Файл: Александра Александровна Моисеева москва 2022 Практическое занятие.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 89

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Ответ:

1.

«Бэла» - первая повесть, с которой начинается роман. В основе её сюжета – любовь Печорина и юной черкесской красавицы, дочки местного князя. Главная особенностей построения повести, её композиции – неоднородность её сюжета. Собственно, привычного сквозного сюжета в ней нет. На первый взгляд может показаться, что повесть «Бэла» состоит из разобщённых фрагментов. Для «Бэлы» М.Ю. Лермонтов выбрал путевых заметок. Об этом сам автор прямо говорит в тексте повести: «… я пишу не повесть, а путевые записки…».

Центральный рассказ – история любви Печорина и Бэлы, – вставлен в повествование о встрече рассказчика (автора) с Максимом Максимычем во время поездки по Военно-Грузинской дороге. Форма путевых заметок и объединяет, как нитью сшивает главную сюжетную линию Печорин – Бэла. О собственно поездке по Военно-Грузинской дороге, с описаниями природы, зарисовками, бытовыми сценками, повествует первый рассказчик (некий странствующий офицер, или автор), а сюжет, произошедший в крепости, историю любви Печорина и Бэлы, мы узнаем уже от другого рассказчика – Максим Максимыча.

Очень ярко и точно эту особенность повести «Бэла» характеризует известный писатель, поэт, литературовед и переводчик Владимир Владимирович Набоков. В своей статье «Предисловие к «Герою нашего времени» он пишет: «Рассказы наплывают, разворачиваются перед нами, то все как на ладони, то словно в дымке, а то вдруг, отступив, появятся вновь уже в ином ракурсе или освещении, подобно тому как для путешественника открывается из ущелья вид на пять вершин Кавказского хребта». [3]

С главными героями повести – Печориным, Бэлой, Азаматом, Казбичем – читателя знакомит Максим Максимыч, второй рассказчик. Именно из его уст мы узнаем и о случае в крепости, свидетелем которого он был, и впервые встречаем характеристику главного персонажа «Героя нашего времени» Григория Печорина.
2.

Мы сначала слышим о герое из уст Максим Максимыча, бывшего командиром Печорина. Максим Максимыч относится к Григорию Печорину с симпатией, даже с теплотой, вспоминая его как «славного малого». Несмотря на то, что они совершенно разные люди не только по возрасту и происхождению, но и по своей сути, духу Максим Максимыч искренне привязался к Печорину. Максим Максимыч не дает какого-либо глубокого психологического портрета главного героя, не сумел разобраться в его сложной, часто двойственной, запутанной натуре. Ему сложно понять мотивы Печорина, да он, кажется, и особо не стремится. Он подробно, часто с деталями, рассказывает о его поступках. Максим Максимыч также говорит о Печорине, как о человеке странном, загадочном, поступки которого лишены логики. Характеристика Печорина устами Максим Максимыча интригует читателя. Не случайно В.Г. Белинский отмечает: «В «Бэле» он является каким-то таинственным лицом. Героиня этой повести вся перед вами, но герой — как будто бы показывается под вымышленным именем, чтобы его не узнали». [4]





Максим Максимыч – давно служащий на Кавказе и исполнительный офицер, штабс-капитан, которому приблизительно 50 лет. Выходец из крестьян, дослужившийся до офицерского звания. Это мудрый, добрый, честный и открытый человек. Максим Максимыч одинок, поскольку посвятил свою жизнь службе отечеству. У него нет жены и детей, его одиночество для читателя совершенно очевидно. Этот человек способен на сильные и долгие чувства, он относится к Бэле, по-отечески, как к дочери, полон сострадания её горю (смерть отца Бэлы, разрушенная семья) и очень переживает по поводу её трагической судьбы.
4.

В произведениях современников Лермонтова, как правило, создавался образ молодого романтического героя. Печорин в «Бэле» предстает абсолютным контрастом такому образу.

Обращает на себя внимание такая, мягко говоря, не лучшая черта Печорина: он быстро теряет свой интерес к вещам, к новым знакомствам. Когда Максим Максимыч говорит Печорину, что «он переменился к этой бедной девочке», Печорин отвечает: «Когда я увидел Бэлу в своем доме, когда в первый раз, держа ее на коленях, целовал ее черные локоны, я, глупец, подумал, что она ангел, посланный мне сострадательной судьбою... Я опять ошибся: любовь дикарки немногим лучше любви знатной барыни; невежество и простосердечие одной так же надоедают, как и кокетство другой. Если вы хотите, я ее еще люблю, я ей благодарен за несколько минут довольно сладких, я за нее отдам жизнь, - только мне с нею скучно...».

То есть, добившись того чего хотел, он теряет к предмету своего недавнего вожделения интерес. Не случайно Печорин следом заводит разговор о путешествиях: «мне осталось одно средство: путешествовать...». Он постоянно находится в поиске новых ощущений. В истории с Бэлой им, первую очередь, двигают собственные желания, о чувствах других он и вовсе не заботился. Здесь Печорин предстает перед нами как эгоистичный, самовлюбленный и расчетливо-холодный человек – вспомним, как быстро и хладнокровно он придумал и осуществил похищение Бэлу руками её собственного брата, сыграв на том, что Азамату безумно понравилась лошадь Казбича. Даже добрый о хорошо относившийся к Печорину Максим Максимыч вольно или нет подтверждает эти черты: «Нет, она хорошо сделала, что умерла! ну, что бы с ней сталось, если б Григорий Александрович ее покинул? А это бы случилось рано или поздно!..», – говорит он собеседнику, после рассказа трагической истории Бэлы.



Задание 4.

Проанализируйте женские образы образов в романе: Бэла, Ундина, Вера, княжна Мери. Ответьте на вопросы.

  1. Найдите в тексте описание Бэлы, Ундины, Верны, княжны Мери. Что можно сказать об этих женщинах (об их внешности, характере, о принадлежности к среде, об отношении к Печорину)?

  2. Чем Бэла привлекла Печорина? Почему он разлюбил ее?

  3. Какова композиционная роль образа Ундины?

  4. В чем нравственное превосходство Мери над Печориным?

  5. Почему из всех женщин Печорин выделял Веру (обратите внимание на дневниковые записи от 16 и 23 мая)? Прочитайте письмо Веры к Печорину, полученное им после дуэли, и эпизод погони за Верой. Как образ Веры помогает понять характер Печорина?

Ответ:

1.

Бэла - красивая шестнадцатилетняя черкешенка, дочь местного князя, которую предал сначала брат, а потом и похитивший её Печорин. Она была высокой и стройной, черноволосой и черноглазой. Бэла выросла в горном ауле на Кавказе, не говорила по-русски. В характере Бэлы сочетаются гордость, бесстрашие, дерзость и доброта. Девушка была мила, умела многое: петь, танцевать, вышивать. Бэла пылко полюбила Печорина, но это не сделало его менее эгоистичным. Она не осуждает главного героя и не держит не него обиды. Бэла умерла от руки человека, который был безумно влюблен в неё.

Ундина – девушка-загадка. Восемнадцатилетняя контрабандистка, с которой Печорин познакомился в Тамани. У неё были длинные русые волосы, очень светлая кожа и проницательные глаза, в которых Печорин «читал что-то дикое и подозрительное». Не глупая, полная лукавства. Это подчеркивают её уклончивые двусмысленные ответы, при попытке Печорина заговорить с ней. Смелая, отчаянная и коварная. Она любила контрабандиста Янко. Когда Печорин стал представлять угрозу безопасности её возлюбленного, Ундина пригласила главного героя покататься на лодке, после чего попыталась утопить его.

Вера - светская замужняя дама, давняя любовь Печорина, сохранившая к нему чувства. Внешность Веры миловидная, хотя и довольно болезненная. У неё светлые волосы, средний рост и правильные черты лица, на правой щеке есть родинка. Вера – женщина глубокая, добрая и чуткая, готова пожертвовать собой ради других людей. Вера хорошо понимала Печорина, ценила его достоинства, но также знала и принимала отрицательные черты его характера. основала страдания и неприятности, которые принес ей этот человек. В финале «Княжны Мэри» окончательно порывает с Печориным, оставляя его.


Княжна Мери – молодая княжна, юная представительница московской аристократии. Стройная девушка с красивыми тёмными глазами и густыми волосами. Светская красавица, образованная, умная, довольно самолюбивая и не лишенная высокомерия. При этом добрая и искренняя, живая, естественная. Мэри молода и наивна, мужчинам легко очаровать её. Да ей и самой нравится внимание мужского общества. Печорина, жестоко разбивает ее сердце, влюбляя в себя, затеяв всю эту интригу ради новых эмоций и развлечения. Мэри мучительно страдает от неопределенности, ждет от Печорина взаимности, но тот не вводит ее в заблуждение, а вместо признания прямо и честно говорит Мери, что не любит её.
2.

Бэла привлекла внимание Печорина уже при первой встрече, когда он увидел ее на свадьбе дочери местного князя, старшей сестры Бэлы. «Печорин в задумчивости не сводил с нее глаз…», – пишет Лермонтов. Печориным двигает страсть обладания эффектной, стройной и красивой горянкой, так непохожей на светских барышень, с которыми имел отношения Печорин ранее. Он очарован ее внешностью, танцем и пением. А гордая неприступность девушки лишь разжигает его страсть. Он организует похищение девушки руками ее же брата Азамата. Действует вероломно и весьма цинично, не задумываясь ни о традициях горцев, ни о последствиях. В результате фактически разрушает семью Бэлы. Пожалуй, Печорин поначалу сам верит, что искренне полюбил девушку и пылко добивается ее взаимности.

«Послушай, милая, добрая Бэла! … ты видишь, как я тебя люблю; я все готов отдать, чтоб тебя развеселить: я хочу, чтоб ты была счастлива; а если ты снова будешь грустить, то я умру». Но через какое-то время постепенно теряет к юной красавице интерес. Печорин и сам признается, что девушка оказалась для него лишь лекарством от скуки, эпизодом. «Когда я увидел Бэлу в своем доме, когда в первый раз, держа ее на коленях, целовал ее черные локоны, я, глупец, подумал, что она ангел, посланный мне сострадательной судьбою... Я опять ошибся: любовь дикарки немногим лучше любви знатной барыни; невежество и простосердечие одной так же надоедают, как и кокетство другой.», – говорит он Максим Максимычу.

Циничное признание Печорина в своем дневнике в главе «Княжна Мэри», можно в полной мере отнести и к ситуации с Бэлой: «А ведь есть необъятное наслаждение в обладании молодой, едва распустившейся души! Она как цветок, которого лучший аромат испаряется навстречу первому лучу солнца; его надо сорвать в эту минуту
и, подышав им досыта, бросить на дороге: авось кто-нибудь поднимет!» …
3.

Образ девушки-контрабандистки Ундины нарисован Лермонтовым очень ярко. Хотя, по описанию Печорина, «она была далеко не красавица», многое в ее облике и характере привлекает, притягивает его («…эти глаза, казалось, были одарены какою-то магнетическою властью…»). Главный герой, не зная ее имени, называет ее для себя Ундиной, что является прямым отсылом к немецкому романтизму в литературе («…я вообразил, что нашел Гётеву Миньону…»).

С одной стороны, Ундина второстепенный персонаж романа «Герой нашего времени», но именно она играет центральную роль в композиции главы «Тамань». События, которые описаны в «Тамани», начинают развиваться именно с того момента, как однажды утром на крыше хаты, где остановился Печорин, появилась таинственная девушка и ее песни, которую Печорин запомнил «от слова до слова». Именно отсюда разворачивается основное действие главы. А кульминация – это сцена столь неудачного для Печорина ночного свидания, когда «бес-девка» смогла легко манипулировать им одним лишь «влажным, огненным поцелуем». Она заманила Печорина на берег, а затем в лодку и пыталась утопить. После этого ночного свидания и драматичной «морской прогулки» следует развязка: Печорин наблюдает, как его Ундина, прихватив узлы с украденными у Печорина вещами, уплывает со своим возлюбленным – контрабандистом Янко. Эпилог – рассуждение Печорина о своей судьбе и разрушительном воздействии на все, что его окружает: «Мне стало грустно. И зачем было судьбе кинуть меня в мирный круг честных контрабандистов? Как камень, брошенный в гладкий источник, я встревожил их спокойствие и, как камень, едва сам не пошел ко дну!».
4.

Сложно говорить о каком-либо «нравственном превосходстве» княжны Мэри над Печориным. Княжна Мери - юная, неопытная девушка, наверняка (в силу происхождения и окружения) довольно избалованная. Ей льстит мужское внимание, но она не способна отличить искренние чувства от ухаживаний того или иного светского волокиты. Она додумывает какие-то ситуации и охотно пребывает в своих иллюзиях – в солдатской шинели Грушницкого видит некую привлекательную романтическую интригу, считая юнкера разжалованным за дуэль офицером. Про такие ситуации говорят: «не отличает маску от лица».

Печорин не просто старше Мери, он более опытный, искушенный, циничный и умный. Его самолюбие укололо то, что юная княжна обратила внимание не на него, а на Грушницкого. Свой эксперимент с юной Мери – влюбить девушку в себя – Печорин задумал с одной стороны, чтобы досадить Грушницкому и разоблачить его фальшь, а с другой для того, чтобы скрывать от любопытных глаз «водяного общества» свою связь с Верой. Ход своего эксперимента циничный Печорин подробно описывает в своем дневнике.