Файл: Рабочая программа предметная область Естественно научные предметы.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 33
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Электромагнитное поле. Вихревое электрическое поле. Скорость электромагнитных волн. Свойства электромагнитных волн. Принципы радиосвязи и телевидения.
Демонстрации
Свободные колебания груза на нити и на пружине.
Запись колебательного движения.
Вынужденные колебания.
Резонанс.
Поперечные и продольные волны.
Частота колебаний и высота тона звука.
Свободные электромагнитные колебания.
Осциллограмма переменного тока.
Конденсатор в цепи переменного тока.
Катушка в цепи переменного тока.
Резонанс в последовательной цепи переменного тока.
Сложение гармонических колебаний.
Генератор переменного тока.
Трансформатор.
Излучение и прием электромагнитных волн.
Отражение и преломление электромагнитных волн.
Интерференция и дифракция электромагнитных волн.
Поляризация электромагнитных волн.
Модуляция и детектирование высокочастотных электромагнитных колебаний.
Детекторный радиоприемник.
Физический практикум (6 ч)
Оптика (25 ч)
Свет как электромагнитная волна. Скорость света. Интерференция света. Когерентность. Дифракция света. Дифракционная решетка. Поляризация света. Законы отражения и преломления света. Полное отражение. Дисперсия света. Различные виды электромагнитных излучений, их свойства и практическое применение. Формула тонкой линзы. Оптические приборы. Разрешающая способность оптических приборов.
Демонстрации
Интерференция света.
Дифракция света.
Полное отражение света.
Получение спектра с помощью призмы.
Получение спектра с помощью дифракционной решетки.
Поляризация света.
Спектроскоп.
Фотоаппарат.
Проекционный аппарат.
Микроскоп.
Лупа.
Телескоп.
Физический практикум (6 ч)
Специальная теория относительности (10ч)
Постулаты специальной теории относительности Эйнштейна. Пространство и время в специальной теории относительности. Полная энергия. Энергия покоя. Релятивистский импульс. Связь полной энергии, импульса и массы тела. Дефект масс и энергия связи.
Квантовая физика (20ч)
Гипотеза М. Планка о квантах. Фотоэффект. Опыты Столетова. Уравнение Эйнштейна для фотоэффекта. Фотон. Опыты Лебедева и Вавилова.
Планетарная модель атома. Квантовые постулаты Бора и линейчатые спектры. Гипотеза де Бройля о волновых свойствах частиц. Дифракция электронов. Соотношение неопределенностей Гейзенберга. Спонтанное и вынужденное излучения света. Лазеры.
Демонстрации
Фотоэффект.
Линейчатые спектры излучения.
Лазер.
Физика атомного ядра (20 ч)
Модели строения атомного ядра. Ядерные силы. Нуклонная модель ядра. Энергия связи ядра. Ядерные спектры. Ядерные реакции. Цепная реакция деления ядер. Ядерная энергетика. Термоядерный синтез. Радиоактивность. Дозиметрия. Закон радиоактивного распада. Статистический характер процессов в микромире. Элементарные частицы. Фундаментальные взаимодействия. Законы сохранения в микромире.
Демонстрации
Счетчик ионизирующих частиц.
Камера Вильсона.
Фотографии треков заряженных частиц..
Физический практикум (6 ч)
Строение Вселенной (10 ч)
Солнечная система. Звезды и источники их энергии. Современные представления о происхождении и эволюции Солнца и звезд. Наша Галактика. Другие галактики. Пространственные масштабы наблюдаемой Вселенной. Применимость законов физики для объяснения природы космических объектов. Красное смещение в спектрах галактик. Современные взгляды на строение и эволюцию Вселенной.
3.
тематическое планирование
Основное содержание | Основные виды учебной деятельности |
| |
ВВЕДЕНИЕ (4 ч) | |
| |
Зарождение и развитие научного взгляда на мир. | — Излагать свои мысли, обосновывать свою точку |
Необходимость познания природы. Наука для | зрения, воспринимать и анализировать мнения |
всех. Зарождение и развитие современного научно- | собеседников (на материале подготовки дискуссии |
го метода исследования. | «Физика — наука для всех или удел единиц»); |
Основные особенности физического метода иссле- | — измерять физические величины; |
дования. Физика — экспериментальная наука. | — оценивать границы погрешностей измерений |
Приближенный характер физических теорий. | (в том числе и при построении графиков); |
Особенности изучения физики. Познаваемость | — указывать границы применимости механики |
мира. | Ньютона |
Классическая механика Ньютона и границы ее | |
применимости | |
| |
МЕХАНИКА (60 ч) | |
| |
Кинематика точки. Основные понятия кинематики 18ч | — Представлять механическое движение тела |
| в аналитической и графической формах (уравне- |
Движение точки и тела. Прямолинейное движение | ния и графики зависимости координат и проекций |
точки. Координаты. Система отсчета. Средняя ско- | скорости от времени); |
рость при неравномерном движении. | — определять координаты, пройденный путь, ско- |
Мгновенная скорость. Описание движения на пло- | рость и ускорение тела по графикам и уравнениям |
скости. Радиус-вектор. Ускорение. Скорость при движении с постоянным ускорением. Зависимостькоординат и радиуса-вектора от времени при дви-жении с постоянным ускорением. Свободное паде-ние. Движение тела, брошенного под углом к гори-зонту. Равномерное движение точки по окружно-сти. Центростремительное ускорение. Тангенциальное, нормальное и полное ускорения. Угловая скорость. Относительность движения. Преобразования Галилея Контрольные работы по темам «Равномерное прямолинейное движение. Средний модуль скорости произвольного движения»; «Прямолинейное равноускоренное движение»; «Движение тела, брошенного под углом к гори- зонту»; «Относительность движения» | зависимости координат и проекций скорости отвремени |
| — экспериментально исследовать различные виды движения; — классифицировать виды, уравнения движе-ния; — моделировать различные виды движения (на-пример, на уровне аналитического описания и экс-периментальной проверки своего движения в тече-ние определенного промежутка времени); — приобретать опыт письменной коммуникации (например, при написании эссе «Моя система от-счета»); — оценивать значения различных параметров (например, свою среднюю скорость, развиваемую в течение дня; равномерность/неравномерность появления сообщений в Интернете); — использовать различные источники информа-ции (например, при определении значения и про-исхождения терминов «вектор» и «скаляр»); — выстраивать свою будущую образовательную траекторию в аспекте профессионального само-определения (например, при подготовке ответа на вопрос: «Каким образом составляется расписание движения различных транспортных средств? Кто этим занимается? Где осуществляют подготовку таких специалистов?»); — оценивать успехи России (например, определе-ние технологических областей, в которых Россия преуспела за последние 10 лет); |
| |