Файл: Тема Понятие мэо и их основные формы. Международная.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 27

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1
Дисциплина «Мировая экономика и международные экономические
отношения»
Тема 3. Понятие МЭО и их основные формы. Международная
торговля и внешнеторговая политика
3.1 Сущность, субъекты, объекты, основные формы МЭО
3. 2 Особенности развития МЭО на современном этапе
3.3 Международная торговля товарами и услугами
3. 4. Внешнеторговая политика
3.1 Сущность, субъекты, объекты, основные формы МЭО
Международные экономические отношения (МЭО) представляют собой мирохозяйственные связи, в которые вступают различные субъекты мировой экономики с целью исполнения своей деятельности.
Международные экономические отношения можно классифицировать по основным
формам
Рисунок - Формы международных экономических отношений
Международные экономические отношения основаны на перемещении между странами, прежде всего факторов производства (труда, земли, капитала и предпринимательской способности). В виду немобильности некоторых факторов производства (например, земельные ресурсы) они перемещаются между странами опосредованно, через готовую продукцию. Некоторые факторы производства перемещаются только вместе (например, предпринимательская способность зачастую перемещается вместе с капиталом и технологиями). Любые взаимоотношения между странами опосредуются международными валютно-финансовых отношениями.
Международные экономические отношения
Мировая торговля товарами и услугами
Международное перемещение факторов производства
Международное перемещение капитала
Международная миграция рабочей силы
Международная торговля знаниями
(передача технологий, ноу-хау)
Международные валютно- финансовые отношения первый уровень второй уровень

2
Рисунок - Формы и виды внешнеэкономических связей
МЭО возникли задолго до появления МХ и длительное время их основной формой являлась торговля. Объективной основой возникновения и развития МЭО явилась географическая и историческая неравномерность мирового распределения природных ресурсов, капитала, рабочей силы, научно-технического потенциала.
Подобное размещение факторов производства предопределило роль МЭО в развитии национальных экономик, которая позволяет реализовать две основные задачи:
1) доступ национальных производителей к мировым рынкам товаров и услуг, капитала, рабочей силы, информации, транспорта;
2) обеспечение благоприятных торгово-политических условий для реализации на мировом рынке национальной продукции.
К субъектам МЭО относятся:
Внешнеэкономические связи
Направление товарных потоков
Экспорт
Импорт
Структура связей
Инвестиционные
Производственн ые
Финансовые
Внешнеторговые
Вложение капитала в ценные бумаги
Вложение капитала в недвижимость
Вложение капитала в предпринимательств о
Лизинг
Франчайзинг
Кооперация
Совместное предпринимательс тво
Кредитование
Страхование
Обслуживание платежей
Депозиты и другие банковские операции
Товары
Услуги
Интеллектуальн ая собственность
Торговля
Бартер
Туризм
Инжинири нг
Реинжинир инг
Информац ия
Связь
Транспорт
Франчайзинг
Ноу-Хау
Консалтинг
Копирайт


3
- на микроуровне: мелкие и средние предприятия, физические лица, которые осуществляют внешнеэкономические операции;
- на макроуровне: отдельные страны, группы стран, города, области и регионы, государственные учреждения федерального и местного уровней; крупные международные промышленные, торговые, финансовые компании, страховые и трастовые фирмы, различные фонды, международные экономические организации.
Объектами МЭО являются товары и услуги, сырье, результаты интеллектуальной деятельности (лицензии, патенты), а также иные предметы, перемещаемые между странами.
Механизм реализации МЭО включает в себя организационно-правовые нормы и инструменты их осуществления (договоры, соглашения), а также соответствующую деятельность международных экономических организаций, направленную на координацию развития МЭО.
3.2 Особенности развития МЭО на современном этапе
Современные международные экономические отношения характеризуются следующими параметрами:
- дальнейшее углубление МРТ, совершенствование его форм;
- увеличение масштабов экономических связей между странами, совершенствование их качества;
- усиление мировых связей;
- увеличение объемов перемещаемых между странами товаров и услуг, капитала и других факторов производства;
- увеличение объема международного производства. Международное
производство – это организованный из единого центра производственный кооперационный процесс, охватывающий несколько стран или регионов.
Результатом этого процесса является международный продукт с высокой степенью качества, конкурентоспособности. Чаще всего оно организуется с таких отраслях как авто- и авиа- отрасли, швейная промышленность, электроника и электротехника.
- сближение уровней экономического развития различных стран;
- усиление взаимосвязей и взаимозависимости государств.
На современном этапе развития МЭО большое распространение получили такие новые формы обмена между странами как обмен научно-технической значимости

4
(лицензии, патенты), инжиниринг, консалтинг, лизинг. Эти формы превратились в интенсивно растущую сферу мирохозяйственных связей. Их объединяет то, что в отличие от торговли, предметом международного обмена здесь выступают услуги.
Инжиниринг - сфера деятельности по проработке вопросов создания объектов промышленности, инфраструктуры и др., прежде всего в форме предоставления на коммерческой основе различных инженерно-консультационных услуг.
Консалтинг – деятельность специальных компаний по консультированию производителей, продавцов и покупателей в области экспертной, технической и экономической деятельности.
Лизинг - долгосрочная аренда (с отчуждением на срок аренды от 6 месяцев до нескольких лет) машин, оборудования, транспортных средств, сооружений производственного назначения, предусматривающая возможность их последующего выкупа арендатором, при которой арендатор (лизингополучатель) имеет опцион на покупку объекта аренды в конце срока по заранее установленной цене; одна из форм кредитования производителя с правом или без права выкупа, передачи арендуемого оборудования в собственность.
3.3 Международная торговля товарами и услугами
Мировая или международная торговля – это совокупный оплаченный товарооборот всех стран мирового хозяйства.
Она возникла глубокой древности, но наибольшее развитие получило в средние века в эпоху феодализма. В этот период господствовало натуральное хозяйство, основанное на малопроизводительном труде ремесленника и членов их семьи. Торговля в основном носила региональный характер.
После перехода от натурального хозяйства к товарно-денежным отношениям произошло бурное развитие международной торговли, большое влияние на которое оказал промышленный переворот, революция в транспорте и географические открытия. В это время начинает складываться мировой рынок товаров и услуг, возрастает спрос на них, что стимулировало появление крупного фабрично- заводского производства.


5
По мере развития торговли предпринимались попытки теоретически обосновать необходимость торгового обращения между различными странами, т.е. потребовалась экономическая теория, способная выйти за рамки феодальной теории самообеспечения и доказать выход государств за рамки национальных границ. Такая теория получила название меркантилизм и была разработана европейскими учеными
(Мэн, Монкретьен). Представители этой школы усматривали благополучие нации за счет обнищания других государств. Для этого по мнению меркантелистов необходимо:
- поддерживать положительный торговый баланс: т.е. вывозить товаров больше, чем ввозить;
- регулировать внешнюю торговлю для увеличения экспорта с помощью тарифов, квот и других инструментов торговой политики;
- запретить или строго ограничить вывоз сырья из страны и разрешить беспошлинный ввоз сырья;
- запретить всякую торговлю колоний с другими странами, кроме мегополий, которые имеют право монопольно перепродавать колониальные товары, превращая их лишь в поставщиков сырья.
Взгляды меркантелистов господствовали в экономике в течение полутора столетий и не смогли создать серьезную научную основу для обоснования мировой торговли.
Следующие попытки разработать правила торговли, выгодные для всех участников торгового обмена были предприняты в Англии А. Смитом и Д.Рикардо.
Теория абсолютных преимуществ (А. Смит) основана на выгодности торговли для всех участников. Страны должны экспортировать те товары, которые производятся с меньшими издержками, а импортировать те товары, для производства которых минимальны издержки для производителей в других странах.
Важное значение теории абсолютных преимуществ заключается в том, что она основана на трудовой теории стоимости и показывает преимущества разделения труда не только на национальном уровне, но и на международном. Вместе с этим подобные взгляды отличались некоторой ограниченность и не смогли объяснять торговлю между странами при отсутствии абсолютных преимуществ. Они были

6 развиты Д. Рикардо, который развил теорию сравнительных преимуществ. Его взгляды оказали большое влияние на экономическую науку и на ее основе позднее были обоснованы теории совокупного спроса и предложения. Помимо этого,
Рикардо вслед за Смитом доказал, что чем меньше барьеров на пути торговли, тем больше выгод получат страны (свободная торговля). Эта теория сравнительных преимуществ позволила разработать внешнеэкономическую политику на научной основе, вместе с этим, как и предшествующие взгляды, эта теория носит абстрактный характер, несколько упрощена и не учитывает все факторы, влияющие на развитие торговли. Поэтому применяя теорию сравнительных преимуществ следует помнить, что:
 она не учитывает транспортные издержки, которые могут достигать значительных величин и делать торговлю малоприбыльной даже в условиях наличия определенных преимуществ.
 она не учитывает колебания цен, заработной платы, инфляцию и международное движение капитала.
 она исходит из наличия только одного фактора производства (труда) и не принимает во внимание различия в наделенности стран факторами производства.
 они исходят из учета занятости, т.е. не учитывается безработица.
Таким образом, в соответствии с теорией сравнительных преимуществ страны должны специализироваться на производстве тех товаров, которые производятся с относительно низкими издержками. В результате этого страна получает положительный экономический эффект, который называется выигрышем от торговли.
Мировая торговля в конце XIX –начале XX века во многом опиралась на мобильность факторов производства, кроме того, все страны в различной степени наделены ими. Это обстоятельство легло в основу теории Хекширо-Олина, смысл которой сводится к следующему:
- страны экспортируют те товары, для производства которых они обладают избыточными факторами производства, а импортируют те товары, для производства которых имеется недостаток факторов производства.


7
- различная стоимость факторов производства является причиной определения цены товара, что в свою очередь является предпосылкой для развития торговли.
Объем, товарная и географическая структура МТ
Современная мировая торговля характеризуется следующими параметрами: стоимостной объем, товарная и географическая структура.
В начале ХХI века совокупный мировой товарооборот равнялся 12 триллионов долларов. Стоимость товаров, реализованных в мировой торговле, равна
6,4 трилл. долларов, стоимость услуг – 5,6трилл. долларов. Прирост мировой торговли ежегодно составляет 6-8%. В основном прирост достигается за счет увеличения экспорта услуг.
За последние годы в мировой торговле произошли серьезные изменения как в товарной, так и в географической структуре. Так, например, до середины 60-х годов
ХХ века основу товаропотоков составляли сырье, продовольствие, топливо (46%). К началу XXI века удельный вес этой группы сократился до 19,5% при одновременном увеличении доли промышленных изделий. Причиной этого являлись:
1.
ресурсосберегающие технологии;
2.
использование отечественного сырья;
3.
эффективное использование вторичного сырья;
4.
использование искусственных материалов;
5.
увеличение самообеспечения продовольствием.
Основными товарными группами мирового экспорта являются следующие:
1. машины, оборудование, транспортные средства;
2. микроэлектроника;
3. средства связи;
4. химические товары.
Эти товарные группы составляют более 50% мирового экспорта.
Основными видами услуг, которые составляют более 50% мирового экспорта, являются:

8 1. банковские, финансовые;
2. страховые;
3. услуги связи;
4. транспортные;
5. информационные.
Лидерами мировой торговли являются страны, относящиеся к подсистеме индустриально развитых стран, среди которых можно выделить так называемую
«большую семерку».
На Развитые страны в начале ХХI века приходилось около 65,1% мирового товарооборота; на развивающиеся – 29,3%; на страны с переходной экономикой –
3,9%.
Доля Европы с мировой торговле составляет 38,6%; США – 15%; Японии –
5,3%.
В настоящее время международная торговля функционирует на основе
взаимодействия отдельных товарных рынков, т.е. можно сказать, что мировой рынок сегментирован по продуктовому принципу. Причем каждый из товарных рынков действует как олигополистическая структура, где господствует несколько крупнейших фирм- производителей.
Управление этими структурами осуществляется на основе международных товарных соглашений (соглашение по олову, соглашение по кофе, соглашение по какао и т.д.).
Если говорить о структуре международной торговли по секторам производства различных групп стран, то можно сделать следующие выводы
Таблица - Структура международной торговли различных групп стран
Сектора производства
Экспорт
Импорт
Первичный сектор
Страны с невысоким уровнем развития
Наиболее развитые страны
Вторичный сектор
Наиболее развитые страны
Страны с невысоким уровнем развития
Наиболее развитые страны
Страны с невысоким уровнем развития
Третичный сектор
Наиболее развитые страны
Страны с невысоким уровнем развития
В структуре международной торговли можно выделить наиболее активно покупаемые и продаваемые на мировом рынке.


9
Таблица - Основные группы товаров, представленные на мировом рынке (по степени убывания значимости)
Товарные группы
Страны- экспортеры
Страны- импортеры
Особенности
1.
Топливно- энергетические и сырьевые товары
Китай, Индия,
Саудовская
Аравия, ЮАР,
Россия, Иран,
Ирак и проч.
США, Япония,
Канада,
Австралия, страны Западной
Европы
Ведущую роль (75%) в данной группе товаров играют нефть, нефтепродукты, природный газ, каменный уголь
2. Машины и оборудование
США, Япония,
Германия,
Канада,
Швейцария,
Голландия и др.
Страны Юго-
Восточной Азии и Бразилии,
Южная Корея,
Тайвань,
Сингапур.
Страны ОСЭР
(Организация экономического сотрудничества и развития).
Более 80% объёма торговли машинами и оборудованием осуществляется между странами ОЭСР; данная тенденция объясняется объективными причинами.
Быстрая обновляемость ассортимента
3. Промышленные товары широкого потребления
США, Япония,
Германия,
Канада,
Швейцария,
Голландия и др.
Страны Юго-
Восточной Азии и Бразилии,
Южная Корея,
Тайвань,
Сингапур.
Практически все страны мира
Очень высокая конкуренция и быстрая обновляемость ассортимента
4.
Сельскохозяйственное сырье и продовольствие
Развитые страны
Запада (Канада,
США, Аргентина и проч.)
Развивающиеся страны (страны
Латинской
Америки и проч.)
Развитые страны
Запада (Канада,
США, страны ЕС и проч.)
Развивающиеся страны (страны
Африки, Азии и
Латинской
Америки и проч.) и страны с переходной экономикой
(Россия)
Развитые страны поставляют в основном переработанную продукцию (молоко, мясопродукты и др.) и импортируют – сырьё.
Развивающиеся страны поставляют сельскохозяйственное сырьё и первичные продовольственные культуры, а импортируют – переработанную

10
3.4 Внешнеторговая политика
Внешнеторговая политика – это система мероприятий, с помощью которых осуществляется торговля между регионами, странами на разных рынках товаров и услуг.
Так же под внешнеторговой политикой государства понимают действия направленные государством и органами власти на регулирование внешнеэкономической деятельности и участия страны в международном разделении труда. Другими словами установление оптимального соотношения экспорта и импорта в стране, которое позволяет равномерно развивать национальную экономику и получать максимальную выгоду для страны в целом.
Внешнеторговая политика включает в себя экспортную и импортную политику. Экспортная внешнеторговая политика направлена на реализацию на мировом рынке конкурентоспособных отечественных товаров и стимулирование производства этих товаров. Для стимулирования экспортоспособных производств используются государственные заказы, бюджетное финансирование, кредиты, финансирование НИОКР и т.п.
Импортная внешнеторговая политика направлена на регулирование ввоза в страну иностранных товаров (работ, услуг).
Инструментами такого регулирования являются:
1) прямое ограничение импорта с целью защиты отечественной экономики.
2) административные формальности, которые прямо не направлены на ограничение импорта, но их действие, тем не менее, ограничивает внешнюю торговлю.
Основными целями внешнеторговой политики являются:
1) изменение объемов экспортных и импортных операций;
2) изменение структуры торговли на внешнем рынке;
3) обеспечение страны необходимыми видами ресурсов;
4) регулирование участия страны в международном разделении труда;