Файл: Экзаменационный билет 1 Понятие, принципы, функции административного права и его место в правовой системе.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 84
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Закон четко определил начало течения срока разрешения жалобы: со дня ее поступления в организацию, обязанную решить вопрос по существу.
В результате рассмотрения жалобы может быть принято решение:
1) о полном удовлетворении жалобы;
2) о частичном удовлетворении жалобы;
3) об отказе в удовлетворении жалобы (в связи с ее необоснованностью, с истечением срока, невозможностью ее проверки и т. д. ).
По общей административной жалобе не может быть отказано в удовлетворении по мотивам неподведомственности.
Если жалоба не подведомственна органу, учреждению, то ее еще на стадии первичной обработки следует направить в компетентную организацию. Если же факт неподведомственности будет установлен на последующих стадиях, материал должен быть направлен уполномоченному органу, учреждению. Автору жалобы должно быть сообщено о том, что она направлена по подведомственности. Но если дело подведомственно суду, об этом сообщается гражданину, а жалоба никуда не пересылается;
Четвертая стадия — исполнение принятого решения. Прежде всего необходимо выслать мотивированный ответ на письменную жалобу, а на устную можно и ответить устно. Конечно, нельзя считать жалобу разрешенной, если она частично или полностью удовлетворена, написан и выслан ответ, но фактически ничего не сделано. Субъект власти в таких случаях обязан принять необходимые меры для восстановления нарушенных прав гражданина.
2. Предупреждение, административный штраф, возмездное изъятие, конфискация, лишение специального права как меры административного наказания.
Предупреждение - мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица. Предупреждение выносится в письменной форме.
Предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций, а также при отсутствии имущественного ущерба.
Административный штраф является денежным взысканием, выражается в рублях и устанавливается для граждан в размере, не превышающем 5000р ; для должностных лиц – 50.000р; для юридических лиц – 1.000.000, а в случаях, нарушений Антимонопольных правил -
пяти миллионов рублей, или может выражаться в величине, кратной:
1) стоимости предмета административного правонарушения;
2) сумме неуплаченных и подлежащих уплате налогов, сборов или таможенных пошлин
3) сумме выручки правонарушителя от реализации товара, на рынке которого совершено административное правонарушение, за календарный год
4) сумме выручки правонарушителя, полученной от реализации товара (работы, услуги) вследствие неправомерного завышения регулируемых государством цен
2. Размер административного штрафа не может быть менее ста рублей.
5. Сумма административного штрафа подлежит зачислению в бюджет.
6. Административный штраф не может применяться к сержантам, старшинам, солдатам.
Возмездным изъятием орудия совершения или предмета административного правонарушения является их принудительное изъятие и последующая реализация с передачей бывшему собственнику вырученной суммы за вычетом расходов на реализацию изъятого предмета. Возмездное изъятие назначается судьей. Возмездное изъятие охотничьего оружия, орудий охоты или рыболовства не может применяться к лицам, для которых охота или рыболовство является основным законным источником средств к существованию.
Конфискацией орудия совершения или предмета административного правонарушения является принудительное безвозмездное обращение в федеральную собственность или в собственность субъекта РФ не изъятых из оборота вещей. Конфискация назначается судьей.
Не является конфискацией изъятие из незаконного владения лица орудия совершения или предмета административного правонарушения
Лишение физического лица, совершившего АП, ранее предоставленного ему специального права устанавливается за грубое или систематическое нарушение порядка пользования этим правом. Лишение специального права назначается судьей.
Срок лишения специального права не может быть менее одного месяца и более трех лет.
Лишение специального права в виде права управления транспортным средством не может применяться к лицу, которое пользуется транспортным средством в связи с инвалидностью
Лишение специального права в виде права осуществлять охоту не может применяться к лицам, для которых охота является основным законным источником средств к существованию.
Экзаменационный билет № 14
1. Судебный порядок обжалования гражданами нарушенных прав и свобод: общая характеристика административной юстиции.
Речь идет о судебном порядке разрешения жалоб граждан и особенно в тех случаях этот порядок является надежным, когда права и интересы граждан нарушаются неправомерными деяниями субъектов власти.
Нормативная основа – Закон РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан». В соответствии с этим законом, каждый гражданин вправе обратиться с жалобой в суд, если считает, что неправомерными деяниями, либо решениями гос.органов, ОМС, нарушены его права и свободы.
Условия подачи: если гражданину отказали в удовлетворении административной жалобы, либо он не получил ответа в течение 1 месяца, он вправе обратиться с жалобой в суд.
Жалоба направляется либо в суд по месту его жительства, либо в суд по месту нахождения ответчика. Приняв жалобу к рассмотрению, суд по просьбе гражданина вправе приостановить исполнение того деяние или решения, по поводу которого написана жалоба.
Сроки:
1.Три месяца, со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его прав.
2. Один месяц со дня получения гражданином письменного уведомления об отказе в удовлетворении жалобы/ либо отсутствия ответа
2. Понятие и признаки административного правонарушения. Отграничение административных правонарушений от преступлений и дисциплинарных проступков.
Административным правонарушением признается - противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Признаки админ-го правонарушения:
1.это деяние (действие или бездействие)
2.общественно-вредное деяние
3.противоправность
4.виновность. Вина может выражаться в форме умысла или неосторожности. Ст. 2.2 КоАПП. Умысел – лицо, совершившее правонарушение, сознавало противоправный характер своего деяния, предвидело его вредные последствия, желало наступления таких последствий или сознательно допускало их либо относилось к ним безразлично. Неосторожность - лицо, совершившее правонарушение, предвидело возможность наступления вредных последствий своего деяния, но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий, либо не предвидело возможность наступления таких последствий, хотя должно было и могло предвидеть их.
5.Совершается физическими и юридическими лицами
6.Административная наказанность – 1 год.
Состав АП: субъект - субъективная сторона, объект – объективная сторона.
Отграничение от преступления:
-
Различные меры взыскания за преступление и проступок. -
Различный порядок ведения дел. -
Различие правоприменительных органов: в уголовном праве только суд, в административном и другие органы. -
Различные сроки рассмотрения, за проступок более краткие. -
Отличие по субъективной стороне. -
По наступлению последствий. Если от пожара маленький ущерб, то предусматривается административная ответственность, если ущерб больших размеров, то уже уголовная ответственность. -
Различаются по приговору суда, в административном праве его нет.
Отграничение от дисциплинарных поступков.
-
Субъектом, то есть лицом, совершающим дисциплинарное правонарушение, является не любой гражданин, а только работник, притом на рабочем месте или в связи с работой. В то время, как административное правонарушение может совершаться любым гражданином, достигшим 16-летнего возраста. -
Дисциплинарный проступок выражается в нарушении работником внутреннего трудового распорядка конкретного работодателя, а административный проступок выражается в нарушении общего порядка государственного управления, например, в нарушении общественного порядка (мелкое хулиганство), правил дорожного движения, правил паспортного режима и т. д. -
За дисциплинарный проступок применяются меры дисциплинарного взыскания. За административный проступок применяются особые карательные административные санкции (взыскания) к нарушителю (лишение водительских прав, административный арест, денежные взыскания и др.). -
Дисциплинарное взыскание налагается работодателем, с которым работник состоит в трудовых отношениях. Административное взыскание налагается специальными органами, наделенными такими правами.
Экзаменационный билет № 15
2. Объект и объективная сторона административного правонарушения.
Объект админ-го правонарушения - общественные отношения, на которые посягает субъект правонарушения.
Понятие объекта неоднозначно, поэтому выделяют 3 вида объектов:
-
Общий - т.е. те общественные отношения, которые регулируются различными отраслями права, а охраняются нормами админ-го. -
Родовой –В соответствии с родовым объектом в КоАП построены главы -
Видовой – разновидность родового
Объективная сторона админ-го правонарушения - внешнее проявление административного правонарушения, т.е совокупность признаков, которые характеризуют деяние
Стержень ОС – деяние.
Деяния бывают:
-
длящиеся – деяние, после которого длительно не исполняется правовая обязанность. Это непрерывно осуществляемое поведение (обычно – бездействие) -
продолжаемые – состоит из ряда тождественных действий, охватываемых единым умыслом и направленным к единой цели. Начинаются с момента совершения первого неправомерного акта, а заканчиваются с фактическим прекращением неправомерной деятельности. Оно также может закончиться юридически – привлечением лица к админ-й ответственности.
Факультативные элементы объективной стороны: время, место, способ и т.д.
Экзаменационный билет № 16
1. Система исполнительной власти в РФ.
Система – совокупность отдельных структурных частей единого целого и необходимая взаимосвязь между этими элементами и единым целым.
Система ИВ подразделяется на:
-
Федеральную исполнительную власть -
Субъектную исполнительную власть -
Муниципальную исполнительную власть
Признаки органов ИВ:
1.Представляют собой организованный коллектив, образующий часть гос.аппарата
2.Выполняют гос.функции
3.Наделены собственной компетенцией ( Общая/ специальная: отраслевая и функциональная)
4.ОИВ – образуются вышестоящими органами/ Президентом РФ/ главой субъекта РФ
5.Состоят из постоянно действующих штатных работников
6.Осуществляют исполнительно-распорядительную деятельность
Функции ОИВ :
-
Обеспечение прав, свобод человека и гражданина -
Регулятивная функция -
Охрана общественного порядка
+ дополнительные: нормотворческая, правоприменительная и юрисдикционная
2. Стадия возбуждения дела об административном правонарушении.
Возбуждение дела об админ-м правонарушении – это начальная стадия, она открывает производство. Следовательно все процессуальные действия на этой стадии носят начальный характер, т.е. обстоятельства дела могут изменяться, корректироваться.
Поводом для возбуждения дела может послужить следующее:
-
непосредственное обнаружение должностным лицом, уполномоченным составить протокол об админ-м правонарушении, достоверных данных , которые указывают на админ-е правонарушение. -
поступившее из правоохранительных органов, а также из органов власти материалов, которые свидетельствуют об админ-м правонарушении. -
сообщения и заявления, поступившие от ф.л., ю.л., СМИ, которые указывают на факт АП