Файл: Александра Александровна Моисеева москва 2022 Практическое занятие.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 88
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Автономная некоммерческая организация высшего образования «МОСКОВСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» |
Кафедра общегуманитарных наук и массовых коммуникаций Форма обучения: заочная/очно-заочная |
ВЫПОЛНЕНИЕ
ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ
ПО ДИСЦИПЛИНЕ
История отечественной литературы
Группа 21Ж113
Студент
Александра Александровна Моисеева
МОСКВА 2022
Практическое занятие 2 к теме 17
«Проза Лермонтова («Герой нашего времени»). Особенности
композиции, система персонажей, женские образы»
Задание 2.
Проанализируйте особенности композиции романа. Ответьте на вопросы.
-
Почему сюжет и фабула не совпадают? Восстановите сюжетный и фабульный порядок следования частей. -
Как композиция помогает раскрыть образ героя? -
Чем объясняется отсутствие единого сюжета? -
С какой целью в романе дается несколько рассказчиков?
Ответ:
В произведении «Герой нашего времени» сюжет (порядок повествования событий в произведении, выстроенный автором) и фабула (хронологическая последовательность событий в тексте и развитие по ходу событий основного художественного конфликта) не совпадают.
В сюжете повести выстроены в такой последовательности: «Бэла» – «Максим Максимович» – Предисловие к «Журналу Печорина» – «Тамань» – «Княжна Мэри» – «Фаталист». Фабула же требует другого порядка. Если расставить части романа по хронологии, то он будет таким: «Тамань» – «Княжна Мэри» – «Фаталист» – «Бэла» – «Максим Максимович» – Предисловие к «Журналу Печорина». Именно такая очередность событий, эпизодов жизни Печорина, складывается у нас после прочтения романа.
Сюжет романа весьма необычен. Автор не вводит в него читателя, отсутствует расстановка персонажей романа – мы ничего не знаем о Печорине и его жизни до приезда на Кавказ, не знаем обстоятельств, по которым он оказался на Кавказе. Все действие романа М.Ю. Лермонтов представляет как несколько эпизодов из жизни своего героя Печорина, описанных в пяти повестях. Интересно, что и части романа, их первые публикации, увидели свет по отдельности и воспринимались как отдельные произведения: в 1839 году Лермонтов опубликовал «Бэлу», а позже «Фаталиста». Затем выходит «Тамань» (1840 год). Полностью роман «Герой нашего времени» напечатан в 1840 году, а предисловие к роману напечатано только во втором издании, в 1841 году.
М.Ю. Лермонтов выстраивает такое нелинейное повествование, потому что был убежден: хронология не направляет нас к постижению характера главного героя, а потому и не нужна. А построение сюжета не только дает возможность понять характер главного героя, но и побуждает читателя заглянуть и в глубины собственной души.
Композиция романа совсем не классическая, она далека от традиционной. Классическая структура предполагает пролог –экспозицию, т.е. расстановку персонажей, обстоятельства действия, причины сюжетного конфликта) – завязку – основные действия – кульминацию – развязку – эпилог.
М.Ю. Лермонтов применяет иное, новое композиционное решение. Во-первых, роман имеет «кольцевую композицию»: сначала идут главы о последних событиях жизни Печорина («Бэла», «Максим Максимыч», предисловие к «Журналу Печорина»), а затем повествуется о более ранних эпизодах («Тамань», «Княжна Мери»). Во-вторых, Лермонтов дает характеристику своего героя Печорина в моменты пиковых жизненных ситуаций и эмоциональных переживаний: случай с контрабандистами, дуэль с Грушницким, который некогда был его товарищем, эпизод, когда Печорин повязал Ефимыча – пьяного казака, убившего поручика Вулича. В-третьих, каждая отдельная часть романа имеет свой законченный сюжет, а в романе пять кульминаций, которые одновременно являются кульминациями отдельных частей. Развязка романа – известие, что «Печорин, возвращаясь из Персии, умер» (предисловие к «Журналу Печорина»). Таким образом, общая сюжетная линия романа представлена только кульминациями и развязкой.
Большинства литературоведов сходятся во мнении, что своеобразие композиционного решения романа «Герой нашей времени» помогает детально рассмотреть образ Печорина. М.Ю. Лермонтов нарушил хронологическое изложение жизни главного героя, чтобы, с одной стороны, подчеркнуть сумбурность жизни Печорина, неумение подчинить свою судьбу главной идее, даёт понять, что все душевные метания героя бессмысленны, надеяться на позитивную концовку не стоит, подводит к мысли о некой обреченности Печорина. С другой стороны, Лермонтов постарался раскрыть образ своего главного героя постепенно: сначала читатели увидели его глазами Максима Максимовича и рассказчика-офицера в середине жизненного пути, а только потом только познакомились с личным дневником Печорина, в котором он предстает максимально откровенным. Описание различных ситуаций из жизни Печорина также способствует раскрытию его характера – это позволяет увидеть поведение главного героя в разных обстоятельствах.
Григорий Печорин вмешивается в чужие судьбы, играет и экспериментирует чувствами близких людей. Так как между частями истории есть некие временные отрезки, можно увидеть жизненный путь Печорина и изменения героя. Кроме того, можно заметить, что место в жизни он так и не нашёл. И кольцевая композиция романа подчеркивает безысходность героя и его горечь от осознания этой безысходности.
В романе есть такие слова: «История души человеческой, хотя бы самой мелкой души, едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа». То есть, замыслом Лермонтова было как можно полнее раскрыть характер своего главного героя. Примененная автором сложная композиция романа связана с психологической сложностью образа главного героя. Она помогает раскрыть характер, рассказать историю души Григория Печорина. Сначала мы о нём слышим, потом видим, а в финале знакомимся с его откровенными дневниками, где развивающиеся события полны драматизма.
3.
Лермонтов выстраивает текст романа так, что читатель вникает не в хронологию и суть событий, которые происходят, а всё больше и больше пытается проникнуть в мотивы поступков Печорина, в его душу. Композиция текста, как уже отмечено выше, закольцована: сначала Лермонтов знакомит нас с Максим Максимычем, а затем предлагает нам взглянуть на Печорина его глазами. Только после этого автор знакомит с главным героем отдельно.
Едва ли не первым замысел Лермонтова понял Виссарион Григорьевич Белинский. В своей статье «Герой нашего времени. Сочинение М. Лермонтова», вышедшей в 1840 году, еще до того, как было напечатано предисловие к первому изданию, Белинский писал: «Роман господина Лермонтова проникнут единством мысли, и потому, несмотря на его эпизодическую отрывочность, его нельзя читать не в том порядке, в каком расположил его сам автор: иначе вы прочтете две превосходные повести и несколько превосходных рассказов, но романа не будете знать. Тут нет ни страницы, ни слова, ни черты, которые были бы наброшены случайно; тут все выходит из одной главной идеи и все в неё возвращается» [1].
Хронология событий для Лермонтова не важна. Она нарушена для того, чтобы воплотить главную идею – раскрыть сложный и во многом противоречивый характер своего героя.
О Печорине мы узнаем из разговора случайных попутчиков – Максим Максимыч беседует с неким офицером в повести «Бэла». Затем Максим Максимычем рассказывает историю о молодой черкешенке Бэле, дочке местного князя и о том, какую трагическую роль в её судьбе сыграл Печорин. Он крадёт коня для брата Бэлы Азамата, чтобы тот взамен похитил сестру и привез её Печорину. Это вызывает возмущение горцев, однако Печорин не придаёт этому значения. Позже это повлекло целую цепь трагических событий – оскорбленный Казбич убивает отца Бэлы, а затем и её…
Во втором эпизоде – «Максим Максимыч» – мы встречается с Печориным, портрет которого представлен глазами того самого офицера, которому Максим Максимыч рассказывал историю Бэлы. Этот офицер, судя по всему, человека одного круга с Печориным, умный и наблюдательный, тонкий психолог. Безусловно, он был заинтригован историей с Бэлой, которую ему поведал Максим Максимыч. Печорин ему любопытен, поэтому он подмечает детали его внешности, манеру общения и поведения, то, как в них проявляется характер главного героя. Все это дополняет, формирует у читателя портрет Печорина. Но к близкому знакомству с героем, мы приступаем только читая его записки. Собственноручно написанный героем журнал раскрывает душу сложного, противоречивого человека – Печорина, – его внутренний мир, мысли и чувства.
«Тамань» – это уже наблюдения героя за людьми, в окружение которых он попадает. С одной стороны, эта часть раскрывает образ Печорина, как человека активного и не безразличного. Но столкнувшись с преступниками, он делает ошибочные выводы, наделяя контрабандистов едва ли не романтическими чертами: «И зачем было судьбе кинуть меня в мирный круг честных контрабандистов? Как камень, брошенный в гладкий источник, я встревожил их спокойствие…». Финал «Тамани» возвращает нас к противоречивой личности Печорина: «Что сталось с старухой и с бедным слепым - не знаю. Да и какое дело мне до радостей и бедствий человеческих…». Как здесь не вспомнить холодность и равнодушие, проявленные к очень человечному Максиму Максимычу, которого «странствующий офицер» Печорин встретил через пять лет после событий, описанных в «Бэле», или смех главного героя после похорон Бэлы, от которого у Максима Максимыча «мороз пробежал по телу».
Переломной в романе является часть «Княжна Мэри». Это своего рода дневник самого Печорина, который меняет мнение о нем. В нем рассказывается о встрече Печорина в Пятигорске с знатной московской княгиней Лиговской и её дочерью Мэри. Затем на курорте появляется бывшая возлюбленная Печорина Вера и его приятель Грушницкий. Последнего Лермонтов представляет нам как противоположность Печорина. Печорин влюбляет в себя юную Мэри и разбивает её сердце, делает ещё более несчастной Веру, провоцирует и убивает Грушницкого на дуэли. Поскольку дуэли запрещены, Печорина отправляют в ссылку.
Если в предыдущих частях романа Печорин ставит эксперименты над людьми, то в «Фаталисте» он экспериментирует с судьбой. События происходят в казачьей станице. За игрой в карты офицеры поднимают тему фатализма. Околофилософский спор перерастает в небольшую ссору Печорина с поручиком Вуличем. Печорин, которому отчего-то казалось, что он «читал печать смерти на бледном лице его», заявил Вуличу: «Вы нынче умрете!», провоцируя выстрелить себе в голову. Осечка спасает Вуличу жизнь, но той же ночью он погибает от сабли пьяного казака. Печорин задержал убийцу, а чуть позже рассказал эту историю Максим Максимычу…
Отойдя от классической сюжетной линии, Лермонтов добивается своей главной цели – психологически раскрыть образ Печорина, его личность, противоречия характера и двойственность натуры, показать героя в разных жизненных ситуациях и в отношениях с разными людьми. В каждой из повестей романа цели Печорина мелкие, этим Лермонтов показывает, что в жизни его героя нет высокой цели.
А.Н. Толстой в речи на торжественном заседании памяти М.Ю. Лермонтова дал очень точную и емкую характеристику: «Лермонтов … в пяти повестях, связанных единым внутренним сюжетом — раскрытием образа Печорина, героя времени, продукта эпохи, раскрывает перед нами совершенство реального, мудрого, высокого по стилю и восхитительно благоуханного искусства. Читаешь и чувствуешь: здесь всё — не больше и не меньше того, что нужно и как можно сказать».[2]
4.
Можно отметить, что кроме нелинейного сюжета «Героя нашего времени» повествование в романе ведётся от разных лиц. Таким образом, читатели узнают взгляд на Печорина как со стороны, так и с позиции самого главного героя. Для Лермонтова было важно сразу начать раскрывать Печорина через взгляд других людей, а не через виденье главным героем окружающего мира и самого себя, в частности. Сначала читателей знакомит с Печориным штабс-капитан Максим Максимыч, который служил с ним и считал главного героя своим близким другом. Далее представлен взгляд на Печорина глазами человека, который был наслышан о нем, но лично столкнулся с ним впервые (иначе говоря, дано первое впечатление). Это не случайно: образ Печорина раскрывается через восприятие людей, которые во многом не понимают главного героя.
Только после этого читатели могут познакомиться с главным героем через повествование самого Печорина (главы «Журнала Печорина»). Перед читателем раскрывается внутренний конфликт Печорина, его одиночество, многогранный, неоднозначный и противоречивый характер.
Задание 3.
Проанализируйте повесть «Бэла». Ответьте на вопросы:
-
Какова особенность построения повести? Почему автор выбрал такое построение (обратите внимание, что центральный рассказ вставлен в повествование о встрече автора с Максимом Максимычем и путешествии по военно-Грузинской дороге)? -
Как Максим Максимыч характеризует Печорина? -
Охарактеризуйте Максима Максимыча. -
Как раскрывается Печорин в истории с Бэлой?