Файл: ЛФК при заб и травм ОДА.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 20.11.2021

Просмотров: 124

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Реферат: ЛФК при заболеваниях опорно-двигательного аппарата   

Костей двадцать три вида.

Позвонков двадцать восемь.

Ребер двадцать четыре.

Зубов тридцать два.

Разных костей всего триста шестьдесят.

Крупных суставов двенадцать.

Вместе с мелкими их будет двести десять.

Сухожилий шестнадцать, жил девятьсот.

Волос двадцать одна тысяча.

Пор на коже одиннадцать миллионов.

Плотных (органов) пять, полых — шесть, отверстий —

девять.

Тело человека из Джамбудвипы (вписывается)

в квадрат, равный размаху рук.

При плохой фигуре рост на пол-локтя короче

(размаха рук).

«ЧЖУД-ШИ»

памятник средневековой тибетской культуры

Введение.

Оздоровительный и профилактический эффект массовой физической культуры

неразрывно связан с повышенной физической активностью, усилением функций

опорно-двигательного аппарата, активизацией обмена веществ. Учение Р.

Могендовича о моторно-висцеральных рефлексах показло взаимосвязь деятельности

двигательного аппарата, скелетных мышц и вегетативных органов. В результате

недостаточной двигательной активности в организме человека нарушаются нервно-

рефлекторные связи, заложенные природой и закрепленные в процессе тяжелого

физического труда, что приводит к расстройству регуляции деятельности

сердечнососудистой и других систем, нарушению обмена веществ и развитию

дегенеративных заболеваний (атеросклероз и др.).

Для нормального функционирования человеческого организма и сохранения

здоровья необходима определенная «доза» двигательной активности. В этой связи

возникает вопрос о так называемой привычной двигательной активности, т. е.

деятельности, выполняемой в процессе повседневного профессионального труда и

в быту. В экономически развитых странах за последние 100 лет удельный вес

мышечной работы как генератора энергии, используемой человеком, сократился

почти в 200 раз, что привело к снижению энергозатрат на мышечную

деятельность. В связи с этим для компенсации недостатка энергозатрат в

процессе трудовой деятельности современному человеку необходимо выполнять

физические упражнения с расходом энергии не менее 350--500 ккал в сутки (или

2000--3000 ккал в неделю).

По данным Беккера, в настоящее время только 20 % населения экономически

развитых стран занимаются достаточно интенсивной физической тренировкой,


обеспечивающей необходимый минимум энергозатрат, у остальных 80 % суточный

расход энергии значительно ниже уровня, необходимого для поддержания

стабильного здоровья. Резкое ограничение двигательной активности в последние

десятилетия привело к снижению функциональных возможностей людей среднего

возраста.

Механизм защитного действия интенсивных физических упражнений заложен в

генетическом коде человеческого организма. Скелетные мышцы, в среднем

составляющие 40 % массы тела (у мужчин), генетически запрограммированы

природой на тяжелую физическую работу. «Двигательная активность принадлежит к

числу основных факторов, определяющих уровень обменных процессов организма и

состояние его костной, мышечной и сердечно-сосудистой систем», - писал

академик В. В. Парин (1969).

Мышцы человека являются мощным генератором энергии. Различают общий и

специальный эффект физических упражнений, а также их опосредованное влияние

на факторы риска. Наиболее общий эффект тренировки заключается в расходе

энергии, прямо пропорциональном длительности и интенсивности мышечной

деятельности, что позволяет компенсировать дефицит энергозатрат. Специальный

эффект оздоровительной тренировки связан с повышением функциональных

возможностей сердечно-сосудистой системы.

Недостаточная двигательная активность и недостаток кальция в пище ухудшает

состояние опорно-двигательного аппарата. Наиболее часто встречаются такие

заболевания, как артрит, артроз, остеопороз, нарушение осанки, сколиоз.

В своем реферате мы хотели бы подробнее рассмотреть сколиоз, как наиболее

часто встречающееся заболевание опорно-двигательного аппарата, и в следствие

чего сильно влияющее на состояние здоровья человека. Сколиоз встречается

гораздо чаще, чем об этом думают. По данным Петербургского детского

ортопедического института им. Г.И.Турнера, у 40% обследованных школьников

старших классов выявлено нарушение статики, требующее лечения. Название

сколиоз получает по уровню изгиба: шейный, грудной или поясничный и

соответственно выпуклой стороны искривления. Таким образом можно

встретить например правосторонний грудной сколиоз.

В связи с этим мы поставили следующие задачи:

· изучить и проанализировать литературу по данному вопросу

· изучить причины возникновения сколиоза

· изучить особенности формы и проявления данного заболевания опорно-

двигательного аппарата

· изучить методики лечения данного заболевания

· изучить влияние ритмической гимнастики как одного из видов

физической культуры на развитие и укрепление опорно-двигательного аппарата

Основной целью данной работы является изучение влияния физической культуры на

развитие и укрепление опорно-двигательного аппарата (позвоночника).

Причины возникновения сколиоза


Сколиоз - это боковое искривление позвоночника во

фронтальной плоскости. Реберный горб, который при этом наблюдается,

образует деформацию с выпуклостью вбок и кзади - кифосколиоз.

Этиологически различают сколиозы врожденные (по

В.Д.Чаклину они встречаются в 23.0%), в основе которых лежат различные

деформации позвонков:

· · недоразвитие;

· · клиновидная их форма;

· · добавочные позвонки и.т.д.

К приобретенным сколиозам относятся:

1. ревматические, возникающие обычно внезапно и

обуславливающиеся мышечной контрактурой на здоровой стороне при наличии

явлений миозита или спондилоартрита;

2. рахитические, которые очень рано проявляются различными

деформациями опорно-двигательного аппарата. Мягкость костей и слабость мышц,

ношение ребенка на руках (преимущественно на левой), длительное сидение,

особенно в школе, - все это благоприятствует проявлению и прогрессированию

сколиоза;

3. паралитические, чаще возникающие после детского

паралича, при одностороннем мышечном поражении, но могут наблюдаться и при

других нервных заболеваниях;

4. привычные, на почве привычной плохой осанки (часто их

называют "школьными", так как в этом возрасте они получают наибольшее

выражение). Непосредственной причиной их могут быть неправильно устроенные

парты, рассаживание школьников без учета их роста и номеров парт, ношение

портфелей с первых классов, держание ребенка во время прогулки за одну руку

и.т.д.

Этим перечнем конечно охватываются не все виды сколиозов, а лишь основные.

Осанка обусловлена наследственностью, но на ее формирование в процессе роста

у детей влияют многочисленные факторы внешней среды.

Процесс формирования осанки начинается с самого раннего возраста и происходит

на основе тех же физиологических закономерностей высшей нервной деятельности,

которые характерны для образования условных двигательных связей. Это создает

возможность для активного вмешательства в процесс формирования осанки у

детей, обеспечивая её правильное развитие.

Причины, которые могут привести к нарушениям осанки (сколиозу),

многочисленны. Отрицательное влияние на формирование осанки оказывают

неблагоприятные условия окружающей среды, социально-гигиенические факторы , в

частности длительное пребывание ребенка в неправильном положении тела. В

результате неправильного положения тела происходит образование навыка

неправильной установки тела. В одних случаях этот навык неправильной установки

тела формируется при отсутствии функциональных и структурных изменений со

стороны опорно-двигательного аппарата, а в других - на фоне патологических

изменений в опорно-двигательном аппарате врожденного или приобретенного

характера. В основе нарушений осанки часто лежит недостаточная двигательная


активность детей ( гиподинамия ) или нерациональное увлечение однообразными

физическими упражнениями, неправильное физическое воспитание.

Кроме того, появление неправильной осанки (сколиоза) связано с недостаточной

чувствительностью рецепторов, определяющих вертикальное положение

позвоночника или ослабленностью мышц, удерживающих это положение, с

ограничением подвижности в суставах, акселерацией современных детей.

Причиной сколиоза могут быть также нерациональная одежда, заболевания

внутренних органов, снижение зрения, слуха, недостаточная освещенность

рабочего места, несоответствующая росту ребенка мебель и др.

В 90-95 % случаев нарушения осанки являются

приобретенными, чаще всего встречаются у детей астенического

телосложения и чаще всего встречаются у детей астенического телосложения.

Нарушения осанки ухудшают внешний облик человека, способствуют развитию ранних

дегенеративных изменений в межпозвоночных дисках и создают неблагоприятные

условия для функционирования органов грудной клетки и брюшной полости.

Нарушения осанки, как правило, не сопровождаются грубыми изменениями в

позвоночнике.

Грубые изменения в позвоночнике развиваются при сколиотической болезни. Они

больше выражены при 2-3-4 степенях тяжести сколиоза.

Развивается сколиоз преимущественно в периоды интенсивного роста скелета

, т.е. в 6-7 лет, 12-15 лет. С окончанием роста позвоночника увеличение

деформации, как правило , прекращается , за исключением паралитического

сколиоза, при котором деформация может прогрессировать в течение всей жизни.

Такие позы способствуют формированию неправильной осанки.

Сколиоз: формы и проявления

Патологические изменения позвоночника определяются клинически по наличию:

· деформации или ряда других внешних признаков,

· фиксации позвоночника

· болезненности.

Фиксация позвоночного столба проявляется ограничением подвижности и связанной

с этим функциональной неполноценностью позвоночника.

В зависимости от характера поражения перечисленные признаки бывают или

изолированными, или сочетаются друг с другом. Для отдельных форм заболеваний

типичны разные комбинации признаков с преобладанием то того, то другого из

них. В дальнейшем заболевания позвоночника описаны в соответствующих разделах

в зависимости от ведущих симптомов.

При осмотре патологически измененного позвоночника обращают

внимание на положение головы по

отношению к туловищу.

Голова может быть наклонена кпереди или вбок. Наклон головы

вбок—кривошея—может обусловливаться:

· изменениями костного скелета,

· изменениями мягких тканей (мышц, фасций, кожи),

· защитным мышечным напряжением (рефлекторная или болевая ригидность


шеи).

Причины стойких изменений скелета и мягких тканей при кривошее могут быть

врожденными и приобретенными. В последнем случае вынужденное положение

головы, представляющее собой один из симптомов какого-либо заболевания или

повреждения, называется симптоматической кривошеей.

Сколиоз представляет собой стойкое боковое

отклонение позвоночника или его сегментов от нормального выпрямленного

положения. В отличие от нормального поясничного лордоза или грудного кифоза,

которые, увеличиваясь, могут делаться патологическими, в нормальном

позвоночнике нет стойких боковых искривлений. Наличие стойкого бокового

искривления позвоночника всегда является ненормальным, патологическим.

Обозначение «сколиоз» отражает наличие бокового искривления позвоночника и само

по себе не является диагнозом. Оно требует дальнейших исследований, выявления

особенностей бокового искривления, его причины и течения.

Кифотическая Сутулость Лордотическая Плоская

осанка осанка спина

Среди приобретенных сколиозов выделяются:

· рахитический, вследствие перенесенного рахита;

· привычные или, как их называют, школьные сколиозы, возникающие на

фоне неправильных привычных поз и неправильной осанки:

· статический сколиоз, возникающий при неправильном боковом стоянии

таза; это часто наблюдается при неодинаковом развитии нижних конечностей

(одна конечность короче другой);

· паралитический сколиоз, возникающий на фоне поражения мышц туловища;

это чаще связано с перенесенным полиомиелитом.

Другие формы приобретенных сколиозов (рубцовый — после операции на грудной

клетке, после обширных стягивающих рубцов в результате ожога; травматический

после различных травм; рефлекторно-болевой — чаще на почве поражения

нервных корешков) встречаются не так часто.

По величине искривления позвоночника различают три степени сколиоза:

· Первая степень сколиоза характеризуется

незначительным боковым отклонением позвоночника от средней линии.

· Вторая степень характеризуется заметным

отклонением позвоночника от средней линии и начинающимся реберным горбом.

· Третья степень сколиоза характеризуется стойкой и

более резко выраженной деформацией грудной клетки, наличием большого

реберно-позвоночного горба и резким ограничением подвижности позвоночника.

первая степень вторая степень третья степень

сколиоза

В зависимости от анатомических особенностей бокового искривления различает

две группы сколиозов: неструктурные, или простые, и структурные, или

сложные (James, 1967). Точное разграничение этих групп имеет большое

клиническое значение, так как избавляет многих больных от длительного ненужного

лечения, а родителей от необоснованных волнений.