Файл: Основные этапы развития психологии.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 445

Скачиваний: 23

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.






Институт 5


Кафедра № 514.

Социология, психология и социальный менеджмент


Реферат

по дисциплине

«Психология»

на тему:

«Основные этапы развития психологии»

Выполнил: студент гр. М3О-301Б-20

Вишняков А.В.
Принял: к.с.н., доцент каф. 514

___________ Лысакова Е.Н.

Москва 2023

СОДЕРЖАНИЕ


Введение 4

Элементы психологического знания возникли задолго до настоящего времени, когда человек осознал свое уникальное положение в окружающем мире. В ходе развития главенствующей концепции мировой культуры, в том числе философии, идея души имела центральное значение для Сократа, Платона и Аристотеля. Однако процесс накопления сведений о человеческом организме в области естественных и научных знаний, в основном в медицине, поставил философскую психологию в противоречие с естественно-научным пониманием человека. Но несмотря на это, психологический комплекс знаний продолжал развиваться на протяжении многих столетий, и сам процесс этого развития также является важным, как и результат - наука психология. Цель данной работы заключается в изучении основных этапов развития психологии как науки. 4

Развитие психологии в период античности 5

Развитие психологии в период Средневековья и эпохи Возрождения 7

Развитие психологии в Новое время 9

Становление отечественной психологии 11

Заключение 14

Психология прошла через несколько стадий своего развития. В начале ее истории представления о психике были связаны с анимизмом, верой в то, что у всех существ есть душа. В этот период душа считалась мифическим и религиозным понятием, связанным с живыми существами. Средневековье, которое началось после падения Римской империи, хоть и не имеет четкой периодизации, но имеет свои особенности. Важной характеристикой средневековой психологии была ее тесная связь с религией и сакральностью. Возникновение новых подходов, стремление к рациональности и доказательности теоретических положений в XV-XVI вв. привело к наступлению нового этапа в развитии психологии в Новое время. В этот период ученые активно разрабатывали психологические концепции, используя данные современной науки. 14

Список литературы 15



Введение

Элементы психологического знания возникли задолго до настоящего времени, когда человек осознал свое уникальное положение в окружающем мире. В ходе развития главенствующей концепции мировой культуры, в том числе философии, идея души имела центральное значение для Сократа, Платона и Аристотеля. Однако процесс накопления сведений о человеческом организме в области естественных и научных знаний, в основном в медицине, поставил философскую психологию в противоречие с естественно-научным пониманием человека. Но несмотря на это, психологический комплекс знаний продолжал развиваться на протяжении многих столетий, и сам процесс этого развития также является важным, как и результат - наука психология. Цель данной работы заключается в изучении основных этапов развития психологии как науки.

Развитие психологии в период античности


На рубеже VII-VI вв. до н.э. психология зародилась в Древней Греции с целью создания объективной науки о человеке. В отличие от сказок, мифов и легенд, она основывалась на объективных знаниях того времени. В то время психология относилась к науке, которая изучала закономерности природы, общества и человека. Названная наука натурфилософия или философия была широкой и включала область, связанную с человеком, а исследование души (психики) было частью этих изучений и связано с психикой человека. Однако, панпсихизм, который считал, что весь мир одушевленный и наделенный душой, расширял область исследования на психическое во всем мире. В течение нескольких веков (примерно до III в. до н.э.) разница между психикой человека и животных рассматривалась как количественная, а не качественная.

Несколько позже появилась идея о том, что конкретный материальный объект, даже очень важный для мира и жизнедеятельности, не может быть первоосновой. Уже Анаксимандр (VI в. до н.э.) писал о «беспредельном», т. е. о таком физическом начале, из которого все возникает и в которое все превращается.

Среди важнейших функций души психологи античности называли познание мира. Сначала в процессе познания выделялось всего две ступени - ощущение (восприятие) и мышление. При этом для психологов того времени не существовало разницы между ощущением и восприятием, выделение отдельных качеств предмета и его образа в целом считалось единым процессом. Постепенно изучение процесса познания мира становилось все более значимым для психологов, а в самом процессе познания выделялось уже несколько этапов. Платон впервые выделил память как отдельный психический процесс, подчеркнув ее значение как хранилища всех наших знаний. Аристотель, а вслед за ним и стоики, выделили еще и такие познавательные процессы, как воображение и речь. Таким образом, к концу античного периода представления о структуре процесса познания были близки к современным, хотя мнения о содержании этих процессов, конечно, существенно различались.



В VII-IV вв. до н.э. появились первые научные концепции психики, в которых она рассматривалась, прежде всего, как источник активности тела. При этом считалось, что душа человека и души других живых существ имеют чисто количественные различия, так как человек, как любое живое существо, подчиняется тем же законам, что и все в природе. В это же время возникли и первые теории познания, в которых преимущество отдавалось эмпирическому знанию. Эмоции рассматривались в качестве основного регулятора поведения. Главное, что уже в этот период были сформулированы ведущие проблемы психологии: в чем заключаются функции души, каково ее содержание, как происходит познание мира, что является регулятором поведения, есть ли у человека свобода этой регуляции.

К концу античного периода античные ученые стали рассматривать душу как источник активности тела. Они поставили ведущие проблемы психологии, включая функции души, ее содержание, познание мира и регулятор поведения, а также свободу от этой регуляции. Несмотря на различия в мнениях о содержании этих процессов, к концу этого периода представления о структуре процесса познания были близки к современным. В этих ранних научных концепциях разумное и иррациональное сочетались в человеке. Однако, к III-IV вв. возникла доминирующая религиозная и сакральная концепция, которая заменила научные концепции на веру или неверие, что означало начало периода Средневековья.

Развитие психологии в период Средневековья и эпохи Возрождения


Под влиянием атмосферы, характерной для Средневековья, утвердилось представление, что душа является божественным началом, и потому изучение душевной жизни должно быть подчинено задачам богословия.

После упрочения господства христианской церкви появилась необходимость внести дополнения, разъяснения или трансформировать некоторые положения христианства. Нужно было и канонизировать постулаты, вытекающие из реалий, для того чтобы предотвратить распространение ереси, несущей церкви раскол. Так возник новый этап - патристика, учение отцов церкви, в котором богословие начинает обращаться к знаниям, накопленным в античности. С этого времени и почти до XII-XIII вв. взаимоотношения церкви и науки снова изменяются, причем церковь становится одним из главных хранителей и распространителей знаний.

Монастыри становились оплотом науки, в них хранили книги и обучали грамоте. Вообще единственными грамотными людьми, как правило, были монахи, а светские люди, феодалы, даже высшая знать, часто не умели писать и считать. В монастырях хранились не только церковные, но и светские книги, в том числе списки с книг античных психологов. Эти работы изучались и развивались в трудах церковных ученых, обычно работавших при монастырях. Важным было и то, что в это суровое время монастыри давали защиту,
охраняли от голода и многих болезней, от военных грабежей. Несмотря на противодействие императоров, власть пап оставалась достаточно крепкой, чтобы противодействовать любым попыткам пошатнуть авторитет церкви. Этому способствовало и то, что, несмотря на остатки языческих верований, большинство светских властителей также были глубоко верующими людьми.

Такое положение просуществовало несколько веков, однако уже к XII-XIII вв. оно начало изменяться. Однако для взаимоотношений науки и религии этот поворот оказался не столь благоприятным, так как духовенство перестало быть единственным оплотом культуры. В это время стали появляться первые светские университеты, начала в Болонье, а затем в Париже. Открывались и светские школы - т.е. грамотными уже были не только монахи, но и аристократия купцы и ремесленники. Усиление городов с их самоуправлением, для которого необходимо высокое мастерство и выполнение цеховых правил, требовало и новой культуры, нового самосознания человека. Появилась и сильная светская власть, которая подчинила себе церковную.

Именно в это время и зародилась схоластика, которая в этот момент была достаточно прогрессивным явлением, так как предполагала не только пассивное усвоение старого, но и активное разъяснение и модификацию готового знания, развивала умение логически мыслить, приводить систему доказательств и строить свою речь. Тот факт, что это знание уже готовое, т.е. схоластика связана с использованием репродуктивного, а не творческого мышления, тогда мало настораживал, так как даже репродуктивное мышление направлено на получение и доказательство знания. Однако со временем схоластика начала тормозить развитие новых знаний, приобрела догматический характер и превратилась в набор силлогизмов, которые не позволяли опровергнуть старые, неправильные или неверные в новой ситуации положения.

Все большее влияние на психологию Средневековья начинали оказывать и работы Платона и Аристотеля, концепции которых постепенно приобретали все более ортодоксальный характер. Многие крупные ученые того времени (Ибн Рушд, Ф. Аквинский) были последователями Аристотеля, доказывая, что именно их толкование этой теории единственно верное.

К кругу традиционных психологических проблем, исследуемых в средневековой науке, относится, прежде всего, изучение процесса мышления и его взаимосвязи с речью. Анализируя становление понятийного мышления, ученые ставили вопрос о происхождении общих понятий (универсалии). Наряду с вопросом о взаимосвязи знания и веры он становится одним из центральных в период схоластики.


В то же время наряду с продолжением исследования традиционных для античной науки вопросов психология Средневековья занимается и новыми проблемами. Прежде всего к ним относится изучение взаимосвязи психических и соматических болезней, проводившееся известным арабским психологом и врачом Ибн Синой. Эти работы заложили основы современной психофизиологии, впервые вскрыли природу стрессов и их влияние на состояние психики.

В этот период продолжалось и развитие ораторского искусства, направленного на управление чувствами слушателей, заражение их определенным эмоциональным состоянием. Если в античности эти приемы основывались главным образом на речи, то в Средневековье использовались и невербальные средства (жесты, паузы, интонации и т.д.), что было серьезным приобретением психологии того времени.

Развитие психологии в Новое время


С XVII века начинается новая эпоха в развитии психологического знания. Она характеризуется попытками осмыслить душевный мир человека преимущественно с общефилософских, умозрительных позиций, без необходимой экспериментальной базы. Р. Декарт (1596-1650) приходит к выводу о полнейшем различии, существующем между душой человека и его телом: тело по своей природе всегда делимо, тогда как дух неделим. Однако душа способна производить в теле движения. Это противоречивое дуалистическое учение породило проблему, названную психофизической: как связаны между собой телесные и психические процессы в человеке? Декарт заложил основы детерминистской концепции поведения с ее центральной идеей рефлекса как закономерного двигательного ответа организма на внешнее физическое раздражение.

Попытку вновь соединить тело и душу человека, разделенные учением Декарта, предпринял голландский философ Б. Спиноза (1632-1677). Душа и тело определяются одними и теми же материальными причинами. Спиноза полагал, что такой подход дает возможность рассматривать явления психики с такой же точностью и объективностью, как рассматриваются линии и поверхности в геометрии.

Немецкий философ Г. Лейбниц (1646-1716), отвергнув установленное Декартом равенство психики и сознания, ввел понятие о бессознательной психике. В душе человека непрерывно идет скрытая работа психических сил - бесчисленных малых перцепций (восприятий). Из них возникают сознательные желания и страсти.

Психология в этот период, так же как и на первых этапах развития античной науки, укрепила свою связь с философией. Это объяснялось тем, что, оставаясь в рамках науки о душе, психологии сложнее было избавиться от схоластических догм, отделиться от богословия. Однако ориентация на философию в то время сужала предмет психологии, которая рассматривала в основном общие закономерности развития психики человека, а не живого мира в целом. Развитие естествознания в то время еще не позволяло выстроить полноценную концепцию психического на его основе.