Файл: 1. Задачи и содержание технической эксплуатации. Роль и место технической эксплуатации на морском транспорте.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 27
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
1. Задачи и содержание технической эксплуатации.
1.1. Роль и место технической эксплуатации на морском транспорте.
Для того, чтобы установить круг задач и содержание предмета ТЭФ, необходимо четко определить ее роль и место в процессе производства на морском транспорте.
Транспорт является четвертой (после земледелия, добывающей и обрабатывающей промышленностей) сферой материального производства. Доставляя продукты производства до потребителя или до места переработки, транспорт является продолжением процесса производства в сфере обращения. Особенность транспорта, в отличие от промышленности и сельского хозяйства, заключается в том, что транспорт не создает новый вещественный продукт. Продукцией транспорта является само перемещение. Именно в изменении места нахождения товаров, в результате чего изменяется их потребительская стоимость, заключается материальный характер транспортного производства.
Непрерывное производство, в том числе и на транспорте, включает два взаимосвязанных процесса: производство и обращение.
Для процесса производства необходимы три элемента: труд, как целесообразная деятельность человека; предметы труда, т.е. все то, на что направлен человеческий труд; средства труда (машины, оборудование, средства перемещения грузов и т. д.), т.е. все то, с помощью чего люди воздействуют на предметы труда.
Обращение – это процесс реализации товарной продукции путем превращения ее в денежную форму и обратного превращения денег в товар, т. е. это процесс обмена товаров посредством денег.
Применительно к морскому транспорту составными элементами процесса производства являются: труд; перемещаемый груз (предмет труда); суда (средства труда).
При транспортировке груза к его стоимости прибавляется стоимость живого и овеществленного труда, в результате чего стоимость его возрастает. Процесс обращения на морском флоте проявляется в виде коммерческой и финансовой работы, реализующей результаты процесса производства - транспортную продукцию.
Управление судами, как производственными ячейками, предполагает взаимодействие судов (объектов управления) с управляющим органом - управлением судоходной компании. Это взаимодействие осуществляется на основе получения, обработки и передачи информации, выработки, принятия и реализации решений. Носителями информации в области ТЭФ являются различные документы - организационно-распорядительные, плановые, учетные, нормативно-справочные.
Рост перевозок, усложнение конструкции морских транспортных судов вызывают резкое увеличение объема информации, необходимой для эффективного управления.
Повышаются требования к ее оперативности и точности, так как даже незначительные ошибки в принятии и реализации решений влекут за собой серьезные экономические издержки.
Для обеспечения оперативной обработки большого объема информации и создания возможности выбора оптимальных вариантов решений по руководству транспортным производством на морском флоте созданы автоматизированные системы управления (АСУ), т. е. такие системы, у которых для сбора, хранения, поиска, передачи и обработки информации и выработки управляющих воздействий применяются автоматические устройства.
Создание АСУ выдвинуло на одно из первых мест проблему информационного обеспечения ТЭФ, совершенствования форм учетной и отчетной судовой документации.
Особо важное значение для обеспечения эффективного функционирования системы имеет правильный выбор критериев оценки и показателей работы всех элементов системы.
Техническая эксплуатация флота (ТЭФ) в общей системе «морской транспорт» может рассматриваться, как составная часть первого элемента процесса производства, т. е. как один из видов производственной деятельности людей, обеспечивающей возможность использования флота по прямому назначению. Непосредственное же использование флота по прямому назначению, включающее прежде всего технологию и организацию перевозок и грузовых работ, обеспечивает другой вид производственной деятельности, именуемый эксплуатацией или коммерческой эксплуатацией флота.
Эти два вида производственной деятельности - коммерческая и техническая эксплуатация флота во взаимодействии с предметами труда (перемещаемый груз) и средствами труда (транспортные суда) и представляют собой процесс производства на морском транспорте.
Техническая эксплуатация в общей системе «морской транспорт», являясь составной частью первого элемента процесса производства, с точки зрения специфики функционирования может также рассматриваться и как самостоятельная производственно-техническая система, в которой суда уже являются не средствами труда, а предметами труда. Такое диалектическое превращение судна из средства труда в предмет труда происходит потому, что в производственно-технической системе ТЭФ судно является объектом приложения труда судового экипажа и работников производственной базы ТЭ.
При изучении ТЭФ применяется системный подход. Система - это взаимосвязанный комплекс множества элементов, образующих некоторое единство, целостность объекта. Основными свойствами системы являются делимость (система всегда рассматривается как объект, состоящий из элементов), изолированность (комплекс элементов, образующих систему, и каждый элемент системы можно рассматривать изолированно), разнообразие (каждый элемент системы имеет собственное поведение и состояние, отличные от поведения и состояния других элементов и системы в целом).
Цель технической эксплуатации морского флота как самостоятельной системы состоит в обеспечении возможности выполнения судами транспортной работы и поддержании их в исправном техническом состоянии в течение всего срока службы.
По своим задачам ТЭ подразделяется на две взаимосвязанные части: техническое использование, техническое обслуживание (ТО) и ремонт.
Каждую из этих составных частей с позиций системного подхода, в свою очередь, можно рассматривать как подсистему (выделенная по какому-либо признаку часть системы, обладающая определенной автономностью) или как самостоятельную систему. Структурная схема, характеризующая соподчиненность функций ТЭФ, представлена на рисунке 1. (см. далее).
Следует отметить, что деление ТЭ на составные части, в известной степени,- условно и по содержанию ряда задач, входящих в ту пли иную часть, не имеет четких границ. Такие задачи, как планирование и учет, оценка технического состояния, материально-техническое обеспечение, являются общими для всех частей ТЭ.
1.2. Техническое использование.
Техническое использование - это составная часть ТЭ (функциональная подсистема), включающая комплекс работ по обеспечению технической готовности судов к выполнению своих функций, надежную и экономичную их работу с показателями, предусмотренными проектом или заданными судовладельцем.
Целевой функцией подсистемы «техническое использование» является обеспечение возможности устойчивого выполнения транспортной работы, сохранной перевозки грузов, безопасного мореплавания и нормальных условий труда, быта и отдыха судовых экипажей. Техническое использование включает следующие задачи:
- управление судами и судовыми техническими средствами;
- выбор и поддержание нагрузочных режимов;
- рациональное топливоиспользование.
1.3. Техническое обслуживание и ремонт.
ТО и ремонт — это составная часть ТЭ (функциональная подсистема). Суда считаются технически исправными, если они удовлетворяют требованиям органов надзора и могут использоваться по прямому назначению с технико-эксплуатационными показателями, предусмотренными технической документацией. Целью функционирования подсистемы «техническое обслуживание и ремонт» является поддержание и восстановление исправности судов в течение всего срока их службы при минимальных затратах. Эта подсистема включает следующие задачи:
-оценка технического состояния (уровня работоспособности);
-определение структуры ТО и ремонта судов;
-организация ТО и ремонта;
-материально-техническое обеспечение.
Оценка технического состояния. Техническое состояние судна и его элементов определяется для обеспечения безопасности мореплавания, для задания режима работы механизмов на основе инструкций заводов-изготовителей и Правил технической эксплуатации; для установления объема ТО и ремонта и составления ремонтных ведомостей, для планирования и выполнения ТО и ремонта. В комплекс задач по оценке технического состояния входит контроль состояния судов и их элементов, технический надзор за судами, разработка и внедрение систем технической диагностики.
Контроль технического состояния судов. Эта группа задач включает в себя повседневный и периодический контроль, а также технический надзор.
Повседневный контроль осуществляется судовым экипажем в соответствии с Уставом, Положением о технической эксплуатации морского флота, Правилами технической эксплуатации судовых технических средств, графиками и планами ТО судна.
Основным методом оценки и контроля технического состояния судна и его элементов судовым экипажем является выполнение профилактических работ на базе типовой нормативной документации на ТО серийных судов, разработанной фирмой-изготовителем совместно с классификационными обществами. Периодический контроль технического состоянием судов и уходом за корпусом и судовым оборудованием осуществляется судовладельцем.
Цель всех видов контроля технического состояния - установить действительное техническое состояние судов и судового оборудования, обеспечить их исправность, проверить годность к безопасному мореплаванию
, надежной перевозке грузов и обеспечение охраны человеческой жизни на море.
Рис. 1. Структурная схема ТЭ судов.
2. Общие требования к судну перед выходом в рейс.
Подготовка судна к плаванию заключается в приведении судна в такое состояние, которое обеспечивало бы безопасность плавания судна, сохранность грузов, культурно-бытовые условия для пассажиров, нормальные условия работы и отдыха экипажа.
В соответствии с Кодексом торгового мореплавания СССР судно должно быть укомплектовано экипажем в составе, обеспечивающим безопасное плавание, т. е. как минимум должна быть обеспечена двухсменная вахта. Поэтому при подготовке судна к очередному рейсу комплектуют экипаж, подготавливают судовые роли и пассажирские списки, судовые и грузовые документы, навигационное оборудование, средства связи и сигнализации, судовые машины и механизмы, рулевое, якорное, грузовое и прочие устройства, спасательные и противопожарные средства, заготавливают запасы продовольствия, воды, снаряжения, оформляют отход, вызов лоцмана и буксиров.
Большое внимание уделяют бытовым и производственным условиям жизни и работы экипажа на судне, особенно на судах дальнего плавания.
Перед выходом в плавание старший помощник проверяет наличие команды на борту и докладывает об этом капитану, а судовой врач осматривает весь личный состав, удаляет инфекционных и тяжело больных, подписывает вместе с капитаном удостоверение о состоянии здоровья экипажа и пассажиров для представления в санитарный надзор порта.
Третий помощник составляет судовые роли, списки личного состава, собирает дипломы и свидетельства командного состава судна и оформляет отход судна в инспекции портового надзора. Перед выходом в рейс каждое судно должно иметь надлежа^ щим образом оформленные судовые документы.
Номенклатура и порядок выдачи судовых документов регламентируются: Правилами технической эксплуатации судов морского флота, Уставом службы на судах морского флота СССР, Кодексом торгового мореплавания и международными конвенциями. Выдачу и продление судовых документов осуществляют Регистр Союза ССР, инспекция портового надзора, портовые санитарно-карантинные власти, пожарная охрана и другие органы, на основании проверки технического состояния судна, отдельных его устройств и механизмов, что находит отражение в специальных актах освидетельствования.