Файл: Кафедра теории государства и права курсовая работа по учебной дисциплине Теория государства и права по теме 22 Подзаконные нормативные акты Курсовую.docx
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 272
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
МОСКОВСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ МВД РОССИИ ИМЕНИ В.Я. КИКОТЯ
Кафедра теории государства и права
КУРСОВАЯ РАБОТА
по учебной дисциплине
Теория государства и права
по теме №22:
Подзаконные нормативные акты
Курсовую работу выполнил: | слушатель 13212 (ОЗИП) группы 1 ВБ курса факультета заочного обучения старший сержант полиции Шашкова Марина Александровна |
Научный руководитель курсовой работы: | |
Работа защищена на оценку ___________________________ | Научный руководитель курсовой работы ___________________________ "___" ____________ 2023 г. |
Москва 2023
Оглавление
Оглавление 2
Введение 3
1. Общая характеристика подзаконного нормативного правового акта 5
2. Виды и формы подзаконных нормативных правовых актов 9
3. Особенности нормативных правовых актов МВД России 17
Заключение 22
Список использованных правовых актов и литературы 23
Введение
Актуальность выбранной темы заключается в том, что нормативно-правовой акт является одним из основных источников права современного государства. В нем выражается большинство правовых, норм, которые регулируют наиболее важные с точки зрения личности, ее интересов и потребностей, общественные отношения.
Особую роль в системе нормативно-правового регулирования играют подзаконные нормативные правовые акты, выступая инструментом конкретизации и обеспечения действия законов. На сегодняшний день подзаконные нормативные правовые акты по количеству занимают ведущее место среди общего массива нормативных правовых актов, действующих в России. Поэтому основные признаки, характеризующие данную категорию правовых актов, заслуживают детального изучения. Многообразие и постоянный рост числа подзаконных актов, широта форм их выражения требуют своевременного теоретического осмысления и выработки надлежащей научно обоснованной правовой политики в области совершенствования системы подзаконных актов.
Представители юридической научной общественности осознают важность исследования данной проблематики, что выразилось в повышенном внимании к вопросам понятия и специфики применения подзаконных актов, их соотношения с законами как на общетеоретическом, так и на отраслевом уровне. Однако большая часть имеющихся работ носит фрагментарный характер, в них раскрываются лишь отдельные аспекты заявленной темы. Кроме того, подвижность, постоянная трансформация системы подзаконных нормативных актов России периодически требует возвращения к данной тематике в научных исследованиях.
Объектом исследования является система нормативных правовых актов.
Предмет исследования – подзаконные нормативные правовые акты.
Цель исследования заключается в анализе особенностей и видов подзаконных нормативных актов, как источников права.
Поставленная цель определила решение следующих задач:
-
дать общую характеристику подзаконного нормативного акта; -
рассмотреть виды и формы подзаконных нормативных правовых актов; -
выявить особенности нормативных правовых актов МВД России.
В работе применялись системный и структурный подходы, анализ и синтез, статистический и логический методы исследования.
Теоретическую базу исследования составили труды зарубежных и отечественных авторов.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных правовых актов и литературы.
1. Общая характеристика подзаконного нормативного правового акта
Особое место в системе правовых актов занимает нормативный правовой акт (НПА) – официальный документ установленной формы, содержащий нормы права, который принимается в особом порядке компетентными органами или путем референдума. Его следует отличать от актов применения и актов толкования правовых норм.
По юридической силе нормативные правовые акты подразделяются на две большие группы: законы, обладающие высшей юридической силой, и подзаконные акты.
Подзаконные нормативные правовые акты– это изданные на основе и во исполнение законов акты, содержащие юридические нормы.
Как следует из названия, подзаконный нормативный правовой акт не должен противоречить закону, потому что ниже него по юридической силе. Суть понятия "подзаконность" заключается в соответствии, непротиворечии подзаконного нормативного акта закону, издании его "на основании и во исполнение закона".
Несмотря на то, что в нормативном правовом регулировании общественных отношений главное и определяющее место занимает закон, подзаконные нормативные правовые акты тоже имеют важное значение в жизни любого государства и общества, играя вспомогательную и детализирующую роль. Подзаконные нормативные правовые акты могут конкретизировать нормы законов, толковать их или устанавливать новые нормы, но при этом должны соответствовать и не противоречить законам.
Обобщая формулировки дефиниций, можно выделить следующие основные признаки подзаконных нормативных правовых актов1:
1) Обладают всеми характеристиками нормативного правового акта:
-
имеют правотворческий характер, т. е. в подзаконных актах устанавливаются, отменяются или изменяются нормы права; -
направлены на урегулирование новых общественных отношений или же на изменение либо прекращение уже существующих правоотношений; -
издаются в пределах компетенции конкретного правотворческого органа; -
рассчитаны на неоднократное применение; -
обязательны для всех субъектов права кому адресованы эти акты; -
имеют официальную документальную форму, особую структуру.
2) Зависимость от законов (принимаются в соответствии с законом, на основании и во исполнение закона);
3) Опосредование норм законов при помощи их воспроизведения, дополнения, конкретизации, развития, детализации и др.;
4) Упрощенный порядок принятия, опубликования и введения в действие по сравнению с законом. Это позволяет более оперативно решать имеющиеся вопросы, которые требуют немедленного вмешательства компетентного государственного органа;
5) Нормы подзаконных правовых актов в большинстве своем являются нормами видового значения по отношению к нормам законов;
6) Высокая степень неоднородности, условно объединяемых в одну общую группу подзаконных нормативных актов. Все эти акты имеют различную юридическую силу, имеют различные наименования и форму издания;
7) Принимаются (издаются) на всех уровнях правотворчества (федеральном, региональном, муниципальном и локальном).
Некоторые ученые, в частности М. М. Рассолов, А. С. Пиголкин, С. В. Бош-но, О. А. Пучков, подчеркивают, что признаком подзаконного акта является то, что он принимается только органами и должностными лицами исполнительной власти1. Как видится, такая формулировка не верная. Например, в Конституции РФ2 (ст. 102) сказано, что палаты Федерального Собрания, помимо законов, вправе принимать постановления по вопросам, отнесенным к их компетенции.
Вопросы издания нормативных актов на федеральном уровне регламентируются Постановлением Правительства РФ от 13.08.1997 N 10093.
Как правило, подзаконные нормативные акты издаются различными органами исполнительной власти. Также, как и законы, они обладают неодинаковой юридической силой в зависимости от принявшего их органа. Акты вышестоящих органов обладают большей юридической силой, акты нижестоящих органов должны издаваться в соответствии с ними, так как обладают меньшей юридической силой.
По мнению С. А. Иванова, иерархическая организация подзаконных актов основана не столько на иерархическом положении государственного органа, сколько на нормативно закрепленном положении подзаконных нормативных правовых актов в системе актов Российской Федерации4.
Нормативный правовой акт может быть издан совместно несколькими федеральными органами исполнительной власти или одним из них по согласованию с другими. Структурные подразделения и территориальные органы федеральных органов исполнительной власти не вправе издавать нормативные правовые акты.
На региональном, местном и локальном уровнях также издаются подзаконные нормативные акты, которые имеют иерархию, схожую с федеральным уровнем.
Таким образом, подзаконные нормативные правовые акты не должны противоречить закону, потому что по иерархии нормативных правовых актов они стоят ниже закона. Они являются средством реализации законодательных норм, конкретизируют, развивают и дополняют законы.
2. Виды и формы подзаконных нормативных правовых актов
Подзаконные правовые акты отличаются большим разнообразием и могут быть классифицированы по различным основаниям, например, в зависимости от органов, принявших подзаконный нормативный акт, различают: общие, ведомственные, местные, локальные (таблица 1).
Таблица 1 – Классификация подзаконных нормативных актов1
Основание | Виды |
По сфере действия | общие (действуют на территории всего государства) |
местные (действуют в отдельной местности) | |
ведомственные (действуют внутри ведомств) | |
локальные (внутриорганизационные) | |
индивидуальные (выделяются в случае признания существования индивидуальных правовых норм) | |
По издающим органам | указы Президента РФ |
постановления Правительства РФ, государственных комитетов, администраций | |
ведомственные акты (приказы, инструкции, положения) | |
акты субъектов РФ | |
акты местных органов власти | |
локальные нормативные акты |
Наиболее распространенной считается классификация подзаконных нормативных актов по юридической силе.
Ведущая роль в системе подзаконных актов РФ принадлежит указам Президента РФ, которые принимаются по широкому кругу вопросов, входящих в его компетенцию. Наибольшее количество нормативных указов принимается для регламентирования отношений в политической плоскости (о гражданстве, награждении государственными наградами, предоставлении политического убежища, о помиловании), а также в экономической плоскости по вопросам инвестиций, рынка ценных бумаг, тарифов и т.п.
Указы Президента РФ обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным законам, подготавливаются в пределах президентских полномочий, предусмотренных конституционными (ст. 8 - 90 Конституции РФ) и законодательными нормами. Отдельные указы (например, о введении военного, чрезвычайного положения) подлежат утверждению Советом Федерации.
Следующими по юридической силе являются постановления Правительства РФ, которые отличаются своим многообразием, что обусловлено спецификой управленческой и координирующей роли Правительства.
Правовые акты нормативного характера Правительства РФ издаются органом в пределах его компетенции, на основе и во исполнение Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов и указов Президента РФ. Они имеют большую силу по отношению к актам федеральных органов исполнительной власти, а также актам региональных и местных органов. Постановления Правительства могут быть отменены президентом.
Правительство РФ разрабатывает, утверждает и реализует на практике ключевые нормативные правовые акты по оперативным и другим текущим вопросам, и комплексные целевые программы, которые рассчитаны на длительный срок действия (федеральный бюджет, программы развития и т.д.).
Акты Правительства РФ имеют следующие особенности1:
-
они оперативно и гибко регламентируют отношения в разных отраслях государственной и общественной жизни; -
устанавливают правовые направления деятельности всех остальных органов исполнительной власти, а также предприятий и общественных организаций; -
устанавливают нормативную правовую базу для издания иных видов правовых актов.
Указы Президента РФ и постановления Правительства РФ обладают значительной (преобладающей) юридической силой. Они являются общефедеральными актами, т.е. такими, которые распространяются на всю территорию Российской Федерации и в соответствии с законом могут действовать в отношении всех субъектов права на территории страны.
Следующими в классификации подзаконных нормативных правовых актов выступают акты федеральных органов исполнительной власти (федеральных министерств, служб и агентств). Согласно Указу Президента РФ от 09.03.2004 N 3141, нормотворческая функция закреплена за федеральными министерствами, а также за рядом федеральных служб (в качестве исключения).
Акты федеральных органов исполнительной власти издаются на основе и во исполнение не только Конституции РФ, законов РФ, указов Президента РФ, но и постановлений Правительства РФ.
Министерства, службы и иные федеральные ведомства могут издавать подзаконные нормативные правовые акты в виде постановлений, приказов, правил, положений и инструкций, в которых обычно устанавливается порядок работы отраслевых подведомственных организаций и учреждений. Их деятельность направлена на решение задач, с которыми имеет дело отрасль. Издание подзаконных нормативных актов в виде писем, распоряжений и телеграмм не допускается (если это не указано в законе).
Как справедливо отмечает А.Ф. Ноздрачев, "ни в правилах, ни в индивидуальных положениях о федеральных органах исполнительной власти не указывается, для каких целей установлены эти различные формы актов, чем они отличаются друг от друга, в каких случаях министр, руководитель ведомства должен издавать, например, приказ и в каких – инструкцию. Неурегулированность этих вопросов в нормативном порядке повлекла за собой различное их решение и в научной литературе. Нет единообразия в критериях разграничения юридических актов федеральных органов исполнительной власти и на практике"1.
Тем не менее, исходя из сложившейся в сфере государственного управления практики, выбор той или иной формы нормативного правового акта определяется их специфическими особенностями (таблица 2).
Таблица 2 – Формы подзаконных нормативных актов
Форма | Особенность |
Постановление | Принимается по наиболее важным и сложным вопросам государственного управления |
Приказ | Содержит обязательные (директивные) предписания |
Правила- | Устанавливаются требования к осуществлению какой-либо деятельности в сфере государственного управления |
Инструкция | Детализируется порядок исполнения вышестоящих нормативных правовых актов |
Положение | Определяет правовой статус органа исполнительной власти |
Постановления и приказы относятся к так называемым основным нормативным правовым актам, посредством которых утверждаются иные, производные нормативные правовые акты – правила, положения, инструкции, регламенты и др.
Следует отметить, что формы нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти достаточно многообразны. Зачастую они выходят за рамки, установленные Постановлением Правительства РФ.
Помимо федеральных органов исполнительной власти нормотворческими полномочиями обладают и иные федеральные государственные органы – Центральная избирательная комиссия РФ (ЦИК России), Генеральная прокуратура РФ, Следственный комитет Российской Федерации, Центральный банк РФ, а также государственные внебюджетные фонды.
Подзаконные акты субъектов РФ имеют свою иерархическую структуру и распространяются на все лица и иные субъекты права, находящиеся на территории соответствующего субъекта РФ. На региональном уровне обычно используются такие же виды правовых актов, что и на федеральном уровне, то есть указы, постановления, приказы и т.д., поскольку цель и назначение института нормативных правовых актов государственного управления как на уровне Российской Федерации, так и на уровне ее субъектов практически идентичны.
Руководители регионов в процессе реализации своих полномочий принимают постановления и распоряжения. Региональные правительства принимают постановления, а министерства и службы вправе издавать приказы и инструкции.
Правовые акты местного самоуправления признаются в настоящее время относительно самостоятельной, независимой от органов государственной власти, но подчиненной Конституции РФ, федеральному и региональному законодательству системой, которая, в свою очередь, является составной частью единой системы нормативных правовых актов Российской Федерации.
Систему муниципальных правовых актов составляют: устав муниципального образования; правовые акты, принятые на местном референдуме; нормативные и иные правовые акты представительного органа муниципального образования (решения Совета депутатов); правовые акты главы муниципального образования; правовые акты местной администрации (постановления местной администрации); правовые акты иных органов местного самоуправления и их должностных лиц1.
Принимаются подзаконные нормативные акты в пределах компетенции указанных органов по вопросам управления муниципальной собственностью, местным налогам, благоустройства территорий, охране общественного порядка и т.п.
В системе нормативных правовых актов Российской Федерации наибольший удельный вес занимают локальные нормативные правовые акты, которые действуют в пределах предприятия, учреждения, организации; регулируют их внутреннюю жизнь (уставы, правила внутреннего трудового распорядка и т.п.).
В теории права под локальными нормативными правовыми актами понимают "юридические документы, содержащие нормы права, принимаемые субъектами управления в организациях различных форм собственности и ведомственной принадлежности"1.
Особенности локальных нормативных правовых актов:
1) это акты руководителей государственных и муниципальных организаций (учреждений, предприятий);
2) действие локальных нормативных правовых актов распространяется на всех работников, должностных лиц и структурные подразделения организаций (учреждений, предприятий);
3) с их помощью устанавливаются, изменяются или отменяются локальные правовые нормы, регулирующие действия данных организаций (учреждений, предприятий);
4) содержание локальных нормативных правовых актов не должно противоречить законам и подзаконным нормативным правовым актам;
5) локальные нормативные правовые акты являются разновидностью юридических документов, обладают собственной формой, структурой и реквизитами;
6) в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения тех или иных положений локальных нормативных правовых актов виновные привлекаются к дисциплинарной ответственности.
Виды локальных нормативных правовых актов достаточно многообразны. Так, локальные нормативные акты можно разделить на обязательные (наличие которых в организации установлено законодательством, например, Положение о персональных данных) и необязательные (которые принимаются по усмотрению руководства организации). К необязательным локальным актам можно отнести положения о персонале, о добровольном медицинском страховании, должностные инструкции и т. д.
По сфере действия локальные нормативные акты могут быть общего характера, которые распространяются на всех работников организации (правила внутреннего трудового распорядка, положение об оплате труда и т. д.), и специального (положения о направлении в командировки, о вахтовом методе работы и др.).
По способу принятия локальные акты можно разделить на акты: принимаемые работодателем единолично и принимаемые с учетом мнения представительного органа работников в порядке ст. 372 ТК РФ1 (при наличии такого). С учетом мнения представительного органа работников принимаются, например, локальные акты о порядке аттестации сотрудников, о системе оплаты труда в организации, правила внутреннего трудового распорядка и иные.
Формы локальных нормативных правовых актов не менее разнообразны. Это могут быть уставы, положения, правила, приказы, инструкции, регламенты, решения.
Порядок разработки и утверждения локальных нормативных актов организация определяет сама, закрепив его в соответствующем документе.
Таким образом, виды подзаконных нормативных правовых актов отличаются большим разнообразием. При этом каждый вид подзаконного нормативно-правового акта имеет свою характеристику и специфику.
3. Особенности нормативных правовых актов МВД России
Ведомственное регулирование – необходимая часть современной правовой организации общества. Основным его смыслом является оказание организующего воздействия на сферу общественной жизни, регулирование которой отнесено к компетенции соответствующих федеральных органов государственной власти. Осуществляется обозначенное воздействие посредством издания подзаконных нормативных актов.
Министерство внутренних дел Российской Федерации (МВД России) является федеральным органом исполнительной власти, предназначенным для непосредственного осуществления государственного управления в сфере внутренних дел. Обладая масштабной компетенцией, органы внутренних дел являются еще и самой представительной и разветвленной частью государственного аппарата. Их структура и должностные лица действуют на всех уровнях административно-территориального деления страны, в каждом поселении и по всему диапазону муниципальных образований.
Наряду с правоприменительной деятельностью МВД России, как федеральная структура исполнительной власти, принимает непосредственное участие в реализации нормотворческой функции государства. В содержании нор-мотворческой деятельности МВД России, как и любого федерального министерства, можно выделить три основных направления1:
1. Собственное нормотворчество – издание ведомственных нормативных актов;
2. Межведомственное нормотворчество – издание нормативных актов совместно с другими органами государственной власти (по вопросам пересекающейся компетенции или представляющим взаимный интерес);
3. Участие в нормотворческой деятельности по линии других государственных органов – на стадии разработки проектов нормативных актов, их рецензирования, согласования, подготовки проектов поправок.
С помощью нормативных актов МВД России государство обеспечивает конкретизацию, оперативность и дифференцированность руководства сферой внутренних дел. Отчасти в относительной саморегулируемости кроется смысл и значение нормотворческой деятельности государственных органов.
Существует три случая, при которых МВД России издает свои собственные нормативные акты.
Во-первых, они могут разрабатываться во исполнение предписания высшей юридической силы и в данной связи детализировать положения основного правового акта либо определять технологический процесс их реализации.
Во-вторых, МВД России принимает нормативные акты в соответствии с требованиями документов высшей юридической силы или нормами, содержащимися в них. В этом случае понимаемый нормативный акт направлен на логическое продолжение основных правовых предписаний и на их развитие.
Другой особенностью данной разновидности ведомственных нормативных установок является то, что они носят преимущественно технологический характер. Их служебная роль заключается в том, чтобы установить порядок реализации положений иных нормативных документов.
Наконец, МВД России может принимать нормативные акты в рамках собственной компетенции. Это так называемое "первичное" правовое регулирование, так как по сравнению с вышеназванными случаями документы собственной компетенции имеют не вспомогательное, а относительно автономное значение, хотя и осуществляются в системе заданных правовых параметров. Главным образом, такие нормативные акты носят внутренний характер и посвящены регулированию служебных отношений. В их числе разного рода положения о подразделениях, уставы, приказы, наставления и инструкции по реализации функций, возложенных на систему МВД России (таблица 3). Не все специалисты видят в директивах акты нормативного правового характера, относя их к документам типа концепций и стратегий развития.
Таблица 3 – Формы подзаконных нормативных актов МВД России1
Форма | Особенность |
Устав | Включает нормы, устанавливающие статус, цели, характер и порядок деятельности предприятий, учреждений, организаций |
Наставление | Содержит нормы о порядке действия конкретных служб, органов и подразделений по выполнению возложенных на них задач |
Директива | Руководящее указание вышестоящего органа или должностного лица, издаваемое в целях оперативного регулирования наиболее актуальных вопросов служебной деятельности. Ей определяются задачи оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел и служебно-боевой деятельности внутренних войск МВД России на предстоящий год. |
Приказы | Издаются по наиболее важным вопросам деятельности подведомственных органов |
Инструкции и правила | Содержат юридические нормы, закрепляющие порядок и способы осуществления определенных направлений оперативно-служебной деятельности, процедуры реализации субъективных прав и обязанностей должностных лиц органов внутренних дел |
Положения | Своими правилами систематизируют и определяют порядок образования органов, учреждений и организаций, их структурных подразделений, а также обозначают полномочия и конкретизируют ход их работы |
На МВД как на федеральный орган исполнительной власти распространяются Правила подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации. Это касается и формы подзаконных нормативных актов (постановления, приказы, правила, инструкции и положения). Акты, изданные в ином виде (например, указания), не должны носить нормативный правовой характер. Тем не менее, согласно Приказу МВД России от 27.06.2003 N 484, в МВД России нормативные акты издаются в виде приказов, директив, положений, уставов, инструкций, правил, наставлений и иных нормативных правовых актов.
Ведомственные документы призваны прежде всего регулировать внутрисистемные отношения, упорядочивать деятельность органов внутренних дел, их служб и подразделений. В них определяются права, обязанности и ответственность органов, структурных подразделений и сотрудников, основы их взаимоотношений, закрепляются наиболее оптимальные формы, методы и процедуры деятельности органов внутренних дел, направленной на выполнение возложенных на них задач. С их помощью обеспечивается и регулируется внедрение в практику работы достижений научно-технического прогресса, результатов академических исследований и разработок, регламентируются процессы управления в системе внутренних дел и т.д.
Однако по целому ряду вопросов ведомственное правовое регулирование распространяется и на отношения, возникающие вне системы органов внутренних дел. Это случается, когда действующее законодательство предоставляет МВД России право посредством принятия нормативных предписаний регулировать общественные отношения в следующих областях1:
-
регистрация и учет заявлений, сообщений и другой информации о преступлениях и иных происшествиях; -
обеспечение безопасности дорожного движения; -
осуществление федерального государственного контроля (надзора) за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров; -
осуществление федерального государственного контроля (надзора) в сфере миграции; -
контроль частной детективной деятельности; -
исполнение законодательства об административных правонарушениях и др.
В перечисленных случаях действие правовых норм МВД России часто распространяется и на других участников общественных отношений.
Участие МВД России в нормотворческой деятельности других государственных структур объясняется в первую очередь наличием потребности создания нормативной базы, позволяющей осуществлять успешную борьбу с преступностью, эффективно решать задачи охраны правопорядка и обеспечения общественной безопасности.
Правом издания нормативных правовых актов обладают министр внутренних дел, а также лицо, исполняющее его обязанности. Министр издает нормативные правовые акты по всем вопросам, относящимся к компетенции МВД России. Заместители Министра, руководители подразделений МВД России имеют право издавать нормативные правовые акты лишь в случаях, прямо предусмотренных законодательными и иными нормативными правовыми актами РФ. Руководители подразделений министерства издают нормативные правовые акты по направлениям деятельности только своих подразделений в пределах, предусмотренных федеральными законами, указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ. Издаваемые ими нормативные правовые акты не должны противоречить нормативным актам, изданным Министром и заместителями Министра.
Таким образом, нормотворческая деятельность МВД России отличается масштабностью и мобильностью. Министерство может издавать нормативные правовые акты не только по вопросам, в отношении которых такое право прямо предусмотрено, но и для осуществления любых функций, входящих в компетенцию МВД. К существенной проблеме следует отнести процесс систематизации подзаконных нормативных актов данного органа.
Заключение
Обобщим материал, сделаем выводы.
Подзаконные нормативные акты являются средством реализации законодательных норм, конкретизируют, развивают и дополняют законы. Они подразделяются на несколько видов в зависимости от положения и компетенции органа, издавшего подзаконный акт, и также имеют иерархическую структуру.
Ведущая роль в системе подзаконных актов РФ принадлежит актам Президента РФ. Акты Президента РФ принимаются в форме указов и распоряжений и не могут противоречить Конституции РФ и законам РФ. Нормативные правовые акты Президента принимаются, как правило, в форме указов.
Нормативные правовые акты Правительства РФ принимаются, как правило, в форме постановлений, которые не могут противоречить Конституции РФ, законам РФ, актам Президента РФ. Акты Правительства РФ имеют большую силу по отношению к актам федеральных органов исполнительной власти и актам местных органов.
Акты федеральных органов исполнительной власти (так называемые ведомственные акты) издаются на основе и во исполнение не только Конституции РФ, законов РФ, указов Президента, но и постановлений Правительства РФ.
Подзаконные акты субъектов РФ имеют свою иерархическую структуру и распространяются на все лица и иные субъекты права, находящиеся на территории соответствующего субъекта РФ.
В пределах компетенции местных органов власти принимаются подзаконные нормативные акты, в частности, по вопросам управления муниципальной собственностью, местным налогам, благоустройства территорий, охране общественного порядка и т.п.
Локальные акты организаций и учреждений составляют нижний уровень иерархии подзаконных нормативных актов. Их действие распространяется на конкретную организацию или учреждение.
Список использованных правовых актов и литературы
-
Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Российская газета. 1993. N 237. -
Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 19.12.2022) // Собрание законодательства РФ. 2002. N 1 (часть I). Ст. 3. -
Указ Президента РФ от 09.03.2004 N 314 (ред. от 20.11.2020) "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" // Собрание законодательства РФ. 2004. N 11. Ст. 945. -
Постановление Правительства РФ от 13.08.1997 N 1009 (ред. от 14.02.2023) "Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации" // Собрание законодательства РФ. 1997. N 33. Ст. 3895. -
Приказ МВД России от 27.06.2003 N 484 (ред. от 01.08.2022) "Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов в центральном аппарате МВД России". Электронный ресурс. Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_111807/6004bbde15ee89d4af9def28fede8f895cfae549. -
Анциферов Н.В. Официальное опубликование нормативных правовых актов в России. Монография. М.: Проспект, 2019. -
Артамонов А.Н. Правовые акты в Российской Федерации: учебное пособие, Брянск, 2018. 108 с. -
Дерявко Р.Н., Павлов Н.В. Нормативный правовой акт в муниципальном правотворчестве // Аллея науки. 2018. Т. 3. № 10. -
Иванов С. А. Соотношение закона и подзаконного нормативного правового акта: автореф. дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.01. М., 2011. С. 12. -
Кордик Д.Н. Понятие и содержание нормотворческой деятельности федеральных органов исполнительной власти: теоретические и правовые аспекты // Вестник Московского университета. Серия 11. Право, 2015. Электронный ресурс. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/ponyatie-i-soderzhanie-normotvorcheskoy-deyatelnosti-federalnyh-organov-ispolnitelnoy-vlasti-teoreticheskie-i-pravovye-aspekty. -
Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права: учебник / Н.И. Матузов, А.В. Малько. – 5-е изд. – Москва: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2022. – 528 с. -
Ноздрачев А.Ф. Современная правотворческая деятельность федеральных органов исполнительной власти: анализ практики, оценка правовых форм, предложения и рекомендации // Законодательство и экономика. 2016. № 10. С. 7-14. -
Раченкова О.Н. Согласование юридических актов. Монография. М.: Юрлитинформ, 2019. -
Семенов С.А., Обухов Д.С. Нормотворческая деятельность федеральных органов исполнительной власти. // Синергия наук. 2019. № 36. -
Черников В.В. Нормотворческая функция МВД России // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского, 2016. Электронный ресурс. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/normotvorcheskaya-funktsiya-mvd-rossii-1. -
Шаблова Е.Г. Правоведение: учеб. пособие / Е. Г. Шаблова, О.В. Жевняк, Т.П. Шишулина; под общ. ред. Е.Г. Шабловой. Екатеринбург: Изд-во Урал. Ун-та, 2016. 192 с.
1 Анциферов Н.В. Официальное опубликование нормативных правовых актов в России. Монография. М.: Проспект, 2019. С. 26.
1 Кордик Д.Н. Понятие и содержание нормотворческой деятельности федеральных органов исполнительной власти: теоретические и правовые аспекты // Вестник Московского университета. Серия 11. Право, 2015. Электронный ресурс. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/ponyatie-i-soderzhanie-normotvorcheskoy-deyatelnosti-federalnyh-organov-ispolnitelnoy-vlasti-teoreticheskie-i-pravovye-aspekty.
2 Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Российская газета. 1993. N 237.
3 Постановление Правительства РФ от 13.08.1997 N 1009 (ред. от 14.02.2023) "Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации" // Собрание законодательства РФ. 1997. N 33. Ст. 3895.
4 Иванов С. А. Соотношение закона и подзаконного нормативного правового акта: автореф. дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.01. М., 2011. С. 12.
1 Семенов С.А., Обухов Д.С. Нормотворческая деятельность федеральных органов исполнительной власти. // Синергия наук. 2019. № 36. С. 17.
1 Раченкова О.Н. Согласование юридических актов. Монография. М.: Юрлитинформ, 2019. С. 28.
1 Указ Президента РФ от 09.03.2004 N 314 (ред. от 20.11.2020) "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" // Собрание законодательства РФ. 2004. N 11. Ст. 945.
1 Ноздрачев А.Ф. Современная правотворческая деятельность федеральных органов исполнительной власти:
анализ практики, оценка правовых форм, предложения и рекомендации // Законодательство и экономика. 2014.
№ 10. С. 7-14.
1 Шаблова Е.Г. Правоведение: учеб. пособие / Е. Г. Шаблова, О.В. Жевняк, Т.П. Шишулина; под общ. ред. Е.Г. Шабловой. Екатеринбург: Изд-во Урал. Ун-та, 2016. С. 14.
1 Артамонов А.Н. Правовые акты в Российской Федерации: учебное пособие, Брянск, 2018. С. 42.
1 Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 19.12.2022) // Собрание законодательства РФ. 2002. N 1 (часть I). Ст. 3.
1 Черников В.В. Нормотворческая функция МВД России // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского, 2016. Электронный ресурс. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/normotvorcheskaya-funktsiya-mvd-rossii-1.
1 Черников В.В. Нормотворческая функция МВД России. С. 19.
1 Дерявко Р.Н., Павлов Н.В. Нормативный правовой акт в муниципальном правотворчестве // Аллея науки. 2018. Т. 3. № 10.