Файл: Введение Практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности, является частью профессиональной подготовки будущих психологов..docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 48

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Специфические особенности и направления деятельности психолога в дошкольном образовательном учреждении. Принципы планирования и разработки развивающих и психокоррекционных программ, критерии оценки их эффективности. Анализ качеств личности психолога.
Организация деятельности педагога-психолога в ДОУ

Введение

Практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности , является частью профессиональной подготовки будущих психологов.

База прохождения практики: Частное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №12 открытого акционерного общества «Российские железные дороги».

 Целевая аудитория: дети средней группы, возраст 4-5 года. Дети подготовительной группы  6-7 лет

Цель учебно-ознакомительной практики: формирование представлений о содержании и специфике будущей профессиональной деятельности; приобретение и закрепление знаний, умений и владений, компетенций необходимых для самостоятельной трудовой деятельности, развитие навыков деятельности педагога-психолога в детском образовательном учреждении, направленной на обеспечение психического здоровья и развития личности детей.

Задачами практики по получению профессиональных умений и опыта профессиональной является:

Задачи практики:

·        Закрепление на практике теоретических знаний по психологии, педагогике и другим дисциплинам, преподаваемым в рамках специальности;

·        Создание условий для полноценного воспитания обучающихся, взаимодействия и общения ребёнка со сверстниками и взрослыми, социализация;

·        Формирование умений и навыков планирования и разработки развивающих и психокоррекционных программ.

·        Практическое овладение конкретными методами психолого-педагогического исследования.

·        Формирование профессионально значимых качеств личности психолога.

Содержание учебно-ознакомительной практики:

1. Знакомство с базой практики.

2. Ознакомление с деятельностью педагога-психолога ДОУ, с психологическим инструментарием и документацией (нормативной и отчетной), с психологическим кабинетом: его оформлением, оборудованием и техническим оснащением.

3. Наблюдение и анализ различных видов деятельности педагога-психолога.

4. Самостоятельное проведение психодиагностической, развивающей и просветительской работы в закрепленной группе.


1. Общие сведения о базе практики – Частное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №129 открытого акционерного общества «Российские железные дороги» психолог дошкольный образовательный

     Адрес юридического лица: 620050, Свердловская область,

г. Екатеринбург, ул. Малышева

Режим работы детского сада - пятидневная рабочая неделя:

Понедельник - пятница: 7.00 - 19.00. Суббота, воскресенье: выходной.

Приём детей с 7.00 до 8.00

Детские группы оборудованы мебелью, которая соответствует возрастным стандартам. В детском саду есть оснащенный спортивным оборудованием гимнастический зал, отвечающие требованиям санитарных норм, музыкальный зал, кабинет психолога, учитель-логопед, музыкальный руководитель, кабинет учитель английского языка.

Территория детского сада полностью благоустроена. Все прогулочные участки имеют красивый ухоженный вид. Каждая группа имеет свой отдельный участок, оборудованный с учетом возрастным потребностей. Большое внимание уделено безопасности воспитанников и персонала. В учреждении установлена автоматическая пожарная сигнализация. Территория садика огорожена высоким забором.

Непосредственное руководство ДОУ осуществляет на условиях срочного трудового договора: заведующий Носковой И.В.

Управление ДОУ осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, Устава ДОУ. Непосредственное руководство и управление деятельностью ДОУ осуществляет заведующий. Формой самоуправления ДОУ является: Общее собрание трудового коллектива, Совет ДОУ, Педагогический совет, родительский комитет.

Структура и органы управления ДОУ на рис.

Структура и органы управления детского сада №12 ОАО «РЖД».

Миссия ДОУ: развитие ключевых компетентностей воспитанников, обеспечивающих успешность ребенка в окружающем социуме посредством качественного удовлетворения образовательных потребностей на основе инновационных технологий.

В детском саду  функционирует 6 групп: раннего возраста (для детей 1-3 лет) - 2; дошкольного возраста (для детей 3-7 лет) - 4. Информация о наполняемости групп в табл.

Информация о наполняемости групп

Группа

Количество

Вакансии

 

Первая младшая группа №1

19

0

 

Вторая младшая группа

24

0

 

Средняя группа

23

0

 

Старшая группа

21

0

 

Подготовительная группа

  15

0

 


 

Детский сад посещают 102 воспитанника, в том числе: мальчиков 65%, девочек 35%. Состав семей воспитанников: полная 81%, неполная 19%, многодетная 9%. Социальный статус родителей: служащие 75%, рабочие 25%,. Образование родителей воспитанников: высшее 48%, средне-специальное 35%, среднее 17%. В целом контингент родителей воспитанников социально благополучный, в основном это дети служащих  в компании ОАО «РЖД». Процент полных семей преобладает.

Педагогический состав ДОУ: заведующий, старший воспитатель, воспитатели, менеджер по персоналу, музыкальный руководитель, инструктор по физическому воспитанию, педагог – психолог

Профессиональный ценз педагогов:

1) По стажу педагогической деятельности:

до 5 лет – 10 % педагогов;

от 5 до 10 лет – 12% педагогов;

более 10 лет – 78 % педагогов.

2) По образованию:

Высшее – 45 % педагогов.

Среднее профессиональное – 55% педагогов.

3) По квалификации:

Первая квалификационная категория – 77 %.

Без квалификационной категории 16 %.

В соответствии по должности 7 %

С воспитанниками взаимодействуют специалисты: педагог-психолог, музыкальный руководитель, учитель английского языка, логопед, хореограф.

Образовательный уровень педагогов соответствует требованиям. Все педагогические работники в течении 3 лет проходят курсовую подготовку в объеме не менее 72 часов.

Педагогический коллектив реализует «Основную общеобразовательную программу дошкольного образования», разработанную на основе:

- примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Е.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Ведущие цели программы: развитие общих способностей у дошкольников: умственных, коммуникативных, регуляторных, в процессе специфических дошкольных видов деятельности, в процессе их коммуникации со взрослыми и детьми.

В основе работы коллектива лежит взаимосвязь административного аппарата с педагогами, специалистами и семьями воспитанников. При этом результаты анкетирования семей воспитанников показали, что 90% родителей удовлетворены уровнем воспитания и обучения детей; имеющимися формами работы (беседы, консультации, информация в родительском уголке, выставки, фотозарисовки, конференции, семинары-практикумы, творческие мастерские и др.).

Для осуществления воспитательно-образовательного процесса ДОУ:


- разрабатывает и утверждает годовой план работы;

- устанавливает последовательность, продолжительность и содержание детской деятельности, с учётом её сбалансированности, соблюдения СанПиН и содержания Образовательной программы;

- определяет режим дня для каждой возрастной группы, в соответствие с сезонными изменениями (меняется длительность времени нахождения на свежем воздухе, дневного сна, количество занятий);

- определяет расписание занятий.

Для воспитания и развития детей создана современная развивающая среда. Эмоциональное благополучие и комфортное пребывание воспитанников обеспечивается системой событийного проживания познавательных и творческих проектов, праздников, развлечений. Педагоги стремится создать условия для развития каждого ребенка в соответствии с его индивидуальными особенностями.

Организованная в ДОУ предметно-развивающая среда:

- инициирует познавательную и творческую активность детей,

- предоставляет ребенку свободу выбора форм активности,

- обеспечивает содержание разных форм детской деятельности,

- безопасна и комфорта,

- соответствует интересам, потребностям и возможностям каждого ребенка,

- обеспечивает гармоничное отношение ребенка с окружающим миром.

Образовательная среда создана с учетом возрастных возможностей детей, индивидуальных особенностей воспитанников и конструируется таким образом, чтобы в течение дня ребенок мог найти для себя увлекательное занятие. Мебель, игровое оборудование приобретено с учетом санитарных и психолого-педагогических требований. В групповых комнатах оформлены различные зоны и уголки: игровые, двигательной активности, познавательные, уголки природы и другие, оснащённые разнообразными материалами в соответствии с возрастом детей. Благодаря помощи родителей и творческого подхода педагогов на участках появились новые клумбы, игровые площадки дорожки здоровья, уголки с экзотическими животными, мини озера с мостиками и куклами.

Таким образом, можно сделать вывод, что предметно-развивающая среда и материально-техническое оснащение, способствуют реализации основных целей и задач, которые направлены на укрепление здоровья детей, формирования их познавательного интереса, развитие творчества и игровой активности, с учётом социально-психологических особенностей ребёнка.


 

2. Организация деятельности педагога-психолога  в детском саду 

Педагог-психолог  Барова Ольга Валерьевна

Общий стаж – 10 лет.

Стаж в должности педагога-психолога 1 год.

Образование - Высшее.

Квалификационной категории нет

В начале прохождения практики, совместно с психологом был составлен индивидуальный план работы на период практики.

Затем я познакомилась с системой психологической работы в детском саду.

1) Изучение организационного обеспечения психологического кабинета.

Для проведения подгрупповой и индивидуальной работы по всем направлениям в ДОУ оборудован психологический кабинет - площадь 11, 2 кв. м., на 10 посадочных мест (8 детских и 2 взрослых). Помещение психологического кабинета, разделено на несколько «рабочих» зон психолога, которые соответствуют основным направлениям его работы в учреждении.

Кабинет делится на две зоны, которые включают в себя 4 рабочих сектора: консультативный и организационно-методический; диагностический и коррекционно-развивающий. В кабинете созданы не только рабочие зоны психолога, но и функциональные уголки (зоны), привлекательные для детей.

2) Документы и методические материалы психолога:

- Нормативные документы РФ, краевого, городского управления образованием по психологической службе, краевого центра практической психологии образования.

- Журналы учета работы психолога.

- Функциональные обязанности психолога, составленные с учетом специфики ДОУ и утвержденные заведующей.

- График работы психолога, утвержденный заведующей ДОУ.

- Календарный план работы психолога на год по направлениям деятельности с учетом общей психолого-педагогической проблемы детского сада, согласованный с заведующим ДОУ.

- Перечень психологического инструментария, используемого психологом в работе.

- Психологические карты обследованных групп и воспитанников детского сада.

- Материалы выступлений психолога на собраниях, семинарах и т.д.

- Программы проведения занятий, факультативов, диагностической и коррекционной работы.

3) Цели и задачи деятельности психолога. В ходе прохождения практики мною была изучена деятельность педагога-психолога ДОУ, цель которой: создание условия для формирования психического, социально-личностного здоровья воспитанников, обеспечение эмоционального благополучия, свободное и эффективное развитие способностей и личности в целом каждого ребенка.

 Задачи деятельности психолога в ДОУ: