Файл: Социология это разнообразная и плюралистическая.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 19

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Социология - это разнообразная и плюралистическая дисциплина. Существует множество социально обоснованных точек зрения, каждая из которых имеет свои собственные истины и равное право быть услышанной в социологических дебатах. По этой причине невозможно сформулировать единую и последовательную совокупность идей, приемлемых для всех практиков. Многие комментаторы пришли к выводу, что социологические концепции, таким образом, "по существу оспариваются": что не может быть согласованного и обязательного определения ни одного из основных понятий, используемых социологами в своих исследованиях. Это, по-видимому, создает серьезные проблемы для любого, кто пытается составить словарь или глоссарий социологических концепций: может ли быть достигнуто какое-либо согласие относительно того, что является "ключевыми" понятиями и как их следует определять? Однако это не совет отчаяния, как может показаться.

Разнообразие и плюрализм социологии – это одна из вещей, которая придает ей привлекательность как дисциплине - нет ничего лучше хорошего спора , и собрание социологов гарантирует Тем не менее, различные точки зрения на эту реальность, взятые вместе, могут дать более полную картину из социального мира больше, чем кто-либо может обеспечить сам по себе. Каждая точка зрения имеет свою обоснованность и подлинность в рамках общей картины. Разнообразие точек зрения, которые мы можем использовать по отношению к физическому ландшафту, являются достоверными описаниями ландшафта с конкретных принятых точек зрения, и то же самое верно в отношении наших взглядов на социальный мир. Точно так же, как мы достигаем более широкого понимания ландшафта, когда осознаем разнообразие точек зрения, с которых его можно увидеть, и пытаемся понять ограничения каждой из них, мы можем двигаться к сочетанию различных социологических точек зрения. Такое сочетание точек зрения происходит посредством диалога. Именно благодаря такому диалогу и дебатам можно оценить ограничения каждой точки зрения и сформулировать более полное понимание.

Объектом принято считать познаваемое наукой целое (под ним обычно имеют в виду природу или общество), а предметом – часть этого целого, дающую о нем более содержательное представление. Тем самым, предмет предстает уточнением того, что изучается наукой. Мы же считаем, что эти понятия имеют иной смысл: объект – это то, познанием чего конкретная наука занимается, предмет – это добытое учеными на настоящее время знание об изучаемом объекте, причем обладающее его теоретическим осмыслением, дающее представление о его специфике. Следовательно, объект
существует независимо от сознания познающего, т.е. объективно, а предмет лишь в его сознании, т.е. субъективно. Но такой трактовки их недостаточно. Важно отметить и то, что объект вместе с тем субъективен, так как пространственные границы того, что изучается, определяются учеными, зависят от используемых ими методов и средств познания. Предмет же по содержанию своих знаний вместе с тем объективен, иначе он не будет отвечать своему назначению – давать истинные (или максимально приближенные к ней) знания об объекте. Следует также иметь в виду, что представление о том, что изучает наука, начинает формироваться с выяснения учеными ее объекта. Он теоретически вычленяется из познаваемой ими реальности и характеризуется тоже ее знанием, но дающим о ней ограниченное представление5 . Объект и предмет могут рассматриваться и как понятия, свидетельствующие о степени познания наукой действительности. С этой точки зрения они представляют собой два уровня ее постижения. Первый дает знание о познаваемой наукой области реальности, самое общее ее понимание. Второй – знание о том, что собой представляет познаваемая наукой действительность. Это итоговое ее понимание. Существование различий между объектом и предметом обусловлено двумя обстоятельствами: во-первых, тем, что объект всегда остается до конца непознанным, знания о нем не являются исчерпывающими. В этом смысле процесс познания объекта бесконечен. Во-вторых, тем, что объект – это та часть действительности, которая не является статичной, но постоянно изменяется и потому нуждается во все новых эмпирических исследованиях и теоретическом осмыслении происходящих в ней изменений.

В выведении объекта социологии мы опираемся на марксистскую теорию общества, в частности на понимание в ней его строения. В изучении объекта, с целью получения о нем предметного знания, используем, наряду с избранной общественной теорией, разработанную нами модель предмета социологии, с позиций которой анализируем и истолковываем результаты обширных эмпирических исследований социальной реальности. По нашему мнению, социология изучает не все общество, а только его часть. Ею является социальная жизнь.



В ней социология выясняет не только ее структуру, по аналогии с тем, что прежде всего познает, как считают некоторые ученые, эта наука в обществе, но и то, в чем заключается ее существование. Мы используем понятие «социальное» для обозначения им одной из основных форм бытия людей в обществе, полагая, что антитезой природе, естественному является не употребляемое понятие «социальное», а термин «социальность». Социальная жизнь вместе с экономической, политической и духовной жизнью образует современное общество. Примечательно, что только социальная жизнь из них официально не имеет изучающей ее науки. Во многом схожего с нами взгляда на то, изучением чего занимается социология, как представляется, придерживаются В. Добреньков и А. Кравченко, заявляющие, что «социология выделилась в специальную дисциплину, которая сосредоточилась на изучении социальной сферы».

Это редкое определение социологии, в котором она рассматривается как наука, изучающая социальное не в широком, а в узком его понимании, когда оно является выражением одноименной сферы жизни людей. Только правильнее, думается, рассматривать социальную жизнь не сферой, а формой человеческого бытия. Сфера указывает на пределы пространственного распространения социальной жизни, а форма – на ее содержательные особенности. То, что специфика социологии состоит в изучении социального, признают многие ученые, но исходят при этом из разных версий его толкования, когда ни одна из них не связывается с особенностями социального в одноименной форме жизни людей. В основном социальное характеризуется сравнением его с общественным. При этом отмечается, что оно у же его – является модификацией, стороной, частью общественного [14, с. 8; 15, с. 25].

Противоположного мнения о социальном (считает, что оно шире общественного) придерживается, пожалуй, только А. Эфендиев [4, с. 100]. Он, вслед за М. Вебером, усматривает особенность социального во взаимно ориентированных действиях людей. Значительно реже рассматривается социальное с точки зрения его содержания. Так, М.Н. Руткевич считает, что «стержнем социальных отношений являются отношения равенства и неравенства по положению людей и групп в обществе» [16, с. 198], а Н.И. Лапин усматривает социальное во взаимоотношениях людей «в процессах их действий и взаимодействии по поводу их статусов в социальной среде» [6, с. 20]. При этом оба автора имеют в виду под социальными и общественные (социетальные) отношения.


Думается, что правильнее было бы считать социальными взаимоотношениями людей те из них, которые осуществляются в связи с их родовыми особенностями, по поводу их родовых свойств11 . Следует подчеркнуть, что социология не ограничивается познанием социальной жизни. Она изучает и другие формы жизни общества – экономическую, политическую, идеологическую – но только в связи их с социальной жизнью. Это имеет место, во-первых, при воздействии социальной жизни на эти формы жизни и выражается во влиянии социальных особенностей людей на их экономическое, политическое, идеологическое поведение12 . И, вовторых, при воздействии социетальных форм жизни на социальную жизнь1.

Но и этих сведений об объекте оказывается недостаточно, чтобы составить мнение, о чем наука социология. Судить об этом позволяет лишь предмет социологии, который в отличие от ее объекта, дающего понимание того, что изучается данной наукой, является результатом изучения этого14.

Предмет – это содержательное представление о познаваемом объекте, акцентирующее внимание на его сути и характерных чертах15. Предметное знание является следствием более обстоятельного познания объекта, связанного с изучением его не только какой-либо общественной теорией, но и специальными социологическими методами. Роль теории в выяснении предмета двояка: во-первых, в ее свете, в заданном ею ракурсе осуществляются эмпирические исследования социальной реальности; во-вторых, она применяется для обобщения собранной посредством социологических исследований информации.

1 А не просто во взаимоотношениях людей, как отмечает А. Горелов: «Общество состоит из взаимодействующих индивидов... В их взаимодействиях – смысл социального» [11, с. 144].
12 В этом, по нашему мнению, усматривает специфику предмета социологии (хотя, думается, вернее было бы говорить об ее объекте) Е.В. Тихонова. «Своеобразие социологической науки, – пишет она, – связывается прежде всего со спецификой ее предмета – социальными явлениями и процессами во всех областях жизни общества и в различных формах их проявления» [17, с. 3].
13 Социология изучает не взаимосвязи общественных явлений, например, политических институтов с существующими в данном обществе религиями, как утверждает А. Горелов [11, с. 11], но то, как эти взаимосвязи осуществляются людьми, имеющими социальные особенности