Файл: Реферат по предмету История политической мысли в России.docx
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 34
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
люди должны бороться за счастье, стремиться к нему. Счастье народа, неотделимое от свободы, стало высшей нравственной ценностью и целью в революционно-практической деятельности М. А. Бакунина. Идея служения народу, необходимости борьбы за освобождение его от всех форм деспотизма формируется у Бакунина именно в это время.
Для Бакунина становится очевидным обязательное обособление этики от религии. Беспощадная критика Фейербахом религиозной морали показала Бакунину, что религия – орудие духовного гнета человека, а всякий гнет, духовный или политический – глубоко безнравственен. Таким образом, если прежде идеализм и религия были для Бакунина основанием нравственности, а идея Бога – ее центральным понятием, то в этот период религии объявляется война, а заодно и всем тем, кто защищает ее и связан с нею.
Итак, предреволюционная обстановка в Европе в 40-е годы XIX века, изучение материалистической и атеистической западноевропейской философии, острая политическая борьба пробуждают в Бакунине интерес к политике. Он вырабатывает собственное мировоззрение, но уже на основах философского материализма, атеизма и абстрактного гуманизма. Интерес к социализму и, наконец, реальное его участие в революционной борьбе существенно видоизменяют этические взгляды Бакунина. Его нравственные поиски и идеалы оказываются теперь неразрывно связанными с революционной борьбой, с разрушением старого мира, с борьбой за свободу.
Сущность любой религиозной системы, по М.А. Бакунину, состоит в полном отрицании человеческого достоинства, а самым большим препятствием на пути освобождения общества является христианство. Свою главную цель М.А. Бакунин видел в избавлении народных масс от власти религиозных суеверий, а достижение ее возможно лишь двумя средствами: рациональной наукой и пропагандой социализма.
Заключение
Рассмотренная в диссертации в социально-философском аспекте анархистская доктрина М. А. Бакунина как продукт исторической эпохи XIX столетия является крупным достижением теоретической радикальной мысли, отражавшей в своем содержании реальные потребности и устремления людей. Как теоретик анархизма, Бакунин вместе с тем внес крупный вклад в развитие отечественной и мировой социально-философской мысли. Его критика государственности, жесткого доктринизма и оценка государства как исторически преходящего общественного института, идеи социального преобразования общества, взгляды на федерализм и самоуправление, анализ соотношения свободы личности и общества, несущие в себе заряд гуманизма и нравственности, представляют несомненный вклад в социальную философию и не имеют ничего общего со сложившимися ранее стереотипами и негативными оценками анархизма и самого Бакунина как "апостола разрушения". Анархизм в его сугубо бакунинском понимании - это не хаос, а прежде всего созидающее начало, деструкция и последующая реконструкция нового общества и созидание нового Человека, нового Сознания.
Рассмотрение и анализ эволюции мировоззрения Бакунина позволят видеть, что определяющую роль в этом сложном процессе сыграли не только исторические и политические условия эпохи, но и личные нравственные установки русского мыслителя, его неиссякаемая жажда познания действительности не только путем изучения философских концепций, но и через активную общественно-практическую деятельность. Несмотря на то, что "чистым философом" Бакунин не был, а являлся скорее философствующим теоретиком и практиком, все же он был первым из русских философов, кто разработал и теоретически обосновал теорию разрушения государства посредством революционного преобразования, и, исходя из идеалов анархизма, разработал особый, безгосударственный путь развития России через федеративное объединение самоуправляющихся автономных общин.
Основная заслуга Бакунина состоит в том, что он предпринял первую попытку теоретически и философски обосновать анархистскую доктрину исходя из принципов материалистического миропонимания и признания закономерности общественного развития.
Происходящие в современном сознании перемены дают возможность убедиться в том, что реальный ход истории всегда неизмеримо сложнее любых теоретических представлений и схем. Рассматривая и адаптируя позитивные аспекты анархистской доктрины Бакунина, его учение о социальной трансформации общества, конструктивную критику государства и власти, отказ от жесткого доктринизма, воссоздание нового Человека на идеалах добра и гуманизма, поиск социальной перспективы общественного развития, современной философской рефлексии предстоит переосмыслить и по-новому оценить вклад русского мыслителя в социальную и политическую философию. Данная работа начата, проводится, однако время полной переоценки теоретического наследия М. А. Бакунина все еще впереди.
Список использованных источников
1. Мачин И. Ф. История политических и правовых учений : учебное пособие для вузов / И. Ф. Мачин. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 4
2. Артемов В. М. Свобода и нравственность в русском классическом анархизме. Автореф. дисс д-р.филос.наук — М., 1999. - 36 с.
3. Зильберман И.Б. Политическая теория анархизма МЛ. Бакунина: Критический очерк. - Л., 1969
Для Бакунина становится очевидным обязательное обособление этики от религии. Беспощадная критика Фейербахом религиозной морали показала Бакунину, что религия – орудие духовного гнета человека, а всякий гнет, духовный или политический – глубоко безнравственен. Таким образом, если прежде идеализм и религия были для Бакунина основанием нравственности, а идея Бога – ее центральным понятием, то в этот период религии объявляется война, а заодно и всем тем, кто защищает ее и связан с нею.
Итак, предреволюционная обстановка в Европе в 40-е годы XIX века, изучение материалистической и атеистической западноевропейской философии, острая политическая борьба пробуждают в Бакунине интерес к политике. Он вырабатывает собственное мировоззрение, но уже на основах философского материализма, атеизма и абстрактного гуманизма. Интерес к социализму и, наконец, реальное его участие в революционной борьбе существенно видоизменяют этические взгляды Бакунина. Его нравственные поиски и идеалы оказываются теперь неразрывно связанными с революционной борьбой, с разрушением старого мира, с борьбой за свободу.
Сущность любой религиозной системы, по М.А. Бакунину, состоит в полном отрицании человеческого достоинства, а самым большим препятствием на пути освобождения общества является христианство. Свою главную цель М.А. Бакунин видел в избавлении народных масс от власти религиозных суеверий, а достижение ее возможно лишь двумя средствами: рациональной наукой и пропагандой социализма.
Заключение
Рассмотренная в диссертации в социально-философском аспекте анархистская доктрина М. А. Бакунина как продукт исторической эпохи XIX столетия является крупным достижением теоретической радикальной мысли, отражавшей в своем содержании реальные потребности и устремления людей. Как теоретик анархизма, Бакунин вместе с тем внес крупный вклад в развитие отечественной и мировой социально-философской мысли. Его критика государственности, жесткого доктринизма и оценка государства как исторически преходящего общественного института, идеи социального преобразования общества, взгляды на федерализм и самоуправление, анализ соотношения свободы личности и общества, несущие в себе заряд гуманизма и нравственности, представляют несомненный вклад в социальную философию и не имеют ничего общего со сложившимися ранее стереотипами и негативными оценками анархизма и самого Бакунина как "апостола разрушения". Анархизм в его сугубо бакунинском понимании - это не хаос, а прежде всего созидающее начало, деструкция и последующая реконструкция нового общества и созидание нового Человека, нового Сознания.
Рассмотрение и анализ эволюции мировоззрения Бакунина позволят видеть, что определяющую роль в этом сложном процессе сыграли не только исторические и политические условия эпохи, но и личные нравственные установки русского мыслителя, его неиссякаемая жажда познания действительности не только путем изучения философских концепций, но и через активную общественно-практическую деятельность. Несмотря на то, что "чистым философом" Бакунин не был, а являлся скорее философствующим теоретиком и практиком, все же он был первым из русских философов, кто разработал и теоретически обосновал теорию разрушения государства посредством революционного преобразования, и, исходя из идеалов анархизма, разработал особый, безгосударственный путь развития России через федеративное объединение самоуправляющихся автономных общин.
Основная заслуга Бакунина состоит в том, что он предпринял первую попытку теоретически и философски обосновать анархистскую доктрину исходя из принципов материалистического миропонимания и признания закономерности общественного развития.
Происходящие в современном сознании перемены дают возможность убедиться в том, что реальный ход истории всегда неизмеримо сложнее любых теоретических представлений и схем. Рассматривая и адаптируя позитивные аспекты анархистской доктрины Бакунина, его учение о социальной трансформации общества, конструктивную критику государства и власти, отказ от жесткого доктринизма, воссоздание нового Человека на идеалах добра и гуманизма, поиск социальной перспективы общественного развития, современной философской рефлексии предстоит переосмыслить и по-новому оценить вклад русского мыслителя в социальную и политическую философию. Данная работа начата, проводится, однако время полной переоценки теоретического наследия М. А. Бакунина все еще впереди.
Список использованных источников
1. Мачин И. Ф. История политических и правовых учений : учебное пособие для вузов / И. Ф. Мачин. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 4
2. Артемов В. М. Свобода и нравственность в русском классическом анархизме. Автореф. дисс д-р.филос.наук — М., 1999. - 36 с.
3. Зильберман И.Б. Политическая теория анархизма МЛ. Бакунина: Критический очерк. - Л., 1969