Файл: В 19241925 Малевич работал с учениками в Гинхуке.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 14

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1 В русском искусстве импрессионизм имел свою собственную историю. Ещё в 1890-е об этом стиле, как свидетельствовал А.Н.Бенуа, мало что было известно.

2 Первым заинтересовался импрессионизмом К.А.Коровин – импрессионистические приёмы появляются в его живописи уже в конце 1890-х. В 1900-е импрессионизм становится в России популярным стилевым явлением, захватывает выставки. В этом стиле работают многие художники: А.Е.Архипов, И.Э.Грабарь, Н.В.Мещерин и другие. 3

4 Через увлечение импрессионизмом прошли в 1900-е будущие авангардисты М.Ф.Ларионов, Н.С.Гончарова, К.С.Малевич. В.В.Кандинский говорил об огромной влиянии на него картины Клода Моне «Стог сена», также «стогами» восхищался П.П.Кончаловский. Моне вообще был наиболее ценимым художником в среде русских авангардистов. 5

В 1924–1925 Малевич работал с учениками в Гинхуке, 6 где изучались пять основных систем современной живописи, первой из которых был импрессионизм, занявший важное место в его теории «прибавочного элемента».

7 В 1929 вокруг Малевича после закрытия Гинхука складывается «Кружок новой западной живописи», где помимо других стилей изучали импрессионизм. В 1928–1932 Малевич «воссоздавал свою творческую биографиюи написал несколько картин «в стиле импрессионизма». В начале 1930-х Малевич говорил о своём интересе к Огюсту Ренуару, а в 1932 работал над рукописью «Практика импрессионизма и его критика» (РГАЛИ).

8 Живописная система импрессионизма продолжала интересовать русских художников и в конце 1930-х. Так, А.И.Ржезников опубликовал в нескольких журналах (Советское искусство. 1939. 18 февраля; Творчество. 1939. №7; Искусство. 1940. №2, 4) ряд статей об импрессионизме и его связях с классическим и современным искусством.

9 Позднее критик О.М.Бескин писал, что в этих статьях Ржезников «стремится доказать (и делает это в основном убедительно) необходимость синтеза импрессионистической непосредственности восприятия природы, сезанновской композиционной конструктивности и тонально-световой обобщённости и предметности старых мастеров». Другим важным тезисом Ржезникова было утверждение о том, что французский импрессионистический пейзаж оказал огромное влияние на мировую живопись.


10 Отличия от французского импрессионизма

Импрессионизм русской школы имеет ярко выраженную национальную специфику и во многом не совпадает с хрестоматийными представлениями об импрессионизме классическом, рожденном во Франции XIX века. Однако в живописи «русских импрессионистов», так же как и во французской, доминируют предметность, материальность.

По словам В. Филиппова, он проявился в условиях «ускоренного развития», отчего образовалась смесь различных стилистических направлений и его растянутое, продленное во времени существование. Для него характерна большая нагруженность смыслом и меньшая по сравнению с французским городским вариантом динамизация, что определяет его «деревенский» характер и т. н. «культ этюда». Очевидно генетическое родство импрессионизма с реализмом. Французские импрессионисты делали упор на впечатлении от увиденного, а русские добавили и отображение внутреннего состояния художника.

Итак, характерные черты: «этюдность» и некоторая незавершенность, которые обеспечивают тот «трепет жизни», который был столь значим для них, отсутствие динамизации, которая была характерна для городской Франции с более быстрым ритмом, большая нагруженность смыслом, содержательная доминанта, тяготение к смыслу и значению художественного образа, большая материальность и предметность живописи, основная форма - этюд, но при этом сохранялась тенденция к картинной монументализации пленэра.