Файл: 61. Теоретические основы развития связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 73
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
способность к ручному труду. Благодаря большей устойчивости тела ребенку становятся доступнее простейшие упражнения в равновесии, беге на ловкость. У детей развивается выносливость, однако им нужно чаше менять исходные положения и разнообразить движения. Деятельность детей в этом возрасте постепенно наполняется содержанием и становится более сознательной.
Ученные заметили такую закономерность: чем моложе возраст, тем более несовершенными являются двигательные навыки, слабее развиты мелкие мышцы, интенсивнее протекают все процессы физического развития. Общие возрастные показатели не остаются неизменными — замечается тенденция к их росту. Современные дети в среднем имеют более высокий рост, лучше развиты физически и умственно, нежели их сверстники 15 – 20 лет назад. Такое явление получило в науке название «акселерация».
Но, несмотря на более быстрое развитие дошкольника, как в физическом, так и в психическом отношении, его возрастные особенности сохраняются в специфике мышления, склонности к подражанию, повышенной эмоциональности и впечатлительности.
Для того, чтобы обеспечить максимальное физическое развитие каждого ребенка, необходимо выполнение ряда условий.
Подбор адекватных средств и методов обучения, творческая направленность педагогического процесса; использование наряду с традиционными формами работы (утренняя гимнастика, физкультурные занятия, подвижные игры и упражнения, физкультурные досуги, спортивные праздники) нетрадиционных средств и методов воспитания, таких как ритмическая гимнастика, занятия на тренажерах, занятия спортивными танцами и прочее.
Таким образом, обоснованный выбор содержания и методов развития физических качеств – важная сторона повышения эффективности физического воспитания.
Итак, из всего вышеперечисленного мы поняли, что правильное физическое развитие дошкольников играет немаловажную роль в жизни детей. Все основы закладываются именно в дошкольном возрасте, поэтому этот период так важен в жизни ребенка. Это касается и психологических характеристик, и физиологических. Именно поэтому и психологическое, и
физическое развитие детей дошкольного возраста должно находиться под самым пристальным вниманием. Развитие дошкольников разительно отличается от развития в более младшем возрасте. Первые годы организм малыша растет очень интенсивно и относительно равномерно. С четырех лет развитие несколько замедляется. В это время физическое развитие детей начинает постепенно приближаться к организму взрослому, позволяя выдерживать более высокие нагрузки в сравнении с ранним периодом.
72.Методы физического воспитания детей дошкольного возраста.
метод– (от лат. «Способ достижения цели») – система действий педагога в процессе обучения движениям, в зависимости от содержания учебного процесса, конкретных задач и условий обучения (Н.Н.Кожухова, 2003).
Прием – составная часть, детально дополняющая и конкретизирующая метод. Они направлены на оптимизацию усвоения движений, осознание двигательной задачи, индивидуальное развитие каждого ребенка (Э.Я.Степаненкова, 2005).
Классификация методов
Словесный метод.
Цель: обращен к сознанию детей, помогает осмысленно поставить перед ребенком двигательную задачу, раскрыть содержание и структуру движения.
1. объяснение
2. пояснение
3. указания
4. подача команд, распоряжений, сигналов
5. вопросы к детям
6. образный сюжетный рассказ
7. беседа
8. словесная инструкция
Наглядный метод
Цель: создать зрительное, слуховое, мышечное представление о движении. Важно обеспечить яркость чувственного восприятия и двигательных ощущений ребенка.
- показ физических упражнений
- использование наглядных пособий (картины, рисунки, фотографии)
- имитация (подражание)
- зрительное ориентиры (предметы, разметка поля)
- музыка, песни
- непосредственная помощь воспитателя
Практический метод
Цель: закреплять на практике знания, умения и навыки основных движений, способствует созданию мышечных представлений о движении.
- повторение упражнений без изменения и с изменениями
- повторение упражнений в игровой форме
- проведение упражнений в соревновательной форме (Н.Н. Кожухова, 2002)
73.Характеристика физкультурного занятия как основной формы физкультурно-образовательной деятельности в дошкольной образовательной организации.
Физкультурное занятие — ведущая форма организованного, систематического обучения детей двигательным умениям и навыкам. Характерные особенности физкультурного занятия как формы организации физического воспитания дошкольников (ярко выраженная дидактическая направленность; руководящая роль воспитателя; строгая регламентация деятельности детей и дозирование физической нагрузки;
постоянный состав занимающихся, их возрастная однородность).
Цель и задачи физкультурного занятия: формировать двигательные умения и навыки; развивать физические качества; удовлетворять естественную потребность в движении; обеспечивать развитие и тренировку всех систем и функций организма ребенка через специально организованные, оптимальные для данного возраста физические нагрузки; обеспечить возможность каждому ребенку продемонстрировать свои двигательные умения сверстникам и поучиться у них; создать условия для разностороннего развития детей.
Формы организации физического воспитания – как воспитательно-образовательный комплекс разнообразной деятельности ребёнка, основу которой составляет двигательная активность. Организационно-методические принципы физического воспитания дошкольников. Формы занятий физическими упражнениями как способы организации учебно-воспитательного процесса, каждый из которых характеризуется определенным типом взаимосвязи (взаимодействия) педагога и воспитанников, а также соответствующими условиями занятий.
Гигиенические требования к нормированию нагрузок, структуре и содержанию занятий физическими упражнениями. Общие гигиенические требования к занятиям оздоровительными физическими упражнениями (непрерывность, преемственность, комплексность, адекватность); гигиенические нормативы физической подготовленности; гигиенические требования к структуре, содержанию и нормированию нагрузок на одном занятии (гигиенические требования к структуре, содержанию и нормированию нагрузок развивающих форм занятий ОФУ) и к этапам занятий при разных формах ОФУ и их сочетаниях. Характеристика физкультурного занятия как развивающей формы ОФУ. Физиологическое обоснование трехчастной структуры физкультурного занятия, длительности и содержания каждой части. Обеспечение срочного и отставленного тренировочного эффекта – основные гигиенические требования к структуре, содержанию, нормированию нагрузок ОФУ на физкультурном занятии. Гигиеническая характеристика подготовительной части занятий, гигиеническая характеристика основной части занятия, гигиеническая характеристика заключительной части занятий. Принципы подбора физических упражнений (анатомический, физиологический, функциональный). Общая и моторная плотность занятия. Физиологическая кривая занятия (типы). Методика организации и проведения физкультурных занятий с детьми разных возрастных групп.
Физкультурные занятия являются ведущей формой воспитания двигательной культуры детей в ДОУ. Педагогу необходимо на занятиях создавать необычные, интересные для детей ситуации, в которых движения, двигательные действия будут способствовать активизации мышления, поиску ребёнком адекватных форм поведения, встрече с красивым, увлекательным окружающим миром.
Занятия по физической культуре имеют свою специфику. Каждое из них - это определённая «оздоровительная доза» (в виде движений, физической нагрузки, направленная на укрепление здоровья ребёнка, его правильное физическое развитие и физическую подготовленность. Это и активный отдых, где движение, физическая нагрузка воспринимаются организмом как «мышечная радость». Кроме того, занятия дают ребёнку возможность общения со сверстниками и педагогом, то есть социальный комфорт, а освоение двигательных умений – возможность самовыражения.
Обязательно ли нужны традиционные три части занятия?
Безусловно, да. Все занятия необходимо начинать с упражнений, подготавливающих организм к нагрузке, пик нагрузки надо обеспечивать ближе к концу, а на заключительном этапе проводить малоподвижные упражнения для восстановления дыхания, тем самым дать возможность детям отдохнуть.
Нельзя заставлять детей делать то, что они не хотят. Занятие должно строиться с учётом детских интересов и доставлять дошкольникам радость и удовольствие
74.Характеристика утренней гимнастики как формы физкультурно-образовательной деятельности в дошкольной образовательной организации.
«Зарядка или гигиеническая утренняя гимнастика - комплекс физических упражнений, выполняемых утром после сна с целью повышения общего тонуса органов» (Википедия)
«Обязательный компонент физкультурно-оздоровительных мероприятий в режиме дня- утренняя гимнастика. Она снимает остаточное торможение после ночного сна, обеспечивает тренировку всех мышц, что способствует формированию хорошей осанки. Подготавливает организм ребёнка к дальнейшим нагрузкам. Продолжительность утренней гимнастики колеблется от 4-5 минут до 10-12 в старшем возрасте. Она включает ходьбу бег, прыжки, 6-8 ОРУ без предметов, игровые моменты, несложные подвижные игры, танцевальные шаги, разнообразные висы, песня-в начале
Ученные заметили такую закономерность: чем моложе возраст, тем более несовершенными являются двигательные навыки, слабее развиты мелкие мышцы, интенсивнее протекают все процессы физического развития. Общие возрастные показатели не остаются неизменными — замечается тенденция к их росту. Современные дети в среднем имеют более высокий рост, лучше развиты физически и умственно, нежели их сверстники 15 – 20 лет назад. Такое явление получило в науке название «акселерация».
Но, несмотря на более быстрое развитие дошкольника, как в физическом, так и в психическом отношении, его возрастные особенности сохраняются в специфике мышления, склонности к подражанию, повышенной эмоциональности и впечатлительности.
Для того, чтобы обеспечить максимальное физическое развитие каждого ребенка, необходимо выполнение ряда условий.
Подбор адекватных средств и методов обучения, творческая направленность педагогического процесса; использование наряду с традиционными формами работы (утренняя гимнастика, физкультурные занятия, подвижные игры и упражнения, физкультурные досуги, спортивные праздники) нетрадиционных средств и методов воспитания, таких как ритмическая гимнастика, занятия на тренажерах, занятия спортивными танцами и прочее.
Таким образом, обоснованный выбор содержания и методов развития физических качеств – важная сторона повышения эффективности физического воспитания.
Итак, из всего вышеперечисленного мы поняли, что правильное физическое развитие дошкольников играет немаловажную роль в жизни детей. Все основы закладываются именно в дошкольном возрасте, поэтому этот период так важен в жизни ребенка. Это касается и психологических характеристик, и физиологических. Именно поэтому и психологическое, и
физическое развитие детей дошкольного возраста должно находиться под самым пристальным вниманием. Развитие дошкольников разительно отличается от развития в более младшем возрасте. Первые годы организм малыша растет очень интенсивно и относительно равномерно. С четырех лет развитие несколько замедляется. В это время физическое развитие детей начинает постепенно приближаться к организму взрослому, позволяя выдерживать более высокие нагрузки в сравнении с ранним периодом.
72.Методы физического воспитания детей дошкольного возраста.
метод– (от лат. «Способ достижения цели») – система действий педагога в процессе обучения движениям, в зависимости от содержания учебного процесса, конкретных задач и условий обучения (Н.Н.Кожухова, 2003).
Прием – составная часть, детально дополняющая и конкретизирующая метод. Они направлены на оптимизацию усвоения движений, осознание двигательной задачи, индивидуальное развитие каждого ребенка (Э.Я.Степаненкова, 2005).
Классификация методов
Словесный метод.
Цель: обращен к сознанию детей, помогает осмысленно поставить перед ребенком двигательную задачу, раскрыть содержание и структуру движения.
1. объяснение
2. пояснение
3. указания
4. подача команд, распоряжений, сигналов
5. вопросы к детям
6. образный сюжетный рассказ
7. беседа
8. словесная инструкция
Наглядный метод
Цель: создать зрительное, слуховое, мышечное представление о движении. Важно обеспечить яркость чувственного восприятия и двигательных ощущений ребенка.
-
Наглядно- зрительные приемы:
- показ физических упражнений
- использование наглядных пособий (картины, рисунки, фотографии)
- имитация (подражание)
- зрительное ориентиры (предметы, разметка поля)
-
Наглядно-слуховые приемы:
- музыка, песни
-
Тактильно-мышечные приемы:
- непосредственная помощь воспитателя
Практический метод
Цель: закреплять на практике знания, умения и навыки основных движений, способствует созданию мышечных представлений о движении.
- повторение упражнений без изменения и с изменениями
- повторение упражнений в игровой форме
- проведение упражнений в соревновательной форме (Н.Н. Кожухова, 2002)
73.Характеристика физкультурного занятия как основной формы физкультурно-образовательной деятельности в дошкольной образовательной организации.
Физкультурное занятие — ведущая форма организованного, систематического обучения детей двигательным умениям и навыкам. Характерные особенности физкультурного занятия как формы организации физического воспитания дошкольников (ярко выраженная дидактическая направленность; руководящая роль воспитателя; строгая регламентация деятельности детей и дозирование физической нагрузки;
постоянный состав занимающихся, их возрастная однородность).
Цель и задачи физкультурного занятия: формировать двигательные умения и навыки; развивать физические качества; удовлетворять естественную потребность в движении; обеспечивать развитие и тренировку всех систем и функций организма ребенка через специально организованные, оптимальные для данного возраста физические нагрузки; обеспечить возможность каждому ребенку продемонстрировать свои двигательные умения сверстникам и поучиться у них; создать условия для разностороннего развития детей.
Формы организации физического воспитания – как воспитательно-образовательный комплекс разнообразной деятельности ребёнка, основу которой составляет двигательная активность. Организационно-методические принципы физического воспитания дошкольников. Формы занятий физическими упражнениями как способы организации учебно-воспитательного процесса, каждый из которых характеризуется определенным типом взаимосвязи (взаимодействия) педагога и воспитанников, а также соответствующими условиями занятий.
Гигиенические требования к нормированию нагрузок, структуре и содержанию занятий физическими упражнениями. Общие гигиенические требования к занятиям оздоровительными физическими упражнениями (непрерывность, преемственность, комплексность, адекватность); гигиенические нормативы физической подготовленности; гигиенические требования к структуре, содержанию и нормированию нагрузок на одном занятии (гигиенические требования к структуре, содержанию и нормированию нагрузок развивающих форм занятий ОФУ) и к этапам занятий при разных формах ОФУ и их сочетаниях. Характеристика физкультурного занятия как развивающей формы ОФУ. Физиологическое обоснование трехчастной структуры физкультурного занятия, длительности и содержания каждой части. Обеспечение срочного и отставленного тренировочного эффекта – основные гигиенические требования к структуре, содержанию, нормированию нагрузок ОФУ на физкультурном занятии. Гигиеническая характеристика подготовительной части занятий, гигиеническая характеристика основной части занятия, гигиеническая характеристика заключительной части занятий. Принципы подбора физических упражнений (анатомический, физиологический, функциональный). Общая и моторная плотность занятия. Физиологическая кривая занятия (типы). Методика организации и проведения физкультурных занятий с детьми разных возрастных групп.
Физкультурные занятия являются ведущей формой воспитания двигательной культуры детей в ДОУ. Педагогу необходимо на занятиях создавать необычные, интересные для детей ситуации, в которых движения, двигательные действия будут способствовать активизации мышления, поиску ребёнком адекватных форм поведения, встрече с красивым, увлекательным окружающим миром.
Занятия по физической культуре имеют свою специфику. Каждое из них - это определённая «оздоровительная доза» (в виде движений, физической нагрузки, направленная на укрепление здоровья ребёнка, его правильное физическое развитие и физическую подготовленность. Это и активный отдых, где движение, физическая нагрузка воспринимаются организмом как «мышечная радость». Кроме того, занятия дают ребёнку возможность общения со сверстниками и педагогом, то есть социальный комфорт, а освоение двигательных умений – возможность самовыражения.
Обязательно ли нужны традиционные три части занятия?
Безусловно, да. Все занятия необходимо начинать с упражнений, подготавливающих организм к нагрузке, пик нагрузки надо обеспечивать ближе к концу, а на заключительном этапе проводить малоподвижные упражнения для восстановления дыхания, тем самым дать возможность детям отдохнуть.
Нельзя заставлять детей делать то, что они не хотят. Занятие должно строиться с учётом детских интересов и доставлять дошкольникам радость и удовольствие
74.Характеристика утренней гимнастики как формы физкультурно-образовательной деятельности в дошкольной образовательной организации.
«Зарядка или гигиеническая утренняя гимнастика - комплекс физических упражнений, выполняемых утром после сна с целью повышения общего тонуса органов» (Википедия)
«Обязательный компонент физкультурно-оздоровительных мероприятий в режиме дня- утренняя гимнастика. Она снимает остаточное торможение после ночного сна, обеспечивает тренировку всех мышц, что способствует формированию хорошей осанки. Подготавливает организм ребёнка к дальнейшим нагрузкам. Продолжительность утренней гимнастики колеблется от 4-5 минут до 10-12 в старшем возрасте. Она включает ходьбу бег, прыжки, 6-8 ОРУ без предметов, игровые моменты, несложные подвижные игры, танцевальные шаги, разнообразные висы, песня-в начале