Файл: Тема Управленческие революции. Возникновение научной теории управления. Классическая школа в управлении.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 61
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Тема 3.
Управленческие революции.
Возникновение научной теории
управления.
1. Классическая школа в управлении.
Развитие управления характеризует не только его история, но и генезис, предполагающий качественные преобразования управления в соответствии с изменениями потребностей общества, производства и человека.
Управленческие знания появились задолго до нашей эры и задолго до того, как управление оформилось в самостоятельную научную дисциплину и профессию. Возникновение вначале примитивных, а затем все более сложных организаций древнего мира и их развитие требовали постоянного совершенствования практики управления.
В процессе генезиса управления возник менеджмент как новый тип управления, в наибольшей мере отражающий, с одной стороны, специфику рыночной экономики, с другой – роль человека в научно-техническом процессе.
Этимология термина «менеджмент» свидетельствует, что в античной
Греции буквального аналога слова «менеджмент» не существовало. Самое близкое по звучанию и значению слово master означало «ведущий поиски» и
«умеющий разыскивать», но никак «умеющий руководить».
Искусство управления людьми по-гречески именовалось «демагогией».
Переводится как «руководство народом», «управление страной» (demos –народ, ago-веду). Это специфическая форма управления - умение с помощью слова повести за собой массы, искусство убеждать, предводительствовать народом.
Немецкий историк
И.
Шайц
(интерпретация термина
«менеджмент»(итальян.)maneggiare –умение управлять лошадью.
Английское слово «manage» означает не просто управлять, но и ухитряться, не просто руководить, но и умудряться. Иными словами, не вкалывать в поте лица, а ловчить, ловить удачу, укрощать или усмирять других.
Управление – это искусство, как раз и заключается в умении, хитрости так регулировать действия людей, чтобы они этого не замечали, чтобы они не чувствовали никакого давления или насилия.
В развитии управления можно выделить семь этапов, которые нередко называют управленческими революциями.
Первая управленческая революция произошла 4 – 5 тыс. лет назад, когда произошло формирование рабовладельческих государств на Древнем
Востоке. Этот этап развития управленческой мысли характеризуют как
«религиозно-коммерческую революцию».
Вторая управленческая революция – светско-административная – тесно связана с именем вавилонского правителя Хаммурапи (1792-1750 до н.э.), который для управления обширными территориями создал эффективную административную систему.
Третья управленческая революция известна как производственно- строительная и началась примерно через тысячу лет после правления
Хаммурапи во времена правления Навуходоносора II (605- 562 до н.э.). В это время велось большое строительство, разрабатывались технически сложные
проекты, в производстве и строительстве применялись различные системы и методы контроля качества продукции.
Предприниматель – частный собственник, владелец капитала. Когда масштабы предприятия расширяются, ему требуется профессиональный помощник.
В этот период также появилось значительное количество управленческих нововведений в Древнем Риме. Например, система территориального управления Диоклетиана (243-316 до н.э.) и административная иерархия
Римской католической церкви, которую до настоящего времени считают наиболее совершенной формальной организацией западного мира.
Четвёртая управленческая революция происходила в средние века, ещё до наступления этапа развития капитализма. Концепции управления в раннем средневековье отражали доминирование профессиональных гильдий
(цехов), отношения в которых строились на сотрудничестве.
Пятая управленческая революция произошла в период индустриальной революции XVIII-XIX вв. В этот период произошло осознание того, что управленческие функции не менее важны, чем финансовые или технические.
Шестая управленческая революция – бюрократическая (конец XIX –
70-е гг. ХХ в.) – происходила в период усиления роли профессиональных менеджеров в управлении государственным и частным сектором.
Седьмая управленческая революция – постиндустриальный этап управленческого развития (с 80-х гг. ХХ в.) связан с переходом к постиндустриальному этапу общественного развития, характерной чертой которого является ориентация управления на человеческий фактор.
2 вопрос
Школа научного менеджмента(1885—1920).
Возникновение современной науки управления относится к началу ХХ века.
Складывавшаяся теория управления испытывала влияние со стороны происходящих в мире перемен:
1. новых научно-технических достижений,
2. интенсивного технического перевооружения производства,
3. изменения отношения к бизнесу,
4. успехов в других, связанных с управлением, дисциплинах — таких, как социология, психология, экономика, инженерные науки и др.
5. переход от ремесленного производства 18 в. к машинному производству 19 в. сменило в 20 в. массовое поточное производство, конвейер.
6. центр развития теории и практики менеджмента в начале 20 в переместился из Англии в США. Главным фактором развития науки управления здесь явился не средний и мелкий, а большой бизнес – крупные и сверхкрупные корпорации на транспорте и в промышленности.
7. но развитие американского производства сдерживалось перегрузкой заводов лишним оборудованием, раздуванием штатов и расточением материалов, и военно-анархическим типом организации производства. (Мастер управлял производством, отвечал за себестоимость продукции, руководил
Предприниматель – частный собственник, владелец капитала. Когда масштабы предприятия расширяются, ему требуется профессиональный помощник.
В этот период также появилось значительное количество управленческих нововведений в Древнем Риме. Например, система территориального управления Диоклетиана (243-316 до н.э.) и административная иерархия
Римской католической церкви, которую до настоящего времени считают наиболее совершенной формальной организацией западного мира.
Четвёртая управленческая революция происходила в средние века, ещё до наступления этапа развития капитализма. Концепции управления в раннем средневековье отражали доминирование профессиональных гильдий
(цехов), отношения в которых строились на сотрудничестве.
Пятая управленческая революция произошла в период индустриальной революции XVIII-XIX вв. В этот период произошло осознание того, что управленческие функции не менее важны, чем финансовые или технические.
Шестая управленческая революция – бюрократическая (конец XIX –
70-е гг. ХХ в.) – происходила в период усиления роли профессиональных менеджеров в управлении государственным и частным сектором.
Седьмая управленческая революция – постиндустриальный этап управленческого развития (с 80-х гг. ХХ в.) связан с переходом к постиндустриальному этапу общественного развития, характерной чертой которого является ориентация управления на человеческий фактор.
2 вопрос
Школа научного менеджмента(1885—1920).
Возникновение современной науки управления относится к началу ХХ века.
Складывавшаяся теория управления испытывала влияние со стороны происходящих в мире перемен:
1. новых научно-технических достижений,
2. интенсивного технического перевооружения производства,
3. изменения отношения к бизнесу,
4. успехов в других, связанных с управлением, дисциплинах — таких, как социология, психология, экономика, инженерные науки и др.
5. переход от ремесленного производства 18 в. к машинному производству 19 в. сменило в 20 в. массовое поточное производство, конвейер.
6. центр развития теории и практики менеджмента в начале 20 в переместился из Англии в США. Главным фактором развития науки управления здесь явился не средний и мелкий, а большой бизнес – крупные и сверхкрупные корпорации на транспорте и в промышленности.
7. но развитие американского производства сдерживалось перегрузкой заводов лишним оборудованием, раздуванием штатов и расточением материалов, и военно-анархическим типом организации производства. (Мастер управлял производством, отвечал за себестоимость продукции, руководил
персоналом, увольнял рабочих, распределял задания, устанавливал часы работы, нормы выработки, повышал или понижал в должности и т.д.)
Таким образом, Ф. Тейлор является представителем классической
школы управления, которая, в свою очередь, имела два направления:
-школу научного менеджмента, основоположником которой является Ф.
Тейлор, и
-школу административного управления, которую возглавил Анри
Файоль.
Научный менеджмент занимался проблемами повышения производительности труда отдельными рабочими. Административный менеджмент фокусировал внимание на управлении всей организацией как единого целого.
-Тейлор, например, скрупулёзно замерял количество железной руды и угля, которые человек может поднять на лопатах различного размера.
Максимальное количество может быть переброшено, если пользоваться лопатой-совком емкостью около 8,6 кг.
-Ввел эффективную систему контроля за индивидуальным и коллективным трудом. (регламентация рабочего времени, обед, перерыв)
-Одной из важных проблем промышленного общества в США в конце 19 в. были разные формы выражения недовольства рабочих: открытые (забастовки, нарушение трудовой дисциплины,
Рестрикционизм (от англ. restriction — ограничение) — сознательное ограничение работниками своей производительности труда, использование не в полную силу своих физических и умственных способностей при выполнении служебных обязанностей.
Групповой эффект был открыт психологией в 20-е гг. ( ДЖ.Айзенк,
Дж. Струп) :положительный эффект - группа дает больший результат
(синергетический эффект), психологический настрой коллектива, радость от совместного творчества. Тейлор увидел отрицательное.
Через 50 лет американский социолог и психолог Э. Мэйо подтвердил отрытый Тейлором феномен РСП. И говорил о существовании каких-то несанкционированных администрацией норм производительности.
Работать с прохладцей могли и руководители. Причины: отсутствие индивидуальной ответственности, не обозначен круг обязанностей, дублирование функций, низкая оплата труда.
-Разработка и внедрение системы стимулирования с целью заинтересовать работников в увеличении производительности и объема производства. Цель нормирования - установление соответствия между трудовым вкладом и вознаграждением.
-Затем представители этой школы приходят к ключевому выводу о необходимости отделения управленческих функций координации, планирования, контроля от фактического исполнения работы; т.е. к выводу, что
работа по управлению — это особая деятельность.
Задача: определение оптимальной системы управления предприятием в целом, которая обеспечивала бы наивысшие конечные результаты работы всей организации. Например, они существенно повысились, когда власть мастера
Таким образом, Ф. Тейлор является представителем классической
школы управления, которая, в свою очередь, имела два направления:
-школу научного менеджмента, основоположником которой является Ф.
Тейлор, и
-школу административного управления, которую возглавил Анри
Файоль.
Научный менеджмент занимался проблемами повышения производительности труда отдельными рабочими. Административный менеджмент фокусировал внимание на управлении всей организацией как единого целого.
-Тейлор, например, скрупулёзно замерял количество железной руды и угля, которые человек может поднять на лопатах различного размера.
Максимальное количество может быть переброшено, если пользоваться лопатой-совком емкостью около 8,6 кг.
-Ввел эффективную систему контроля за индивидуальным и коллективным трудом. (регламентация рабочего времени, обед, перерыв)
-Одной из важных проблем промышленного общества в США в конце 19 в. были разные формы выражения недовольства рабочих: открытые (забастовки, нарушение трудовой дисциплины,
Рестрикционизм (от англ. restriction — ограничение) — сознательное ограничение работниками своей производительности труда, использование не в полную силу своих физических и умственных способностей при выполнении служебных обязанностей.
Групповой эффект был открыт психологией в 20-е гг. ( ДЖ.Айзенк,
Дж. Струп) :положительный эффект - группа дает больший результат
(синергетический эффект), психологический настрой коллектива, радость от совместного творчества. Тейлор увидел отрицательное.
Через 50 лет американский социолог и психолог Э. Мэйо подтвердил отрытый Тейлором феномен РСП. И говорил о существовании каких-то несанкционированных администрацией норм производительности.
Работать с прохладцей могли и руководители. Причины: отсутствие индивидуальной ответственности, не обозначен круг обязанностей, дублирование функций, низкая оплата труда.
-Разработка и внедрение системы стимулирования с целью заинтересовать работников в увеличении производительности и объема производства. Цель нормирования - установление соответствия между трудовым вкладом и вознаграждением.
-Затем представители этой школы приходят к ключевому выводу о необходимости отделения управленческих функций координации, планирования, контроля от фактического исполнения работы; т.е. к выводу, что
работа по управлению — это особая деятельность.
Задача: определение оптимальной системы управления предприятием в целом, которая обеспечивала бы наивысшие конечные результаты работы всей организации. Например, они существенно повысились, когда власть мастера
была децентрализована, а вместо одного мастера в цехе стали работать восемь мастеров-супервайзеров.
Можно выделить основные положения его концепции:
1.
Разделение производственных операций на составные элементы, исследование каждого из них. Разработка стандартных методов выполнения каждой операции и замена ими старых, сложившихся на практике методов работы.
2.
Отбор рабочих для каждой операции с учетом необходимых способностей; обучение их новым методам работы для наилучшего выполнения операций.
3.
Установление дифференцированной заработной платы в зависимости от выполнения установленных норм.
4.
Сотрудничество между администрацией и рабочими в деле внедрения новой организации труда.
5.
Равномерное и справедливое распределение труда и ответственности между администрацией и рабочими.
Основной вклад Ф. Тейлора в науку управления заключается в следующем:
1.
Он положил начало тщательному изучению трудового процесса, его отдельных операций и работ.
2.
Подчеркивал важность отбора и подготовки персонала для выполнения конкретных операций.
3.
Доказал важность справедливого вознаграждения за выполненную работу.
Главная идея Тейлора состояла в том, что управление должно стать системой, основанной на определенных научных принципах, осуществляться специально разработанными методами и мероприятиями, то есть необходимо проектировать, нормировать, стандартизировать не только технику производства, но и труд, его организацию и управление.
Слабыми сторонами его теории являются:
1.
Ф. Тейлор видел в работнике только исполнителя простых операций и функций, средство достижения цели.
2.
Он не принимал во внимание социальный и психологический контекст работы и более высокие потребности рабочих, кроме материальных.
3.
Не признавал разногласий, противоречий, конфликтов между людьми.
4.
Склонен был относиться к рабочим как несведущим, необразованным людям, игнорировал их идеи и предложения.
Итак, Ф. Тейлор занимался в основном вопросами управления производством в цехе, рационализацией труда отдельного рабочего.
Большой вклад в развитие научного менеджмента внесли супруги Френк и Лилиан Гилбрет. Они изобрели прибор и назвали его микрохронометром.
2 вопрос
Школа административного управления (1920—1950)
Можно выделить основные положения его концепции:
1.
Разделение производственных операций на составные элементы, исследование каждого из них. Разработка стандартных методов выполнения каждой операции и замена ими старых, сложившихся на практике методов работы.
2.
Отбор рабочих для каждой операции с учетом необходимых способностей; обучение их новым методам работы для наилучшего выполнения операций.
3.
Установление дифференцированной заработной платы в зависимости от выполнения установленных норм.
4.
Сотрудничество между администрацией и рабочими в деле внедрения новой организации труда.
5.
Равномерное и справедливое распределение труда и ответственности между администрацией и рабочими.
Основной вклад Ф. Тейлора в науку управления заключается в следующем:
1.
Он положил начало тщательному изучению трудового процесса, его отдельных операций и работ.
2.
Подчеркивал важность отбора и подготовки персонала для выполнения конкретных операций.
3.
Доказал важность справедливого вознаграждения за выполненную работу.
Главная идея Тейлора состояла в том, что управление должно стать системой, основанной на определенных научных принципах, осуществляться специально разработанными методами и мероприятиями, то есть необходимо проектировать, нормировать, стандартизировать не только технику производства, но и труд, его организацию и управление.
Слабыми сторонами его теории являются:
1.
Ф. Тейлор видел в работнике только исполнителя простых операций и функций, средство достижения цели.
2.
Он не принимал во внимание социальный и психологический контекст работы и более высокие потребности рабочих, кроме материальных.
3.
Не признавал разногласий, противоречий, конфликтов между людьми.
4.
Склонен был относиться к рабочим как несведущим, необразованным людям, игнорировал их идеи и предложения.
Итак, Ф. Тейлор занимался в основном вопросами управления производством в цехе, рационализацией труда отдельного рабочего.
Большой вклад в развитие научного менеджмента внесли супруги Френк и Лилиан Гилбрет. Они изобрели прибор и назвали его микрохронометром.
2 вопрос
Школа административного управления (1920—1950)
По его мнению, администрирование – это составная часть управления, которое охватывает более широкую деятельность предприятия и включает следующие функции:
1) техническую (производство, выделка и обработка);
2) коммерческую ( покупка, продажа и обмен);
3) финансовую ( привлечение средств и распоряжение ими);
4) страховую ( страхование и охрана имущества и лиц);
5) учетную (бухгалтерия, калькуляция, учет, статистика и т.д.);
6) административную.
Файоль дал следующие определения составляющим административных операций:
• предвидеть – учитывать грядущее и вырабатывать программу действия;
• организовывать – строить двойной
–
материальный и социальный – организм предприятия;
• распоряжаться – заставлять персонал надлежаще работать;
• координировать – связывать, объединять, гармонизировать все действия и все усилия;
• контролировать – заботиться о том, чтобы все совершалось согласно установленным правилам и отданным распоряжениям.
Программа действий, по его мнению, основана на:
1) ресурсах предприятия;
2) природе и важности текущих операций;
3) возможностях будущего, зависящих от технических, коммерческих, финансовых и иных условий, в свою очередь подверженных изменениям, важность и момент наступления которых нельзя определить наперед.
К условиям и качествам, необходимым персоналу для выработки хорошей программы действия Файоль относил:
1.
Искусство управлять людьми;
2.
Большую активность;
3.
Нравственное мужество;
4.
Прочность служебного положения;
5.
Профессиональную компетенцию;
6.
Деловую опытность.
А. Файоль разработал принципы управления, которые считал универсальными, применимыми к любой административной деятельности.
Однако на практике применение этих принципов должно носить гибкий характер, зависеть от ситуации, в которой осуществляется управление. Этими принципами являются:
1.
Разделение труда. Целью разделения труда Файоль считал повышение количественной и качественной отдачи при одних и тех же усилиях. этого принципа является «специализация функций и разделение власти».
2.
Власть – ответственность. Файоль связывал власть и ответственность, считая ответственность следствием власти. «Власть есть право отдавать распоряжения и сила, принуждающая им подчиняться».