Файл: Общий анализ произведения Русская народная песня Как на дубе.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 302

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.




Общий анализ произведения

Русская народная песня «Как на дубе» ˗ произведение a capella для женского или старшего детского хора. Автором обработки для хора является Юрий Михайлович Славнитский.

Юрий Михайлович Славнитский (1925 – 2000 гг.) – хоровой дирижер, талантливый музыкант и педагог, оcнoвaтeль Дeтcкoго xopa Лeнингpaдcкoгo Teлeвидeния и Paдиo, зacлужeнный дeятeль искусств России, пpoфeccop. Рaбoтaл c xopoм c 1955 пo 1988 гoд. Oкoнчил Лeнингpaдcкую кoнcepвaтopию им. H. A. Pимcкoгo-Кopcaкoвa пo клaccу пpoфeccopa Дмитpeвcкoгo Г.A. и аспирантуру Mocкoвcкoй консерватории у народного артиста CCCP Хайкина Б.Э.

Работал преподавателем дирижирования в Хоровом училище с 13 сентября 1955 – 1 сентября 1961. Ученики по классу дирижирования – Герасимов Б. М., Говоров А. Е., Иванов В. Г., Комаров В. А., Конкин В. Е., Королёв Р. З., Митрофанов М. Г., Пучков Ю. Н.

Главным делом его жизни был созданный им в 1955 году Детский хор радио и телевидения. Это был первый в Советском Союзе детский коллектив, голос которого зазвучал в эфире.

Творческая деятельность Юрия Михайловича этим не ограничивалась. В разные годы он был руководителем детского хора Мариинского театра, детского хора ДК им. Первой Пятилетки. С этими коллективами он принимал участие в авторских концертах, с детства любимого им композитора И. О. Дунаевского.

Славнитский был главным хормейстером Михайловского театра, художественным руководителем, хормейстером и дирижером Народного театра оперы и балета при ДК им. Кирова. Во многих городах СССР он читал лекции, давал открытые уроки.

Юрий Михайлович помогал молодым хормейстерам не только профессиональными советами. Он щедро делился с ними репертуаром – произведениями музыкальной классики и народными песнями в своем переложении для детского хора. Его аранжировки воистину дали путевку в жизнь произведениям многих ленинградских композиторов, имена которых стали широко известны.

Особое место в репертуаре Юрия Славнитского занимали песни, посвященные Великой Отечественной войне, ведь сам он знал о войне не понаслышке – ушел из десятого класса на фронт, был награжден орденами и медалями.

Также Юрий Михайлович Славнисткий является автором многих переложений народных песен для детского, женского хора.

Одна из таких обработок «Как на дубе» прекрасно представляет большой пласт творчества знаменитого композитора. В ней сочетаются разные возможности художественной выразительности: мелодичность, яркая изобразительность и красивая гармонизация. Эти средства ярко воссоздают образы, о которых говорится в тексте произведения:


Как на дубе на высоком,

Над шумящею волной,

Одиноко думу думал

Сокол ясный, молодой.

- Что ж ты, сокол сизокрылый,


Призадумавшись, сидишь?

Что ты грустными очами,


В даль туманную глядишь?

Буря воет, гром грохочет,

Свищет ветер и шумит,

Сокол борется с погодой,

Сокол борется с волной.

А на утро было тихо,

Солнце красное взошло,

И волною близ утёса

Тело сокола несло.

Литературный текст является русской народной песней.

Сюжеты русских народных песен поражают своим разнообразием, умением выявлять самые тонкие психологические движения души. Они могут отражать духовный мир человека. Песня «Как на дубе» ведется иносказательно. Образ сокола – это метафора. Поется про сокола, а имеется в виду человек, его душа. Образ бури здесь – это некая революция, какой-то катаклизм. Сокол боролся, ввязался в неравный бой, в котором погиб.

На протяжении всего текста неоднократно используются такие лексические средства выразительности, как эпитеты, метафоры, сравнения и олицетворения. Например, «сокол красный», «сокол сизокрылый», «грустными очами», «солнце красное» ˗ эпитеты; «в даль туманную глядишь» ˗ метафора; «буря воет», «гром грохочет», «свищет ветер и шумит» ˗ олицетворения.

Стихотворный размер литературного текста – хорей. Хорей – двухсложный размер с ударением в стопе на первом слоге. В строке ударными являются первый, третий, пятый и т. д. слоги.

«Как на дубе на высоком,

Над шумящею волной,

Одиноко думу думал

Сокол ясный, молодой.»

Музыка полностью соответствует настроению и смыслу текста, передавая разные его оттенки, благодаря насыщенной динамике. Широкий, неторопливый темп в начале произведения, характерный для народных песен, создает образ сизокрылого сокола, который «призадумавшись» сидит на величавом дубе, и смотрит «грустными очами в даль туманную» шумящих волн.

Во второй части произведения характер резко меняется. Вместо задумчивости и размеренности врывается контрастный элемент борьбы сокола со стихией: «Буря воет, гром грохочет, свищет ветер и шумит. Сокол борется с погодой, сокол борется с волной». Темп становится более подвижным, усиливается динамика. Возрастающий драматизм, достигает своей кульминации в вокализе, благодаря пунктирному ритму и перекличкам у хора.

После паузы хор вступает в нюансе пиано

, возвращается первый темп. Сразу представляется картина спокойной природы: тишина, взошло красное солнце, но сокол так и не смог побороть стихию, и теперь его безжизненное тело несет волна к утесу.

Музыкально-теоретический анализ

Жанр произведения «Как на дубе» – хоровая миниатюра.

Его форма: простая трехчастная репризная с дополнением. Темп Largo – широко, неторопливо. Размер произведения три четверти (3/4). Метр простой. Лад – гармонический минор. Произведение тонально неустойчиво. Основная тональность – d-moll, но есть отклонения в 13 и 14 и в 19 и 20 тактах в тональность F-dur.

Кульминация всего произведения находится в вокализе, она достигается путем увеличения динамики всех партий от mf до f.

В произведении встречаются подвижные нюансы, такие как: rit., piu mosso, и не подвижные, такие как: pp, p, mf, f.

I-е предложение состоит из 4 тактов. Звучит на слова:

«Как на дубе на высоком, над шумящею волной…»

В партии I сопрано мелодия идет волнообразно, но встречаются скачки на ч.4 в 3 такте.

В партии II сопрано мелодия движется поступенно вверх и вниз. Есть один скачок между 3 тактом и 4 тактом на ч.4.

В партиях I и II альта мелодия звучит в унисон, движется волнообразно, начинается с повторов на звуке «ре». Однако в 4 такте есть скачок на ч.4.


Гармония:

t; II 43 ; D7; t.

Начинается и заканчивается предложение в нюансе p.

II-е предложение состоит из 4 тактов. Оно звучит на слова:

«…одиноко думу думал сокол ясный, молодой.»

В партии I сопрано мелодия идет волнообразно, но встречается скачок на ч.5 вниз в 6 такте.

В партии II сопрано мелодия идет в волнообразном движении без каких- либо скачков.

У I альтов и II альтов мелодия звучит в унисон. Однако есть одно расхождение в 4 такте, когда партия II альтов идет на ч.5 вниз, но вскоре она соединяется с партией I альтов скачком на ч.5 вверх в 5 такте. В основном мелодия идет в нисходящем движении. Но есть и скачок на ч.4 между 7 и 8 тактами.


Гармония:

D6 ; III 6; III 53; VI 53; D64 ; D7; S64 ; t ; t64 ; D

Начало и конец предложения звучат в нюансе mf. Предложение начинается в тональности d-moll, но есть отклонение в F-dur в 5т.

III-е предложение состоит из 4 тактов. Звучит на слова:

«Что ж ты, сокол сизокрылый, призадумавшись сидишь?» По мелодии, ритмическому рисунку и гармонии аналогично первому предложению.

IV-е предложение состоит из 4 тактов и звучит на слова:

«Что ты грустными очами в даль туманную глядишь?» Мелодия, ритм и гармония полностью повторяют второе предложение. Предложение начинается и заканчивается в нюансе mf.


V-е предложение состоит из 4 тактов и звучит на слова:

«Буря воет, гром грохочет, свищет ветер и шумит.»

В партии I С. мелодия идет волнообразно без каких-либо скачков.

Мелодия II С. в основном идет поступенно вверх, но встречаются скачки между 9 и 10 тактами на ч.4 вверх, в 10 такте на ч.4 вниз, между 11 и 12 тактами на ч.4 вверх и в 12 такте на ч.4 вниз.

У I и II альтов мелодия движется вниз, лишь между 11 и 12 тактом есть скачок на ч.4 вверх.
Гармония:

D ; t6; D64 ; t; D7; D43 F- dur – T.

Предложение начинается и заканчивается в нюансе mf.

VI-е предложение состоит из 4 тактов. Звучит оно на слова:

«Сокол борется с погодой, сокол борется с волной!»

Мелодия у I и II сопрано волнообразна, но в конце предложения между 16 тактом и 17 тактом есть скачок на ч.5 вверх , а в 17 такте есть скачок на м.6 вверх.

В партиях I и II альтов мелодия одинакова, но в партии II альтов есть скачок на ч.5 вниз в 13 такте и в 14 такте тоже на ч.5 вверх. Также есть скачок у двух партий между 16 тактом и 17 тактом на ч.5 вверх.

Гармония:

F-dur – VI 53; III ; D64 ; S64; t

Предложение начинается и заканчивается в нюансе mf.

Далее исполняется вокализ, состоящий из 4 тактов. Он поётся на звуке «А». Вокализ является кульминацией всего произведения.


Партия I сопрано движется поступенно вниз, но есть скачок на ч.4 вниз между 19 и 20 тактами. Мелодия II сопрано волнообразна.

У I, II альтов мелодия насыщена скачками между 17 и 18 тактами, 18 и 19 тактами на ч.4 вверх и между 20 и 21 тактами на ч.5 вверх.
Гармония:

t; II 65 ; D7 F- dur d-moll – S64

Вокализ исполняется в нюансе f.

После паузы с ферматой звучит реприза, состоящая из 8 тактов, на слова:

«А на утро было тихо, солнце красное взошло,

И волною близ утёса тело сокола несло.»

Она полностью соответствует I части произведения. Реприза звучит в нюансе p.

Далее звучит дополнение, состоящее из 5 тактов, на следующие слова:

«И волною близ утёса тело сокола несло.»


В партии I сопрано мелодия идет волнообразно, но встречается скачек на ч.5 вниз в 31 такте.

Мелодия II сопрано движется поступенно вверх и вниз без каких-либо скачков.

У I и II альтов мелодия движется вниз. Но есть скачки в партии II альтов на ч.5 вниз в 29 такте и ч.5 вверх в 30 такте. И скачок у двух партий на ч.4 вверх между 32 и 33 тактами.


Гармония:

D6 ; III 6; III 53; VI 53; D64 ; D7; S64 ; t ; t64 ; D

Предложение исполняется в нюансе pp.

Вокально-хоровой анализ


Хоровая миниатюра Юрия Славнитского «Как на дубе» на писана для четырехголосного женского хора (S I, II; АI, II)

Тесситура средняя.

Сопрано первое: d-1 – f-2

Сопрано второе: c-1 – d-2

Альты: a – d-2.

Общий диапазон хора: а – f-2.Общий диапазон: от ля малой октавы до фа второй октавы – диапазон рабочий.

Атака звука в I части должна быть мягкой, а дыхание должно быть глубоким, спокойным. Во II части дыхание должно быть коротким, а подача звука активной. I предложение, реприза и дополнение должны исполняться на цепном дыхании; II, III, IV, V предложениях дыхание должно браться только в конце фраз и на паузах.

Звуковедение в I части и репризе должно быть плавным и ровным, исполняясь на Legato. А во II части звуковедение Non legato.

Тесситура произведения средняя, но не везде удобная для исполнения. В партии I S есть нота «фа» 2 октавы (высоко) в 10 и 18 тактах, но трудности в ее исполнении не должны возникнуть, т.к. она исполняется на «f». Также в партии I, II А встречается нота «ля» малой октавы (низко), но исполнять ее удобно за счет нюанса p и pp и используется естественный ансамбль.

Вокально-хоровые трудности:

I. Интонационные.

Хоровая миниатюра «Как на дубе» исполняется a`capella, что уже составляет трудность. В произведении так же встречается много скачков, на различные интервалы, их нужно точно интонировать.

У альтов (↑ ч.4, ↓ ч.5, ↑ч.5, ↓ч.4), вторых сопрано (↑ч.4, ↓ч.4, ↑ч.5, ↓ч.5), у первых сопрано (↑ ч.5, ↑ б.6).

При исполнении ч.4 и ч.5 необходимо нижнюю ноту петь в позиции верхней, интонационно не съезжая.

Ноту «фа» 2 октавы у I S. нужно спеть на опоре, без подъездов, «взяв» звук сверху.

Необходимо добиться точного интонирования всех полутонов. В произведении встречаются повторяющиеся звуки, которые нужно спеть с тенденцией к повышению. Должна быть точная интонация унисона.

II. Ритмические трудности.

В произведении «Как на дубе» ритмический рисунок сложный, т.к. имеется пунктирный ритм. Также важно умение хора ритмически верно воспроизводить затактовые вступления (с третьей доли). Наличие пунктирного ритма требует большого внимания.

При работе с хором необходимо простучать ритм и точно его выполнить, следить за пульсацией и не выталкивать шестнадцатую ноту, а относить ее к следующей ноте. Восьмую с точкой ноту необходимо исполнять немного растягивая.