Файл: 1 Цели и задачи изучения дисциплины 1 Цель освоения дисциплины.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 50

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


1 Цели и задачи изучения дисциплины
1.1 Цель освоения дисциплины
Формирование у бакалавров представлений о роли государства и права в жизни общества, прочное усвоение фундаментальных основ современной правовой науки, овладение базовыми теоретическими знаниями и практическими навыками в области правового регулирования будущей профессиональной деятельности.
В качестве дополнительной цели изучения данной дисциплины можно назвать привитие студентам уважения к закону, понимания недопустимости его нарушения.
1.2 Задачи дисциплины
1.
Донесение до студентов общеправового понятийного аппарата;
2.
Формирование у учащихся представления о месте и роли отдельных отраслей права в системе российского права;
3.
Выработка способностей к теоретическому анализу правовых ситуаций;
4.
Развитие навыков ориентации в системе нормативных правовых актов, самостоятельной работы с учебными пособиями, научной литературой и материалами судебной практики;
5.
Формирование способности к юридически грамотным действиям в условиях функционирования рыночных отношений;
6.
Формирование способности использовать основы правовых знаний в различных сферах деятельности.
7.
Знать необходимые для осуществления целей действующие правовые нормы, имеющиеся ресурсы и ограничения.
8.
Уметь определять круг задач в рамках поставленной цели.
9.
Уметь применять наиболее оптимальные способы решения поставленных задач.
1.3 Место дисциплины в структуре образовательной программы Дисциплина
«Правоведение» относится к базовой части Блока 1 "Дисциплины (модули)" учебного плана, изучается во 2 семестре 1 курс очная форма обучения. Форма проведения аттестации по дисциплине:зачет
Курс дисциплины «Правоведение» занимает важное место в процессе воспитания правового сознания и правовой культуры обучающихся, позволяет приблизить теорию права к практике.
До изучения данной дисциплины обучающиеся должны иметь представления о государственно-правовых явлениях и процессах из курса История. Последующие, такие как: государственное регулирование предпринимательской деятельности.

1.4 Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных
с планируемыми результатами освоения образовательной программы
Изучение данной учебной дисциплины направлено на формирование у обучающихся следующих компетенций:
Код и наименование индикатора*
Результаты обучения по дисциплине
УК-2 способен определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений
ИУК-2.1.Понимает сущность правовых норм, цели и задачи нормативных правовых актов
ИУК-2.1.З-1. Знает основные принципы концепции в области целеполагания и принятия правовых решений.
ИУК-2.1.З-2.
Знает методы генерирования альтернативных решений и приведения их к сопоставимому виду для выбора оптимального правового решения.
ИУК-2.1.У-1.
Умеет системно анализировать поставленные цели, формулировать задачи и предлагать обоснованные правовые решения.
ИУК-2.1.У-2. Умеет использовать инструментальные средства для выработки и принятия правового решения
ИУК-2.2.В-1.
Владеет оптимальными способами решения задач, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений.
ИУК-2.2. Осуществляет поиск необходимой правовой информации для решения профессиональных задач
ИУК-2.2.З-1. Знает основные нормативные правовые акты, регламентирующие проектную деятельность и процесс принятия оптимального правового решения в конкретной сфере юридической деятельности.
ИУК-2.1.З-2.
Знает методы генерирования альтернативных решений и приведения их к сопоставимому виду для выбора оптимального правового решения.
ИУК-2.2.У-1. Умеет проводить многофакторный анализ элементов предметной области для выявления ограничений для принятия правовых решений.
ИУК-2.2.У-2. Умеет выбирать оптимальные правовые решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений.
ИУК-2.2.В-1.
Владеет оптимальными способами решения задач, исходя из действующих правовых норм, имеющихся ресурсов и ограничений.
УК-11 способен формировать нетерпимое отношение к коррупционному поведению
ИУК-11.1.
Понимает сущность коррупционного поведения и определяет свою активную гражданскую позицию по противодействию коррупции исходя из действующих правовых норм
УКБ-11.И 1.3-1 Знает: Права и обязанности человека и гражданина, основы законодательства РФ и правового поведения.
УКБ-11.И 2.3-1 Знает базовые этические ценности и способен формировать личностную позицию по основным вопросам гражданско-этического характера
УКБ-11.И-1.У-1 Умеет: давать оценку событиям и ситуациям, оказывающим влияние на политику и общество, выстраивать свою жизненную позицию, основанную на гражданских ценностях и социальной ответственности.


Результаты обучения по дисциплине достигаются в рамках осуществления всех видов контактной и самостоятельной работы обучающихся в соответствии с утвержденным учебным планом.
Индикаторы достижения компетенций считаются сформированными при достижении соответствующих им результатов обучения.
2. Структура и содержание дисциплины
2.1 Распределение трудоёмкости дисциплины по видам работ
Общая трудоёмкость дисциплины составляет 2 зачетных единиц (72 часов), их распределение по видам работ представлено в таблице
Виды работ
Всего часов
Форма обучения очная очно- заочная заочная
ОФО
I семестр
(часы)
II семестр
(часы)
II семестр
(часы)
Х курс
(часы)
Контактная работа, в том числе:
40,2
40,2
Аудиторные занятия (всего):
36
36
занятия лекционного типа
18 18 лабораторные занятия
-
- практические занятия
-
- семинарские занятия
18 18
Иная контактная работа:
Контроль самостоятельной работы
(КСР)
4 4
Промежуточная аттестация (ИКР)
0,2 0,2
Самостоятельная работа, в том
числе:
31,8 31,8
Реферат/эссе (подготовка)
20 20
Самостоятельное изучение разделов, самоподготовка (проработка и повторение лекционного материала и материала учебников и учебных пособий, подготовка к лабораторным и практическим занятиям, коллоквиумам и т.д.)
11,8 11,8
Подготовка к текущему контролю
Контроль:
Подготовка к экзамену
Общая
трудоемкость
72
72
36,2
36,2
2
2
УКБ-11.И-2.У-1 Умеет давать правовую оценку ситуациям, связанным с коррупционным поведением
УКБ-11.И-2.У-1 Владеет: пониманием социальных, правовых, этических последствий коррупционных действий

2.2 Содержание дисциплины
Распределение видов учебной работы и их трудоемкости по разделам дисциплины.
Разделы (темы) дисциплины, изучаемые в 2 семестре (1 курс очная форма обучения)

Наименование разделов (тем)
Количество часов
Всего
Аудиторная работа
Внеаудит орная работа
Л
ПЗ
ЛР
СРС
1.
Тема 1. Понятие, принципы и сущность права.
8 2
2
-
4 2.
Тема 2. Формы (источники) права.
8 2
2
-
4 3.
Тема 3. Правосознание и правовая культура.
8 2
2
-
4 4.
Тема 4. Правомерное поведение, правонарушение и юридическая ответственность.
8 2
2
-
4 5.
Тема 5. Основы конституционного права РФ.
8 2
2
-
4 6.
Тема 6. Основы гражданского права РФ.
8 2
2
-
4 7.
Тема 7. Основы семейного права РФ.
8 2
2
-
4 8.
Тема 8. Основы трудового права РФ
6 2
2
-
2 9.
Тема 9. Основы административного и уголовного права
5,8 2
2
-
1,8
ИТОГО по разделам дисциплины
67,8 18 18 31,8
Контроль самостоятельной работы (КСР)
4
Промежуточная аттестация (ИКР)
0,2
Подготовка к текущему контролю
-
Общая трудоемкость по дисциплине
72
Примечание: Л – лекции, ПЗ – практические занятия / семинары, ЛР – лабораторные занятия, СРС – самостоятельная работа студента
2.3 Содержание разделов (тем) дисциплины
2.3.1 Занятия лекционного типа (очная форма обучения)

Наименование раздела
(темы)
Содержание раздела (темы)
Форма текущего контроля
1.
Тема
1.
Понятие, принципы и сущность права.
Основные учения и подходы к определению права.
Понятие и основные признаки права.
Сущность права: классовое, общесоциальное, религиозное, национальное, расовое в сущности права.
Принципы и функции права. Система права.
Р, УО
2.
Тема
2.
Формы
(источники) права.
Соотношение понятий «форма» и «источник» права.
Классификация форм права. Основные виды форм российского права.
Р
УО
3.
Тема
3.
Правосознание и правовая культура.
Понятие правосознания. Место и роль правосознания в системе форм общественного сознания. Взаимосвязь с политической, экономической, нравственной, религиозной и иными формами сознания.
Р
УО
4.
Тема 4. Правомерное поведение, правонарушение и юридическая ответственность.
Правомерное поведение: понятие, признаки и виды.
Правомерная активность личности.
Правонарушение: понятие, признаки и виды.
Юридический состав правонарушения и его элементы.
Социальные корни правонарушений. Пути и средства преодоления правонарушений.
Юридическая ответственность: понятие, признаки, цели, функции, принципы и виды.
Обстоятельства, исключающие юридическую ответственность.
Р
УО


5.
Тема
5.
Основы конституционного права РФ.
Общая характеристика конституционного права РФ.
Ведущее место конституционного права в системе права.
Понятие конституционного строя РФ: основные черты, принципы и элементы.
Р
УО
6.
Тема
6.
Основы гражданского права
РФ.
Общая характеристика гражданского права. Понятие гражданского права и его место в общей системе российского права.
Право собственности: понятие, содержание приобретение, защита, прекращение.
Понятие содержание обязательств и основания их возникновения. Стороны в обязательстве. Принципы обеспечения исполнения обязательств
Р
УО
7
Тема
7.
Основы семейного права РФ
Предмет и метод семейного права. Основные начала
(принципы) семейного права. Источники семейного права.
Условия и порядок заключения, прекращения брака
Понятие совместно нажитого имущества и условия его раздела.
Р
УО
8 Тема
8.
Основы трудового права
Трудовое право и правоотношения в сфере труда.
Трудовой договор. Трудовой распорядок. Дисциплина труда и ответственность за ее нарушение. Правовое регулирование внутреннего трудового распорядка организации. Меры поощрения за труд и порядок их применения. Система государственных наград РФ.
Дисциплинарная ответсвенность.
Р
УО
9
Тема 9. Основы административного и уголовного права
Государственное управление как вид государственной деятельности.
Виды социального управления.
Административно-правовые нормы.
Административная ответственность. Предмет правового регулирования уголовного права. Уголовный закон: понятие и общая характеристика. Уголовная ответственность и преступление.
Р
УО
2.3.2 Занятия семинарского типа (семинарские занятия) очная форма
обучения

Наименование раздела
(темы)
Тематика занятий
Форма текущего контроля
1. Тема
1.
Понятие, принципы и сущность права.
Основные учения и подходы к определению права.
Понятие и основные признаки права.
Сущность права: классовое, общесоциальное, религиозное, национальное, расовое в сущности права.
Принципы и функции права.
Р, УО
2. Тема
2.
Формы
(источники) права.
Соотношение понятий «форма» и «источник» права.
Классификация форм права. Основные виды форм российского права.
Р
УО
3. Тема
3.
Правосознание и правовая культура.
Понятие правосознания. Место и роль правосознания в системе форм общественного сознания. Взаимосвязь с политической, экономической, нравственной, религиозной и иными формами сознания.
Р
УО
4. Тема 4. Правомерное поведение, правонарушение и
Правомерное поведение: понятие, признаки и виды.
Правомерная активность личности.
Правонарушение: понятие, признаки и виды.
Р
УО

юридическая ответственность.
Юридический состав правонарушения и его элементы.
Социальные корни правонарушений. Пути и средства преодоления правонарушений.
Юридическая ответственность: понятие, признаки, цели, функции, принципы и виды.
Обстоятельства, исключающие юридическую ответственность.
5. Тема
5.
Основы конституционного права РФ.
Общая характеристика конституционного права РФ.
Ведущее место конституционного права в системе права.
Понятие конституционного строя РФ: основные черты, принципы и элементы.
Р
УО
6. Тема
6.
Основы гражданского права
РФ.
Общая характеристика гражданского права. Понятие гражданского права и его место в общей системе российского права.
Право собственности: понятие, содержание приобретение, защита, прекращение.
Понятие содержание обязательств и основания их возникновения. Стороны в обязательстве. Принципы обеспечения исполнения обязательств
Р
УО
7. Тема
7.
Основы семейного права РФ
Предмет и метод семейного права. Основные начала
(принципы) семейного права. Источники семейного права.
Условия и порядок заключения, прекращения брака
Понятие совместно нажитого имущества и условия его раздела.
Р
УО
8.
Тема
8.
Основы трудового права
Трудовое право и правоотношения в сфере труда. Трудовой договор. Трудовой распорядок. Дисциплина труда и ответственность за ее нарушение. Правовое регулирование внутреннего трудового распорядка организации. Меры поощрения за труд и порядок их применения. Система государственных наград
РФ.
Дисциплинарная ответсвенность.
Р
УО
9
Тема 9. Основы административного и уголовного права
Государственное управление как вид государственной деятельности.
Виды социального управления.
Административно-правовые нормы.
Административная ответственность. Предмет правового регулирования уголовного права. Уголовный закон: понятие и общая характеристика. Уголовная ответственность и преступление.
Р
УО
Примечание: написание реферата (Р),устный опрос (УО)
При изучении дисциплины могут применяться электронное обучение, дистанционные образовательные технологии.
2.3.3 Примерная тематика курсовых работ (проектов)
Не предусмотрено
2.4 Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы
обучающихся по дисциплине

Вид СРС
Перечень учебно-методического обеспечения дисциплины по выполнению самостоятельной работы
1
Проработка учебного
(теоретического) материала
Методические указания для обучающихся по освоению дисциплин кафедры теории и истории государства и права, в том числе по организации самостоятельной работы студентов, утвержденные кафедрой теории и истории государства и права, протокол № 10 от 24.03. 2022 г.
2
Подготовка сообщений
Методические указания для обучающихся по освоению дисциплин кафедры теории и истории государства и права, в том числе по организации

самостоятельной работы студентов, утвержденные кафедрой теории и истории государства и права, протокол № 10 от 24.03. 2022 г.
3
Выполнение реферата
Методические указания для обучающихся по освоению дисциплин кафедры теории и истории государства и права, в том числе по организации самостоятельной работы студентов, утвержденные кафедрой теории и истории государства и права, протокол № 10 от 24.03. 2022 г.
4
Подготовка к текущему контролю
Методические указания для обучающихся по освоению дисциплин кафедры теории и истории государства и права, в том числе по организации самостоятельной работы студентов, утвержденные кафедрой теории и истории государства и права, протокол № 10 от 24.03. 2022 г.
Учебно-методические материалы для самостоятельной работы обучающихся из числа инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) предоставляются в формах, адаптированных к ограничениям их здоровья и восприятия информации:
Для лиц с нарушениями зрения:
– в печатной форме увеличенным шрифтом,
– в форме электронного документа,
– в форме аудиофайла,
– в печатной форме на языке Брайля.
Для лиц с нарушениями слуха:
– в печатной форме,
– в форме электронного документа.
Для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата:
– в печатной форме,
– в форме электронного документа,
– в форме аудиофайла.
Данный перечень может быть конкретизирован в зависимости от контингента обучающихся.
3. Образовательные технологии, применяемые при освоении дисциплины Для освоения бакалаврами учебной дисциплины «Правоведение», получения знаний и формирования профессиональной компетенции используются следующие образовательные технологии: интерактивная доска для подготовки и проведения лекционных и семинарских занятий; в соответствии с требованиями ФГОС ВО предусматривается написание по отдельным темам курса рефератов.
Для лиц с ограниченными возможностями здоровья предусмотрена организация консультаций с использованием электронной почты.
Для лиц с ограниченными возможностями здоровья предусмотрена организация консультаций с использованием электронной почты.
4.Оценочные средства для текущего контроля успеваемости и промежуточной
аттестации
Оценочные средства предназначены для контроля и оценки образовательных достижений обучающихся, освоивших программу учебной дисциплины «Правоведение».
Оценочные средства включает контрольные материалы для проведения текущего
контроля в форме рефератов и промежуточной аттестации в форме вопросов к зачету.
Структура оценочных средств для текущей и промежуточной аттестации
Результаты обучения
Наименование оценочного средства