ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 20.11.2021
Просмотров: 187
Скачиваний: 1
О государственной фармакопее Республики Казахстан
Создание Государственной фармакопеи Республики Казахстан осуществляется впервые за всю многовековую историю Казахской государственности.
В период существования Казахстана в составе России, а затем Советского Союза государственный контроль за качеством лекарственных средств осуществлялся на основе стандартов и положений Государственной Русской фармакопеи, а после, начиная с 1926 года, – Государственной фармакопеи СССР. Последние издания ГФ СССР – Х (1969 г.) и XI (1987 г. - 1 вып., 1990 г. - 2 вып.) сохранили свой законодательный характер в республике до сего времени.
Однако в новых экономических условиях развитие фармацевтического рынка Казахстана имеет свои особенности, которые не могут быть в полной мере регламентированы прежними правовыми актами, в том числе советскими изданиями фармакопеи. Кроме того, расширение номенклатуры лекарственных средств, повышение требований к их качеству, значительный прогресс в технике аналитического эксперимента, которые произошли в последнее десятилетие, неизбежно привели к деактуализации многих положений ГФ СССР.
Важным шагом в развитии государственного контроля за качеством лекарственных средств в республике явилось признание международных фармакопей – Европейской фармакопеи, Британской фармакопеи, Фармакопеи США и Немецкой гомеопатической фармакопеи. Действие международных фармакопей на территории Казахстана введеноприказом Комитета фармации МЗСР РК №21 от 11 февраля 2004 года.
В настоящее время регуляторными органами страны и производителями лекарственных средств достигнуто ясное понимание неизбежности перехода к современным требованиям качества. Только строгое следование этим требованиям позволит обеспечить конкурентоспособность и экспортоориентированность отечественного производства. Реальным воплощением тенденций в данной области явились разработка и утверждение в декабре 2006 года национальных стандартов в сфере обращения лекарственных средств:
-
надлежащей лабораторной практики (GLP);
-
надлежащей клинической практики (GCP);
-
надлежащей производственной практики (GMP);
-
надлежащей дистрибьюторской практики (GDP);
-
надлежащей аптечной практики (GPP).
Введение их в действие предусмотрено с 2008 года. В настоящее время в республике осуществляются заметные усилия по реконструкции производства и развитию системы обеспечения качества фармацевтической продукции в соответствии с перечисленными выше правилами.
Впервые необходимость создания Государственно фармакопеи Республики Казахстан как собственного национального стандарта была отмечена Указом Главы государства, имеющим силу Закона, «О лекарственных средствах» №2655 от 23 ноября 1995 года. Дальнейшее развитие вопрос нашел в Законе РК «О лекарственных средствах» №522-II от 13 января 2004 года.
С 1996 года республикой взят курс на вступление во Всемирную торговую организацию. В соответствии с этим национальные стандарты качества лекарственных средств должны быть гармонизированы с международными стандартами в данной области, прежде всего с требованиями Европейской фармакопеи.
Статус наблюдателя позволяет решать следующие задачи:
-
приобретать собственный опыт на основании европейского опыта работы в области контроля качества и методов испытания лекарственных средств;
-
определять национальные подходы и пути развития в данной области;
-
привлекать к научным исследованиям, проводимым под эгидой Европейской фармакопеи.
Реализация проекта по созданию Государственной фармакопеи Республики Казахстан была начата в 2005 году. Заказчиком проекта выступило Министерство здравоохранения республики, а исполнителем – подведомственное ему Республиканское государственное предприятие «Национальный Центр экспертизы лекарственных средств, изделий медицинского назначения и медицинской техники». Сроки выполнения работ по проекту – 2005-2008 годы.
В соответствии с Законом «О лекарственных средствах» Государственная фармакопея Республики Казахстан – это свод государственных стандартов и положений, нормирующих качество и безопасность лекарственных средств, зарегистрированных и разрешенных к применению в установленном порядке.
При создании ГФ РК был установлен следующий порядок:
-
разработка концепции и определение основных этапов создания;
-
разработка методологии и научных подходов;
-
разработка технической спецификации и ее экономическое обоснование;
-
заключение договора о государственных закупках услуг;
-
определение категорий исполнителей и их функциональных обязанностей;
-
определение состава редакционной коллегии и организаций-участников;
-
определение порядка ведения документации.
Текст ГФ РК изложен на двух языках:
-
на государственном языке – казахском;
-
на языке, официально употребляемом наравне с казахским, – русском.
Государственная фармакопея состоит из 2 томов. Первый том содержит общие фармакопейные статьи. Второй том включает частные фармакопейные статьи (монографии). Срок издания второго тома Государственной фармакопеи предусмотрен в 2009 году.
Общие фармакопейные статьи содержат наиболее общие требования, распространяющиеся на:
-
методы испытаний;
-
упаковочные материалы и контейнеры;
-
реагенты;
-
показатели качества;
-
лекарственные формы;
-
морфологические группы лекарственного растительного сырья;
-
медицинские иммунобиологические препараты.
Частные фармакопейные статьи (монографии) регламентируют необходимые требования к показателям качества и определяют методики испытаний для контроля качества:
-
лекарственных субстанций;
-
вспомогательных веществ;
-
лекарственных препаратов;
-
лекарственного растительного сырья;
-
медицинских иммунобиологических препаратов.
Идея гармонизации национальных требований нашла воплощение в использовании основополагающих принципов и подходов Европейской фармакопеи к качеству лекарственных средств. С другой стороны, особенности национального фармацевтического рынка диктуют необходимость гармонизации с требованиями ГФ СССР и законодательства Республики Казахстан.
В свете этой концепции структура Фармакопеи предусматривает двухчастность статей, как общих, так и частных. Первая часть называется общей и является идентичной соответствующей статье Европейской фармакопеи. Следующая за ней часть, обозначенная гербом Республики Казахстан, называется национальной и отражает особенности подходов к качеству лекарственных средств в республике.
Общая (европейская) часть содержит требования к качеству лекарственных средств, произведенных в соответствии с Правилами GMP. В целом она сохраняет стиль Европейской фармакопеи. При ее изложении в наибольшей степени достигнута близость перевода к оригинальному тексту, осуществлена адаптация текста к стилистике государственного и русского языка, а далее - приведение текста к стилю, принятому в отечественной нормативной документации.
Национальная часть содержит требования к лекарственным средствам, не произведенным в соответствии с Правилами GMP. Она включает альтернативные методики, дополнительные информационные материалы. Ее содержание не противоречит общей (европейской части), а лишь дополняет ее.
Необходимость дифференцирования европейской и национальной частей в Государственной фармакопее представляется важным условием соблюдения авторских прав Европейского департамента качества лекарственных средств и здравоохранения (EDQM) Совета Европы как патентообладателя Европейской фармакопеи. Подобный подход был согласован с данной организацией и позволил в дальнейшем легитимировать Государственную фармакопею Республики Казахстан.
Следует подчеркнуть, что аналогичные принципы положены в основу конструкции фармакопей ряда стран Европейского Союза, скажем, Британской фармакопеи. В некоторых странах национальные требования изданы в виде специального дополнения, например в Дании.
Европейская фармакопея насчитывает более 2000 лекарственных субстанций и вспомогательных веществ, на которые разработаны монографии. Далеко не весь перечень их присутствует на отечественном рынке. Формирование перечня лекарственных средств, требующих разработки монографий, проводилось с учетом следующих факторов:
-
значительная доля присутствия лекарственного средства на отечественном рынке;
-
многочисленность торговых названий лекарственного средства, соответствующих одному международному непатентованному наименованию;
-
перечень лекарственных препаратов для лечения социально значимых заболеваний.
Для разработки монографий определена методология, включающая следующие этапы:
-
анализ рынка и формирование перечня лекарственных средств, требующих разработки монографий;
-
сравнительный анализ качества генериков на рынке республики;
-
составление текста монографии;
-
валидация и апробация методик испытаний в аккредитованных испытательных лабораториях;
-
трехкратное рецензирование;
-
перевод на государственный язык;
-
редактирование, корректирование текста;
-
создание электронной версии;
-
обсуждение на заседании Фармакопейной комиссии.
Серьезного внимания потребовали от авторского коллектива вопросы унификации и корректности использования фармацевтической терминологии одновременно на обоих языках изложения. В первую очередь, они касались ключевых терминов:
-
лекарственное средство;
-
лекарственная субстанция;
-
лекарственный препарат;
-
лекарственная форма;
-
срок годности;
-
срок хранения;
-
период применения;
-
стандартный раствор;
-
раствор сравнения.
Материал Государственной фармакопеи изложен в редакции, по возможности близкой Европейской фармакопее. Нумерация разделов и название монографий, химические названия веществ, единицы измерения физических величин, формулы расчета практически идентичны приведенным в Европейской фармакопее. Изменение претерпели лишь некоторые обозначения физических величин ввиду их традиционности использования в отечественной нормативной документации. С тех же соображений расширен круг аббревиатур и сокращений.
Монографии Государственной фармакопеи, предусмотренные для включения во II том, будут охватывать:
-
270 лекарственных субстанций;
-
12 вспомогательных веществ;
-
75 готовых лекарственных средств;
-
20 объектов лекарственного растительного сырья;
-
6 медицинских иммунобиологических препаратов.
Отличительными признаками Государственной фармакопеи Республики Казахстан от Европейской фармакопеи являются:
-
присутствие национальной части практически в каждой статье;
-
разработка монографий на готовые лекарственные средства (общеизвестно, что издания Европейской фармакопеи не содержат монографий на лекарственные препараты);
-
разработка монографий на морфологические группы лекарственного растительного сырья.
Важно отметить, что именно существенные отличия позволили легитимировать Государственную фармакопею Республики Казахстан как национальную фармакопею. В противном случае, разрешение EDQM было бы дано на издание Европейской фармакопеи на казахском языке, аналогично тому, как это было сделано в 27 странах мира.
Утверждены
постановлением
Правительства
Республики Казахстан
от
19 января 2012 года № 114
Правила
проведения
внутриаптечного контроля
изготовленных
лекарственных препаратов
1. Общие положения
1.
Настоящие Правила проведения
внутриаптечного контроля изготовленных
лекарственных препаратов (далее -
Правила) устанавливают требования к
обеспечению качества лекарственных
препаратов, изготовленных в аптеке, и
организации проведения внутриаптечного
контроля.
2. Действие
Правил распространяется на все аптеки,
в том числе гомеопатические, независимо
от их формы собственности и ведомственной
принадлежности, которые изготовляют
лекарственные препараты.
3. Руководитель аптеки приказом назначает
провизора-аналитика, ответственного
за организацию и проведение контроля
качества изготовляемых лекарственных
препаратов в аптеке и снижения риска
допущения ошибок при изготовлении
лекарственных препаратов.
4. Руководитель аптеки обеспечивает
рабочее место провизора-аналитика
типовым набором средств измерений,
испытательным оборудованием, лабораторной
посудой, вспомогательными материалами,
применяемыми при проведении аналитических
работ в аптеках, в соответствии с
установленным перечнем согласно приложению
1 к
настоящим Правилам, а также нормативными правовыми
актами Республики Казахстан,
регламентирующими порядок изготовления
и проведения контроля качества
лекарственных препаратов, изготовленных
в аптеке, и справочной литературой.
5. Лекарственные препараты, изготовленные
в аптеке (в том числе внутриаптечная
заготовка, фасованная продукция,
концентраты и полуфабрикаты), подвергаются
внутриаптечному контролю.
6. Внутриаптечный контроль выполняется
проведением следующего:
1) предупредительных мероприятий;
2) приемочного контроля исходных
материалов, используемых для изготовления
лекарственных препаратов;
3) обязательного письменного контроля;
4) выборочного опросного контроля;
5) обязательного органолептического
контроля;
6) выборочного
физического контроля;
7) химического контроля;
8) контроля при отпуске.
7. Результаты органолептического,
физического и химического контроля
лекарственных препаратов регистрируются
в Журнале регистрации результатов
органолептического, физического и
химического контроля внутриаптечной
заготовки, лекарственных препаратов,
изготовленных по индивидуальным рецептам
(требованиям медицинских организаций),
концентратов, полуфабрикатов, тритураций,
спирта этилового и фасовки по форме
согласно приложению
2 к
настоящим Правилам. Журнал должен быть
пронумерован, прошнурован, скреплен
печатью территориального органа в сфере
обращения лекарственных средств, изделий
медицинского назначения и медицинской
техники.
8. При
проведении внутриаптечного контроля
качество лекарственных препаратов, в
том числе гомеопатических, изготовляемых
в аптеке, устанавливается по комплексу
показателей, дающих полную характеристику
лекарственного препарата.
Для оценки качества лекарственных
препаратов, изготовляемых в аптеке,
применяются два термина: "удовлетворяет"
("годная продукция"), "не
удовлетворяет" ("бракованная").
Термин "не удовлетворяет" используется
в случае установления не соответствия
лекарственного препарата по одному из
ниже указанных показателей:
1) описание (внешний вид, цвет, запах);
2) прозрачность или цветность;
3) распадаемость;
4)
однородность (по измельченности или
смешиванию порошков, мазей, суппозиториев,
гомеопатических тритураций);
5) отсутствие видимых механических
включений в жидких лекарственных
препаратах;
6)
соответствие прописи по подлинности;
7) отклонения от прописи по объему или
по массе, по общей массе (объему), по
общей массе отдельных доз и их количеству,
по массе прописанных доз (или по
концентрации) отдельных лекарственных
веществ;
8) величина
кислотно-щелочного баланса;
9) по величине плотности;
10) стерильность;
11)
микробиологическая чистота;
12) герметичность укупорки (для стерильных
лекарственных препаратов);
13) оформление лекарственных препаратов,
предназначенных к отпуску.
Изготовленные лекарственные препараты
в случаях признания по результатам
внутриаптечного контроля как "не
удовлетворительные" ("бракованные")
подлежат изъятию и уничтожению.
9. Аптеки с правом изготовления
лекарственных препаратов ежегодно по
итогам года составляют отчет аптеки о
работе по контролю качества лекарственных
препаратов (в том числе гомеопатических)
по форме согласно приложению
3 к
настоящим Правилам, который в срок до
10 января следующего за отчетным года
направляется в территориальные органы
в сфере обращения лекарственных средств,
изделий медицинского назначения,
медицинской техники.