Файл: 1. Задачи и содержание технической эксплуатации. Роль и место технической эксплуатации на морском транспорте.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 27

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1. Задачи и содержание технической эксплуатации.

1.1. Роль и место технической эксплуатации на морском транспорте.

Для того, чтобы установить круг задач и содержание предмета ТЭФ, необходимо четко определить ее роль и место в процессе про­изводства на морском транспорте.

Транспорт является четвертой (по­сле земледелия, добывающей и обрабатывающей промышленностей) сферой материального производства. Доставляя продукты производства до потребителя или до места переработки, транспорт является продолжением процесса производства в сфере обраще­ния. Особенность транспорта, в отличие от промышленности и сельского хозяйства, заключается в том, что транспорт не создает новый вещественный продукт. Продукцией транспорта является само перемещение. Именно в изменении места нахождения това­ров, в результате чего изменяется их потребительская стоимость, заключается материальный характер транспортного производства.

Непрерывное производство, в том числе и на транспорте, вклю­чает два взаимосвязанных процесса: производство и обращение.

Для процесса производства необходимы три элемента: труд, как целесообразная деятельность человека; предметы труда, т.е. все то, на что направлен человеческий труд; средства труда (машины, оборудование, средства перемещения грузов и т. д.), т.е. все то, с помощью чего люди воздействуют на предметы труда.

Обращение – это процесс реализации товарной продукции пу­тем превращения ее в денежную форму и обратного превращения денег в товар, т. е. это процесс обмена товаров посредством денег.

Применительно к морскому транспорту составными элемента­ми процесса производства являются: труд; перемещаемый груз (предмет труда); суда (средства труда).

При транспортировке груза к его стоимости прибавляется стоимость живого и овещест­вленного труда, в результате чего стоимость его возрастает. Про­цесс обращения на морском флоте проявляется в виде коммерче­ской и финансовой работы, реализующей результаты процесса про­изводства - транспортную продукцию.

Управление судами, как производственными ячейками, предпо­лагает взаимодействие судов (объектов управления) с управля­ющим органом - управлением судоходной компании. Это взаимодействие осуществляется на основе получения, обработки и передачи ин­формации, выработки, принятия и реализации решений. Носите­лями информации в области ТЭФ являются различные документы - организационно-распорядительные, плановые, учетные, норматив­но-справочные.


Рост перевозок, усложнение конструкции морских транспорт­ных судов вызывают резкое увеличение объема информации, не­обходимой для эффективного управления.

Повышаются требова­ния к ее оперативности и точности, так как даже незначительные ошибки в принятии и реализации решений влекут за собой серь­езные экономические издержки.

Для обеспечения оперативной обработки большого объема ин­формации и создания возможности выбора оптимальных вариан­тов решений по руководству транспортным производством на мор­ском флоте созданы автоматизированные системы управления (АСУ), т. е. такие системы, у которых для сбора, хранения, поис­ка, передачи и обработки информации и выработки управляющих воздействий применяются автоматические устройства.

Создание АСУ выдвинуло на одно из первых мест проблему ин­формационного обеспечения ТЭФ, совершенствования форм учетной и отчетной судовой документации.

Особо важное значение для обеспечения эффективного функ­ционирования системы имеет правильный выбор критериев оценки и показателей работы всех элементов системы.

Техническая эксплуатация флота (ТЭФ) в общей системе «морской транспорт» может рассматриваться, как составная часть первого элемента процесса производства, т. е. как один из видов производственной деятельности людей, обеспечивающей возмож­ность использования флота по прямому назначению. Непосредст­венное же использование флота по прямому назначению, включа­ющее прежде всего технологию и организацию перевозок и грузо­вых работ, обеспечивает другой вид производственной деятельно­сти, именуемый эксплуатацией или коммерческой эксплуатацией флота.

Эти два вида производственной деятельности - коммерческая и техническая эксплуатация флота во взаимодействии с предмета­ми труда (перемещаемый груз) и средствами труда (транспорт­ные суда) и представляют собой процесс производства на морском транспорте.

Техническая эксплуатация в общей системе «морской транс­порт», являясь составной частью первого элемента процесса про­изводства, с точки зрения специфики функционирования может также рассматриваться и как самостоятельная производственно-техническая система, в которой суда уже являются не средствами труда, а предметами труда. Такое диалектическое превращение судна из средства труда в предмет труда происходит потому, что в производственно-технической системе ТЭФ судно является объ­ектом приложения труда судового экипажа и работников произ­водственной базы ТЭ.



При изучении ТЭФ применяется системный подход. Система - это взаимосвязанный комплекс множества элементов, образующих некоторое единство, целостность объекта. Основными свойствами системы являются делимость (система всегда рассматривается как объект, состоящий из элементов), изолированность (комплекс элементов, образующих систему, и каждый элемент си­стемы можно рассматривать изолированно), разнообразие (каждый элемент системы имеет собственное поведение и состоя­ние, отличные от поведения и состояния других элементов и систе­мы в целом).

Цель технической эксплуатации морского флота как самосто­ятельной системы состоит в обеспечении возможности выполнения судами транспортной работы и поддержании их в исправном тех­ническом состоянии в течение всего срока службы.

По своим задачам ТЭ подразделяется на две взаимосвязанные части: техническое использование, техническое обслуживание (ТО) и ремонт.

Каждую из этих составных частей с позиций системного под­хода, в свою очередь, можно рассматривать как подсистему (вы­деленная по какому-либо признаку часть системы, обладающая определенной автономностью) или как самостоятельную систему. Структурная схема, характеризующая соподчиненность функций ТЭФ, представлена на рисунке 1. (см. далее).

Следует отметить, что деление ТЭ на составные части, в извест­ной степени,- условно и по содержанию ряда задач, входящих в ту пли иную часть, не имеет четких границ. Такие задачи, как плани­рование и учет, оценка технического состояния, материально-тех­ническое обеспечение, являются общими для всех частей ТЭ.

1.2. Техническое использование.

Техническое использование - это составная часть ТЭ (функ­циональная подсистема), включающая комплекс работ по обес­печению технической готовности судов к выполнению своих функ­ций, надежную и экономичную их работу с показателями, пре­дусмотренными проектом или заданными судовладельцем.

Целевой функцией подсистемы «техническое использование» является обеспечение возможности устойчивого выполнения тран­спортной работы, сохранной перевозки грузов, безопасного море­плавания и нормальных условий труда, быта и отдыха судовых экипажей. Техническое использование включает следующие задачи:

- управление судами и судовыми техническими средствами;

- выбор и поддержание нагрузочных режимов;

- рациональное топливоиспользование.


1.3. Техническое обслуживание и ремонт.

ТО и ремонт — это составная часть ТЭ (функциональная под­система). Суда считаются технически исправными, если они удо­влетворяют требованиям органов надзора и могут использоваться по прямому назначению с технико-эксплуатационными показателя­ми, предусмотренными технической документацией. Целью функ­ционирования подсистемы «техническое обслуживание и ремонт» является поддержание и восстановление исправности судов в те­чение всего срока их службы при минимальных затратах. Эта под­система включает следующие задачи:

-оценка технического состояния (уровня работоспособности);

-определение структуры ТО и ремонта судов;

-организация ТО и ремонта;

-материально-техническое обеспечение.

Оценка технического состояния. Техническое состояние судна и его элементов определяется для обеспечения безопасности мо­реплавания, для задания режима работы механизмов на основе инструкций заводов-изготовителей и Правил технической эксплу­атации; для установления объема ТО и ремонта и составления ре­монтных ведомостей, для планирования и выполнения ТО и ре­монта. В комплекс задач по оценке технического состояния вхо­дит контроль состояния судов и их элементов, технический надзор за судами, разработка и внедрение систем технической диагностики.

Контроль технического состояния судов. Эта группа задач включает в себя повседневный и периодический контроль, а также технический надзор.

Повседневный контроль осуществляется судовым экипажем в соответствии с Уставом, Положением о технической эксплуатации морского флота, Правилами технической эксплуатации судовых технических средств, графиками и планами ТО судна.

Основным методом оценки и контроля технического состояния судна и его элементов судовым экипажем является выполнение профилактических работ на базе типовой нормативной документа­ции на ТО серийных судов, разработанной фирмой-изготовителем совместно с классификационными обществами. Периодический контроль технического состоянием судов и уходом за корпусом и судовым оборудованием осуществляется су­довладельцем.

Цель всех видов контроля технического состояния - установить действительное техническое состояние судов и судового оборудования, обеспечить их исправность, проверить годность к безопасному мореплаванию
, надежной перевозке грузов и обеспечение охраны человеческой жизни на море.



Рис. 1. Структурная схема ТЭ судов.

2. Общие требования к судну перед выходом в рейс.

Подготовка судна к плаванию заключается в приведении судна в такое состояние, которое обеспечивало бы безопасность плавания судна, сохранность грузов, культурно-бытовые условия для пассажиров, нормальные условия работы и отдыха экипажа.

В соответствии с Кодексом торгового мореплавания СССР судно должно быть укомплектовано экипажем в составе, обеспечивающим безопасное плавание, т. е. как минимум должна быть обеспечена двухсменная вахта. Поэтому при подготовке судна к очередному рейсу комплектуют экипаж, подготавливают судовые роли и пассажирские списки, судовые и грузовые документы, навигационное оборудование, средства связи и сигнализации, судовые машины и механизмы, рулевое, якорное, грузовое и прочие устройства, спасательные и противопожарные средства, заготавливают запасы продовольствия, воды, снаряжения, оформляют отход, вызов лоцмана и буксиров.

Большое внимание уделяют бытовым и производственным условиям жизни и работы экипажа на судне, особенно на судах дальнего плавания.

Перед выходом в плавание старший помощник проверяет наличие команды на борту и докладывает об этом капитану, а судовой врач осматривает весь личный состав, удаляет инфекционных и тяжело больных, подписывает вместе с капитаном удостоверение о состоянии здоровья экипажа и пассажиров для представления в санитарный надзор порта.

Третий помощник составляет судовые роли, списки личного состава, собирает дипломы и свидетельства командного состава судна и оформляет отход судна в инспекции портового надзора. Перед выходом в рейс каждое судно должно иметь надлежа^ щим образом оформленные судовые документы.

Номенклатура и порядок выдачи судовых документов регламентируются: Правилами технической эксплуатации судов морского флота, Уставом службы на судах морского флота СССР, Кодексом торгового мореплавания и международными конвенциями. Выдачу и продление судовых документов осуществляют Регистр Союза ССР, инспекция портового надзора, портовые санитарно-карантинные власти, пожарная охрана и другие органы, на основании проверки технического состояния судна, отдельных его устройств и механизмов, что находит отражение в специальных актах освидетельствования.