Файл: Реферат по теме Основы теории и методики воспитания физических качеств..docx
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 2361
Скачиваний: 74
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Данные методические приемы повышают координационную сложность упражнений. Координация движений зависит от точности движений, устойчивости вестибулярного аппарата, умения расслаблять мышцы.
Точность и соразмерность движений - это способность выполнять их в максимальном соответствии с требуемой формой и содержанием. Они предполагают наличие не только точно согласованной мышечной деятельности, но и тонких кинестезических, зрительных ощущений и хорошей двигательной памяти. Соответствие пространственных параметров действия заданному эталону достигается взаимосвязью пространственной, временной и динамической точности движений в различных двигательных действиях.
Воспитание точности обеспечивается систематическим развивающим воздействием на восприятие и анализ пространственных условий, а одновременно и на управление пространственными параметрами движений.
Рекомендуемые методические приемы и подходы:
-
ОРУ на точность движений по командам; -
разметка дистанции, постановка дополнительных ориентиров в прыжках или соскоках; -
метание по цели (на указанное расстояние, в корзину, по мишени); -
прыжки и соскоки на точность приземления (0,5 х 0,5 м); -
бег с различной величиной и частотой шага; -
сочетание контрастных заданий (метание на разные расстояния или предметов разного веса на одно расстояние, удары по воротам с 10 и 20 м); -
улучшение пространственных дифференцировок путем перехода к близким заданиям; -
ограничение или временное исключение зрительного самоконтроля при выполнении двигательного действия.
Использование сенсорного метода срочной информации о параметрах движений позволяет спортсмену и тренеру сразу внести коррективы в движения, тем самым способствуют развитию ловкости. Приборная коррекция дает точные количественные коррективы: словесная коррекция тренера вносит обобщенные уточнения в движения (рано, поздно, меньше, больше и т.д.). Воспитанию способностей к точной пространственной ориентировке способствует и самоконтроль спортсмена. Для этого используются наглядные ориентиры (рисунки, предметы, разметка инвентаря); они указывают направление и граничные точки амплитуды.
Способность сохранять равновесие в статических и динамических упражнениях является фактором, содействующим качественному выполнению упражнения и развитию ловкости. Для воспитания способности к поддержанию равновесия используют методические приемы, затрудняющие сохранение равновесия:
-
уменьшение опоры; -
использование высокой и качающейся опоры; -
увеличение времени сохранения позы; -
самостоятельная кратковременная потеря равновесия с последующим восстановлением позы; -
использование противодействия; -
временное исключение зрительного самоконтроля.
Другое направление - совершенствование функций вестибулярно гоаппарата:
-
круговые движения головой; -
вращение на стуле или в упоре присев; -
ускорения прямолинейные и угловые (серии кувырков, ТСО - качели и др.); -
парные и групповые упражнения в равновесии; -
прыжки с поворотом на определенное количество градусов.
Они особенно эффективны для детей и лиц с ослабленной функцией равновесия.
Умение управлять мышечным тонусом также влияет на проявление ловкости, т.к. любое движение есть результат напряжения и расслабления мышц. На этапе начального обучения наблюдается координационная мышечная напряженность, т.е. замедленный переход мышц от напряжения к расслаблению. Внешне движения скованы, неловки. Для устранения ее применяют:
-
многократное выполнение упражнений в медленном темпе; -
снижение эмоционального возбуждения (устранение соревновательной обстановки и др.); -
контроль за мимикой лица (напряженность обычно и выражается в мимике, рекомендуется улыбаться); -
чередование напряжения и расслабления мышц (метод контрастных заданий).
Причиной координационной напряженности при выполнении освоенных упражнений может быть стрессовая ситуация, повышенная ответственность, непривычные условия. Устранить ее можно, применяя приемы психической саморегуляции, выполняя упражнения в состоянии утомления.
Повышенная мышечная напряженность в состоянии покоя (тоническая напряженность) снижается при выполнении упражнений на расслабление в виде свободных движений конечностями и туловищем в интервалы отдыха, упражнений на растягивание, приемами массажа, плаванием и сауной. [7]
Заключение
В данной работе мы рассмотрели, что такое физические качества, их определения, рассмотрели основы и методы воспитания физических качеств в деталях.
Список использованных источников
1) Интернет ресурс https://mipt.ru/education/chair/sport/science/adaptology/work-32
2) Железняк, Ю. Д. Методика обучения физической культуре : учеб. для студентов учреждений высш. проф. образования, обучающихся по направлению подготовки «Пед. образование» профиль «Физ. культура» / Ю. Д. Железняк, И. В. Кулишенко, Е. В. Крякина; под ред. Ю. Д. Железняка.
3) Кузнецов, В. С. Теория и методика физической культуры : учеб. для студентов высш. проф. образования / В. С. Кузнецов.
4) Глаголев, Д. А. Методы развития силовых качеств на уроках физической культуры / Д. А. Глаголев.
5) Ягодин, В. В. Атлетическая гимнастика для подростков [Текст]/ В. В. Ягодин.
6) Интернет-ресурс http://taekwon-do-rb.ru/taekwondo/taekwondo-world/bistrota.html
7) Интернет ресурс http://sportfiction.ru/books/teoriya-i-metodika-fizichskoy-kultury-kurs-lektsiy/?bookpart=353510