Файл: Введение Практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности, является частью профессиональной подготовки будущих психологов..docx
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 48
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Специфические особенности и направления деятельности психолога в дошкольном образовательном учреждении. Принципы планирования и разработки развивающих и психокоррекционных программ, критерии оценки их эффективности. Анализ качеств личности психолога.
Организация деятельности педагога-психолога в ДОУ
Введение
Практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности , является частью профессиональной подготовки будущих психологов.
База прохождения практики: Частное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №12 открытого акционерного общества «Российские железные дороги».
Целевая аудитория: дети средней группы, возраст 4-5 года. Дети подготовительной группы 6-7 лет
Цель учебно-ознакомительной практики: формирование представлений о содержании и специфике будущей профессиональной деятельности; приобретение и закрепление знаний, умений и владений, компетенций необходимых для самостоятельной трудовой деятельности, развитие навыков деятельности педагога-психолога в детском образовательном учреждении, направленной на обеспечение психического здоровья и развития личности детей.
Задачами практики по получению профессиональных умений и опыта профессиональной является:
Задачи практики:
· Закрепление на практике теоретических знаний по психологии, педагогике и другим дисциплинам, преподаваемым в рамках специальности;
· Создание условий для полноценного воспитания обучающихся, взаимодействия и общения ребёнка со сверстниками и взрослыми, социализация;
· Формирование умений и навыков планирования и разработки развивающих и психокоррекционных программ.
· Практическое овладение конкретными методами психолого-педагогического исследования.
· Формирование профессионально значимых качеств личности психолога.
Содержание учебно-ознакомительной практики:
1. Знакомство с базой практики.
2. Ознакомление с деятельностью педагога-психолога ДОУ, с психологическим инструментарием и документацией (нормативной и отчетной), с психологическим кабинетом: его оформлением, оборудованием и техническим оснащением.
3. Наблюдение и анализ различных видов деятельности педагога-психолога.
4. Самостоятельное проведение психодиагностической, развивающей и просветительской работы в закрепленной группе.
1. Общие сведения о базе практики – Частное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №129 открытого акционерного общества «Российские железные дороги» психолог дошкольный образовательный
Адрес юридического лица: 620050, Свердловская область,
г. Екатеринбург, ул. Малышева
Режим работы детского сада - пятидневная рабочая неделя:
Понедельник - пятница: 7.00 - 19.00. Суббота, воскресенье: выходной.
Приём детей с 7.00 до 8.00
Детские группы оборудованы мебелью, которая соответствует возрастным стандартам. В детском саду есть оснащенный спортивным оборудованием гимнастический зал, отвечающие требованиям санитарных норм, музыкальный зал, кабинет психолога, учитель-логопед, музыкальный руководитель, кабинет учитель английского языка.
Территория детского сада полностью благоустроена. Все прогулочные участки имеют красивый ухоженный вид. Каждая группа имеет свой отдельный участок, оборудованный с учетом возрастным потребностей. Большое внимание уделено безопасности воспитанников и персонала. В учреждении установлена автоматическая пожарная сигнализация. Территория садика огорожена высоким забором.
Непосредственное руководство ДОУ осуществляет на условиях срочного трудового договора: заведующий Носковой И.В.
Управление ДОУ осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, Устава ДОУ. Непосредственное руководство и управление деятельностью ДОУ осуществляет заведующий. Формой самоуправления ДОУ является: Общее собрание трудового коллектива, Совет ДОУ, Педагогический совет, родительский комитет.
Структура и органы управления ДОУ на рис.
Структура и органы управления детского сада №12 ОАО «РЖД».
Миссия ДОУ: развитие ключевых компетентностей воспитанников, обеспечивающих успешность ребенка в окружающем социуме посредством качественного удовлетворения образовательных потребностей на основе инновационных технологий.
В детском саду функционирует 6 групп: раннего возраста (для детей 1-3 лет) - 2; дошкольного возраста (для детей 3-7 лет) - 4. Информация о наполняемости групп в табл.
Информация о наполняемости групп
Группа | Количество | Вакансии | |
Первая младшая группа №1 | 19 | 0 | |
Вторая младшая группа | 24 | 0 | |
Средняя группа | 23 | 0 | |
Старшая группа | 21 | 0 | |
Подготовительная группа | 15 | 0 | |
Детский сад посещают 102 воспитанника, в том числе: мальчиков 65%, девочек 35%. Состав семей воспитанников: полная 81%, неполная 19%, многодетная 9%. Социальный статус родителей: служащие 75%, рабочие 25%,. Образование родителей воспитанников: высшее 48%, средне-специальное 35%, среднее 17%. В целом контингент родителей воспитанников социально благополучный, в основном это дети служащих в компании ОАО «РЖД». Процент полных семей преобладает.
Педагогический состав ДОУ: заведующий, старший воспитатель, воспитатели, менеджер по персоналу, музыкальный руководитель, инструктор по физическому воспитанию, педагог – психолог
Профессиональный ценз педагогов:
1) По стажу педагогической деятельности:
до 5 лет – 10 % педагогов;
от 5 до 10 лет – 12% педагогов;
более 10 лет – 78 % педагогов.
2) По образованию:
Высшее – 45 % педагогов.
Среднее профессиональное – 55% педагогов.
3) По квалификации:
Первая квалификационная категория – 77 %.
Без квалификационной категории 16 %.
В соответствии по должности 7 %
С воспитанниками взаимодействуют специалисты: педагог-психолог, музыкальный руководитель, учитель английского языка, логопед, хореограф.
Образовательный уровень педагогов соответствует требованиям. Все педагогические работники в течении 3 лет проходят курсовую подготовку в объеме не менее 72 часов.
Педагогический коллектив реализует «Основную общеобразовательную программу дошкольного образования», разработанную на основе:
- примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Е.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. Ведущие цели программы: развитие общих способностей у дошкольников: умственных, коммуникативных, регуляторных, в процессе специфических дошкольных видов деятельности, в процессе их коммуникации со взрослыми и детьми.
В основе работы коллектива лежит взаимосвязь административного аппарата с педагогами, специалистами и семьями воспитанников. При этом результаты анкетирования семей воспитанников показали, что 90% родителей удовлетворены уровнем воспитания и обучения детей; имеющимися формами работы (беседы, консультации, информация в родительском уголке, выставки, фотозарисовки, конференции, семинары-практикумы, творческие мастерские и др.).
Для осуществления воспитательно-образовательного процесса ДОУ:
- разрабатывает и утверждает годовой план работы;
- устанавливает последовательность, продолжительность и содержание детской деятельности, с учётом её сбалансированности, соблюдения СанПиН и содержания Образовательной программы;
- определяет режим дня для каждой возрастной группы, в соответствие с сезонными изменениями (меняется длительность времени нахождения на свежем воздухе, дневного сна, количество занятий);
- определяет расписание занятий.
Для воспитания и развития детей создана современная развивающая среда. Эмоциональное благополучие и комфортное пребывание воспитанников обеспечивается системой событийного проживания познавательных и творческих проектов, праздников, развлечений. Педагоги стремится создать условия для развития каждого ребенка в соответствии с его индивидуальными особенностями.
Организованная в ДОУ предметно-развивающая среда:
- инициирует познавательную и творческую активность детей,
- предоставляет ребенку свободу выбора форм активности,
- обеспечивает содержание разных форм детской деятельности,
- безопасна и комфорта,
- соответствует интересам, потребностям и возможностям каждого ребенка,
- обеспечивает гармоничное отношение ребенка с окружающим миром.
Образовательная среда создана с учетом возрастных возможностей детей, индивидуальных особенностей воспитанников и конструируется таким образом, чтобы в течение дня ребенок мог найти для себя увлекательное занятие. Мебель, игровое оборудование приобретено с учетом санитарных и психолого-педагогических требований. В групповых комнатах оформлены различные зоны и уголки: игровые, двигательной активности, познавательные, уголки природы и другие, оснащённые разнообразными материалами в соответствии с возрастом детей. Благодаря помощи родителей и творческого подхода педагогов на участках появились новые клумбы, игровые площадки дорожки здоровья, уголки с экзотическими животными, мини озера с мостиками и куклами.
Таким образом, можно сделать вывод, что предметно-развивающая среда и материально-техническое оснащение, способствуют реализации основных целей и задач, которые направлены на укрепление здоровья детей, формирования их познавательного интереса, развитие творчества и игровой активности, с учётом социально-психологических особенностей ребёнка.
2. Организация деятельности педагога-психолога в детском саду
Педагог-психолог Барова Ольга Валерьевна
Общий стаж – 10 лет.
Стаж в должности педагога-психолога 1 год.
Образование - Высшее.
Квалификационной категории нет
В начале прохождения практики, совместно с психологом был составлен индивидуальный план работы на период практики.
Затем я познакомилась с системой психологической работы в детском саду.
1) Изучение организационного обеспечения психологического кабинета.
Для проведения подгрупповой и индивидуальной работы по всем направлениям в ДОУ оборудован психологический кабинет - площадь 11, 2 кв. м., на 10 посадочных мест (8 детских и 2 взрослых). Помещение психологического кабинета, разделено на несколько «рабочих» зон психолога, которые соответствуют основным направлениям его работы в учреждении.
Кабинет делится на две зоны, которые включают в себя 4 рабочих сектора: консультативный и организационно-методический; диагностический и коррекционно-развивающий. В кабинете созданы не только рабочие зоны психолога, но и функциональные уголки (зоны), привлекательные для детей.
2) Документы и методические материалы психолога:
- Нормативные документы РФ, краевого, городского управления образованием по психологической службе, краевого центра практической психологии образования.
- Журналы учета работы психолога.
- Функциональные обязанности психолога, составленные с учетом специфики ДОУ и утвержденные заведующей.
- График работы психолога, утвержденный заведующей ДОУ.
- Календарный план работы психолога на год по направлениям деятельности с учетом общей психолого-педагогической проблемы детского сада, согласованный с заведующим ДОУ.
- Перечень психологического инструментария, используемого психологом в работе.
- Психологические карты обследованных групп и воспитанников детского сада.
- Материалы выступлений психолога на собраниях, семинарах и т.д.
- Программы проведения занятий, факультативов, диагностической и коррекционной работы.
3) Цели и задачи деятельности психолога. В ходе прохождения практики мною была изучена деятельность педагога-психолога ДОУ, цель которой: создание условия для формирования психического, социально-личностного здоровья воспитанников, обеспечение эмоционального благополучия, свободное и эффективное развитие способностей и личности в целом каждого ребенка.
Задачи деятельности психолога в ДОУ: