Файл: Контрольная работа на тему Особенности художественной культуры мусульманского Востока по учебной дисциплине История (история России, всеобщая история).docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 45
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Театральное искусство
Одной из острых проблем культуры Ближнего Востока была проблема театра. Причина - особенности образа жизни в мусульманских странах, где ко всякому лицедейству и зрелищу, в первую очередь народного характера, относились с подозрением. Исламская религиозная ортодоксия и восточный деспотизм состязались в пренебрежении к художественному воссозданию реальности. До середины XIX в. театральные зрелища стран мусульманского Востока были представлены народным театром под открытым небом «Орта ойну», кукольным театром теней «Карагёз» и особым родом рассказчиков - меддахов [2, с. 42].
Наиболее древним и любимым в народе видом зрелища был театр «Орта ойну», берущий свое начало от мистерий дервишей. Посреди площади или двора ставилась небольшая деревянная палатка с выходом для артистов, отсюда и название «Орта ойну» («Игра посередине»). Занавеса и декораций не было. Зрителям объявлялось о том, где происходит действие. В «Орта ойну» принимало участие строго ограниченное число традиционных персонажей (глупый старик, юноша, паломник, легкомысленная женщина). В театре ставились, как правило, бытовые сатирические комедии. В основном ставили представления немусульманские народы, проживающие в регионе Ближнего Востока, т. к. мусульманкам религия запрещала участвовать в спектаклях.
Театр теней - одно из древних и любимых зрелищ на Востоке. Он зародился в странах Восточной и Юго-Восточной Азии. Знали это искусство в древности кочевые народы Центральной Азии, в Индии (о нем упоминается в индийском эпосе «Махабхарата») [6, с. 76]. Известно несколько версий того, как театр теней появился в Малой Азии. Есть предположение, что из Китая через Монголию он в ХТ-ХТТ вв. попал в Персию и во владения сельджуков, а затем турки принесли его с собой и в страны Ближнего Востока. На первых порах в театре теней в арабских странах игрались представления, в которых с философско-мистических позиций трактовались вопросы происхождения мира, сущности Бога и человеческого бытия. Тень уподоблялась душе, вызванной из потустороннего мира. А роль медиума - посредника между живыми и мертвыми - выполнял кукловод. Точно не известно, когда театр теней проник в страны Магриба, но в ХТТ в. он уже был там весьма популярен.
Представления театра «Карагёз» («Черноглазый») носили злободневный характер. Возможно, они стали продолжением старинной бедуинской традиции ежевечерних посиделок (макам) у костра, когда наиболее талантливые бедуины выступали с импровизациями в стихах. Если сопоставить скудные сведения о театре с записками путешественников, можно реконструировать его устройство. Первоначально это был фонарь, вокруг горящего фитиля которого прикреплялись фигурки, вырезанные из бумаги. Воздух в фонаре нагревался и приводил фигурки в движение. В дальнейшем техника представлений изменилась. Фигурки стали делать из разных материалов, в том числе из кожи, чаще верблюжьей, натянутой на каркас. Высота фигурок - от 20 до 100 см, глаза прорезаны [
6, с. 77].
Существует много описаний фигурок Театра теней. Главные персонажи выглядели следующим образом: Карагёз - с окладистой черной бородой, в пёстром колпаке, красном кафтане с широким поясом, в синих шароварах, желтых чулках и красных туфлях с черными каблуками. Это народный тип, на вид простоватый, но умный и лукавый; он ставил своими вопросами в смешное положение собеседника - напыщенного болтуна Хадживата. Карагёз - любимец публики, воплощение житейской мудрости, наивной простоты и юмора. Выходец из бедняков, неграмотный, грубоватый, он нередко попадает в сложные ситуации, но чувства юмора не теряет никогда. Его неразлучный друг Хадживат - в алой феске (мужской головной убор в форме усеченного конуса, обычно красного цвета, с кисточкой; по названию города Фес в Марокко), зеленом кафтане с красным воротником, в голубых штанах и красных туфлях с синими бантами. У Хадживата короткая остроконечная бородка, он склонен к претенциозности, кичится своей ученостью и знанием правил хорошего тона, постоянно вступает в споры и чаще всего терпит поражение. Были среди действующих лиц и курильщик опиума - горбатый, с трубкой, в европейских ботинках и с тросточкой в руках; нищий - калека в залатанном сером кафтане и др. Кроме кукол и фигурок различных животных важную роль в спектаклях играли декорации и фигурки-дублёры, которые представляли героев в различных ситуациях, например, верхом на верблюде. Декорации изображали дворцы, дома и т. д. Публика без труда узнавала героев. Если декорации оставались неподвижными, то реквизит (лодки, палки, верблюды) перемещался с помощью кукловода [6, с. 77].
Сюжеты всех представлений строились на юмористических похождениях и потасовках основных героев. Постепенно круг персонажей расширялся. Популярным стал образ доктора, смешно коверкающего арабские и турецкие слова и из-за этого едва не губящего больного, или чиновника, олицетворяющего закон и порядок, но совершающего глупые поступки. «Карагез» имел все атрибуты настоящего театра - литературный текст (сценарий), действие, музыка. Музыканты (три-четыре человека) сидели полукругом между сценой и публикой. Перед началом представления они должны были развлекать людей. Появление каждого персонажа сопровождалось соответствующей мелодией. В основном использовались персидские мотивовы и тексты. Музыку и слова сочиняли сами кукловоды-актёры. Текст произносили и пели на разные голоса, с разными акцентами, так как в спектаклях действовали представители разных национальностей. По ходу спектакля имитировались звуки пощёчин, шум драки. Для этого у актёра одна рука должна была оставаться свободной, ведь он бил самого себя. Спектакли вел хайялджи - артист, управлявший куклами и зачастую исполнявший все роли. На первых порах весь театр состоял из одного-двух актеров, позднее труппы увеличились до четырех-пяти человек.
Известно, что ислам запрещает изображать людей, поэтому театр теней - это своеобразный выход из положения. Театр не касался главных персонажей исламской истории - Мухаммада и правоверных халифов, но вмешивался во все сферы жизни. На экране появлялись представители разных сословий и профессий - визирь, паша, купец. Долгое время не показывали женщин, евнухов и учителей медресе. Сюжеты театра передавались от отца к сыну, от сына к внуку. Это был фольклорный этап становления литературы. Сюжетами представлений были эпизоды из древней истории, мифы, народные сказания, легенды, современный быт, сатира на местные нравы и обычаи, семейные проблемы. Попасть на сцену в качестве сатирического персонажа считалось позором. Популярность театра теней была огромна во всех слоях общества. Устами Карагёза (подобно Ходже Насреддину в литературе) ведущий мог высказывать любую крамолу.
В каждой стране Ближнего Востока у театра были свои особенности. Один народ предпочитал в спектаклях больше музыки, другой - больше импровизаций. В ХУП-ХУШ вв. спектакли были очень популярны и зачастую устраивались в кофейнях. В ХУП-ХУШ вв. театр теней достиг своего расцвета, в связи с чем усовершенствовалась техника представлений. Усложнялись декорации, появился занавес, расширился репертуар, на сцене начали ставить произведения современной прозы. Театр «Карагёз» впервые познакомил восточного зрителя с Мольером, показывая сцены из «Тартюфа», «Скупого» и т. д. Почти каждый человек, приезжавший на Ближний Восток, попадал на представления театра «Карагёз». В наши дни в странах Ближнего Востока делаются попытки оживить этот вид древнего традиционного искусства. Сюжеты старых театральных представлений - борьба добра со злом, порицание человеческих пороков - остались те же и в современном театре.
Значительное влияние на развитие театрального искусства оказали сказители, рассказчики, певцы былин, народных сказок - меддахи. В прошлом сюжеты своих рассказов они черпали из «священной истории» ислама, позднее меддахи перешли на светские и политические темы, заимствуя сюжеты из народного эпоса и произведений восточных поэтов. Большое место занимала импровизация, в которой меддахи проявляли одаренность и изобретательность. Меддах обычно садился на возвышенное место и рассказывал, меняя мимику и голос при передаче речи разных лиц [4, с. 8283].
Ислам и живопись
Отношение ислама к живописи до сих пор остается предметом спора между искусствоведами и мусульманскими теологами. Дело в том, что в Коране не содержится прямого ее запрета, однако нет и четкого признания за ней права на существование. Хадисы содержат осуждение Мухаммадом изобразительных и пластических искусств и даже предостережение «тем, кто делает изображения, что они будут страдать в
Судный день», ибо «они будут призваны вдохнуть жизнь в те формы, которые они создали» [14, с. 65].
Враждебное отношение к рисункам и изображениям, возможно, было связано с опасением, что их создатели, которые еще совсем недавно были идолопоклонниками, легко могут вернуться к старым верованиям. Азраки, живший в Мекке в IX в. и оставивший после себя хронику событий того периода, уточняет, что уже тогда из общей массы изображений выделялись те, что не представляют опасности для правоверных. В частности, он упоминает о том, что Пророк, совершивший паломничество к Каабе после завоевания Мекки, приказал Шаабану ибн Осману разрушить всех идолов и уничтожить все изображения, кроме тех, которые он «прикрыл своими ладонями», т. е. изображений Иисуса и Марии. Как известно, Мухаммад знал библейские сказания и считал себя продолжателем традиции пророков. Благодаря этому Иисус и Мария были признаны исламом, что впоследствии нашло своё отражение в Коране. Таким образом, к категории «опасных для правоверных» относились прежде всего племенные идолы, изображения которых были установлены на одной из площадей [14, с. 65].
Запрет ислама на изображение людей и животных (который, впрочем, не всегда соблюдался, о чем свидетельствуют персидские и турецкие миниатюры, подушки и ковры с вытканными на них фигурками) был главным препятствием развитию живописи и скульптуры стран мусульманского Востока. Некоторые хадисы дают объяснение, что до тех пор, пока фигурки не отвлекают внимание молящихся и изображены в надлежащих позах, уменьшены в размерах и помещены на подходящих предметах, таких, например, как ковер, подушки или посуда, они не вредят верующим.
Поэтому изобразительное искусство стран мусульманского Востока было представлено главным образом орнаментом, миниатюрой, каллиграфией. Комбинируя в различных оригинальных сочетаниях плоды (айву, гранат, виноград и др.), цветы (гвоздику, розу, шафран, лютик, тюльпан и т. д.), геометрические фигуры, мусульманские художники создали выдающиеся образцы искусства и достигли большого совершенства в декоративном мастерстве. Художники-декораторы расписывали стены и потолки дворцов султанов, шахов и крупных сановников. В последующие времена негласный запрет на живопись соблюдался не особенно строго, однако немногочисленные портреты и статуи, созданные в порядке исключения, не оказали особого влияния на развитие искусства.
В истории искусства стран Арабского Востока важное место принадлежит лубочной картинке. Являясь одной из самых популярных форм изобразительного фольклора, она в 1980-е гг. переживала свое второе рождение. Чутко реагируя на ход времени, лубок наглядно демонстрирует движение истории, ее общественнополитические реалии, прежде всего в свете традиционных ценностей, пришедших из глубины веков и сохранившихся до наших дней. Именно в этой преемственной связи эпох и поколений видится особое значение лубка для хранения и пропаганды культурных, нравственных, гражданских идеалов народов мусульманского Востока. Например, у «народной картинки» арабов своя особая, ни с чем не сравнимая историческая судьба. Издавна бытующая в виде печатной гравюры и живописи на стекле, она в течение последних полутора столетий оставалась едва ли не единственной формой станкового народного искусства, рожденной старой фольклорной традицией. С момента возникновения на рубеже XVШ-XIX вв. оба типа лубка развивались в тесном единстве с наиболее демократическими литературными жанрами и широко распространенным театром теней, передавая общие сюжеты и образы национального эпоса [1, с. 46]. Художественный язык лубка выражал те же самые глубоко укоренившиеся идеи и представления о жизни, которые постоянно встречались в средневековых романах и массовых театральных представлениях.
Лубок с давних пор служил действенным средством утверждения самобытности национальной культуры, ее исторических корней и устойчивых связей с реальной действительностью.
И все-таки главным носителем идеи ислама было не изображение, а слово, художественно оформленное в виде надписи или символа. Основа художественного творчества мусульман - каллиграфия и орнамент (арабеска) - искусство изображения слова и символа. Возвышению каллиграфии до уровня искусства способствовали свойственные традиционной мусульманской эпиграфике орнаментальность и мистицизм, таинство сокрытой в декоративной надписи религиозной идеи, ритуальное повторение сакральных слов-символов, каббала чисел, заключенных в значении каждой буквы арабского алфавита [13, с. 50]. В поисках оригинальных решений одни художники выбрали путь реконструкции традиционного языка знаков, насыщаемых понятным мусульманскому зрителю политическим или религиозным содержанием, другие (и их большинство) увлеклись созданием отвлеченных, формально декоративных композиций, изредка отдавая должное семантике буквенных начертаний. Священны слова Корана, начертанные на стенах зданий, написанные на страницах рукописей, включенные в узоры на тканях, коврах, изделиях из керамики, стекла или металла, вплетённые в орнаменты на фонтанах и надгробиях, сопровождали мусульманина всю жизнь. Это приносило верующему подлинное эстетическое наслаждение. Каллиграфия и орнамент - декоративные формы воплощения представлений о бесконечном многообразии и красоте сотворённого Аллахом мира - стали основами художественного творчества мусульман.