Файл: Реферат (вид работы) Тема Поведение человека в аварийных ситуациях (название темы).docx
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 238
Скачиваний: 8
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Автономная некоммерческая образовательная организация высшего образования
«Сибирский институт бизнеса и информационных технологий»
Зачетная работа
(1 семестр)
Дисциплина: Безопасность жизнедеятельности_________
название дисциплины
Реферат
(вид работы)
Тема: Поведение человека в аварийных ситуациях_____
(название темы)
Выполнила:
____Аполонова Ирина Викторовна_____
(Ф.И.О. студента)
38.03.04 Государственное и муниципальное
управление, ГМНоз – 1122(2)__
(направление, группа)
Проверил(а):
___________________________________
(Ф.И.О. преподавателя)
___________________________________
(дата)
Омск 2023 г.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………………………………….. | 3 |
| 4 |
| 5 |
3. Раздел 3 | 12 |
Заключение | 15 |
Библиографический список | 17 |
Приложения | |
ВВЕДЕНИЕ
Любому человеку свойственны ограничения возможностей или ошибки. Не всегда психологические и психофизиологические характеристики человека соответствуют уровню сложности решаемых задач или проблем. Характеристики, возникающие при взаимодействии человека и технических систем, часто называют «человеческий фактор». Ошибки, называемые проявлением человеческого фактора, как правило, непреднамеренны: человек выполняет ошибочные действия, расценивая их как верные или наиболее подходящие. Источником ошибок может служить снижение внимания в привычной и спокойной обстановке. В такой ситуации человек расслабляется и не ожидает возникновения какого-либо осложнения. При монотонной работе иногда появляются ошибки, которые практически никогда не встречаются в напряженных ситуациях. Ошибки в выполнении тех или иных действий могут быть связаны с неудовлетворительным психическим состоянием человека. При этом у человека подавленное настроение, повышенная раздражительность, замедленность реакций, а иногда, наоборот, излишние волнение, суетливость, ненужная говорливость. У человека рассеивается внимание, возникают ошибки при выполнении необходимых действий, в особенности при неожиданных отказах оборудования или внезапных изменениях ситуации. Причинами, способствующими появлению такого состояния, могут быть переживание какого-либо неприятного события, утомление, начинающееся заболевание, а также неуверенность в своих силах или недостаточная подготовленность к данному сложному или новому виду деятельности. Причиной появления ошибок человека могут быть отсутствие или недостаточность информационной поддержки(специальные обработчики таких ситуаций в программном обеспечении, наглядные материалы и инструкции); особенно сильно эта проблема проявляется в экстремальных ситуациях и в условиях дефицита времени на принятие решения.
РАЗДЕЛ 1. ПОНЯТИЕ, ВИДЫ, ФАКТОРЫ И ТИПЫ АВАРИЙНЫХ СИТУАЦИЙ
Аварийная ситуация — сочетание условий и обстоятельств, создающих угрозу возникновения аварий и других происшествий, которые могут привести к взрыву, пожару, отравлению, гибели или травмированию (заболеванию) людей, животных, потерям материальных ценностей. 1
Аварийная ситуация является частью или показателем аварийной обстановки, когда превзойдены ее предельно допустимые границы и начинаются опасные обратимые или необратимые изменения параметров состояния объектов, человека (операторов, персонала, населения) и среды жизнедеятельности.
Возникновение и развитие аварийной ситуации на объектах природно-техногенной сферы может быть обусловлено следующими факторами:
Техногенными (отказами, поломками, повреждениями и разрушениями элементов сложных технических систем). Для снижения вероятности аварийных ситуаций техногенного характера проводятся работы по повышению надежности технологического оборудования и транспортных средств, созданию систем диагностики состояния опасных агрегатов, по оснащению опасных производств системами пожарной автоматики (пожарной сигнализации и пожаротушения).
Антропогенными (человеческими) (ошибочными, несанкционированными, террористическими или военными действиями людей). Для снижения вероятности возникновения аварийной ситуации антропогенного характера проводится обучение персонала и населения: действиям, направленным на снижение материального ущерба и гибели людей при возникновении аварийной ситуации; правилам пользования первичными средствами пожаротушения и эвакуации при пожаре.
Природными (опасными гео-, гидро-, аэровоздействиями на объекты, операторов и персонал). Для снижения вероятности возникновения природных аварийных ситуаций соответствующими службами проводится прогнозирование погодных условий, геомагнитных явлений, гидрологической обстановки и другого с оповещением населения и администрации о возможности создания аварийной ситуации.
Аварийная ситуация, как и аварийная обстановка, может возникать на объектах гражданского, промышленного и оборонного назначения, а также на заданных территориях.
Для проведения качественного и количественного анализа аварийной ситуации рассматриваются следующие типы (цепочки) аварий, характеризующие нарастание тяжести (ущербов) от них: · нормальные (штатные) ситуации; · режимные отклонения от штатных ситуаций; · проектные, запроектные аварийные ситуации; · гипотетические аварийные ситуации.
Возникающие в процессе разнообразной деятельности экстремальные ситуации представляют определенную угрозу для жизни и здоровья человека. Экстремальные условия, в которых может оказаться человек, как правило вызывают у него психоэмоциональную напряженность. Как следствие, у одних это сопровождается мобилизацией резервов организма, способна вызвать общий подъем духовных и физических сил, у других снижением и даже срывом работоспособности, ухудшением здоровья, превращается в чувство обреченности, делает человека совершенно беспомощным и не способным к активной защите. У части людей самосохранение превращается в бегство от угрожающих обстоятельств и опасных факторов окружающей среды (паника), у других наоборот мобилизуется готовность к ответным действиям, убежденности в возможности преодоления опасности. Поэтому в любой экстремальной ситуации нельзя паниковать, так как ваши действия будут основаны на нетрезвом расчете, но также нельзя рассчитывать только на свои силы и идти на необдуманные поступки, внушая себе, что ты все сможешь. Зависит это от психологических особенностей каждого организма, в конечном счете, от его эмоционально-волевой устойчивости, которая определяет готовность к осознанным, уверенным и расчетливым действиям в любых критических моментах. Психологическое воздействие опасных ситуаций проявляется у людей неоднозначно, представляет индивидуально выраженную личностную реакцию и, самое главное, восприятие человеком чувства угрозы может быть полностью преодолено путем специальной подготовки. Естественно, все это требует от человека сознательного отношения к развитию своих эмоционально-волевых качеств. Поведение человека всегда проявляется в какой-либо обстановке, ситуации. При этом сложившиеся обстоятельства по-разному влияют на человека, выступая фактором изменения его психологического состояния.
Любая угроза безопасности личности неминуемо создает эмоционально-психологический очаг напряженности, энергия которого тратится на противодействие этой угрозе, т.е. создание таких условий бытия, которые бы минимизировали ощущение потери безопасности. Главное, на наш взгляд, заключается не столько в объективных условиях жизнедеятельности, хотя само по себе это очень важно, сколько в формировании таких механизмов личностной устойчивости, которые бы позволили сохранять так называемое динамическое равновесие состояния, своего рода субъективное ощущение благополучия.
В аварийных ситуациях эмоциональное состояние человека характеризуется повышенной напряженностью (стрессом), сопровождающейся понижением работоспособности, координации движений и устойчивости психологических функций. Поведение человека в аварийных ситуациях подчиняется определенным фазовым закономерностям, наступающим в следующем порядке.
Гипермобилизация. При встрече с определенной опасностью у человека наступает мобилизация сил, когда все органы чувств находятся в напряженном состоянии. При этом снижается точность движений, что может вызвать ошибки или неверные реакции. Потеря ориентации - неверная оценка информации, искажение процесса контроля и оценки действительных причин ошибок. Нарушение соотношения между основными и второстепенными действиями. Для выхода из аварийной ситуации необходимы четкие действия, направленные на уменьшение или ликвидацию основной опасности, но при столкновении с трудностями у человека снижается внимание к главным в данной ситуации задачам, и он начинает заниматься мелочами. Распад структуры операций - усиление ошибок предыдущей фазы, так как практически все технологические процессы или операции имеют определенный алгоритм. При этом нарушение последовательности операций, сосредоточение внимания человека-оператора на выполнение отдельной операции не способствуют поиску выхода из аварийной ситуации. Обострение оборонительных реакций и отказ.
При наслоении трудностей и неудач человек начинает больше внимания уделять поискам искусственных оправданий, обвинению других участников в невыполнении своих обязанностей. При длительном или интенсивном процессе преодоления трудностей и выполнении тяжелой работы возможен отказ, когда мобилизация сил сменяется апатией. В реальных условиях из-за дефицита времени четкое прослеживание названных закономерностей может быть затруднено. Предупреждение аварийной ситуации и правильные в смысле снижения опасности действия человека-оператора достигаются прогнозированием возможных аварийных ситуаций, их возможных последствий и необходимых действий человека. Другим важным условием является соответствующая тренировка умения работать в режиме, близком к аварийному, однако следует знать, что данное условие трудновыполнимо в длительном промежутке времени, так как человек не может долго работать на пределе своих психофизиологических возможностей. Поведение человека в экстремальных условиях деятельности является проявлением и результатом психологической готовности к деятельности. В психологической готовности выделяют: заблаговременную, общую (или длительную) готовность и временную, ситуативную (состояние готовности). Первое представляет собой ранее приобретенные установки, задания, навыки, умения, мотивы деятельности. На основе их возникает состояние готовности к выполнению тех или иных текущих задач деятельности. Временное состояние готовности - это актуализация, приспособление всех сил, создание психологических возможностей для успешных действий в данный момент. Ситуативная готовность - это динамичное целостное состояние личности, внутренняя настроенность на определенное поведение, мобилизованность всех сил на активные и целесообразные действия. Готовность человека к успешным действиям в аварийной ситуации складывается из его личностных особенностей, уровня подготовленности, полноты информации о случившемся, наличии времени и средств для ликвидации аварийной ситуации, наличия информации об эффективности предпринимаемых мер. Анализ поведения человека в аварийной ситуации показывает, что наиболее сильным раздражителем, приводящим к ошибочным действиям, является именно неполнота информации. Нужна предварительная и достаточно высокая психологическая готовность, которая позволила бы компенсировать недостаток информации. Для этого необходимы тренировки, развивающие быстроту мышления, подсказывающие, как использовать прежний опыт для успешных действий в условиях неполной информации, формирующие способность переключения с одной установки на другую и способность к прогнозированию и предвосхищению. В ходе таких тренировок необходимо увеличить объем и распределяемость внимания и подготовить человека к тому, чтобы в аварийной ситуации он воспринимал не все элементы производственной ситуации, а только необходимые. Предупредить скованность, связанную с переоценкой возникающего усложнения решаемой задачи, помогает планирование своих действий: воображаемое их "проигрывание", предварительная обработка возможных вариантов действий при возникновении тех или иных положений в работе вплоть до аварийных. У каждого человека есть свой "набор" приемов выхода из трудной ситуации. Но самоуправление всегда предполагает умение вводить в поле сознания нужные в данный момент мысли, представления, впечатления и блокировать или ограничивать с их помощью отрицательные воздействия и переживания. Возможности самоуправления увеличиваются, если специалист внутренне и внешне активен в критической ситуации. В этом случае у него повышается способность владеть собой, преодолевать напряженность, более правильно использовать свои знания, умения и навыки. Способами самомобилизации и регуляции своего управления являются: самоубеждение, самоприказ, самоободрение (например, сохранить стойкость и готовность к действию некоторым специалистам помогало чувство личной удачливости, основанное на предшествующем опыте успешного преодоления сложных препятствий), самоанализ (снять эмоциональную напряженность помогает анализ вызвавших ее причин), отвлечение сознания с помощью "умственного действия" (концентрация внимания не на исходе дела, а на технике решения задачи, технических приемах); наконец, устранение признаков эмоциональной напряженности.
Возникающие в процессе разнообразной деятельности экстремальные ситуации представляют определенную угрозу для жизни и здоровья человека.
Экстремальные условия, в которых может оказаться человек, как правило вызывают у него психоэмоциональную напряженность. Как следствие, у одних это сопровождается мобилизацией резервов организма, способна вызвать общий подъем духовных и физических сил, у других снижением и даже срывом работоспособности, ухудшением здоровья, превращается в чувство обреченности, делает человека совершенно беспомощным и не способным к активной защите.
У части людей самосохранение превращается в бегство от угрожающих обстоятельств и опасных факторов окружающей среды (паника), у других наоборот мобилизуется готовность к ответным действиям, убежденности в возможности преодоления опасности. Поэтому в любой экстремальной ситуации нельзя паниковать, так как ваши действия будут основаны на нетрезвом расчете, но также нельзя рассчитывать только на свои силы и идти на необдуманные поступки, внушая себе, что ты все сможешь.
Зависит это от психологических особенностей каждого организма, в конечном счете, от его эмоционально-волевой устойчивости, которая определяет готовность к осознанным, уверенным и расчетливым действиям в любых критических моментах. Психологическое воздействие опасных ситуаций проявляется у людей неоднозначно, представляет индивидуально выраженную личностную реакцию и, самое главное, восприятие человеком чувства угрозы может быть полностью преодолено путем специальной подготовки.
Естественно, все это требует от человека сознательного отношения к развитию своих эмоционально-волевых качеств. Большую роль в этом играют методы эмоционально-волевой саморегуляции: самоубеждение, самоприказ, волевая саморегуляция.
Самоубеждение - это намеренное убеждение себя в чем-либо путем подбора соответствующих доводов и аргументов.
С помощью самоубеждения можно регулировать психическое состояние, поступки как путем осуждения себя и своих поступков, так и путем одобрения и побуждения к изменению их.
Самоубеждение как правило, применяется в тех случаях, когда человек в общем положительно воспринимает какую-то идею, но у него не хватает решительности претворить ее в жизнь.
Действенным приемом для выработки самообладания и умения управлять собой в экстремальных условиях является самоприказ, т.е. приказ самому себе.
Самоприказ подчиняет деятельность человека и направляет ее в заданное русло целесообразности. Он срабатывает тогда, когда человек умеет конкретизировать свои мысли, следует своему слову.