Файл: 1. Теория мультикультурности и интеркультурной компетентности является одной из основных в рамках контекстуального подхода. Она предполагает учет культурных особенностей и различий между людьми при оказании психологической помощи и поддержки.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 18
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Контекстуальный подход в психологии предполагает, что поведение людей и их психологические процессы должны рассматриваться в связи с контекстом, в котором они находятся, и взаимодействием с окружающей средой. Теории, разработанные в рамках этого подхода имеют большой потенциал в организации психологической помощи, сопровождения и поддержки субъектов в образовании и социальной сфере:
1. Мультикультурность и интеркультурная компетентность - данные теории помогают понимать и разрешать межкультурные конфликты, а также учитывать культурные особенности клиентов в процессе оказания помощи.
2. Теория экосистемного подхода - предполагает рассмотрение человека в его экологическом контексте, что позволяет учитывать влияние окружающей среды (семьи, друзей, общества) на психическое здоровье и поведение человека.
3. Теория ресурсного подхода - фокусируется на выявлении ресурсов у клиента и их использовании в процессе оказания помощи и поддержки.
4. Теория психологической гибкости - предполагает умение адаптироваться и менять негативное мышление и поведение при возникновении стрессовых ситуаций или изменениях в жизни.
Эти и другие теории, основанные на контекстуальном подходе, могут быть полезными для создания эффективной системы психосоциальной поддержки и помощи людям в различных ситуациях.
1.Теория мультикультурности и интеркультурной компетентности является одной из основных в рамках контекстуального подхода. Она предполагает учет культурных особенностей и различий между людьми при оказании психологической помощи и поддержки.
В контексте образования и социальной сферы, данные теории позволяют более эффективно работать с людьми из разных культур и социальных сред. Они учитывают культурные ценности, нормы, традиции и уважают их, что помогает людям лучше адаптироваться и интегрироваться в новую среду.
При оказании психологической помощи, теория мультикультурности помогает понимать особенности культуры клиента и учитывать эти особенности в процессе работы. Например, в культуре некоторых народов принято решение проблемы в тесном кругу семьи, поэтому психолог может рекомендовать клиенту обратиться за помощью к членам семьи или близким друзьям. Кроме этого, теория мультикультурности также помогает понимать, что нормы и ценности культуры могут существенно влиять на самооценку, мотивацию и поведение клиента, и учит учитывать этот факт при разработке плана помощи.
Интеркультурная компетентность предполагает наличие у психолога умений и знаний, необходимых для работы с клиентами из разных культур. Эти умения включают умение толерантно относиться к другим культурам, адекватно оценивать результаты своей работы с клиентом из другой культуры, использование языка, который понятен клиенту, и другие. Все это позволяет создавать условия для эффективной работы с клиентами из разных культур, повысить уровень доверия и укрепить позитивную атмосферу в процессе работы.
2. Теория экосистемного подхода предполагает, что окружающая среда - это не только физическая среда, но и социальная среда, в которой человек живет и функционирует. Семья, друзья, работа, и другие аспекты жизни могут повлиять на психическое здоровье, поведение и развитие человека.
Ури Бронфенбреннер вывел модель с описанием четырех уровней окружающей среды, которые могут повлиять на человеческое поведение и психическое здоровье:
1. Микросистема - это наиболее близкая окружающая среда, которая включает в себя семью, друзей, учащиеся и работу или другую общественную организацию. Важно помнить, что каждая микросистема влияет на другую, так как каждая из них является частью общей экосистемы.
2. Мезосистема - это отношения между микросистемами, связующие несколько микросистем. Например, отношения между семьями и школами, где дети учатся. В этих отношениях могут формироваться различные поведенческие паттерны.
3. Экзосистема - это социальные, экономические и культурные институты, которые могут влиять на жизнь человека, но не являются тесно связанными с ним. Например, законодательство, масс-медиа и религиозные организации.
4. Макросистема - это влияние всей культуры и истории общества на человека. Макросистема включает в себя национальные идеологии, политические системы, культурные нормы и ценности.
Подход в экосистемной теории предполагает нахождение равновесия и гармонии между каждым из уровней окружающей среды, что, в свою очередь, позволяет лучше понимать процессы социализации, влияния окружения на каждую личность и формирование поведенческих моделей и стереотипов поведения.
3.Теория ресурсного подхода.
Концепция ресурсного подхода в психотерапии фокусируется на выявлении ресурсов, сильных сторон и возможностей клиента, а не на его проблемах и ограничениях. Ресурс - это то, что может помочь человеку достигнуть своих целей и решить свои проблемы. Ресурсы могут быть материальными (деньги, жилье), социальными (друзья, семья), психологическими (мотивация, уверенность в себе), физическими (здоровье, энергия) и духовными (религия, духовная практика).
Ресурсный подход предполагает, что все люди обладают своими уникальными ресурсами, даже если на первый взгляд они кажутся беспомощными и нерешительными. Система ресурсов клиента может быть открыта и заметна или скрыта и неявная. Правильная и деликатная работа с клиентом и его ресурсами позволит их выявить, описать и объединить.
Ключевым моментом является использование найденных ресурсов в психотерапии. Ресурсный подход предлагает не пытаться прямым образом решить проблему или убрать негативный симптом, а использовать сильные стороны и ресурсы клиента для достижения желаемого результата. На практике это может означать, что терапевт будет поощрять, активно участвовать и находить способы использования ресурсов клиента в процессе поиска решений.
Другое важное преимущество ресурсного подхода является его основа на позитивном мышлении и на действии. Ресурсы клиента, такие как любимое хобби или знакомый способ расслабления, способствуют увеличению уверенности и улучшению настроения. Использование ресурсов может способствовать более эффективному и деликатному решению проблемы и улучшению качества жизни клиента.
Таким образом, ресурсный подход сосредотачивается на определении и использовании ресурсов клиента, что позволяет терапевту снизить уровень негативных эмоций и повысить уровень позитивных и уверенности в решении проблемного вопроса.
4. Теория психологической гибкости - предполагает умение адаптироваться и менять негативное мышление и поведение при возникновении стрессовых ситуаций или изменениях в жизни.
Теория психологической гибкости базируется на концепции психологической подготовки, которая позволяет человеку адаптироваться к новым условиям жизни и менять негативный стиль мышления и поведение в стрессовых ситуациях. Она основывается на понимании того, что в жизни люди сталкиваются с непредсказуемыми событиями, и человеку необходимо уметь гибко реагировать на них.
Основные компоненты концепции психологической гибкости включают в себя следующие элементы:
1. Осознание ситуации – это умение осознавать себя, свои мысли и эмоции в настоящем моменте времени. То есть, человек должен понимать, что происходит с ним в данный момент, какие эмоции у него вызвало событие и как его мышление влияет на поведение.
2. Присутствие – это способность оставаться в единстве с настоящим моментом, не отвлекаясь на прошлое или будущее. Это значит, что человек должен уметь сосредоточиться на том, что происходит прямо сейчас, быть в моменте, в настоящем времени.
3. Адаптивность – это умение адаптироваться к изменяющейся среде, не пытаясь изменить ее в свою пользу. Человек должен уметь гибко реагировать на новые условия жизни, находить способы приспособления к ним и не укладываться в жесткие рамки мышления.
4. Ориентация на ценности – это понимание, какие ценности для человека важны и стремление к их реализации, даже в условиях стресса. Человек, который ориентирован на ценности, более устойчив и способен более продуктивно реагировать на неблагоприятные события.
5. Дефузия мыслей – это умение отдалиться от своих негативных мыслей и посмотреть на ситуацию более объективно. Дефузия мыслей позволяет не застревать в негативных эмоциях, а персонально и объективно воспринимать происходящее.
В целом, теория психологической гибкости подразумевает умение человека адаптироваться к изменяющейся среде и менять собственное мышление и поведение внутри нее. Человек, который обладает высокой степенью психологической гибкости, способен преодолевать сложности и находить выходы из стрессовых и неблагоприятных ситуаций.
Теории, разработанные в рамках контекстуального подхода, представляют собой ценный инструмент, который может быть использован для оказания психологической помощи, поддержки и сопровождения субъектов в образовании и социальной сфере. Таким образом, теории, разработанные в рамках контекстуального подхода, представляют собой ценный инструмент, который может помочь специалистам в области психологии оказывать помощь, поддержку и сопровождение клиентам в образовании и социальной сфере. Каждая из этих теорий имеет свои сильные стороны и может быть эффективно применена, в зависимости от конкретных надобностей клиента.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Авраменко, Н. К. Подготовка ребёнка к школе [Текст] / Н. К. Авраменко. – М., 2004. – 148 с.
2. Айзман, Р. И. Подготовка ребенка к школе [Текст] / Р. И. Айзман, Г. Н. Жарова, А. И. Савенков, С. Д. Забрамная, И. Е. Ядрихинская. – М. : Издательство Новосибирского государственного педагогического института, 2004. – 134 с.
3. Байметов, А. К. Опыт комплексного изучения личности учащихся [Текст] / А. К. Байметов, A. M. Горфункель, Л. А. Перевощикова // Вопросы психологии личности. – Свердловск, 2008. – С. 228-230.
4. Баранова, Н. С. Учебное сотрудничество как средство оптимизации процесса обучения [Текст] / Н. С. Баранова // Школа педагогических взаимодействий: вчера, сегодня, завтра : сборник материалов Всероссийской конференции с элементами научной школы для молодых учителей / под. ред. Э. Ф Зеера ; Урал. гос. пед. ун-т. – Екатеринбург, 2010. – С. 154-156.
5. Баранова, В. Н. Программно-методические материалы для организации коррекционно-развивающей работы педагога-психолога [Текст] / В. Н. Баранова. – Омск : ГОУ ДПО «ИРООО», 2006.
6. Бардин, К. В. Подготовка ребенка к школе [Текст] : учебное пособие / К. В. Бардин. – М. : Знание, 1983. – 195с. 7. Безруких, М. М. Ступеньки к школе. Книга для педагогов и родителей [Текст] / М. М. Безруких. – М., 2001. –256 с.