ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 19
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Оглавление
Введение
Проблемы соотношения личности и государства, признания и нормативного закрепления прав и свобод человека, а также способов и методов осуществления государственной власти всегда интересовали ученых правоведов. Вопросы построения и формирования правового государства в Российской Федерации являются одними из первостепенных, поскольку от этого во многом зависит, насколько личность в государстве чувствует себя свободно и защищено. Одним из принципов построения правового государства является принцип разделения властей, препятствующий сосредоточению всей полноты государственной власти в одних руках. В Российской Федерации данный принцип в аспекте проводимой административно-правовой реформы выступает фундаментом формирования правового государства.
Понятие и сущность принципа разделения властей
Конституция Российской Федерации 1993 г. фиксирует принцип разделения властей как одну из основ конституционного строя. В статье 10 говорится: "Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны". Конституционные нормы, определяющие механизм государственной власти закреплены в главах "Президент Российской Федерации", "Федеральное Собрание", "Правительство Российской Федерации", "Судебная власть и прокуратура". Все эти высшие государственные органы власти в равной степени выражают целостную концепцию народного суверенитета. Разделение властей есть разделение полномочий государственных органов при сохранении конституционного принципа единства государственной власти.
Характеристики принципа разделения властей:
-
разделение функций по осуществлению государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную. В соответствии с принципом разделения властей в государстве действуют: во-первых, законодательная власть, ее основной функцией является принятие законов; во-вторых, исполнительная власть, ее назначение в исполнении принимаемых законодательной властью законов; в-третьих, судебная власть, ее сфера - осуществление правосудия - деятельности по рассмотрению и разрешению конкретных дел с вынесением решений, которые не могут быть отменены органами законодательной или исполнительной власти. Органы каждой из ветвей власти действуют в рамках установленной Конституцией РФ компетенции и не вправе осуществлять функции, присущие органам иной ветви власти; -
самостоятельность органов каждой из ветвей власти означает, что в своей деятельности они независимы друг от друга, не подчинены друг другу; -
система сдержек и противовесов. Этим термином обозначается система полномочий трех ветвей власти в сфере взаимоотношений друг с другом, установленная Конституцией РФ с целью не допустить нарушений принципа разделения властей, преимущественного положения одной ветви власти перед другой. -
единство государственной власти. Разделение властей не означает, что государственная власть делится на части. Между государственными органами распределяются функции по ее осуществлению.
Согласно ст.11 Конституции РФ государственную власть в Российской Федерации осуществляют:
-
Президент РФ; -
Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума); -
Правительство РФ; -
суды Российской Федерации.
Сущность "разделения властей" состоит в том, что ветви власти в основных составляющих отделены друг от друга и независимы, но данная концепция допускает и признает отдельные сферы пересечения, в которых ветви власти выполняют чуждые им функции в той мере, в какой сохраняется принципиальное отделение властей друг от друга.
Конституционный принцип разделения властей предполагает не только самостоятельность и независимость отдельных ветвей государственной власти, но и их координацию, взаимосдерживание и взаимоконтроль. В настоящее время Конституция РФ располагает механизмами взаимоконтроля ветвей власти. Однако нельзя утверждать, что подобный контроль является равнозначным и равносильным.
Разделение властных функций проходит по несущим конструкциям государственного управления: законодательный представительный орган в лице Федерального Собрания обладает правом на законотворчество; исполнительный в лице Президента и Правительства - на практическую реализацию законов; судебный орган - на улаживание споров и конфликтов. Силовое вторжение одной из ветвей власти в область деятельности другой может привести к смешению функций и в результате – к ослаблению авторитета власти в целом.
Законодательная власть
Согласно статье 94 Конституции РФ, Федеральное Собрание - парламент РФ - является представительным и законодательным органом РФ. Рассматривая вопрос о месте Федерального Собрания в системе госорганов РФ необходимо обратить внимание на то, что Конституция РФ учреждает Федеральное Собрание как парламент Российской Федерации. Любому парламенту присущи три основных признака.
Первым признаком парламента является то, что парламент занимает определенное место в системе органов государственной власти. В соответствии с принципом разделения властей Федеральное Собрание наделено присущими только ему функциями и полномочиями и не вправе вторгаться в компетенцию Президента РФ, Правительства РФ и судебных инстанций.
Вторым неотъемлемым признаком парламента является профессионализм и постоянный характер работы парламентариев. Это означает, что народные представители на период осуществления своих полномочий в парламенте освобождаются от служебной, производственной и иной деятельности, которую они осуществляли до своего избрания. Недопустимость для парламентария занимать определенные должности и осуществлять определенную деятельность обеспечивает не только профессионализм и постоянную работу парламента, но и реализацию разграничения функций органов власти.
Третьим неотъемлемым признаком парламента является свободный депутатский мандат. Это означает, что члены Федерального Собрания в своей деятельности прямо не связаны волей избирателей. При осуществлении полномочий они руководствуются законом и своими представлениями о порядке управления государством.
Федеральное Собрание выступает одновременно как представительный и законодательный орган. Представительным органом Федеральное Собрание является в силу того, что оно призвано выступать представителем всего народа РФ, всех субъектов РФ. Реализуется представительный характер Федерального Собрания путем формирования его на основе всеобщих свободных выборов. Законодательным органом Федеральное Собрание является в силу того, что Конституция закрепляет право издавать федеральные конституционные законы и федеральные законы - нормативные акты, имеющие верховенство и прямое действие на всей территории РФ, и которые обязаны соблюдать все органы государственной власти, органы местного самоуправления и граждане, только за федеральным парламентом. Кроме того, важной функцией парламента является контрольная функция. Она состоит в возможностях парламента:
-
влиять на процессы управления обществом и государством, и прежде всего на бюджетный процесс; -
привлекать к ответственности исполнительные органы власти и (или) их должностных лиц, не выполняющих или ненадлежащим образом выполняющих возложенные на них обязанности.
По структуре Федеральное Собрание является двухпалатным органом и состоит из Совета Федерации и Государственной Думы. Двухпалатная структура парламента имеет следующие основные преимущества. Во-первых, в федеративных государствах одна из палат, как правило, отражает интересы входящих в состав этого государства политико-территориальных образований. Во-вторых, наличие второй палаты позволяет делать законодательный процесс более качественным, поскольку законопроекты последовательно проходят через обсуждение двух палат. Среди основных недостатков двухпалатной структуры парламента называют, напротив, торможение законодательного процесса второй палатой, которая часто отличается сдержанностью и консерватизмом.
Суть принципа верхней и нижней палаты заключается, во-первых, в том, что каждая палата работает самостоятельно и имеет ряд исключительных полномочий. Во-вторых, законодательный процесс всегда начинается в одной палате, и после того как она примет закон, он направляется для одобрения в другую палату. В России законопроекты поступают в Государственную Думу, дальше законодательный процесс продолжается в Совете Федерации. Получается, что законопроект движется как бы "снизу вверх", поэтому Государственная Дума считается нижней палатой, а Совет Федерации - верхней. В-третьих, одна из палат, как правило, является прямым представительством народа, формируется путем демократических выборов. В России - это Государственная Дума. Непосредственная близость к избирателям и характеризует Государственную Думу как нижнюю палату.
К ведению Государственной Думы относится:
-
дача согласия Президенту РФ на назначение Председателя Правительства России; -
решение вопроса о доверии Правительству РФ; -
назначение на должность и освобождение от должности председателя Центрального банка РФ и Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации; -
назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов; -
счетной палаты и половины состава ее аудиторов; -
объявление амнистии; -
выдвижение обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности; -
заслушивание ежегодных отчетов Правительства Российской Федерации о результатах его деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой.
К ведению Совета Федерации относится:
-
утверждение изменения границ между субъектами Федерации на основе взаимного согласия последних; -
утверждение указов Президента РФ о введении военного или чрезвычайного положения; -
решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил за пределами территории России; -
назначение выборов Президента РФ; -
отрешение Президента РФ от должности; -
назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора РФ и его заместителей; -
назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов.
Таким образом, Палаты Федерального Собрания имеют разные полномочия, хотя назначение и функции парламента едины для обеих палат.
Исполнительная власть
Исполнительная власть по своей природе власть правоприменительная, в задачи которой входит практическая реализация Конституции РФ и законов в общегосударственном масштабе (исполнительство). Это означает, что исполнительная власть неразрывно связана с процессом повседневного управления страной. В исполнительной власти заключено то звено государства, которое практически организует жизнь каждого народа.
Исполнительная ветвь власти обладает разветвленной системой государственных органов, от деятельности которых зависит обеспечение безопасности граждан, общества и государства в целом.
Система федеральных органов исполнительной власти - это юридически упорядоченная, внутренне согласованная совокупность различных органов государственного управления, установленных Конституцией РФ и иными нормативными правовыми актами, имеющая специальное назначение и систему взаимоотношений на основе разграничения компетенции между ними для осуществления функций управления. Эта система имеет свою вертикальную иерархическую структуру и горизонтальные уровни. Горизонтальный уровень отражает федеративное государственное устройство РФ: деление на федеральные органы исполнительной власти (правительство РФ, федеральные министерства, федеральные агентства) и органы исполнительной власти субъектов РФ. Основной критерий горизонтального деления - разграничение полномочий между РФ и ее субъектами. Часть 2 статьи 77
Конституции РФ установила, что федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ образуют единую систему исполнительной власти. Согласно ст.12 Федерального конституционного закона "О Правительстве Российской Федерации" для обеспечения единства системы исполнительной власти Правительство РФ направляет и контролирует деятельность всех этих органов.
Положение и место Правительства РФ в системе органов государственной власти вытекают из принципа разделения властей, сформулированного в ст.10 и 11 Конституции РФ. Правительство осуществляет государственную власть наравне с Президентом РФ, Федеральным Собранием и судами. В ст.110 Конституции РФ прямо устанавливается, что исполнительную власть Российской Федерации осуществляет Правительство РФ.
Это означает, что Правительство РФ выполняет следующие функции исполнительной власти:
-
регулятивно-управленческую функцию, которая представляет собой деятельность по руководству экономикой, финансами, культурой, наукой, обороной, социальным обеспечением, управлению федеральной собственностью; обеспечению прав и свобод граждан, прав организаций; -
нормотворческую функцию. Она заключается в принятии подзаконных нормативных правовых актов. В нормотворческой деятельности конкретизируются предписания законов и указов, что необходимо для реального осуществления законодательных норм; -
оперативно-исполнительскую функцию, которая выражается в непосредственном исполнении правовых норм; -
контрольную функцию, которая проявляется в осуществлении контрольных полномочий за управленческой деятельностью исполнительных органов.
Правительство РФ - это коллегиальный орган, что означает осуществление его полномочий посредством совместной выработки и утверждения решений лицами, входящими в его состав. Правительство РФ состоит из Председателя Правительства, заместителей Председателя Правительства и федеральных министров.
Общие полномочия Правительства РФ: реализация внутренней и внешней политики РФ, регулирование в социально-экономической сфере; обеспечение единства системы исполнительной власти в Российской Федерации; формирование федеральных целевых программ и обеспечение их реализации; реализацию права законодательной инициативы. Правительство РФ по соглашению с органами исполнительной власти субъектов РФ может передавать им осуществление части своих полномочий,