Файл: Контрольная работа по обществознанию, 9 класс Инструкция по выполнению работы.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 50

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Текущая контрольная работа по обществознанию, 9 класс
Инструкция по выполнению работы
Экзаменационная работа включает в себя 24 задания: 16 заданий с кратким ответом и 8 заданий с развёрнутым ответом.
На выполнение экзаменационной работы по обществознанию отводится 3 часа (180 минут).
Ответы к заданиям 2–4, 7–11, 13, 14, 16–18 записываются в виде одной цифры, которая соответствует номеру правильного ответа.
Ответом к заданиям 15, 19 является последовательность цифр. Ответом к заданию 20 является слово (словосочетание). Ответы запишите в поле ответа в тексте работы без запятых, пробелов и прочих символов, а затем перенесите в бланк ответов № 1.
Задания 1, 5, 6, 12, 21–24 выполняются на бланке ответов № 2.
Для выполнения заданий 21–24 необходимо: выбрать нужную информацию из текста, раскрыть (в том числе на примерах) его отдельные положения; соотнести сведения из текста со знаниями, полученными при изучении курса; применить имеющиеся знания для анализа социальных ситуаций; высказать и обосновать собственное мнение.
Все бланки заполняются яркими чёрными чернилами.
Допускается использование гелевой или капиллярной ручки.
При выполнении заданий можно пользоваться черновиком.
Записи в черновике, а также в тексте контрольных измерительных материалов не учитываются при оценивании работы.
Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.
После завершения работы проверьте, чтобы ответ на каждое задание в бланках ответов № 1 и № 2 был записан под правильным номером.
Желаем успеха!
Вариант 2
Для ответов на задания 1, 6 и 12 используйте БЛАНК ОТВЕТОВ № 2
Запишите сначала номер задания, а затем ответ к нему. Ответы
записывайте чётко и разборчиво.
Ответами к заданиям 2—5,7—11, 13—20 являются цифры,
последовательность цифр или слово (словосочетание). Ответы
укажите сначала в тексте работы, а затем перенесите в БЛАНК
ОТВЕТОВ № 1 справа от номера соответствующего задания, начиная
с первой клеточки, без пробелов, запятых и других дополнительных
символов. Каждую цифру или букву пишите в отдельной клеточке в
соответствии с приведёнными в бланке образцами.
1. Какие из перечисленных понятий характеризуют в первую очередь науку как форму духовной культуры?
Эмоциональность; образность; объективность; доказательность;
cmaтичность.
Выпишите соответствующие понятия и раскройте смысл любого одного из них. Ответ запишите на бланке ответов № 2, указав номер задания.
2. Ирина от природы обладает музыкальным слухом, но она не стала заниматься музыкой, чтобы развить это качество. Какое понятие характеризует способности Ирины?
1) задатки 3) гениальность
2) мастерство 4) талант
3. Верны ли следующие суждения о межличностных конфликтах?
А. При разрешении межличностного конфликта важно понять точку зрения другого человека.
Б. Причиной межличностного конфликта может послужить отсутствие у сторон культуры общения.
1) верно только А 3) верны оба суждения
2) верно только Б
4) оба суждения неверны
4. Что из перечисленного относится к категориям морали?
1) инициативность, хозяйственность
2) честь, долг


Текущая контрольная работа по обществознанию, 9 класс
3) аккуратность, поддержание порядка
4) характер, темперамент
5. Рассмотрите фотографию.
Какая отрасль российского права регулирует правоотношения, в которые вступают лица, изображенные на иллюстрации? Используя обществоведческие знания, факты социальной жизни и личный социальный опыт, сформулируйте два правила, которым следует придерживаться рациональному покупателю и кратко поясните их.
Ответ запишите на бланке ответов № 2, указав номер задания.
6. Студентка Елизавета А. получила в социальной сети от своей подруги сообщение: «Привет, пошла покупать подарок Артёму на день рождения и поняла, что оставила деньги дома. Сбрось мне 2 тысячи на телефон с номером **********, а я завтра верну».
В чём состоит опасность данной ситуации для личных финансов
Елизаветы А.? Как ей правильно поступить в данной ситуации?
Ответ запишите на бланке ответов № 2, указав номер задания.
7. Завод, производящий очистные сооружения, финансируется из федерального бюджета. Предприятием какой формы собственности является завод?
1) государственной 3) индивидуальной (частной)
2) кооперативной 4) акционерной
8. Людмила Николаева работает менеджером в банке. Владелец банка выплачивает ей установленный ежемесячный размер заработной платы, который не изменяется от месяца к месяцу. Как называется такая форма (тип) оплаты труда?
1) премиальная 3) бонус
2) оклад 4) сдельная
9. Верны ли следующие суждения о соотношении спроса и предложения?
А. Если происходит рост цен на товары и услуги, то их предложение увеличивается.
Б. Если происходит падение цен на товары и услуги, то спрос на них может увеличиться.
1) верно только А 3) верны оба суждения
2) верно только Б
4) оба суждения неверны
10. К признакам этнической общности относят
1) сословное деление
3) религию и мораль
2) единое гражданство
4) язык и культуру
11. Верны ли следующие суждения о социальных нормах?
А. Социальные нормы имеют общий характер, регулируют типичные социальные ситуации и рассчитаны на многократное применение.
Б. Все социальные нормы, как правило, закрепляются в письменных источниках.
1) верно только А 3) верны оба суждения
2) верно только Б
4) оба суждения неверны
12. В ходе социологического опроса жителей города Z им задавали вопрос: «От кого зависит успешное разрешение семейного конфликта?». Полученные результаты (в % от числа опрошенных) представлены в графическом виде.

Текущая контрольная работа по обществознанию, 9 класс
Сформулируйте по одному выводу: а) о сходстве и б) о различии в позициях групп опрошенных. Выскажите предположение о том, чем объясняется: а) сходстве и б) различие. Ответ запишите на бланке ответов № 2, указав номер задания.
13. Государством Z на протяжении многих веков правят представители одной династии, которым население привыкло повиноваться. Вопрос о законности этой власти население не интересует. Какой тип господства установился в стране?
1) общественный 3) легальный
2) диктаторский 4) традиционный
14. Верны ли следующие суждения о разделении властей?
А. Целью разделения властей является обеспечение гражданских свобод и законности, создание гарантий от произвола.
Б. Принцип разделения властей характерен для государства любого типа.
1) верно только А 3) верны оба суждения
2) верно только Б
4) оба суждения неверны
15. Установите соответствие между правонарушениями и видами юридической ответственности: к каждому элементу, данному в первом столбце, подберите соответствующий элемент из второго столбца.
Правонарушения
Виды юридической
ответственности
А) Гражданин К. нарушил правила дорожного движения.
Б) Накануне контрольной работы ученик 9- го класса Н. сообщил о бомбе, заложенной в здании школы.
В) Фирма не выполнила договор о поставке строительных материалов.
Г) Граждане Л. и В. были задержаны за мелкое хулиганство.
Д) Из школьного кабинета информатики было похищено пять компьютеров.
1) административная
2) гражданско-правовая
3) уголовная
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами
А
Б
В
Г
Д
16. Что из перечисленного относится к видам наказаний, установленных Кодексом РФ об административных правонарушениях?
1) замечание, выговор
2) компенсации морального вреда, самозащита права
3) предупреждение, дисквалификация
4) возмещение убытков, взыскание неустойки
17. Какое из приведённых ниже положений правильно отражает особенности регулирования в РФ труда несовершеннолетних работников?
1) Лица, не достигшие возраста 16 лет, проходят обязательный медицинский осмотр при заключении трудового договора.
2) Продолжительность рабочей недели для несовершеннолетних работников составляет 40 часов.
0 5
10 15 20 25 30 35 40 45 25-летние
50-летние
От меня
От моих родственников
От меня и моих родственников
Зависит от конкретной ситуации
Затрудняюсь ответить


Текущая контрольная работа по обществознанию, 9 класс
3) Расторжение трудового договора с работниками в возрасте до 18 лет по инициативе работника не допускается.
4) Лица, не достигшие возраста 18 лет, проходят испытание при приёме на работу на льготных условиях.
18. Верны ли следующие суждения об основах конституционного строя РФ?
А. Россия является республикой.
Б. В РФ провозглашено многообразие форм собственности при преобладании частной собственности.
1) верно только А 3) верны оба суждения
2) верно только Б
4) оба суждения неверны
19. Игорь учится в 9-м классе общеобразовательной школы, после государственной итоговой аттестации он планирует продолжить обучение в старших классах гимназии. Сравните два уровня образования, упомянутые в условии задания: основную и среднюю школу. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку — порядковые номера черт различия:
1) подготовка к военной службе по призыву
2) соблюдение установленных правил поведения
3) возможность поступления в вуз
4) получение общего образования
Черты сходства
Черты различия
20. Заполните пропуск в таблице.
Виды
деятельности
Характеристики
Труд
Процесс взаимодействия человека с окружающим миром, в ходе которого он создаёт материальные и духовные ценности

Целенаправленный процесс получения знаний и развития умений
Прочитайте текст и выполните задания 21—24. Для ответов на
задания используйте бланк ответов № 2. Запишите сначала номер
задания, а затем развёрнутый ответ на него.
Ответы
записывайте чётко и разборчиво.
Прочитайте текст и выполните задания 21—24.
Зачем нужна особая Декларация прав культуры при наличии многих десяти» различных установлений, от имени государства вроде бы защищающих культурны исторические, научные и прочие ценности?
Дело в том, что культура не ограничивается памятниками культуры и истории, как не ограничивается научными открытиями и составляющая единое целое с культурой наука. Театр — это не только отдельные постановки, хотя бы и взятые в целом. Искусство - это не совокупность памятников культуры, как и история не совокупность документов о прошлом. Ювелирные изделия не составляют собой ювелирное искусство. Произведениями живописи не ограничивается живопись.
Необходимо не только заботиться о сохранности отдельных произведений искусств; свидетельствах истории или научных открытиях, но и защищать права на их существование, безопасность, доступность как для специалистов, так и для всех интересующихся.
Mы должны оберегать всю сферу культуры, свободу культурной (в том числе и научной) информации, отстаивать точность информации о культурных ценностях (повторяю — и научных в равной степени). А разве можно быть безучастным к судьбам культуры малых народов, живущих в окружении народов многочисленных? Особой заботой должны быть окружены архивы, библиотеки, музеи, коллекции, находящиеся во владении государства отдельных собственников, национальные традиции и обычаи, традиционные религии и т. д.
Наша обязанность — поддерживать и совершенствовать культурный климат как наиболее благоприятный для сохранения и развития всех форм культуры. Система образования и информации должна быть построена так, чтобы способствовать развитию общечеловеческой культуры и культуры малых народов — их национального лица, их языка и фольклора.


Текущая контрольная работа по обществознанию, 9 класс
Культура — она ведь всемирная, не закрытая, а именно открытая эстетическая система... Ничего не скрыть в мире современных коммуникаций... Наша литература, наше искусство обогатили мировую культуру. Так, литература и искусство зарубежных стран воздействуют на нашу культуру, обогащая нас духовно, эстетически. Важно, чтобы этот процесс шёл беспрерывно. И это одна из целей Декларации прав культуры.
Нам нечего бояться всемирного взгляда на природу и человека, искусство и культуру. Сотрудничество, диалог и взаимопонимание народов мира являются залогом справедливости и демократии, условием предотвращения международных и межэтнических конфликтов, насилия и войн.
(Д.С. Лихачёв)
21. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.
22. Используя текст и обществоведческие знания, дайте два объяснения мысли автора: «Культура не ограничивается памятниками культуры и истории». Какие учреждения культуры, по мнению автора, должны быть окружены особой заботой? Почему?
23. Д. С. Лихачёв отмечает: «Наша литература, наше искусство обогатили мировую культуру». На примере трёх конкретных деятелей культуры (или произведений, достижений) поясните мысль автора
(приведите пример и дайте краткий комментарий к нему).
24. Используя обществоведческие знания и личный социальный опыт, приведите два объяснения мысли автора о том, что культурное сотрудничество является условием предотвращения международных и межэтнических конфликтов.
Не забудьте перенести все ответы в бланки ответов1 и № 2 в
соответствии с инструкцией по выполнению работы. Проверьте,
чтобы каждый ответ был записан рядом с номером
соответствующего задания.