Файл: Экзаменационный билет 1 Понятие, принципы, функции административного права и его место в правовой системе.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 85
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Процессуальным документом, сопровождающим стадию возбуждения, является протокол об АП.
Содержание протокола:
1.Дата и место его составления
2.Должность, фамилия и инициалы составляющего
3.Сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об АП
4. ФИО, адреса места жительства свидетелей и потерпевших
5.Место, время и событие АП
6.Статья КоАП или закона субъекта, предусматривающая АО за данное правонарушение
Протокол подписывается ДЛ и физическим лицом/ зак.представителем ЮЛ
Субъекты, имеющие право возбудить дело:
1.Субъекты ИВ – составляют протокол по делу об АП
2.Прокурор – вправе возбудить любое дело – составляют постановление по делу об АП
Сроки.
По общему правилу – протокол по делу об АП составляется немедленно. Однако, когда требуется дополнительно выяснить обстоятельства дела, протокол может быть составлен в течение 2-х суток с момента выявление правонарушения.
Административное расследование – факультативная стадия. Она дополнительна, необязательна и проводится при наличии достаточных обстоятельств. Проводится в тех случаях, когда требуется дополнительное время для выяснения обстоятельств по делу ( нарушение зак-ва о рекламе, о рынке ЦБ, о защите прав потребителей). Относительно административного расследования составляется протокол. Общий срок расследования – месяц; не достаточно, срок может быть продлен еще на месяц ( т.е 2 месяца)
Составленный протокол направляется широкому правоприменителю, который уполномочен рассмотреть дело в течение 3-х суток, с момента составления протокола.
Экзаменационный билет № 17
1. Понятие и виды органов исполнительной власти в РФ.
Орган исполнительной власти - это политическое учреждение, созданное для участия в осуществлении функций исполнительной ветви государственной власти, и наделённое в этих целях полномочиями государственно-властного характера.
Виды ОИВ:
-
1.По месту в системе: Федеральные и органы субъекта РФ -
2.По источнику финансирования: из федерального/ бюджета субъекта РФ -
3.По порядку подчиненности: подчиненные Президенту / подчиненные Правительству -
4.По организационно-правовым формам деятельности: Правительство, министерства, агентства, службы, администрации, мэрии, департаменты, управления, отделы, комитеты. -
По порядку принятия решений: Коллективные/ Единоначальные -
6.По объему компетенции: Органы общей компетенции ( Правительство) / Органы спец.компетенции – отраслевые органы ( образование, медицина) и функциональные органы ( Мин.Фин)
2. Субъект административного правонарушения.
Субъект админ-го правонарушения – лицо, которое выполнило или совершило правонарушение. Субъектами могут быть - ф.л. и ю.л.
Выделяется 3 вида субъектов:
1.Общий субъект – физическое вменяемое лицо, достигшее возраста 16 лет
2.Специальный субъект – должностные лица; лица, выполняющие профессиональные функции ( водители); лица, которым предоставлено спец.право ( разрешительно-лицензирующее) + ЮЛ
3.Особые субъекты – это субъекты, обладающие признаками, влияющие на вид и размер наказания. Признаки особого статуса: Возраст (например к несовершеннолетним не применяется арест); физические недостатки; наличие малолетних детей; + наличие статуса депутата/судьи/прокурора
Возраст устанавливается на момент совершения АП.
Для признания лица вменяемым, необходимо учесть медицинский критерий ( заболевания) + юридический ( осознание происходящего – ИМ, ВМ)
Экзаменационный билет № 18
1. Правовой статус органов исполнительной власти: организационная структура и компетенция.
Главная задача органа исполнительной власти — правоисполнительная деятельность, т. е. исполнение действующих законов и иных нормативных правовых актов, а также обеспечение их выполнения всеми субъектами права.
Деятельность органов исполнительной власти по своему содержанию имеет управленческий, организующий, исполняющий, контрольный и распорядительный характер; в результате этой деятельности решаются и реализуются государственные задачи и функции.
Существует организационная структура органа исполнительной власти, т. е. наличие в нем государственных должностей и функциональных структурных подразделений (департаментов, отделов, управлений, главных управлений и т. д. ), способствующих наиболее эффективному осуществлению задач, функций и полномочий данного органа. Каждая государственная должность замещается государственным служащим, который имеет специальный административно-правовой статус (права, обязанности, ограничения, полномочия, ответственность и т. д. ). Совокупность должностей составляет штат органа исполнительной власти.
Органы исполнительной власти наделены государством особыми государственно-властными полномочиями; обладают компетенцией, установленной в различных нормативных правовых актах (конституциях, законах, положениях, уставах, приказах и т. д. ).
В компетенцию - включаются в качестве основных компонентов задачи, права, обязанности, полномочия и ответственность органа исполнительной власти. В пределах своей компетенции органы издают правовые акты управления и обеспечивают их выполнение.
В содержание полномочий органов исполнительной власти входят:
а) исполнительно-распорядительная деятельность;
б) контрольно-надзорные функции;
в) действия юридического характера и принятие решений, вызывающих правовые последствия;
г) нормотворческая деятельность;
д) правоохранительная (юрисдикционная) деятельность.
2. Субъективная сторона административного правонарушения.
Субъективная сторона админ-го правонарушения - совокупность признаков характеризующих психическое отношение лица к содеянному.
Обязательный признак – вина: умысел или неосторожность
Факультативный признак – цель и мотив.
Рассказать про – ИМ, ВМ + материальный/формальный состав
Юридическое лицо признается виновным в совершении АП, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
К юридическим лицам не применим умысел и неосторожность. Привлечение к ответственности ЮЛ не освобождает от ответственности виновное ДЛ, как и наоборот.
Ю.л. в основном назначаются наказания имущественного характера. Размеры штрафа, которые могут быть назначены ю.л. намного больше, чем для ф.л.
Ю.л. не может быть участником по делам об админ-х правонарушениях (знакомиться с делом, давать объяснения, заявлять ходатайства). Защиту их прав и законных интересов в этом случае осуществляет его законный представитель
Экзаменационный билет № 19
1. Правительство РФ: понятие, состав, структура, организационно-правовые формы деятельности. Аппарат Правительства РФ
Правительство – центральный коллегиальный исполнительный орган общей компетенции.
Правительство формируется для того, чтобы осуществлять исполнительно-распорядительную деятельность государства.
Существуют 2 формы деятельности:
1 – заседания Правительства:
а – по периодичности проведения б – по режиму проведения
- очередные (не реже 1 раза месяц) - закрытые
- внеочередные (по необходимости) - гласные
2 – Президиум Правительства (создается для решения оперативных вопросов и созывается по мере необходимости). Решение принимается большинством голосов от общего числа членов Президиума и не должны противоречить актам Правительства, которое вправе отменить любое решение Президиума.
Правительство в пределах своих полномочий:
- организует реализацию внутренней и внешней политики РФ
- осуществляет регулирование в социально-экономической сфере
- обеспечивает единство системы ИВ в РФ, направляет и контролирует деятельность ее органов.
- формирует федеральные целевые программы, обеспечивает их реализацию.
- реализует предоставленное ему право законодательной инициативы
- устанавливает порядок создания и деятельности территориальных органов ФОИВ
- координирует деятельность силового блока, руководит несиловым.
- может отменить акты ФОИВ или приостановить их действие
Вопросы, которые решаются только на заседаниях Правительства:
- принятие решения о предоставлении Гос. Думе проекта федерального бюджета
- рассматриваются проекты программ экономического и социального развития
- принимаются решения о внесении Правительством законопроектов в Госдуму.
- устанавливается объем выпуска государственных ценных бумаг
- рассматриваются проекты программ приватизации государственной федеральной собственности
Свою компетенцию Правительство осуществляет путем издания 2 основных актов:
Посредством издания постановлений оформляются акты нормативного характера. По оперативным и текущим вопросам, не имеющим нормативного характера, издаются распоряжения.
Постановления и распоряжения подписываются Председателем Правительства.
Срок полномочий Правительства не установлен. Он определятся сроком полномочий Президента, кроме случаев внезапной отставки Правительства.
Основания и способы прекращения полномочий Правительства:
1 - сложение полномочий перед вновь избранным Президентом
2 - отставка Правительства (варианты определяются инициатором)
а – Правительство подает в отставку
б – Госдума выражает недоверие Правительству
в - Президент оправляет в отставку
г – Председатель Правительства уходит в отставку
Аппарат Правительства Российской Федерации – государственный орган, образованный для обеспечения деятельности Правительства и организации контроля за выполнением органами исполнительной власти принятых им решений.