Файл: 1. Философия, ее проблемы, роль в жизни человека и общества Вопрос Предмет философии, ее основные проблемы и направления.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 130

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Говоря о взаимодействии необходимости и случайности, стоит заметить, что изолированных друг от друга необходимостей и случайностей в чистом виде не существует. Необходимость представляет собой основные тенденции, направление в развитии предмета. Случайность представляет форму проявления необходимости. Несмотря на то, что-то или иное событие (или ряд событий) – случайно, за ним стоит объективная необходимость, закономерность.

 

Возможность и действительность.

Возможность – это то, что может произойти необходимым или случайным образом, предпосылки для возникновения нового, имеющиеся в существующем.

Действительность – это то, что в действительности существует. Действительность это осуществленная, реализованная возможность.

Возможность возникает в результате объективных предпосылок. Превращение возможности в действительность зависит как от субъективных (людей), так и объективных причин. Так, например, у России есть возможность сократить разрыв между богами и бедными. Реализация этой возможности и превращение ее в действительность зависят от множества факторов.

Возможность не обязательно реализуется. Так, например, после Великой Октябрьской революции в России вся Европа была охвачена пожаром революционных выступлений. В Австро-Венгрии и Германии даже произошли революции, но они не устояли перед натиском контрреволюции. В итоге после первой Мировой войны революция победила только в России.

С другой стороны возможности могут как прогрессивные, так и реакционные. Так, например, в 1930-е годы создавались Народные фронта против фашистской угрозы. Была возможность предотвращения фашистской угрозы, но была и возможность фашизации Европы.

В социальной философии, возможности следует подразделять на прогрессивные и реакционные. Прогрессивные возможности – это развитие общества в направлении освобождения человека и создания условий для его всестороннего развития. Реакционные возможности выражаются в тенденциях к откату назад, к закабалению человека, к ограничению его свободы и пр.

Так же выделяют абстрактные и реальные возможности.

Абстрактная возможность это такая возможность, которая в данных исторических условиях нереализуема. Например, в 19 веке передвигаться по воздуху было формальной возможностью. Нельзя путать абстрактную возможность с невозможностью. Невозможность – это то, что не при каких условиях не может быть реализуемо, так как противоречит объективным законам. Так, например, невозможно человеку взять и полететь без специальных летательных аппаратов.


Реальная возможность – это возможность, для реализации которой уже созрели необходимые условия.

В процессе развития абстрактная возможность превращается в реальную и наоборот, при утрате необходимых условия, реальная возможность может стать абстрактной (формальной).

 

Задания для самопроверки:

 

Задание 1. 

Закон отрицания отрицания гласит: «развитие осуществляе6тся посредством отрицания старого новым, низшего высшим. Поскольку новое, отрицая старое, сохраняет и развивает его положительные черты, развитие приобретает прогрессивный характер. Вместе с тем развитие идет по спирали, с повторением в высших стадиях отдельных сторон и черт низших».

Что вкладывается в понятие «диалектическое отрицание»? Является ли примером закона отрицания отрицания смена дня ночью? Ответ обоснуйте.

 

Задание 2.

Современный российский философ Гобозов И.А. сказал: «Настоящий политик руководствуется не моральными нормами, а интересами государства и народа… Потеряв часть, сохраняется целое, но потеряв целое, погибает и часть». Согласны ли Вы с данной точкой зрения? При ответе на вопрос руководствуйтесь применением диалектических категорий «целое» и «единичное».

 

Задание 3.

Перед вами два столбика, в которых приводятся категории диалектики. Задача соединить между собой парные категории:

·     Сущность действительность.

·     Содержание форма.

·     Необходимость явление.

·     Возможности причина.

·     Целое единичное.

·     Следствие случайность.

 

Вопросы для самопроверки:

1.      Что такое диалектика?

2.      Какие исторические формы диалектики Вам известны?

3.      Чем материалистическая диалектика отличается от других форм диалектического подхода?

4.      Назовите основные законы диалектики.

5.      Что такое противоположности и противоречия?

6.      Сформулируйте закон единства и борьбы противоположностей.

7.      Раскройте категории количества и качества и их взаимодействие.

8.      Сформулируйте закон перехода количественных изменений в качественные.

9.      Что такое «диалектическое отрицание» и в чем его особенности?

10.  Назовите и раскройте основные парные категории диалектики.

 


Тема 4. Общество: основы философского анализа

 

Вопросы темы:

1.  Теоретические модели общества и их философские основания.

2.  Формационная и цивилизационная концепции общественного развития. Дискуссионные проблемы формационного анализа общества.

 

Цели и задачи.

Цели и задачи изучения темы – рассмотреть общество как подсистему объективной реальности, выявить фундаментальные основания общественной жизни, ее системообразующие факторы, движущие силы развития в контексте различных концепций общества.

 

Изучив данную тему, студенты должны:

·     Знать: особенности основных моделей социальной реальности, их достоинства и ограниченности; базовые философские категории, раскрывающие сущность общества; сущность дискуссионных вопросов, связанных с философским осмыслением социума.

·     Уметь: анализировать основные теоретические модели общества, их достоинства и ограниченности; охарактеризовать сущность дискуссионных проблем различных концепций общественного развития; охарактеризовать особенности и специфику социальных законов и роль субъективного фактора в их реализации.

·     Приобретает навыки: анализа теоретических моделей общества и их основных принципов; анализа дискуссионных вопросов философского осмысления общества; определения собственной мировоззренческой позиции; самостоятельного и аргументированного анализа рассматриваемых вопросов.

 

Изучая тему, необходимо сконцентрировать внимание на следующих понятиях:

·     общество;

·     идеалистическая модель;

·     натуралистическая модель;

·     геополитика;

·     материалистическая модель;

·     общественное бытие;

·     общественное сознание;

·     общественно-экономическая формация;

·     идеальные отношения;

·     материальные отношения;

·     цивилизация;

·     культура;

·     факторная модель;

·     социальные законы;


·     детерминизм.

 

Теоретический материал по теме

 

Вопрос 1. Теоретические модели общества и их философские основания.

 

Общество как подсистема объективной реальности изучается социальной философией. Философско-теоретический анализ предполагает исследование общества как сложной системы «человек -общество». Основанием этой системы являются общие законы структуры, функционирования, развития общества, его движущих сил. Задача социальной философии – выявить фундаментальные основания общественной жизни, ее системообразующие факторы, дать анализ общественной сущности человека.

Рассмотрение сущности социальных явлений, причин и основ развития общества, его движущих сил занимали существенное место в истории социально-философской мысли.

Эти и другие фундаментальные проблемы бытия общества в социальной философии рассматриваются с разных точек зрения.

Можно выделить четыре основные модели, подхода к их решению: идеалистическую, натуралистическую, материалистическую и плюралистическую (факторную) модель.

Идеалистическая модель имела широкое распространение в истории философии и господствовала до середины XIX в.

Она основывается на признании абсолютного приоритета сознания по отношению к другим сторонам человеческой деятельности.

Аргументом является то обстоятельство, что в основе любых действий людей лежат идеальные побудительные мотивы, цели, установки, которые предшествуют их реальным действиям.

Идеалистическая интерпретация общества имеет реальные основания – сложность общественных процессов и их познания. В обществе, в отличие от природы, действуют люди, наделенные сознанием и волей, которые ставят перед собой определенные цели и действуют под влиянием сознательных побуждений. Абсолютизация роли сознания в жизни общества и привела к выводу, что сознание является конечной причиной исторических событий.

Идеалистическое объяснение сущности общества приводит к отрицанию объективных законов его развития.

Отрицание закономерного характера функционирования и развития общества предопределило и решение проблемы движущих сил истории. Решающая роль отводилась великим личностям, духовной элите, творческому меньшинству. История предстала результатом их деятельности, народу отводилась роль инертной, пассивной массы, толпы.


Натуралистическая модель (или географическое направление) ведущую роль в развитии общества отводит природным условиям. С точки зрения сторонников этой теории (Ш. Монтескье, Г. Бокль, Л, Мечников), природная среда (климат, почва, полезные ископаемые и т, д.) определяет характер, психику людей, установление того или иного политического строя (например, монархия или республика), диктует различия в уровне развития хозяйственной и другой общественной деятельности.

В XX в. эти идеи легли в основу реакционного философского направления – геополитики (Ф. Ратцель, К. Хаусхофер, Р. Челлен).

Однако натуралистическая модель, справедливо подчеркивая значение природных условий в развитии общества, определенную зависимость развития отдельных стран, в том числе и психики, поведения людей от тех или иных природных, климатических факторов, в то же время преувеличивает, абсолютизирует их роль в социальных процессах.

Противоположной идеалистической и натуралистической модели является материалистическая теория общества, основные принципы которой сформулированы К. Марксом и Ф. Энгельсом. Данная концепция означала материалистическое решение основного вопроса философии применительно к обществу. Не отрицая существования в общественной жизни идейных побудительных мотивов, отвечая на вопросы о конечных причинах возникновения и существования этих мотивов, материалистическая модель основывается на том, что не сознание людей определяет их бытие, а наоборот, их общественное бытие определяет сознание.

Общественное бытие – это объективная социальная реальность, реальный процесс жизни людей, определяющую основу и существенное содержание которого составляет производство материальных благ.

Общественное сознание – духовная сторона общественной жизни: взгляды, представления, теории, идеи, в которых отражается общественное бытие.

Первичность и определяющая роль общественного бытия аргументируется следующим образом:

·     общественное сознание возникает на основе общественного бытия и без него не существует, являясь его отражением;

·     общественное сознание заимствует из общественного бытия свое содержание;

·     источником изменения общественного сознания являются, в конечном счете, потребности развития и изменения общественного бытия.

 

В материалистической модели получил обоснование закономерный характер развития общества, его рассмотрение как продукта сознательной деятельности людей, различных социальных общностей. При этом решающая роль отводится народу – создателю материальных и духовных ценностей.