Файл: Реферат по предмету История политической мысли в России.docx
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 32
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное автономное образовательное
учреждение высшего образования
«КРЫМСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
имени В. И. Вернадского»
(ФГАОУ ВО «КФУ им. В. И. Вернадского»)
ТАВРИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ
(структурное подразделение)
Кафедра политических наук и международных отношений
РЕФЕРАТ
по предмету «История политической мысли в России»
на тему: «М. А. Бакунин и анархистская идеология в России»
Выполнила: Пурик Юлия Юрьевна
Обучающейся группы Пл-б-о-221
Структурное подразделение: Таврическая академия
Факультет: Философский факультет
Направление подготовки: 41.03.04 Политология
Проверил: Пашковский П. И.
Симферополь, 2022
Введение
Михаил Александрович Бакунин (1814-1876) - выдающийся мыслитель европейского и мирового масштаба. С его именем связано зарождение и распространение идей анархизма в России и за рубежом. Он заложил теоретический фундамент этого общественно-политического направления, став теоретиком революционного анархизма-коллективизма. Бакунину принадлежит радикальный подход к проблеме социальной революции. Им была разработана иная, по сравнению с концепциями западных представителей анархизма, модель будущего анархистского общества, основанного на идеях федерализма, солидарности и коллективизма. При этом общефилософской основой его анархистских воззрений стало материалистическое понимание природы, гегелевская диалектика и признание закономерностей общественной жизни.
Актуальность темы исследования
Современность и острота темы данного исследования определяется, во-первых, потребностями объективного изучения и адекватного раскрытия анархистской концепции Бакунина, во-вторых, необходимостью преодоления негативных идеологических штампов, которые сложились в прошлом, особенно в советские годы, в отношении идейного содержания взглядов и деятельности мыслителя, в-третьих, возросшей значимостью многих его теоретических построений для современности. Многие глобальные вопросы, поставленные им теоретически (отношение к государству, условия свободы личности, перспективы развития общества и др.), до сих пор вызывают оживленные дискуссии среди политиков, философов, ученых разных специальностей. Особый научный интерес представляют анархистские воззрения Бакунина в связи с переоценкой и осмыслением опыта России конца XIX- начала XX веков.
Одновременно ощущается потребность в современном толковании понятия и самого феномена "анархизм", последовательным сторонником и теоретиком которого был Бакунин. Одним из примеров может служить неоднозначность подходов к интерпретации терминов "анархия" и "анархизм" в литературе, в том числе со стороны самих представителен анархистской доктрины. Даже в энциклопедической литературе и специальных словарях нет единства и однозначности в определении понятия "анархизм", что не способствует рассмотрению особенностей его исторических и национальных форм, в том числе и анархизма Бакунина.
В отечественной литературе советского времени учение анархизма в целом рассматривалось как антипод марксизма. Это приводило к тому, что анархистская концепция оценивалась лишь под углом зрения ее соответствия или несоответствия категориям исторического материализма и научного социализма. Поэтому идеологическая заданность, проявлявшаяся в абсолютной истинности марксизма и ложности немарксистских концепций, не давала возможности даже добросовестным исследователям раскрывать истинный смысл и значение подобных учений. К ним относился и так называемый бакунизм - система взглядов и программных анархистских установок Михаила Бакунина.
Лишь под влиянием атмосферы хрущевской "оттепели", с 60-х и более активно с 70-х годов творчество Бакунина (как многих других теоретиков немарксистского толка) стало объектом достаточно беспристрастного изучения. С конца 80-х и в течение 90-х годов в отечественном бакуноведении сложились условия для объективного исследования наследия Бакунина как первого теоретика русского анархизма и крупного русского философа середины прошлого столетия.
Все сказанное свидетельствует об актуальности исследования самобытного идейно-теоретического наследия патриарха русского анархизма М. А. Бакунина - в первую очередь его социально-философских воззрений, составляющих ядро мировоззрения мыслителя.
Цель данного диссертационного исследования состоит в том, чтобы на основе текстологического изучения трудов М. А. Бакунина и анализа имеющейся литературы о деятельности мыслителя раскрыть целостную социально-философскую концепцию его анархистской доктрины.
Поставленная цель предполагает решение следующих исследовательских задач:
1.познакомиться с насыщенной, многособытийной биографией М. А. Бакунина;
2.проанализировать содержание анархистской концепции М. А. Бакунина о разрушении государства и установлении общественного самоуправления;
3.показать смысл идейной борьбы бакунизма против марксизма;
4.выявить отличия русского анархизма М. А. Бакунина от идей западноевропейских теоретиков анархизма
Объект исследования - доктринальные концепции русского анархизма, предмет исследования - социально-философские воззрения М. А. Бакунина.
Жизненный путь М. А. Бакунина
Михаил Александрович Бакунин родился в 1814 году в Тверской губернии, в дворянской семье. Его родственники по материнской линии в 1825 году стали организаторами декабристского восстания: Никита и Сергей Муравьевы. Отец Михаила Александровича хотел, чтобы сын стал офицером. Так в 1829 году Михаил Бакунин стал студентом военного училища в Петербурге. Вначале военная карьера складывалась хорошо: он получил звание прапорщика и был отправлен на службу в Минскую губернию. Но позже был отчислен с офицерских курсов из-за конфликта с директором училища. В этот период проявляется бунтарский характер Михаила Бакунина: он уходит в отставку, переезжает в Москву, увлекается немецкой философией и собирается стать ученым.
Начало общественной активности
Во второй половине 1830-х годов Михаил Бакунин становится участником литературно-философского объединения прогрессивно настроенной молодежи - кружка Станкевича, гостями на котором были А. С. Пушкин, А. И. Герцен, В. Г. Белинский и другие видные фигуры того времени. В молодые годы Бакунин был сторонником и большим знатоком философии Гегеля. В 1839 году он решает покинуть Родину и отправляется на учебу в Берлин. Там он слушает лекции немецких философов, печатается в различных газетах и знакомится с местными революционерами. В 1844 году, после того, как за ним начала следить местная полиция, решил переехать в Цюрих (Швейцария), где проникается коммунистическими идеями. Из-за опубликованных им статей на эту тему возникает дипломатический конфликт. Бакунина вызывают в Петербург, он не возвращается, следует лишение его российского подданства с угрозой ареста по возвращении на родину.
В 1844 году Бакунин переезжает в Париж, где знакомится с участниками польского восстания 1830-1831 годов, со многими теоретиками коммунизма (в самом широком смысле), в том числе с Пьером Жозефом Прудоном и Карлом Марксом. Последний станет для Бакунина другом и соратником, затем противником и даже врагом по I Интернационалу, да таким, что обе стороны доходили до совершенно гнусных пасквилей в адрес друг друга. На одном из банкетов М. А. Бакунин произносит речь против российского самодержавия. Французское правительство, опасаясь конфликта с Россией, принимает указ о запрете на проживания Бакунина в стране. Он переезжает в Австрийскую империю.
Участие в европейских революциях
В 1848 году по всей Европе проносится революция «Весна народов». В Праге Бакунин участвует в съезде славян, главной целью которого стало провозглашение равноправия славян в семье народов Европы, отстаивание историко-культурной самобытности. Уже в 1849 году Михаил Александрович один из организаторов восстания в Дрездене. Вскоре немецкая полиция его арестовывает. По решению суда Бакунина должны были казнить, но вскоре он был помилован: казнь заменили на пожизненное заключение. В 1851 году Австрия предложила Германии отдать преступника «в руки русского монарха». Бакунина отправили в Россию.
Возвращение в Россию и вторая эмиграция
С 1851 по 1857 годы он находился в различных тюрьмах Петербурга. Из-за ухудшения состояния здоровья Александр II подписывает указ о замене тюремного заключения на «вечную ссылку в Сибирь». До 1861 года он находился в Томске (где женился), а затем в Иркутске. В 1861 года совершил побег, попал в Японию, откуда отправился в Англию транзитом через США. В Англии А. И. Герцен принял М. А. Бакунина в редакцию газеты «Колокол».
В 1862-1864 годах активно поддерживал польских повстанцев, организовывал сбор средств для них. В 1864—1867 гг. Бакунин жил в Италии и создал здесь первую анархистскую организацию «Интернациональное братство». Постоянно стремясь к претворению революционных идей на практике, он развернул сеть тайных революционных обществ в Европе.
В 1868 г. в Женеве Бакунин вступил в 1 -й Интернационал (Международное товарищество рабочих). В 1869 году в Россию подпольно попадает «Манифест коммунистической партии» в переводе М. А. Бакунина. Однако его идеи, отрицавшие любую форму существования государства как инструмента насилия над людьми, входили в явный конфликт со взглядами К. Маркса, основателя организации. Разногласия усугублялись личной антипатией двух лидеров революционного движения. Результатом стало исключение из Интернационала в 1872 г. Бакунина и его сторонников, в ответ создавших своё международное сообщество («Интернационал анархистов»).
С 1870-х годов он проживает в Швейцарии, где и публикует работу, которая считает главным итогом всех политических размышлений Михаила Бакунина: «Государственность и анархия».
В 1876 году М. А. Бакунин переехал в Берн, где спустя пару недель умер в местном госпитале. В этом швейцарском городе он и был похоронен.
Теория анархизма есть учение об устройстве общественной жизни без государства (слово «анархия» — это древнегреческое слово, которое означает безвластие).
Государство для анархистов есть отрицание свободы большинства населения, когда одни (правящие) эксплуатируют других (управляемых).
Главная задача анархистов: добиться максимальной свободы индивидов. Ее можно выполнить, лишь исключив из общественной жизни все формы насилия :
-
политическую, -
экономическую, -
идеологическую (религиозную) и др.
Анархизм можно рассматривать как одно из на правлений социалистической мысли,
-
наряду с научным социализмом К. Маркса и Ф. Энгельса, -
социализмом Ф. Лассаля, -
русским социализмом А. И. Герцена и Н. Г. Чернышевского.
Все эти версии социалистической мысли объединяет одно: отстаивание фундаментальных интересов широких масс трудового народа.
Отличие одной версии социалистической мысли от другой состоит в выборе средств выполнения поставленной цели.
Теоретиков анархизма от других теоретиков социализма отличает радикализм, который состоит в безусловном отрицании ими значения государства для широких масс трудового народа.
Показательной является оценка одного из анархистов – Адольфа Фишера, который в мае 1885 г. в Чикаго принимал активное участие в массовых демонстрациях рабочих. Фишер говорил: «Каждый анархист – непременно социалист, но не каждый социалист обязательно анархист».
Политическое и правовое учение анархизма М. А. Бакунина
Теория анархизма в России появилась как следствие осмысления русскими интеллектуалами их глубокого политического отчуждения от российского самодержавия. Причину появления концепции анархизма в России определил русский философ Н. А. Бердяев: «Элемент анархический очень силён и в русской мысли XIX века. Вся русская интеллигенция не любила государства и не считала его своим. Государство это были «они», чужие, «мы» же жили в ином плане, чуждом всякому государству…Русские народники не понимали значения государства и не думали о том, как овладеть властью в государстве… Идеальное будущее всегда представлялось безгосударственным. Государство есть постылое настоящее».
По мнению Бердяева, идеология анархизма в России была по преимуществу созданием высшего слоя русского барства, а баре - Бакунин, князь Кропоткин, граф Толстой явились создателями русского и мирового анархизма.
Социальный состав теоретиков анархизма в России принципиально отличался от социального состава теоретиков анархизма во Франции. Так, Прудон был выходцем из среды мелких предпринимателей.