Файл: Экзаменационный билет 1 Понятие, принципы, функции административного права и его место в правовой системе.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 83
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
одного рабочего дня. Хранение невостребованных документов осуществляется в течение трех лет. По истечении указанного срока невостребованные документы подлежат уничтожению.
Экзаменационный билет № 3
1. Метод административно-правового регулирования.
Метод административно-правового регулирования – совокупность практических приемов, способов и средств воздействия на общественные отношения, составляющие предмет административно – правового регулирования.
Для административного права характерен Императивный метод. Он предполагает либо безвариантность действий, либо вариант есть, но он строго ограничен законодателем. Данный метод характеризуется наличием властных отношений, а сам императивный метод предполагает юридическое неравенство сторон, т.е властная сторона всегда имеет больший объем властных полномочий. Но это не означает, что невластная сторона их не имеет; права есть, но их меньше, чем у властной. Главное право – право на обжалование, как действий, так и бездействий.
Диспозитивный метод не является приоритетным, хотя имеет место быть и предполагает выбор субъектом АП правил поведения ( например – право обращения граждан с жалобой/заявлением/предложением)
Метод стимулирования – предполагает наличие определенных стимулов, которыми могут руководить субъекты адм.правоотношений в различных ситуациях, и эти стимулы могут субъекта поощрять.
2. Меры административного пресечения: понятие, виды, особенности.
Меры админ-го пресечения – разновидность админ-правового принуждения, поэтому им присущи все признаки мер админ-принуждения.
Цель мер пресечения – пресечь, прервать, прекратить противоправное поведение, а значит предотвратить возможные негативные последствия и не допустить новые правонарушения.
Применение мер пресечения – монополия ИВ.
Меры пресечения применяются оперативно, быстро, в условиях дефицита информации. Часто могут применяться в связи с преступлением.
Меры админ-го пресечения могут применяться к широкому кругу субъектов, в т.ч. к не достигшим 16 лет, невменяемым, иммунитетным людям, военным, работникам ОВД, прокуратуры при совершении ими правонарушения, за совершение которых для них установлена дисциплинарная ответственность.
Меры админ-го пресечения могут посягать на физическую неприкосновенность правонарушителя.
Система мер админ-го пресечения разнообразна
Виды:
Д.Н. Бахрах, исходя из цели и образа воздействия, различает общие, специальные и процессуальные меры пресечения
К общим мерам относятся: превентивное задержание, принудительное лечение, административный надзор за лицами, прибывшими из мест лишения свободы, предписание (предостережение), запрещение эксплуатации, приостановление работ и др. Некоторые из них применяются только к гражданам, другие только к коллективным субъектам, а третьи – и к тем, и к другим.
Специальные меры пресечения применяются только к гражданам, они нарушают их физическую неприкосновенность для того, чтобы быстро прекратить противоправное поведение. В их числе средства простого физического воздействия (приемы боевой борьбы, использование служебных собак); воздействие с помощью технических средств (дубинок, наручников и т.д.); использование огнестрельного оружия, боевой техники.
Процессуальные меры пресечения названы в 238-247 и др. статьях КоАП
Экзаменационный билет № 4
1. Система административного права.
Система административного права состоит из 2 частей (общая и особенная), в каждой части – институты.
В Общую часть входят 2 группы институтов:
Группа 1:- АПС гражданин- АПС госорганов и служащих публичной администрации
- АПС государственных и муниципальных организаций- АПС частных организаций
Группа 2: - обеспечение законности деятельности ОИВ - принуждение по АП - административное судопроизводство
Особенная часть – из специально-регулятивных, специально-охранительных норм, в которые
входят:
- административно-политическая деятельность по обеспечению безопасности граждан
- организационно-хозяйственная деятельность государственной и муниципальной ИВ
-социально-культурная
2. Понятие, сущность, значение и основные черты административной ответственности. Освобождение (альтернативы) от административной ответственности.
Админ-я ответственность – это урегулированная нормами АП и админ-процессуального права деятельность уполномоченных субъектов по применению мер админ-го наказания к субъектам за совершенные ими правонарушения, а также предупреждение совершения новых правонарушений как данным субъектом, так и другими лицами.
Частные признаки админ-й ответственности, т.е. ее особенности:
1.Основание ответственности:
- нормативное основание (КоАП, законодательство субъектов РФ об админ-х правонарушениях)
- фактическое основание – им является сам факт админ-го правонарушения
- процессуальное – постановление компетентного органа
Для наступления административной ответственности необходимо наличие всех трех оснований.
2. характерный субъектный состав: ф.л. и ю.л.
3. свой возрастной ценз: с 16 лет, а возрастной ценз для дисциплинарной ответственности наступает с момента зачисления в организацию.
4. свой юрисдикционный состав ( те лица, которые вправе привлекать к админ-й ответственности), среди последних выделяются:
- субъекты админ-й юрисдикции
- субъекты админ-судебной юрисдикции ( 6 из 9 назначаются судом!)
5. админ-я ответственность является самодостаточной, т.к. у нее есть своя система наказаний.
6. правовым последствием привлечения к админ-й ответственности является не судимость, а состояние админ-правовой наказуемости ( 1 год !)
Освобождение от админ-й ответственности имеет 2 варианта:
Основания освобождения от админ-й ответственности:
Экзаменационный билет № 5
1. Источники административного права. Общая характеристика административного законодательства.
Источники административного права – форма его внешнего выражения.
Виды источников административного права:
1.Конституция Российской Федерации;
2. ФКЗ
3. ФЗ
4.Указы Президента нормативного характера
5.Постановления Правительства
6.Нормативные акты Федеральных министерств
7.Указы ВДЛ субъектов
8.Административные договоры ( договор об обмене информацией между ОМС)
9.Акты правосудия
10.Локальные нормативные акты (устав области)
Административное законодательство – система НПА, в которых имеются нормы административного права. Особенности: многообразие источников; мобильность/изменчивость законодательства;
2. Общая характеристика административного судопроизводства: понятие, виды административно-правовых споров, процессуальная форма их разрешения.
Админ-е судопроизводство является формой разрешения споров, возникающих из админ-х и иных публичных правоотношений, экономических споров и иных дел, связанных с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности. В судебном порядке рассматриваются следующие категории дел:
Необходимо четко определиться с такими неотъемлемыми элементами административного процесса, как «административное дело» и «административный спор».
Первое понятие шире второго, так как административное дело, возникающее из управленческих (административных) правоотношений, где одним из субъектов всегда является исполнительный орган публичной власти, может иметь место как при наличии административного спора (в случае административной жалобы или административного иска), так и при его отсутствии (привлечение судом правонарушителя к административной ответственности, административное судебное санкционирование и т.д.).
Данный вывод основан и на положениях Конституции Российской Федерации, содержащей понятие «административное дело» (ст. 126).
Административные дела бывают трех видов: нормотворческие, правоприменительные и юрисдикционные.
Процессуальная форма разрешения: постановление/протокол/определения
Экзаменационный билет № 6
1. Понятие административно-правовых норм и их особенности.
Нормы административного права – установленные ( создаются новые) или санкционированные ( норма существовала в виде обычая) государством общеобязательные правила поведения, регулирующие отношения в сфере организации деятельности ИВ, реализация которого обеспечивается различным средствами ( поощрение/ убеждение).
Особенности:
2. Административные процедуры в деятельности публичной администрации: понятие, признаки, виды.
Административные процедуры - установленные актами законодательства нормы, определяющие основания, условия, последовательность и порядок рассмотрения и разрешения административных дел;
Административная процедура заключается в последовательности правовых действий или операций, которые обычно должны быть осуществлены в определенном порядке и в определенный срок.
Экзаменационный билет № 3
1. Метод административно-правового регулирования.
Метод административно-правового регулирования – совокупность практических приемов, способов и средств воздействия на общественные отношения, составляющие предмет административно – правового регулирования.
Для административного права характерен Императивный метод. Он предполагает либо безвариантность действий, либо вариант есть, но он строго ограничен законодателем. Данный метод характеризуется наличием властных отношений, а сам императивный метод предполагает юридическое неравенство сторон, т.е властная сторона всегда имеет больший объем властных полномочий. Но это не означает, что невластная сторона их не имеет; права есть, но их меньше, чем у властной. Главное право – право на обжалование, как действий, так и бездействий.
Диспозитивный метод не является приоритетным, хотя имеет место быть и предполагает выбор субъектом АП правил поведения ( например – право обращения граждан с жалобой/заявлением/предложением)
Метод стимулирования – предполагает наличие определенных стимулов, которыми могут руководить субъекты адм.правоотношений в различных ситуациях, и эти стимулы могут субъекта поощрять.
2. Меры административного пресечения: понятие, виды, особенности.
Меры админ-го пресечения – разновидность админ-правового принуждения, поэтому им присущи все признаки мер админ-принуждения.
Цель мер пресечения – пресечь, прервать, прекратить противоправное поведение, а значит предотвратить возможные негативные последствия и не допустить новые правонарушения.
Применение мер пресечения – монополия ИВ.
Меры пресечения применяются оперативно, быстро, в условиях дефицита информации. Часто могут применяться в связи с преступлением.
Меры админ-го пресечения могут применяться к широкому кругу субъектов, в т.ч. к не достигшим 16 лет, невменяемым, иммунитетным людям, военным, работникам ОВД, прокуратуры при совершении ими правонарушения, за совершение которых для них установлена дисциплинарная ответственность.
Меры админ-го пресечения могут посягать на физическую неприкосновенность правонарушителя.
Система мер админ-го пресечения разнообразна
Виды:
Д.Н. Бахрах, исходя из цели и образа воздействия, различает общие, специальные и процессуальные меры пресечения
К общим мерам относятся: превентивное задержание, принудительное лечение, административный надзор за лицами, прибывшими из мест лишения свободы, предписание (предостережение), запрещение эксплуатации, приостановление работ и др. Некоторые из них применяются только к гражданам, другие только к коллективным субъектам, а третьи – и к тем, и к другим.
Специальные меры пресечения применяются только к гражданам, они нарушают их физическую неприкосновенность для того, чтобы быстро прекратить противоправное поведение. В их числе средства простого физического воздействия (приемы боевой борьбы, использование служебных собак); воздействие с помощью технических средств (дубинок, наручников и т.д.); использование огнестрельного оружия, боевой техники.
Процессуальные меры пресечения названы в 238-247 и др. статьях КоАП
Экзаменационный билет № 4
1. Система административного права.
Система административного права состоит из 2 частей (общая и особенная), в каждой части – институты.
В Общую часть входят 2 группы институтов:
Группа 1:- АПС гражданин- АПС госорганов и служащих публичной администрации
- АПС государственных и муниципальных организаций- АПС частных организаций
Группа 2: - обеспечение законности деятельности ОИВ - принуждение по АП - административное судопроизводство
Особенная часть – из специально-регулятивных, специально-охранительных норм, в которые
входят:
- административно-политическая деятельность по обеспечению безопасности граждан
- организационно-хозяйственная деятельность государственной и муниципальной ИВ
-социально-культурная
2. Понятие, сущность, значение и основные черты административной ответственности. Освобождение (альтернативы) от административной ответственности.
Админ-я ответственность – это урегулированная нормами АП и админ-процессуального права деятельность уполномоченных субъектов по применению мер админ-го наказания к субъектам за совершенные ими правонарушения, а также предупреждение совершения новых правонарушений как данным субъектом, так и другими лицами.
Частные признаки админ-й ответственности, т.е. ее особенности:
1.Основание ответственности:
- нормативное основание (КоАП, законодательство субъектов РФ об админ-х правонарушениях)
- фактическое основание – им является сам факт админ-го правонарушения
- процессуальное – постановление компетентного органа
Для наступления административной ответственности необходимо наличие всех трех оснований.
2. характерный субъектный состав: ф.л. и ю.л.
3. свой возрастной ценз: с 16 лет, а возрастной ценз для дисциплинарной ответственности наступает с момента зачисления в организацию.
4. свой юрисдикционный состав ( те лица, которые вправе привлекать к админ-й ответственности), среди последних выделяются:
- субъекты админ-й юрисдикции
- субъекты админ-судебной юрисдикции ( 6 из 9 назначаются судом!)
5. админ-я ответственность является самодостаточной, т.к. у нее есть своя система наказаний.
6. правовым последствием привлечения к админ-й ответственности является не судимость, а состояние админ-правовой наказуемости ( 1 год !)
Освобождение от админ-й ответственности имеет 2 варианта:
-
буквальное, т.е. правонарушитель не привлекается к ответственности вообще -
относительное, т.е. освобождается от админ-й, но несет другой вид юридической ответственности
Основания освобождения от админ-й ответственности:
-
малозначительность админ-го правонарушения -
крайняя необходимость -
невменяемость -
при наличии обстоятельств, исключающих производство по админ-му правонарушению:
-
- отсутствие события админ-го правонарушения -
- отсутствие состава админ-го правонарушения -
- отсутствие деликтоспособного возраста (16 лет) -
- издание акта амнистии, если он устраняет применение админ-го наказания -
- отмена закона, установившего ответственность за это правонарушение -
- истечение срока давности админ-й ответственности
Экзаменационный билет № 5
1. Источники административного права. Общая характеристика административного законодательства.
Источники административного права – форма его внешнего выражения.
Виды источников административного права:
1.Конституция Российской Федерации;
2. ФКЗ
3. ФЗ
4.Указы Президента нормативного характера
5.Постановления Правительства
6.Нормативные акты Федеральных министерств
7.Указы ВДЛ субъектов
8.Административные договоры ( договор об обмене информацией между ОМС)
9.Акты правосудия
10.Локальные нормативные акты (устав области)
Административное законодательство – система НПА, в которых имеются нормы административного права. Особенности: многообразие источников; мобильность/изменчивость законодательства;
2. Общая характеристика административного судопроизводства: понятие, виды административно-правовых споров, процессуальная форма их разрешения.
Админ-е судопроизводство является формой разрешения споров, возникающих из админ-х и иных публичных правоотношений, экономических споров и иных дел, связанных с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности. В судебном порядке рассматриваются следующие категории дел:
-
об оспаривании НПА, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, если ФЗ их рассмотрение отнесено к компетенции АС. -
об оспаривании ненормативных актов органов госвласти РФ и ее субъектов, органов местного самоуправления, их решений и действий (бездействий), затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. -
дела об админ-х правонарушениях , если их рассмотрение отнесено к компетенции АС ФЗ. -
дела о взыскании с организаций и граждан, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, обязательных платежей, если ФЗ не предусмотрен иной порядок взыскания. -
другие дела, возникающие из админ-х и др. публичных правоотношений, если их рассмотрение отнесено к компетенции АС ФЗ.
Необходимо четко определиться с такими неотъемлемыми элементами административного процесса, как «административное дело» и «административный спор».
Первое понятие шире второго, так как административное дело, возникающее из управленческих (административных) правоотношений, где одним из субъектов всегда является исполнительный орган публичной власти, может иметь место как при наличии административного спора (в случае административной жалобы или административного иска), так и при его отсутствии (привлечение судом правонарушителя к административной ответственности, административное судебное санкционирование и т.д.).
Данный вывод основан и на положениях Конституции Российской Федерации, содержащей понятие «административное дело» (ст. 126).
Административные дела бывают трех видов: нормотворческие, правоприменительные и юрисдикционные.
Процессуальная форма разрешения: постановление/протокол/определения
Экзаменационный билет № 6
1. Понятие административно-правовых норм и их особенности.
Нормы административного права – установленные ( создаются новые) или санкционированные ( норма существовала в виде обычая) государством общеобязательные правила поведения, регулирующие отношения в сфере организации деятельности ИВ, реализация которого обеспечивается различным средствами ( поощрение/ убеждение).
Особенности:
-
Установлены или санкционированы государством -
Имеют общеобязательный характер [ 3 уровня – федеральный, субъектный и локальный] -
Направлены на регулирование общ.отношений, которые складываются в процессе функ-ия ИВ -
Реализация АП-норм может быть обеспечена ( в случае необходимости) силой гос.принуждения -
Одностороннее властвующее воздействие на субъектов правоотношений
2. Административные процедуры в деятельности публичной администрации: понятие, признаки, виды.
Административные процедуры - установленные актами законодательства нормы, определяющие основания, условия, последовательность и порядок рассмотрения и разрешения административных дел;
Административная процедура заключается в последовательности правовых действий или операций, которые обычно должны быть осуществлены в определенном порядке и в определенный срок.