Файл: Реферат по дисциплине Медицинская экспертиза и организация контроля в системе здравоохранения Тема Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.docx
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 15
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Министерство здравоохранения Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования «Воронежский государственный медицинский университет им. Н.Н. Бурденко»
КАФЕДРА УПРАВЛЕНИЯ В ЗДРАВООХРАНЕНИИ
Заведующая кафедрой: профессор, д.м.н. Нехаенко Н.Е.
РЕФЕРАТ
по дисциплине
«Медицинская экспертиза и организация контроля в системе здравоохранения»
Тема: Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
Выполнила: студентка группы Л-518
Петроченко Валентина Валерьевна
Проверил: доцент, к.м.н., Бабенко В.П.
ВОРОНЕЖ, 2023
СОДЕРЖАНИЕ
1.Введение………………………………………………………………….......….3
2. Основная часть:……………………………………………………………...…4
3. Заключение…………………………………………………………………….10
4. Список литературы……………………………………………………………11
ВВЕДЕНИЕ
Целью моей работы является объяснить и проинформировать чем является профилактическая направленность, как один из основополагающих принципов отечественного здравоохранения, который реализуется в деятельности лечебно–профилактических учреждений и является ведущим в работе учреждений государственного санитарно–эпидемиологического надзора. Эта направленность определяет особую роль государственной санитарно–эпидемиологической службы в организации и проведении широкого комплекса профилактических мероприятий.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Современную основу профилактики инфекционных болезней в масштабе страны составляют:
I. Социально – экономические мероприятия, куда входят:
- повышение материального благосостояния народа;
- обеспечение населения благоустроенным жильём;
- обеспечение населения доступной квалифицированной медицинской помощью;
- развитие санитарной и общей культуры населения и т.д.
II. Специальные медико - санитарные мероприятия:
- систематический санитарный контроль за водоснабжением населения;
- санитарный и бактериологический контроль за качеством пищевых продуктов
, санитарным состоянием предприятий пищевой промышленности о объектов общественного питания, торговли и детских учреждений;
- проведение плановых дезинфекционных, дезинсекционных и дератизационных мероприятий;
- плановую специфическую профилактику среди населения;
- осуществление мер по санитарной охране границ с целью предупреждения заноса на территорию страны из – за рубежа инфекционных болезней и т.д.[1]
Достижение санитарно – эпидемиологического благополучия – основной цели деятельности системы государственного санитарно – эпидемиологического надзора в существенной степенью обеспечивается деятельностью органов и учреждений федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, основным типом учреждений которой являются центры государственного санитарно – эпидемиологического надзора.
Учреждения федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека играют важную роль в обеспечении здоровья населения путем непосредственного участия в создании благоприятных условий среды обитания.[1]
В числе задач принятых ВОЗ по реализации программы " Здоровье для всех к 2000 году ", к компетенции федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека:
- сокращение распространенности инфекционных заболеваний;
- политика в области охраны окружающей среды и охраны здоровья;
- обеспечение качества воды, воздуха;
- обеспечение качества и безопасности продуктов питания;
- удаление отходов и борьба с загрязнением почвы;
- экология человека и населенных пунктов;
- здоровье работающих и др.
Вышесказанное свидетельствует, что федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека является одной из ведущих в системе охраны здоровья населения, деятельность её звеньев и учреждений во многом определяют качество и уровень профилактической работы.[2]
1. Организация и правовые основы деятельности федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
Совокупность теоретических, методических и организационных основ профилактики инфекционных заболеваний составляет основу системы противоэпидемического обслуживания населения.
В настоящий момент под противоэпидемическим обслуживанием населения (ПЭО) понимают сложившуюся в РФ систему, включающую комплекс сил и средств с установленным порядком подчиненности для организации и проведения профилактических и противоэпидемических мероприятий и достижения санитарно - эпидемического благополучия населения.
Под санитарно – эпидемиологическим благополучием населения – понимается такое состояние здоровья граждан и среды их обитания, при котором отсутствуют вредные воздействия факторов внешней среды и обеспечиваются благоприятные условия жизнедеятельности людей (ФЗ – 52 от 1999 г. с изменениями 2001 и 2002,2003, 2004,2005 г.г. ст. 1). [2]
Основными задачами деятельности системы ПЭО населения является:
- предупреждение инфекционных заболеваний среди отдельных групп населения;
- снижение заболеваемости инфекционными болезнями совокупного населения;
- ликвидация отдельных инфекций – конкретно для отдельных групп и отдельных нозологических форм инфекционных болезней.
Санитарно–эпидемиологическое благополучие население обеспечивается посредством:
- профилактики заболеваний в соответствии с санитарно–эпидемиологической обстановкой и прогнозом её изменения;
- разработкой и реализацией федеральных целевых программ обеспечения санитарно–эпидемиологического благополучия населения, а также региональных целевых программ и научных, научно–технических программ в данной области (Постановление Правительства РФ от № 322 от 30.06.2004 г. " Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека".[2]
- выполнением санитарно–профилактических (противоэпидемических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности;
- создание экономической заинтересованности граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в соблюдении законодательства РФ в области обеспечения санитарно – эпидемиологического благополучия населения;
- осуществление регулярного государственного санитарно – эпидемиологического нормирования;
- осуществление регулярного государственного санитарно – эпидемиологического надзора;
- сертификации работ и услуг, представляющих потенциальную опасность для человека;
- лицензирование видов деятельности, представляющих потенциальную опасность для человека;
- государственной регистрацией потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, отдельных видов продукции, радиоактивных веществ отходов производства и потребления
, а также впервые ввозимых на территорию РФ отдельных видов продукции ( Приказ Минздрава № 344, 2002 " Порядок проведения государственной регистрации дезинфицирующих, дезинсекционных и дератизационных средств для применения в быту, лечебно – профилактических учреждениях и на других объектах для обеспечения безопасности и здоровья людей. ";
- проведение социально – гигиенического мониторинга;
- научных исследований в области обеспечения санитарно – эпидемиологического благополучия населения;
- мер по своевременному информированию населения о возникновении массовых инфекционных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений), состояния среды обитания, и проводимых санитарно – противоэпидемических (профилактических) мероприятий (СП 3.1. /3.2.1379 – 03 " Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных заболеваний " и СанПин 3.2.1333 - 03. " О профилактике паразитарных болезней на территории РФ ");
- мер по гигиеническому воспитанию и обучению населения и пропаганде здорового образа жизни;
- мер по привлечению к ответственности за нарушение Законодательства РФ в области обеспечения санитарно–эпидемиологического благополучия населения. [3]
2. Структура, задачи и функции федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. Федеральный закон РФ №52 от 1999г. "О санитарно–эпидемиологическом благополучии населения"[2]
Основными задачами службы в настоящий момент являются:
-
профилактика инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний населения РФ; -
предупреждение вредного воздействия на человека факторов среды обитания; -
гигиеническое воспитание и образование населения.
Федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственный санитарно–эпидемиологический надзор, является Министерство З и СР РФ.[4]
При осуществлении государственного санитарно – эпидемиологического надзора органы и учреждениями Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека:
-
Принимают обязательные для выполнения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами решения по проведению гигиенических и противоэпидемических мероприятий.
2. Применяют меры административного воздействия при выявлении санитарных правонарушений, а также передают материалы для привлечения, в соответствии с законодательством РФ, к ответственности лиц совершивших такие правонарушения.
3 Осуществляют контроль за выполнением санитарных правил, гигиенических нормативов, санитарно – противоэпидемических мероприятий.
4. Выдают санитарно – эпидемиологические заключения.
5. Организуют и осуществляют санитарно – карантинный контроль в пунктах пропуска через государственную границу.
6. Выявляют и устанавливают причины и условия возникновения и распространения инфекционных, паразитарных и других массовых неинфекционных заболеваний людей, связанных с неблагоприятным воздействие неблагоприятных факторов среды обитания человека, путем проведения специальных санитарно – эпидемиологических расследований, установления причинно – следственных связей между состоянием здоровья и средой обитания человека на основе социально – гигиенического мониторинга.
7. Ведут государственный учет инфекционных, паразитарных, профессиональных, массовых неинфекционных заболеваний, связанных с неблагоприятным воздействием факторов среды обитания человека.[5]
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключении необходимо подчеркнуть, что для решения важнейшей задачи – обеспечения санитарно – эпидемиологического благополучия населения создана федеральная система сил и средств, которая проводит специфические мероприятия направленные на укрепление и сохранение граждан нашего государства и снижения неблагоприятного действия факторов среды обитания человека.
Важную роль в деятельности этой системы занимает Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека представленная многочисленными учреждениями со своей организационно – штатной структурой. Деятельность органов и учреждений Роспотребнадзора, в виду важности выполняемых задач, регламентирована многочисленными нормативно – правовыми документами Российской Федерации, одним наиболее значительных из которых является Федеральный Закон № 52 от 1999 года и последующими дополнениями. Знание основных положений нормативных документов, посвященных деятельности Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.