Файл: Тесной является взаимосвязь учебной дисциплины "Правоохранительные органы" с.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 231

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Правоохранительные органы - одна из вводных дисциплин, дающая исходные сведения о правоохранительной деятельности. Эти сведения находятся во взаимосвязи с другими сведениями, которые даются нам при изучении многих смежных дисциплин. Наиболее тесной является взаимосвязь учебной дисциплины "Правоохранительные органы" с конституционным правом. Конституционное право регулирует общественные отношения, связанные с существованием в стране конституционного строя, который представляет собой строй, при котором признаются, соблюдаются и защищаются права и свободы человека и гражданина, а органы государства действуют в соответствии с принципом разделения властей. Основным источником конституционного права является Конституция РФ 1993 г.

Тесной является взаимосвязь учебной дисциплины "Правоохранительные органы" с административным правом. Во-первых, потому что административным правом регулируются общественные отношения, возникающие в сфере деятельности органов исполнительной власти, к которым как раз и относится большинство государственных правоохранительных органов (правоохранительные органы в узком смысле, полиция). Во-вторых, нормами административного права регулируются служебные отношения сотрудников этих органов, в то время как служебные отношения судебных и прокурорских работников регулируются нормами трудового права. В-третьих, некоторые правоохранительные (полицейские) органы в узком смысле осуществляют, кроме иных видов деятельности, деятельность по предупреждению, пресечению, раскрытию административных правонарушений, по рассмотрению дел об административных правонарушениях (органы внутренних дел, таможенные органы и другие). Дела об административных правонарушениях, иные административные дела и споры рассматривают и суды общей юрисдикции. Одной из категорий дел, рассматриваемых арбитражными судами, являются дела, вытекающие из административных правоотношений.

Такая же взаимосвязь наблюдается между учебной дисциплиной "Правоохранительные органы" гражданским и уголовным правом. Нормы этих отраслей права используют суды общей юрисдикции при рассмотрении гражданских и уголовных дел. Одной из категорий дел, рассматриваемых арбитражными судами, являются дела, вытекающие из гражданских правоотношений. Нормы уголовного права используются органами предварительного расследования (предварительного следствия и дознания) при расследовании уголовных дел.


Существенной является взаимосвязь учебной дисциплины "Правоохранительные органы" с процессуальными юридическими науками. Так, и учебной дисциплиной "Правоохранительные органы", и процессуальным науками (гражданским процессом, арбитражным процессом, уголовным процессом) изучаются общие принципы правосудия. Нормы процессуальных отраслей права активно используют в своей деятельности все правоохранительные органы. В учебной дисциплине "Правоохранительные органы" изучаются органы предварительного расследования (предварительного следствия и дознания), которые являются одними из основных субъектов уголовного процесса.

2 билет Правоохранительная деятельность: ее понятие и основные направления (функции).

Правоохранительная деятельность – это государственная деятельность, осуществляемая специально уполномоченными органами с целью охраны и защиты права путем применения юридических мер воздействия в строгом соответствии с законом и при его неуклонном соблюдении.

Признаки правоохранительной деятельности

  • осуществляется только специально уполномоченными органами, в отношении которых законодательством установлен жесткий порядок комплектования, организации и функционирования этих органов

  • эта деятельность направлена на защиту прав личности, общества и государства от преступных и иных посягательств

  • правоохранительная деятельность осуществляется в строгом, установленном законом порядке, отступление от этого порядка само по себе может являться правонарушением

  • правоохранительная деятельность осуществляется только посредством применения юридических мер воздействия, к которым относятся меры государственного принуждения, взыскания и восстановления

Основными функциями (направлениями) правоохранительной деятельности являются

  • конституционный контроль,

  • правосудие;

  • организационное обеспечение деятельности судов;

  • прокурорский надзор и иные направления деятельности прокуратуры;

  • выявление и расследование преступлений:

    • - предварительное следствие,

    • - дознание,

    • - оперативно-розыскная деятельность;

  • уголовно-исполнительная деятельность;

  • нотариальные действия;

  • юридическая помощь и защита по уголовным делам (оказание юридических услуг).


Иные направления правоохранительной деятельности

  • судопроизводство (уголовный процесс);

  • обеспечение безопасности;

  • охрана общественного порядка;

  • производство по делам о нарушении таможенных правил;

  • производство по делам о налоговых правонарушениях;

  • контрразведывательная деятельность;

  • внешняя разведка

Конституционный контроль и правосудие занимают особое место в системе правоохранительных органов. Конституционный контроль, как самостоятельный вид охраны права, направлен на обеспечение соответствия Конституции действующих нормативных правовых актов, соблюдения принципа непринятия или отмены уже принятых правовых актов или их отдельных норм. Эту функцию выполняет Конституционный Суд.

Под организационным обеспечением деятельности судов общей юрисдикции понимаются мероприятия кадрового, финансового, материально-технического, информационного и иного характера, направленные на создание условий для полного и независимого осуществления правосудия.

Прокурорский надзор – деятельность государственных федеральных органов прокуратуры, осуществляемая от имени РФ и состоящая в проверке точности соблюдения Конституции РФ и исполнения законов, действующих на территории РФ. Иные направления деятельности прокуратуры: - уголовное преследование лиц, подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений, в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством; - координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью; - участие прокуроров в соответствии с процессуальным законодательством в рассмотрении дел судами и внесение представлений с целью устранения допущенных судами ошибок; -надзор за исполнением законов судебными приставами; -участие в правотворческой деятельности, а также в международном сотрудничестве в сфере борьбы с преступностью.

Защита прав и законных интересов граждан и организаций и оказание им юридической помощи осуществляется, прежде всего, адвокатурой в форме дачи консультаций по правовым вопросам, составления разного рода деловых бумаг, выступления адвокатов на суде в качестве защитников по уголовным делам и представителей по гражданским делам.

Билет 3 Система государственных и негосударственных органов, осуществляющих правоохранительную деятельность.


Система ПО – совокупность органов, образующих определенную целостность, единство. В нее входят:

  1. Гос. органы, специально созданные для охраны правопорядка;

  2. Негос. организации.

Система ПО:

  1. Межгосударственные структуры:

  • Национальное Бюро Интерпола;

  • Бюро по координации борьбы с организованной преступностью на территории СНГ;

  • Антитеррористический центр государств-участников СНГ.

  1. Основные государственные органы:

  • Суды;

  • Прокуратура;

  • Следственный комитет;

  • Уполномоченный по правам человека;

  • Совет безопасности РФ;

  • ФСБ РФ;

  • Служба внешней разведки;

  • Федеральная служба охраны;

  • МЧС России;

  • Таможенные органы;

  • Налоговая служба;

  • Федеральная служба по контролю за оборотом наркотиков;

  • Органы внутренних дел;

  • Федеральная служба исполнения наказаний;

  • Федеральная служба судебных приставов.

  1. Негосударственные структуры:

  • Адвокатура;

  • Частный нотариат;

  • Частные детективные и охранные предприятия;

  • Экспертные мероприятия;

  • Юридические фирмы;

  • Органы по защите прав потребителей;

  • Правозащитные организации;

  • Третейские суды;

  • Товарищеские суды.

4 билет Общая характеристика законодательства и иных правовых актов о правоохранительных органах, их организации и деятельности. Классификация этих актов.

Источниками деятельности правоохранительных органов являются законодательные и другие правовые акты, определяющие задачи, функции, структуру, порядок организации и деятельности правоохранительных органов.

обилие актов и содержащихся в них конкретных правовых предписаний объясняется следующим:

  1. массив правовых актов о правоохранитель­ных органах касается многих государствен­ных и негосударственных организаций и должностных лиц;

  2. требуется особо тщательная правовая регламентация по­строения соответствующих организаций, их полномочий и полномо­чий работающих в них должностных лиц, с целью сведения к минимуму вероятности произвола, судебных или следственных ошибок.

Для характеристики правовых актов о правоохранитель­ных органах существенно также то, что в этом массиве сосуществуют акты разного юридического значения (разной юридической силы):


Если взять за основу содержание правовых актов о правоохранительных органах, то их можно разделить на следующие группы.

1. Акты общего действия:

а) международно-правовые акты, регламентирующие стандарты в области юстиции, положения о правах и свободах человека и гражданина, вовлеченного в сферу деятельности правоохранительных органов и т.д. (Н-р: Всеобщая декларация прав человека, Международный пакт о гражданских и политических правах, Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод);

б) Конституция РФ. Она обладает высшей юридической силой, имеет прямое действие на всей территории РФ. Конституция РФ закрепляет самостоятельность судебной власти, ее основы, определяет построение судебной системы, основные принципы, касающиеся вопросов организации судоустройства и осуществления правосудия, другие вопросы, касающиеся отдельных сторон деятельности правоохранительных органов.

2. Акты о судебной власти, судоустройстве, правосудии и судах, органах, обеспечивающих деятельность судов. Данные акты определяют структуру судебной власти, основные принципы ее организации и деятельности, задачи и компетенцию судебных органов в РФ, деятельность органов судейского сообщества, правовой статус судей и т.д.

3. Акты, регламентирующие деятельность органов прокуратуры. В них установлена система органов прокуратуры в РФ, порядок их деятельности и полномочия, отрасли прокурорского надзора, правовой статус прокурорских работников, средства прокурорского реагирования (Н-р: ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации», приказы Генерального прокурора РФ и др.);

4. Акты, регламентирующие организацию и деятельность органов, осуществляющих охрану безопасности и правопорядка в РФ. В этих актах установлены задачи и функции органов обеспечения безопасности и правопорядка, их структура, полномочия, основные направления деятельности и т.д. (Н-р: Закон о ФСБ, Закон о безопасности, Положение о Совете безопасности, Закон о полиции, Закон об экстремизме и др.);

5. Акты, регламентирующие организацию выявления и расследования преступлений. В данных актах регламентированы вопросы, касающиеся осуществления оперативно-розыскной деятельности, предварительного расследования, органы, полномочные осуществлять данные виды деятельности, порядок проведения оперативно-розыскных и следственных мероприятий и т.д. (Н-р: УПК РФ, Закон об ОРД, Закон о борьбе с терроризмом, Закон о ФСБ и др);