ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 20.11.2021

Просмотров: 4434

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Трудности несексистского подхода к воспитанию детей

Предметом исследования, проводившегося Джун Стэтэм в Великобритании, являлся накопленный группой родителей опыт несексистского воспитания ребенка8). В исследовании приняли участие тридцать взрослых мужчин и женщин из 18 семей, они (160) имели детей в возрасте от шести месяцев до 12 лет. Все родители принадлежали к среднему классу, большая часть из них занималась научной и преподавательской работой. Стэтэм обнаружила, что большинство родителей не просто пытались изменить роли, традиционно приписываемые тому или иному полу, — желая сделать девочек больше похожими на мальчиков, — но хотели воспитать у своих детей новое сочетание “мужских” и “женских” качеств. Они хотели, чтобы мальчики проявляли большую чуткость к чувствам других, были бы более сердечными, в то время как у девочек поощрялось активное использование возможностей для обучения и самосовершенствования.

Все родители признали, что противостоять сложившейся практике гендерного обучения очень сложно, поскольку дети подвергаются влиянию традиционных взглядов, общаясь со своими друзьями и посещая школу. Родители добились немалых успехов, убеждая детей играть с игрушками, которые не ассоциируются обычно с определенным полом, но даже это потребовало гораздо больших усилий, чем ожидали многие из них. Одна из матерей, принявших участие в эксперименте, так прокомментировала это обстоятельство:

Если вы отправляетесь в магазин игрушек, то он оказывается битком набитым военными игрушками для мальчиков и кукольной посудой для девочек. По всему этому можно судить об обществе в целом. Именно так и происходит подготовка детей к жизни в обществе: для мальчиков годится все, что учит убивать и калечить, и я нахожу это ужасным, мне больно от этого. Я стараюсь не заходить в магазины игрушек, меня это злит.

Практически все дети играли с игрушками, отождествляемыми с их полом, подаренными родственниками.

Сейчас начали появляться книги, главными персонажами которых являются сильные, независимые девочки, но мальчики по-прежнему очень редко изображаются в нетрадиционных ролях. Мать пятилетнего мальчика попробовала поменять пол у действующих лиц в книге, которую ему читала. Она так описывает реакцию сына:

Он был немного огорчен, когда я прочла ему книжку, в которой мальчик и девочка играли самые традиционные роли, но изменила везде, где было можно, “он” на “она” и наоборот. Когда я сделала это в первый раз, у него вырвалось: “Ты не любишь мальчиков, ты любишь только девочек”. Мне пришлось объяснить, что это совсем не так и что я поступила так только потому, что о девочках написано очень мало.

Несомненно, социализация пола укоренилась очень глубоко, и попытки что-либо изменить оказываются обескураживающе неэффективны.


Гендерная идентичность и пол: три теории

Теория полового развития по Фрейду

Теория Зигмунда Фрейда о возникновении половой индивидуальности оказала, может быть, наиболее сильное влияние на развитие социологии, являясь одновременно самой противоречивой. Согласно Фрейду, изучение половых различий в младенческом и раннем детском возрасте основывается на наличии или отсутствии пениса. Сказать “у меня есть пенис” — то же самое, что “я мальчик”; утверждение (161) “я девочка” равносильно “у меня нет пениса”. Фрейд подчеркивает, что в данном случае это не просто анатомические различия: наличие либо отсутствие пениса символизирует мужественность либо женственность.

Во время “эдиповой фазы” (см. главу 3, “Социализация и жизненный цикл”) мальчик якобы испытывает чувство угрозы, исходящей от отца, который требует послушания и дисциплины. Вследствие этого ребенку кажется, будто бы отец намеревается лишить его пениса, т. е. кастрировать. Отчасти сознательно, но главным образом на подсознательном уровне мальчик начинает рассматривать своего отца как соперника в борьбе за расположение матери. Подавляя эротические чувства к своей матери и считая своего отца существом высшего порядка, мальчик идентифицирует себя с отцом и узнает, что принадлежит к мужскому полу. Мальчик отказывается от любви к своей матери из-за бессознательного страха быть подвергнутым кастрации собственным отцом. Девочки, с другой стороны, предположительно испытывают “зависть к пенису”, поскольку сами не обладают столь заметным органом, который отличает мальчиков. Мать теряет авторитет в глазах девочки, так как у нее нет пениса, равно как и шансов на его появление. Когда девочка идентифицирует себя со своей матерью, она перенимает у нее пассивную жизненную позицию, которая связывается с признанием себя “существом второго порядка”.

Когда эдипова фаза заканчивается, ребенок уже умеет подавлять свои эротические чувства. Согласно Фрейду, в возрасте примерно с пяти лет и до наступления половой зрелости ребенок проходит период латентного (скрытого) развития полового инстинкта, связанного с подавлением сексуальной активности, что ведет к ее отсрочке до тех пор, пока вследствие биологических изменений, происходящих в организме подростка, эротические желания не начинают проявляться непосредственно. Именно в латентный период, охватывающий начальные и средние годы обучения в школе, однополый круг общения является наиболее важным в жизни ребенка.

Оценка

Против теории Фрейда выдвигались многочисленные возражения, в основном феминистами, но также и многими другими авторами. Во-первых, Фрейд, по-видимому, отождествляет личностные черты, которые складываются в соответствии с принадлежностью к определенному полу, и осведомленность о половых органах, хотя, конечно же, на личность воздействуют и многие другие, не так явно выраженные факторы. Во-вторых, его теория, очевидно, исходит из предположения, что пенис “естественным образом” превосходит влагалище, которое представляет собой всего лишь отсутствие мужского полового органа. Но почему нельзя допустить, что женские половые органы являются более важными и значимыми, чем мужские? В-третьих, Фрейд рассматривает отца как основного носителя дисциплины, в то время как во многих культурах мать играет гораздо большую роль в воспитании послушания. В-четвертых, Фрейд полагает, что половое обучение в основном происходит в течение эдиповой фазы, примерно в четыре-пять лет. После Фрейда многие ученые, включая и тех, кто испытал его сильное влияние, подчеркивали, что важно начинать половое обучение ребенка еще с младенчества.


Теория полового развития по Чодороу

Многие авторы, заимствуя идеи Фрейда, обычно подвергали их значительным модификациям. В качестве важного примера можно привести работы (162) Нэнси Чодороу9), которая сходится во взглядах скорее с психоаналитиками нового поколения, нежели с самим Фрейдом. Согласно ее теории, ребенок начинает чувствовать себя принадлежащим к определенному полу очень рано, и это обусловливается привязанностью ребенка к своим родителям. Кроме того, Чодороу уделяет гораздо большее внимание, чем Фрейд, важности роли матери, а не отца. Дети, как правило, связаны с матерью более тесными эмоциональными узами по той простой причине, что в первые годы жизни она, бесспорно, оказывает на них преобладающее влияние. Эта привязанность до некоторой степени ослабляется при формировании личности ребенка, когда он становится в меньшей мере зависимым от матери.

Чодороу утверждает, что описанный Фрейдом разрыв тесной связи, существующей между ребенком и матерью, происходит по-разному у мальчиков и девочек. В отличие от мальчиков, девочки остаются в более близких отношениях со своей матерью, они, например, сохраняют привычку крепко ее обнимать и целовать, а также подражают ее манерам. Девочки сохраняют привязанность к матери дольше, чем мальчики. Поскольку резкого разрыва с матерью не происходит, характер девочки, и позднее взрослой женщины, складывается таким образом, что она больше связывает себя с другими людьми. Весьма вероятно, что ее личность будет подавляться, и она попадет в зависимость к другому человеку, сначала к матери, а затем к мужчине. С точки зрения Чодороу, у женщин это приводит к появлению и воспроизводству на протяжении поколений таких черт характера, как чувствительность и способность к состраданию.

Личность мальчиков формируется благодаря более радикальному отрицанию их первоначальной близости к матери, а их идеал мужественного представляет собой простое отрицание женственного. Перед ними возникает необходимость научиться не быть “неженками” или “маменькиными сынками”. В результате мальчики оказываются сравнительно неподготовленными к близким отношениям с другими людьми; они развивают у себя более аналитический взгляд на мир. Они занимают более активную жизненную позицию, придавая первостепенное значение “достижениям”, но при этом подавляют способность понимать свои собственные чувства и чувства других людей.

Чодороу в некоторой степени обращает акценты, расставленные Фрейдом, Мужественность, а не женственность, определяется как “потеря”, лишение долгое время существовавшей привязанности к матери. Личность мужчины формируется в процессе отделения от матери. Вследствие этого мужчины на протяжении всей жизни испытывают чувство, будто их личность подвергается опасности, когда они завязывают с кем-либо слишком тесные эмоциональные отношения. Женщины чувствуют прямо противоположное: отсутствие тесных взаимоотношений с другими людьми угрожает их чувству самоутверждения. Эти образцы поведения передаются из поколения в поколение из-за важнейшей роли, которую женщины играют в ранней социализации детей. Женщины самовыражаются и описывают себя преимущественно в терминах взаимоотношений. Мужчины подавляют у себя эти потребности и занимают более активную позицию по отношению к миру.


Оценка

Работа Чодороу была встречена крайне критически. Джанет Сэйерс, например, указывала, что Чодороу не смогла дать объяснение борьбе женщин за свою независимость, (163) особенно на современном этапе10). Женщины (и мужчины), отмечала она, по психологическим особенностям своего характера являются более сложными и противоречивыми, чем предполагает теория Чодороу. Под женственностью, утверждает Сэйерс, могут скрываться чувства агрессивности или самоуверенности, которые обнаруживаются только косвенным образом или в определенных ситуациях. Тем не менее, несмотря на все их слабые места, идеи Чодороу имеют важное значение. Они помогают нам понять природу того феномена, который у психологов получил название мужской неэмоциональности, — затруднений, которые мужчины испытывают, проявляя свои чувства перед другими. Они во много объясняют природу женственности и помогают понять происхождение всеобщего господства мужчины над женщиной, с которым мы столкнемся дальше в этой главе.

Гендер, личность и мораль

Кэрол Джиллиген провела аналитическое исследование тендерных отличий, основанное на изучении образов, которые мужчины и женщины имеют о себе и своих достижениях11). Женщины, и здесь она согласна с Чодороу, характеризуют себя в терминах личных взаимоотношений и оценивают собственные достижения с точки зрения их полезности для других. Женщины в жизни мужчин традиционно занимают место заботливых помощниц. Но к качествам, которые требуются для этой роли, мужчины зачастую относятся с пренебрежением. Единственной формой “успеха” они считают личные достижения. Озабоченность женщин вопросами взаимоотношений с другими людьми рассматриваются мужчинами скорее как слабость, а не сила. чем она часто является.

Джиллигэн взяла ряд подробных интервью у примерно двух сотен американцев разного пола, возраста и социального происхождения, Она задавала опрашиваемым ряд вопросов, связанных с их представлением о морали и личности. Между взглядами мужчин и женщин выявились значительные расхождения. Например, когда задавался вопрос “что Вы имеете в виду, называя что-либо моральным или аморальным?”, мужчины старались дать ответ, используя абстрактные понятия долга, справедливости и личной свободы, в то время как женщины постоянно затрагивали тему помощи другим людям. Так, одна студентка ответила на этот вопрос следующим образом:

Она [мораль] имеет дело с ответственностью, обязательствами и ценностями, главным образом с ценностями... В возникающих в моей жизни ситуациях я связываю мораль с межличностными отношениями, имеющими место по отношению к другим людям и ко мне, Когда интервьюер далее спросил; “Почему по отношению к другим людям?”, последовал ответ: “Потому что они обладают чувством сознательности, то есть, ощущают и даже знают, что могут обидеть других”.


Женщины в своих суждениях о морали придерживались более широких взглядов, чем мужчины. Они находили весьма сложным следовать строгому моральному кодексу и одновременно не наносить никому ущерба, Джиллигэн полегает, что это наблюдение отражает традиционное положение дед, когда для женщин оказывается наиболее важным сохранять хорошие отношения, в то время как мужчинам свойствен более “объективный” взгляд на вещи, Женщины в прошлом проявляли (164) почтительность и уважение к мнению мужчин, сознавая при этом, что обладают теми качествами, которые у мужчин отсутствуют. Их самооценка основывалась скорее не на собственных достижениях, а на том, каких успехов они добивались, помогая другом.

Патриархат и производство

Господство мужчин

Хотя роли, которые играют в различных культурах женщины и мужчины, могут существенным образом различаться, до сих пор не обнаружено такое общество, в котором женщины обладали бы большей властью, чем мужчины. Повсеместно первоочередной задачей, стоящей перед женщиной, является воспитание детей и ведение домашнего хозяйства, тогда как политическая и военная деятельность остается, как правило, прерогативой мужчины. Нет такого места на земном шаре, где мужчины несли бы всю полноту ответственности за воспитание детей. И напротив, вряд ли найдется такая культура, где на женщин были бы возложены обязанности по выпасу крупного скота, охоте за опасной дичью, ловле рыбы в открытом море или землепашеству. И хотя в индустриальных странах разделение труда между полами сегодня выражено менее явно, чем в слаборазвитых, но и там мужчины по-прежнему количественно превосходят женщин во всех сферах, имеющих отношение к власти.

Господство мужчин обычно связывается с термином “патриархат”. Почему, однако, патриархат должен быть, в той или иной форме, всеобщим? Ответ на этот вопрос неоднозначен, но прежде всего напрашивается следующее простое объяснение. Женщины дают детям жизнь и вскармливают их, причем из-за беспомощности младенцев уход за ними требует больших усилий и постоянного внимания. Следовательно, роль “материнства” становится центральной в жизни женщины, на что и обращает прежде всего внимание Чодороу. Первоначальная, физиологически обусловленная близость матери к ребенку, которого она родила и выкармливает, естественным образом приводит к тому, что она продолжает и далее заботиться о детях и воспитывать их. Такая роль женщины характерна для всех известных культур;

по этой причине основным полем деятельности для женщины становится домашнее хозяйство. Как выразилась французская писательница Симона де Бовуар, женщины становятся “второсортным полом”, поскольку прекращают активную общественную деятельность, принимать участие в которой для мужчин нет препятствий. Мужчины господствуют над женщинами не по причине превосходящей физической силы или более мощного интеллекта, но лишь потому, что до распространения надежных средств предупреждения беременности женщины находились всецело во власти биологических особенностей своего пола. Частые роды и почти не прекращавшиеся хлопоты по уходу за детьми делали их зависимыми от мужчин и в материальном отношении.