Файл: Контрольная работа на тему Особенности художественной культуры мусульманского Востока по учебной дисциплине История (история России, всеобщая история).docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 44
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Частное учреждение образовательная организация высшего образования
"Омская гуманитарная академия"
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
на тему: Особенности художественной культуры мусульманского Востока
по учебной дисциплине: История (история России, всеобщая история)
Выполнил(а):
Абдураимов Рустам Фанисович
Направление подготовки:
Прикладная информатика
обучения: заочная
Оценка:
____________________________
____________________________
Подпись Фамилия И.О.
Омск, 2023
Введение
Духовное возрождение мусульманства конца XX в. привело к формированию, нового «лица» исламской культуры, впитавшей либерально-прогрессивные и творческие тенденции современной цивилизации [15]. Ислам стал объектом внимания большого числа учёных разных специальностей, что породило споры, дискуссии о нём. В этой связи все больше осознается необходимость изучения особенностей мусульманской культуры нашего времени во всех ее проявлениях [9].
Выступая регулятивами жизни и фундаментом всякой культуры, традиционные ценности объединяют этнос в процессе его становления и развития, наполняют его жизнь существенными для данной традиции смыслами. В этой связи особую важность представляет выявление опорных ценностных позиций, которые исследователь М.Ю. Горбунова обозначает как ценностные доминанты. Под ними понимается содержательная основа мировоззрения народа, некий желаемый духовно-нравственный идеал, внутренний стержень, объединяющий общности людей в этносы и определяющий их уникальность [7, с. 606]. В этой связи мы и обратимся к истокам художественной культуры народов мусульманского Востока, рассмотрим их на примере музыки, театрального искусства, живописи и каллиграфии.
Исламское искусство обладает характерными особенностями, важнейшая из которых - вахдат (единство). Этот принцип - производный от понятия таухид (единобожие), основа основ всех монотеистических религий [8; 10, с. 17]. Элементы исламского искусства формировались на основе веры в единого Бога в течение длительного времени и на обширном пространстве, постепенно обретая свои специфические черты.
Особенности музыкальной культуры
Истоки музыкальной культуры народов Ближнего и Среднего Востока, те ее первоосновы, которые позволяют говорить о существовании ближневосточносредиземноморской музыкальной традиции - единой системы художественных средств, образной тематики, жанров и т. д., берут свое начало в глубокой древности. Временные рамки этого процесса можно определить лишь приблизительно, однако очевидно, что в некоторых своих чертах тот пласт современного музыкального искусства Востока, который сегодня воспринимается как традиционный, сформировался уже в «историческое» время, точнее, в определенной связи с распространением ислама и не без его влияния.
Несмотря на отрицательное отношение мусульманской ортодоксии к искусству как к явлению, отвлекающему верующих от религиозных помыслов, ислам в силу своей природы, может быть, более, чем любая другая религия, нуждался в утверждении собственных идей при помощи определенных художественных образов. Тем не менее, уже в раннем исламе возникла оппозиция к искусству, причины которой некоторые востоковеды усматривают в стремлении противодействовать сохранению доисламских религиозно-мистических принципов, исключить влияние на психологию 9 ACADEMIC LIFE верующих языческого искусства, подтачивающего авторитет догматов ислама. Логика религиозных авторитетов, исходивших из небогоугодности целей и содержания искусства, должна была привести к порицанию музыки за враждебные религиозному духу откровения. И если осуждение поэзии, например, не смогло помешать признанию де-факто той роли, которую она издавна играла в культурной жизни мусульманских народов, то оппозиция ислама к музыке оказалась более устойчивой.
Запрет на музыку в исламе получил распространение не сразу, укореняясь по мере более детальной разработки его доктрины. Дискуссия о «греховной» природе музыки разворачивалась главным образом вокруг определения степени «порочности» музыкального искусства и аргументации в пользу его запрещения. Основатели четырех наиболее влиятельных богословско-юридических школ (мазхабов) в целом сходились во мнении, что сам факт существования музыки как формы чувственного восприятия окружающего мира в конечном счете противоречит задаче постижения божественных истин [11, с. 40].
Антимузыкальная позиция ислама не означала, однако, полного отсутствия элементов музыки в ритуале самой религиозной службы, хотя ислам и предназначал ей утилитарную функцию фона, усиливающего сакральное значение слова в мелодической декламации Корана, призыва к молитве (азана), псалмодиях. В богослужении мусульман отсутствует инструментальная музыка, господствующее положение занимают вокальные формы музыкального выражения. Принципы импровизированных вокальных декламаций Корана и азана - лад, мелодия, ритм - строго соответствовали канонам культового ритуала, и выполнить все требования, предъявляемые к вокализованному чтению законоучительной книги мусульман, могли лишь высокопрофессиональные и талантливые певцы [
11, с. 40].
Кажущаяся парадоксальность ситуации заключалась в том, что теоретически обоснованный улемами запрет не влек за собой фактического неприятия музыкального искусства. Стремление богословов подчинить развитие художественной культуры нормам религиозной эстетики и морали было далеко не всегда и не во всем успешным: расцвету придворных искусств, не говоря уже о музыкальном фольклоре, не помешали никакие богословские теории. Окружив себя изысканным комфортом и сказочной роскошью, правители и светская знать, не считаясь с моралистическими догмами духовных авторитетов, немаловажное место в дворцовой церемонии отводили музыке. Традиционное или классическое направление в музыкальном искусстве характерно для многих стран средневекового мусульманского Востока. Однако в Турции оно возникло гораздо позже, чем в Персии и в арабских странах, так как формирование турецкого государства и его культуры произошло в более поздний исторический период.
Основу традиционной музыки народов мусульманского Востока составляют такие жанры, как фасиль, таксим, пешрев, бесте, семаи, шаркы, тюркю. Фасиль - канонизированный вокально-инструментальный концерт камерного типа; таксим - импровизированная пьеса, выполняющая функции вступления; пешрев - инструментальная пьеса; бесте, семаи, шаркы, тюркю - вокальные жанры традиционной музыки [3, с. 17]. Но наиболее рельефно и развернуто особенности ближневосточной музыки представлены в макаме. Макам (варианты: мугам, маком; во множественном числе - макамат) - понятие сложное, неоднозначное, и не случайно до сих пор отсутствует его общепринятое определение. Применительно к различным национальным музыкальным культурам термин «макам» и его варианты могут означать «лад», «мелодия», «жанр» и т. д. Этим же термином выражается множество понятий и немузыкального характера. Так, в трудах средневекового мыслителя Кавкаби Бухари приводятся три его значения: «лад», «глава трактата», «место расположения и нахождения». Макам означает также ступени, которые суфии проходят на пути к духовному совершенству [3, а 17].
Макам - это вокально-инструментальное произведение, которое состоит из разделов импровизированного характера и устоявшихся жанровых форм традиционного музыкального искусства. Вводный раздел макама - инструментальная импровизация баштаксим, цель которой - настроить аудиторию и самого исполнителя на определенный лад. В далекие времена перед собравшимися любителями музыки (а их немало было и во дворцах, и в бедных кварталах) под громкие рукоплескания появлялся музыкант-исполнитель. Долго перебирая струны сазаили ребаба, он незаметно уводил слушателей в мир сказочных звуков. Первым из заранее сочиняемых разделов макама (в отличие от импровизированных) является пешрев (инструментальная пьеса, состоящая из многих частей) - один из ранних жанров традиционной музыки, зафиксированных в нотах. Слово «пешрев», т. е. «идущий впереди», «предшествующий», имеет персидское происхождение [
2, с. 32]. Помимо инструментальной музыки в макаме исполняются также вокальные произведения.
Среди исследователей нетрадиционного ислама особый интерес к музыке проявляли суфии. Суфизм, широко распространённый в Средние века в странах мусульманского Востока, из-за специфики своих культовых ритуалов способствовал развитию музыкального искусства. Власть музыки над человеком не могла не привлечь внимания суфиев [5, с. 57-58], они не могли не заметить, что экстатическое состояние часто наступает в минуты возбуждения, вызванного прослушиванием музыки. Нужно было ввести музыку в ритуал, так сказать, узаконить ее с ортодоксальной точки зрения. Свою позицию суфии старались еще более укрепить, ссылаясь на ряд преданий о Пророке, в которых указывается, что он якобы охотно слушал пение стихов в исполнении рабынь и своих жён.
Суфии активно использовали элементы музыкального искусства в своей культовой практике, приобщая верующего к божественному началу через экстатическое состояние. При этом состояние религиозной сублимации, по мнению суфиев, способны вызвать не только максимальная мобилизация внутренних духовных сил, но и обладающие мощным психологическим воздействием факторы внешнего порядка - пение, стихи, танец. Поэтому в ритуальные церемонии члены суфийских орденов непременно включали в качестве составных элементов музыку и стихи, опираясь при этом на различные поэтические и музыкальные формы фольклора. Например, если орден Бекташи, используя в своих обрядах различные поэтические произведения, содействовал развитию национальных литературных жанров, то представители ордена Мевлеви внесли вклад в развитие турецкого музыкального искусства [5, с. 59].
В религиозные обряды ордена Мевлеви музыка и ритуальные танцы включались как обязательные компоненты, поскольку приверженцы ордена считали танцы и пение необходимым условием соединения души человека с Богом. Вплоть до XVII в. участники обрядов ордена Мевлеви использовали во время богослужения главным образом три религиозные гимна из макама «Хусейн», автором которых был известный турецкий поэт, суфий Султан Велед. Часто в процессе религиозного действа переходили от одного, еще не закончившегося макама к другому. В целом же во время церемоний исполнялись, как правило, три макама: «Ушак», «Хусейн», «Пенджгях». Они должны были способствовать постепенному переходу верующего из обычного состояния в мистико-экстатическое, постижению истины в Боге [
4, с. 75].
В 1926 г. обитель Мевлеви в Конье была превращена в музей. Музыка, некогда использовавшаяся суфиями в ритуальных целях, звучит теперь в записи и является таким же музейным атрибутом, как и игрушечные фигурки дервишей, кружащихся под стеклом в бесконечном ритуальном танце. Таким образом, табу, наложенное богословами на музыкальное искусство, не означало его реального исключения из художественного опыта народов Востока, обогащение которого стимулировалось прогрессивными общественно-этническими традициями, тем более что макам был очень популярен у широких народных масс.
Макам как уникальный жанр народно-профессионального искусства является богатым источником для изучения музыки народов Востока. Общие структурные принципы не лишают макамы признаков национального своеобразия в различных странах. Несмотря на каноничность, макам немыслим без импровизации, которая достигает в нём вершин художественного совершенства. Макамы, составляющие основной фонд музыкальной классики народов Ближнего и Среднего Востока, способствуют формированию национальных композиторских школ, открывают широкие возможности для творческого поиска.
Любимый арабами музыкальный инструмент - канун (цитра) появился на Ближнем Востоке в период раннего Средневековья. Особенно популярен он был у знатных женщин. Помимо кануна в странах мусульманского Востока использовались следующие музыкальные инструменты: кеман - струнный, напоминающий скрипку; кеменче - маленькая скрипка с грушевидным корпусом; тамбур - аналог лютни (в Закавказье, Иране, Афганистане называется кеманча); ребаб - струнный смычковый инструмент; ковар - род флейты; ней - основной инструмент турецких мистических орденов; баглам - щипковый инструмент вроде мандолины; саз - щипковый инструмент, число струн которого варьируется от 6 до 12; арабский уд (лютня) - предшественник всех западных лютен и гитар. Все женщины в гаремах играли на уде, а наиболее талантливых обучали играть и на кануне. На Ближнем Востоке и в Закавказье широко распространены духовые инструменты - дюдюк, зурна (гобой) и др. [4, с. 76-77].
На багламе и сазе играли странствующие народные певцы - ашики/ашуги (букв. влюбленные). Ашики путешествовали, играя на этих струнных инструментах, пели любовные, политические, социальные и сатирические песни. Ашиков до сих пор можно услышать в восточных вилайетах Турции, на фестивалях в Конье, в других странах Ближнего Востока. У сегодняшних ашиков песня - уже не импровизация, рассчитанная на неграмотных слушателей. Многие из ашиков остаются верны старой традиции и продолжают странствовать по анатолийским деревням. Но теперь это не просто устное народное творчество, их произведения можно услышать и в записи. Изменилось и содержание песен, стиль их исполнения: в них поется о превратностях современного мира, исканиях человека, его надеждах и разочарованиях, радостях и сомнениях, о проблемах ядерной энергетики, освоения космоса, разоружения. Их критика стала острее, требования социальной справедливости - более настоятельными. Кроме того, в ХХ в. появились ашики-женщины [4, с. 77-78].