые решаются только на заседаниях Правительства:

- принятие решения о предоставлении Гос. Думе проекта федерального бюджета

- рассматриваются проекты программ экономического и социального развития

- принимаются решения о внесении Правительством законопроектов в Госдуму.

- устанавливается объем выпуска государственных ценных бумаг

- рассматриваются проекты программ приватизации государственной федеральной собственности
Свою компетенцию Правительство осуществляет путем издания 2 основных актов:

Посредством издания постановлений оформляются акты нормативного характера. По оперативным и текущим вопросам, не имеющим нормативного характера, издаются распоряжения.
Постановления и распоряжения подписываются Председателем Правительства.

Срок полномочий Правительства не установлен. Он определятся сроком полномочий Президента, кроме случаев внезапной отставки Правительства.

Основания и способы прекращения полномочий Правительства:

1 - сложение полномочий перед вновь избранным Президентом

2 - отставка Правительства (варианты определяются инициатором)

а – Правительство подает в отставку

б – Госдума выражает недоверие Правительству

в - Президент оправляет в отставку

г – Председатель Правительства уходит в отставку
Аппарат Правительства Российской Федерации – государственный орган, образованный для обеспечения деятельности Правительства и организации контроля за выполнением органами исполнительной власти принятых им решений.