Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 60
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ООО «Вертикальстрой» разработало макет коллективного договора и использует его в своей деятельности.
Этот документ заключается между работниками и работодателем, с учетом их интересов, для регулирования трудовых отношений
Коллективный договор — это правовой акт, который регулирует социально-трудовые отношения в организации или у индивидуального предпринимателя. Документ заключают работники и работодатель в лице их представителей (ст 40 ТК РФ). Коллективный договор — документ для компании необязательный (ст. 21, 22 ТК РФ). Но если он заключен, то его положения обязательны как для руководства, так и для сотрудников. Макет коллективного договора, который организации могут использовать в своей деятельности, разработали специалисты Минтруда.
Трудовой договор заключается с работником в индивидуальном порядке, а коллективный — со всеми трудящимися, входящими в штат предприятия. Трудовой договор, как правило, бессрочный (за исключением случаев, когда работник принимается на работу на определенный срок), коллективный договор заключается на срок, не превышающий 3 календарных лет. Отсутствие трудового договора между работником и работодателем — прямое нарушение действующего трудового законодательства, в то время как отсутствие коллективного таковым не считается. Внесение изменений в уже подписанное трудовое соглашение осуществляется после согласования всех корректив с работником. Для изменения положений коллективного договора необходимо вновь провести коллективные переговоры и утвердить решение о внесении необходимых поправок.
Коллективный договор заключается на срок не более трёх лет (ч. 1 ст. 43 ТК РФ). Но при необходимости стороны смогут продлить действие коллективного договора. Срок продления коллективного договора также не должен превышать трех лет (ч. 2 ст. 43 ТК РФ). Учитывайте, что: Коллективный договор сохраняет свое действие в случаях изменения наименования организации, изменения типа государственного или муниципального учреждения, реорганизации организации в форме преобразования, а также расторжения трудового договора с руководителем организации. При смене формы собственности организации коллективный договор сохраняет свое действие в течение трех месяцев со дня перехода прав собственности. При реорганизации организации в форме слияния, присоединения, разделения, выделения коллективный договор сохраняет свое действие в течение всего срока реорганизации. При реорганизации или смене формы собственности организации любая из сторон имеет право направить другой стороне предложения о заключении нового коллективного договора или продлении действия прежнего на срок до трех лет. При ликвидации организации коллективный договор сохраняет свое действие в течение всего срока проведения ликвидации. Коллективный договор заключают по итогам проведенных переговоров. Типовая форма документа отсутствует — на законодательном уровне не разработана и не закреплена. Самое важное: коллективный договор нельзя заключить в устной форме. Договор нужно заключить в произвольной письменной форме (ч. 1 ст. 41 ТК РФ). В качестве шаблона удобно воспользоваться макетом, утвержденным Минтрудом. Он носит рекомендательный характер. Организации вправе самостоятельно составить и заполнить макет, используя другую форму.
За время прохождения практики узнал, что так же большая нагрузка на юридический отдел строительной организации ложится в связи с тем, что доля участия в госзакупках, для заключения договоров подряда, является существенной. Открывая для себя новую сферу деятельности, нужно разобраться в принятых там правилах игры. В закупках все просто и сложно одновременно. Просто - потому что базовые законы подробно регламентируют основные процессы в торгах. Сложно - потому что правил и требований куча, а изменения в них вносят каждый год.
Закупки держатся на двух китах: 44-ФЗ (Федеральный закон № 44-ФЗ от 5 апреля 2013 года «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» - Федеральный закон Российской Федерации, регламентирующий порядок осуществления закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, заключение контрактов и их исполнение.) регулирует тендеры бюджетных учреждений (школы, больницы, детсады и т.д.), Федеральный закон № 44-ФЗ регулирует весь комплекс отношений между заказчиком и поставщиком товаров, услуг и работ для государственных и муниципальных нужд, а также нужд бюджетных учреждений начиная с этапа планирования закупок. ФЗ-44 устанавливает единый порядок процедуры размещения заказа на всей территории РФ, а также устанавливает способы определения поставщика и процедуру заключения государственных и муниципальных контрактов.
Помимо указанного закона поставки для государственных нужд регулируются Гражданским кодексом РФ и Бюджетным кодексом РФ. Особенности поставок отдельных групп товаров и услуг регламентируются специальными законодательными актами.
Действие ФЗ-44 не распространяется на закупки, поставщиками в которых являются международные финансовые организации, созданные на основании международных договоров, закупки драгоценных металлов и драгоценных камней для пополнения Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней РФ, а также закупки товаров, работ, услуг для обеспечения безопасности лиц, подлежащих государственной защите, в соответствии с Федеральный закон от 20.08.2004 № 119-ФЗ «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» и Федеральный закон от 20.04.1995 № 45-ФЗ «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов».
По 223-ФЗ работают компании с госучастием (например, РЖД, Росатом, Ростех). Действие ФЗ 223 распространяется на юридических лиц Российской Федерации, к которым относятся:
-Государственные корпорации и государственные компании;
-Субъекты естественных монополий;
-Организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности в сфере электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твёрдых бытовых отходов;
-Государственные унитарные предприятия и муниципальные унитарные предприятия;
-Автономные учреждения;
-Хозяйственные общества, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в совокупности превышает пятьдесят процентов;
-Дочерние хозяйственные общества, в уставном капитале которых более пятидесяти процентов долей в совокупности принадлежит всем указанным выше юридическим лицам;
-Дочерние хозяйственные общества, в уставном капитале которых более пятидесяти процентов долей в совокупности принадлежит указанным в п. 7 дочерним хозяйственным обществам.
ФЗ 223 не распространяется на покупку и продажу ценных бумаг и валюты, приобретение биржевых товаров, закупки в сфере военных технологий и др. (см. ч. 4, ст. 1 ФЗ № 223).
Для различных категорий юридических лиц определены различные сроки вступления Федерального закона в силу. Так, его действие распространяется на Государственные корпорации с 1 января 2012 года, а на муниципальные унитарные предприятия с 1 января 2014. Органы власти констатируют, что не системность в реализации закона привела к разнообразию форм организации закупок в различных организациях, затруднила возможности контроля за соблюдением законодательства.
44-ФЗ — строгий документ, подробно объясняет участникам правила работы и потому подходит новичкам. 223-ФЗ — для опытных участников. Сравнили два закона в статье с наглядными таблицами.
Чем отличается 44-ФЗ от 223-ФЗ
Усвоить принципы 44-ФЗ и 223-ФЗ недостаточно — нужно регулярно отслеживать изменения в законах. Одни нововведения затрагивают только часть поставщиков.
Регистрируемся в ЕИС и на ЭТП
Для участия в закупках нужно зарегистрироваться в Единой информационной системе. В ЕИС публикуют информацию о тендерах по 44-ФЗ и 223-ФЗ: планы-графики закупок, документацию, сведения об участниках и заказчике, протоколы торгов.
После регистрации в системе поставщики автоматически получают аккредитацию на всех восьми федеральных электронных торговых площадках. ЭТП — это место, где непосредственно проходят торги за право получить тендер. Пройти регистрацию в ЕИС и на площадках поможет наша статья с чек-листом и инструкцией.
Как зарегистрироваться в ЕИС и на ЭТП
С первой закупкой важно не прогадать — на основе этого опыта обычно решают, оставаться ли в торгах. Еще до участия в тендере нужно оценить нишу, рассчитать рентабельность сделки и взвесить возможные риски.
Для начала нужно понять, будут ли ваши товары и услуги востребованы у заказчиков. В этом поможет поиск в ЕИС или специальные агрегаторы закупок. В первом случае вы ничего не платите, во втором получаете полную информацию о заказчике и потенциальных конкурентах.
Нагрузка юридического отдела в госзакупках заключается в следующем:
-Ведение реестров по закупкам;
-Согласование задач в 1С:Документооборот;
-Формирование отчетностей;
-Публикация плана закупки;
-Формирование приказов, регламентов по закупочной деятельности;
-Организация, проведение, контроль за соблюдением процедур закупок в соответствии с Федеральным законом №223-ФЗ от 18.07.2011 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»;
-Работа в ЕИС и на электронных торговых площадках;
- Составление протоколов разногласий;
-Ведение претензионной работы;
-Взаимодействие с заказчиком;
-Правовая оценка рисков.
За время практики в ООО «Вертикальстрой» ознакомился с основными спорами по договорам подряда:
1. Существенные условия договора подряда:
Из законодательного определения следует, что существенными условиями договора являются: условие о его предмете, условия, существенные для договоров данного вида в силу закона или иных правовых актов, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
В судебной практике превалирует точка зрения о том, что существенными условиями договора подряда являются условия о предмете и сроках выполнения работ. Данные выводы нашли свое подтверждение в Определении ВАС РФ от 05.08.2011 г. N ВАС-10009/11 по делу N А75-5514/2010, Определении ВАС РФ от 21.06.2010 N ВАС-6393/10 по делу N А12-12230/2009.
2. Предмет договора:
2.1 Указание объекта, на котором должны быть осуществлены работы, с конкретизацией его месторасположения, является необходимым для определения предмета договора подряда.
Постановление Федерального Арбитражного суда (далее — ФАС) Западно-Сибирского округа от 27.02.2010 по делу N А46-10781/2009; Постановление ФАС Уральского округа от 09.11.2009 N Ф09-8594/09-С4 по делу N А50-6407/2009-Г31.
«Исследовав условия данного договора, установив, что из содержания договора невозможно определить месторасположение и наименование объекта, где должны выполняться подрядчиком работы, договор не содержит условия о начальном сроке выполнения работ, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что сторонами не согласованы существенные условия договора подряда о его предмете и сроке начала выполнения работ, в связи с чем на основании ст. 432, 702, 708 Гражданского кодекса Российской Федерации признал договор подряда незаключенным»
1.2. Для определения предмета договора подряда необходимо указать результат, к которому должны привести подрядные работы.
Определение ВАС РФ от 12.03.2012 № ВАС — 2262/12 по делу N А82-12046/2010-7
Постановление ФАС Поволжского округа от 04.05.2008 по делу N А55-14481/2007: «Таким образом выводы суда о согласовании сторонами в договоре от 20.03.2003 N 134 существенных условий: предмета — как деятельность подрядчика, имеющего конкретные виды работ и его овеществленный результат, цены и сроков выполнения работ не противоречат положениям ст. 702, 740, 758, 759 ГК РФ»
1.3. Отсутствие проектно-сметной документации, определяющей перечень и объем работ, или отсутствие согласованного технического задания не свидетельствует о несогласованности условия договора строительного подряда о предмете, в том числе, если обязанность по разработке такой документации лежит на подрядчике.
Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 13.05.2009 N Ф04-2055/2009(3997-А70-38) по делу N А70-6322/2008. Постановление ФАС Поволжского округа от 06.05.2010 по делу N А65-24070/2009
«Отказывая в удовлетворении иска в полном объеме, суд указал на незаключенность договора подряда по причине несогласованности технического задания на проектирование и, как следствие, отсутствие у ответчика каких-либо обязательств по такому договору. При этом апелляционный суд пришел к выводу, что поскольку подготовлен мотивированный отказ от приемки к оплате работ, то довод истца о наличии факта приемки результата работ не имеет правового значения. Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договора данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение. Проектно-сметная документация не является условием, по которому стороны должны достигнуть соглашения, ее разработка является обязанностью подрядчика. Таким образом, неисполнение стороной договорного обязательства не может явиться основанием для признания договора незаключенным. Кроме того, фактическое выполнение работ подрядчиком и их приемка заказчиком являются обстоятельствами, которые свидетельствуют о согласованности сторонами предмета договора подряда. Таким образом, несогласованность технического задания не является безусловным основанием для признания договора незаключенным. Принятие стороной имущественного предоставления от другой стороны со ссылкой на договор могут, с учетом обстоятельств дела, свидетельствовать о том, что договор заключен, и к отношениям его сторон применяются условия, предусмотренные в договоре