Файл: Понятие и сущность принципа разделения властей.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 20

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
если это не противоречит Конституции, федеральному конституционному закону и федеральным законам. Правительство осуществляет полномочия, переданные ему органами исполнительной власти субъектов РФ на основании соответствующих соглашений.

Судебная власть

С точки зрения принципа разделения властей, судебная власть - это самостоятельная и независимая ветвь государственной власти, представленная совокупностью государственных органов - судов, образующих судебную систему Российской Федерации. Главное назначение судебной власти в системе разделения властей - обеспечивать непосредственное действие Конституции РФ во всех сферах законодательной и правоприменительной деятельности, обеспечивать социальную устойчивость и режим законности в государстве, гарантировать судебную защиту прав и свобод человека и гражданина.

Данное назначение осуществляется посредством правосудия, которое возложено исключительно на суды различных видов юрисдикции. Под правосудием понимается особая форма (вид) осуществления государственной власти, направленная на рассмотрение и разрешение различных правовых конфликтов между членами общества, между человеком и государством, осуществляемая специальными государственными органами - судами, посредством мер правового характера.

Судебная власть, как и любая форма государственной власти, обладает рядом признаков, отличающих ее от других ветвей власти в государстве и выделяющих ее как отдельную ветвь государственной власти:

  • судебная власть осуществляется только судами, учрежденными в соответствии с Конституцией РФ и ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации". Данная функция составляет монополию судов, правосудие не может осуществляться никакими другими органами, поэтому не допускается создание других правосудных органов (шариатских, церковных судов и т.п.). Это главное отличие судебной власти от законодательной и исполнительной деятельности;

  • судебная власть осуществляется в соответствии с четко установленной процессуальной формой (надлежащей правовой процедурой), посредством четырех видов судопроизводства: конституционного, гражданского, административного и уголовного (ч.2 ст.118 КРФ). Каждый из них предполагает осуществление процессуальных прав и обязанностей судами в строго установленном законом порядке. Этот порядок определен соответствующим законодательством;

  • решения органов судебной власти не могут быть пересмотрены органами других ветвей власти. Таким образом, осуществление правосудия отличается от других ветвей власти, прежде всего, специфичностью метода этой деятельности, которая осуществляется в особой процессуальной форме и именно суды имеют наибольшие возможности для защиты человека и реализации его законных прав и интересов, а также наибольшие возможности для воздействия на правонарушителей.


Под судебной системой понимается совокупность всех действующих в РФ судов, организованных в иерархичном порядке в соответствии с их компетенцией, с учетом федеративного и административно - территориального деления страны.

Судебную систему России составляют федеральные суды, конституционные (уставные) суды и мировые судьи субъектов РФ. Закон четко разделяет суды на федеральные и суды субъектов Федерации. Однако Конституция РФ относит к ведению РФ как судоустройство и установление системы федеральных органов судебной власти, порядка их организации и деятельности, так и установление судебной системы РФ в целом.

Система федеральных судов включает: Конституционный Суд РФ; Верховный Суд РФ, федеральные суды общей юрисдикции; федеральные арбитражные суды. К судам субъектов РФ относятся: конституционные (уставные) суды субъектов, мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов РФ. Все ветви судебной власти равноправны в пределах своей компетенции (т.е. не имеют административного подчинения друг перед другом).

Заключение

Принцип разделения властей в сегодняшней России признан, конституционно закреплен и в той или иной мере применяется в построении и функционировании государственных институтов. Создание нормально функционирующего механизма сдержек и противовесов - одна из важных задач России.

Некоторые правоведы определяют принцип разделения властей как признак или особенность правового государства, другие – как средство воплощения в жизнь такого принципа правового государства как «наиболее последовательное связывание посредством права политической власти, формирование для государственных структур режима правового ограничения». Как нам представляется, следует все же различать такие понятия как признаки правового государства и принципы правового государства. Разделение властей – это именно принцип правового государства, в соответствии с которым происходит процесс формирования правового государства. После того, как принцип будет полностью реализован, его можно будет называть признаком правового государства, который позволит отличать государство правовое от государства обычного.



Список используемых источников

  1. "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020).

  2. Авакьян С.А. Организация государственной власти в России и зарубежных странах: учебно-методический комплекс / Руководитель авторского коллектива и отв. редактор проф. Авакьян С.А. - М: издательсво Юстицинформ, 2014.

  3. Баглай М.В., Габричидзе Б.Н. Конституционное право Российской Федерации. - М., Инфра, 2002.

  4. Баламезов С. Конституционное право. Учебник для вузов. - М., 2000.

  5. Немова С.В. Закрепление принципа разделения властей в Конституции: теория и практика // Юрист. - 1998. - №4.