Файл: В современных условиях расчетнокассовое обслуживание является одной из наиболее востребованных услуг, оказываемых кредитными организациями.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 38
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ВВЕДЕНИЕ
В современных условиях расчетно-кассовое обслуживание является одной из наиболее востребованных услуг, оказываемых кредитными организациями. Причиной этого является как хорошо разработанная технология проведения данных операций, так и достаточно совершенная нормативная база. Следует также отметить, что расчетно-кассовые услуги базисом, на котором строятся все взаимоотношения банка с клиентами, так как если кредитные и депозитные услуги могут быть невостребованными отдельными видами клиентов, то расчетно-кассовые услуги являются услугами, спрос на которые есть у всех категорий клиентов.
Актуальность исследования расчетно-кассовых операций в банках состоит в том, что данные операции ввиду увеличения конкуренции на рынке банковских услуг, всё меньше определяют возможности банка по извлечению прибыли. Снижение уровня рентабельности данных операций ставит вопрос о необходимости проведения действий, направленных как на совершенствование механизма их проведения, так и на достижение уровня, который бы позволял банку развиваться.
Развитие кассовых операций банков на сегодняшний день определяется возможностями развития электронно-вычислительной техники. Практика функционирования банковских учреждений за рубежом показывает, что наблюдаемое снижение объёмов и доли кассовых операций в целом по экономике определяется стремлением общества к минимизации издержек, что требует перехода к безналичным платежам. Однако, в условиях РФ, когда у населения достаточно низкая культура использования финансовых услуг, а также ввиду относительно низкого уровня дохода, ждать быстрого снижения кассовых операций не приходится, хотя процесс в данном направлении постепенно идёт.
В отличие от кассовых операций, развитие которых заключается в снижении их значимости, расчетные операции развиваются в противоположном направлении. Для расчетных операций характерно расширение их использования, причиной чего является как повышение потребностей хозяйствующих субъектов и населения, так и необходимость в повышении оборачиваемости средств и снижение потребности в них.
Объединение кассовых и расчетных операций в единый блок обуславливается, в основном, историческими причинами, а также единым технологическим процессом, который практикуется в большинстве банков. Практика обслуживания, прежде всего, юридических лиц, показывает, что наиболее приемлемым способом проведения операций, является организация взаимодействия, при которой клиенту нет необходимости обслуживаться у нескольких специалистов, а все операции ведутся в режиме «единого окна». Следует отметить, что подобный подход постепенно распространяется и на обслуживание физических лиц. Более того, актуальной темой становится тема использования специальных технических средств, позволяющих организовать обслуживание не только в пределах единого окна, но даже в пределах одного работника.
Целью выпускной квалификационной работы является исследование теоретических основ, связанных с проведением расчетно-кассового обслуживания, анализ действующей практики проведения данного обслуживания и его оценке, а также разработка на основании полученных результатов практических рекомендаций по совершенствованию расчетно- кассового обслуживания.
Объект исследования - ПАО «Сбербанк России».
Предмет исследования - организация расчетно-кассовых операций и анализ их эффективности на примере ПАО «Сбербанк России».
Задачи работы:
-
изучить теоретические аспекты расчётно-кассового обслуживания в современных условиях; -
дать характеристику финансово-экономической деятельности ПАО «Сбербанк России»; -
изучить порядок осуществления расчётно-кассового обслуживания в банке; -
провести анализ эффективности расчётно-кассового обслуживания в ПАО «Сбербанк России»; -
изучить направления совершенствования расчётно-кассового обслуживания в банке.
При написании работы использовались следующие методы исследования:
-
монографические; -
экономико-статистические; -
графические.
Исходными материалами для исследования послужили публикации в учебной, научной и периодической печати, данные государственной статистики, нормативные документы государственных регулирующих органов, бухгалтерская финансовая отчётность ПАО «Сбербанк России».
Интервал исследования - 2013-2015 гг.
Платежные операции
Вспомогательные
Основные
Дополнительные
1. Операции открытия счетов клиентов 2. Акцептные операции (получение согласия или отказа плательщика оплатить платежный документ) 3. Авальные операции (когда гарантом или поручителем выступает не сам банк) 4. Блокировка счетов клиентов и снятие блокировки
-
Операции закрытия счетов
клиентов
-
Операции информирования клиентов о движении средств на
счетах
-
Операции ведения счетов клиентов:
-
зачисление на счета средств: поступивших владельцам счетов от третьих лиц; вносимых самими владельцами; получаемых от банка (кредиты, проценты, др.); -
списание со счетов средств в случаях: выполнения клиентами своих обязательств перед третьими лицами (оплата приобретаемых товаров, работ, услуг); выполнения клиентами своих обязательств перед банками, в которых они обслуживаются (возврат кредитов, уплата процентов, комиссионных и др.); уплаты клиентами налогов и исполнения других обязательных платежей; получения клиентами наличных денег на оплату труда сотрудников и на текущие хозяйственные нужды
-
Кассовые операции (прием и выдача наличных денег) -
Операции ведения собственных счетов в учреждениях центрального банка и в других кредитных организациях; -
Операции ведения корреспондентских счетов других кредитных организаций, открытых в данных банках-
Переводные операции (перевод средств клиента с одного его счета на другой); -
Кассовые операции (конвертация одной валюты в другую, перевод наличных денег в
-
безналичные, и наоборот, размен и обмен денег и др.); 3. Операции инкассирования
денежной выручки клиентов; 4. Акцептные операции (когда банк дает
согласие или отказывает оплатить платежный документ, предъявленный к счету его клиента);
-
Авальные операции (когда гарантом или
поручителем выступает сам банк);
-
Учетные, факторинговые и передаточные
(индоссирование) операции
Рисунок 1 - Классификация платежных операций
В целом, комплекс услуг РКО в современных банках может быть представлен следующим образом (рисунок 2).
Все рассмотренные банковские операции (услуги) являются традиционными и давно освоенными, доступными практически для всех банков. Добиться конкурентных преимуществ на рынке данных услуг можно по сути лишь двумя способами - проводя клиентские платежи быстрее, чем это
делают другие банки (что требует применения современных, но достаточно дорогих технических средств и разработки оптимальных маршрутов платежей), и назначая умеренные, приемлемые для максимального числа клиентов тарифы за свои услуги.
| Комплекс РКО | | |
] | |
Информационные услуги
Контрольные (кассовые) услуги
Расчетные услуги
расчетные операции клиентов,
осуществляемые внутри кредитной организации; ^расчетные операции клиентов, проводимые через корреспондентские счета банка; S предоставление ресурсов филиалам; Vпрочие операции
J
Sознакомление клиента с правилами и тарифами, установленными банком; ■Sвыдача клиенту выписок об операциях по счету; ^ информирование клиента по его требованиюоб исполнении его платежного поручения;
другие информационные услуги на договорной основе
проверка кассовой дисциплины; Sконтроль лимита остатков кассы клиента;
регулирование расходования денежной выручки;
^операции по приему и выдаче наличных денег клиентам
11
Наименование правила | Содержание |
Определения размеров расчётов | Расчёты - это процесс определения размера обязательств (долга) одной стороны перед другой или размеров взаимных обязательств |
Денежное правило | Расчёты проводятся исключительно посредством мысленно представляемых денег (заменителей денег). Платежи совершаются только с использованием денег |
Правило зачёта | Расчёт взаимных обязательств может включать в себя момент платежа в случае зачёта сторонами сделки взаимных однородных требований |
Облигаторность денег | Обязательство, действительно являющееся денежным, нельзя использовать как-то без помощи денег |
Правило конверсии | Деньги в процессе своего обращения принимают две формы - наличную и безналичную. Деньги любой формы равны друг другу |
Персонифицированность денег | Обе формы денег персонифицированы применительно к клиенту |
Правило завершения | Расчёты имеют смысл лишь в том случае, когда они завершаются платежами |
1 - Заключение договора. 2 - Отгрузка продукции, оказание услуг, сдача работ. 3 - Передача платежного поручения для списания суммы платежа. 4 - Выписка с расчетного счета о списании средств. 5 - Перевод денег через платежную систему. 6 - Выписка из расчетного счета о зачислении платежа.
Гккяакци* | 3 | Пск^rial ель |
| ||
| ||
е э з | | 7 г 1 |
Ёан* поставщика | 6 | Банк ncKynflTrtiifl |
|
1 - заявление на покупку чековой книжки; 2 - выдача чековой книжки с депонированием суммы лимита; 3 - передача товара, отгрузка продукции; 4 - передача чека в оплату товаров или услуг; 5 - документы на оплату; 6 - зачисление средств на расчетный счет поставщика, передача документов банку покупателя; 7 - выписка из счета депонированных сумм; 8 - выписка из расчетного счета поставщика
Продавец
Товары
Покупатель
Извещение о необходимости оплаты
Инкассовое поручение
Согласие на оплату
Деньги
Банк продавца (зачисление денег на счет продавца)
Банк покупателя (списание денег со счета покупателя)
Инкассовое поручение
Поставщик | 1 | Покупатель |
6 | ||
| ||
Э 7 5 | | 3 2Ю |
Банк поставщика (исполняющий банк) | 4 | Банк покупателя (банк-эмитент) |
8 | ||
|
1 - заключение договора с указанием аккредитивной формы расчетов; 2 - заявление на открытие аккредитива; 3 - выписка из расчетного счета об открытии аккредитива; 4 - извещение об открытии аккредитива, его условия; 5 - сообщение поставщику условий аккредитива; 6 - отгрузка поставщиком продукции в соответствии с условиями аккредитива; 7 - передача поставщиком в банк всех документов, необходимых для использования суммы аккредитива; 8 - извещение об использовании аккредитива; 9 - выписка из расчетного счета о зачислении платежа за счет аккредитива; 10 - сообщение банка покупателя своему клиенту об использовании аккредитива
1 - заключение основного договора; 2 - заключение договора с банком о заранее данном акцепте; 3 - выполнение обязательств по основному договору; 4 - предъявление платежного требования к оплате, проверка соответствия заранее данному акцепту; 4а - предъявление платежного требования непосредственно в банк плательщика; 5 - оплата платежного требования; 6 - уведомление плательщика об исполнении требования получателя
1) уровень рентабельности кассовых операций:
Л=Д-Р, (1)
Д
где Д - доходы от проведения кассовых операций; Р - расходы от проведения кассовых операций.
2) доля доходов от расходных операций в общем объёме кассовых доходов:
Дро - Д, (2)
где Др - объём доходов от расходных операций по кассе.
В общем случае, показывает, сколько процентов доходов от кассовых операций банк получает от расходных операций.
3) уровень комиссионных доходов на 1 тыс.руб. расходных операций:
Укд , (3)
О
О40-62
где О40-62 - оборот по расходу по символам 40-62.
4) уровень комиссионных от всех кассовых операций;
Ук = Д, (4)
О
где О - общий оборот по кассе.
В связи с тем, что денежные средства в кассе иммобилизуются для проведения платежей, возможно определить следующие показатели :
-
объём недополученных доходов от минимально допустимого остатка по кассе:
НДо = К мин х spe4), (5)
где Кжн - среднедневной остаток минимально допустимого остатка по кассе; Бреф - ставка рефинансирования в периоде.
-
объём недополученных доходов от иммобилизации средств в банкоматах:
НДг = Кбанк X Бреф, (6)
где Кбаж - среднедневной остаток средств в банкоматах;
-
объём недополученных доходов от использования наличных денежных средств:
НД = К X Sреф , (7)
где К - среднедневной остаток наличных средств в кассе банка.
Представляет интерес показатель альтернативного использования
наличных, определяемый как отношение полученных доходов от кассовых операций к недополученным доходам:
(8)
В том случае, если данный показатель меньше 1, банку стоит пересмотреть свою тарифную политику, в сторону увеличения ставок по кассовому обслуживанию, так как при уровне 1 и ниже банк реализует только нормальный уровень прибыли, а экономическая прибыль - отсутствует.
Анализ безналичных операций должен проводиться по следующим
направлениям1:
-
оценка динамики объёмов проведённых операций (нетто);
Прежде всего, оценивается объём проведённых безналичных расчётов. Для этого, совокупный оборот по корреспондентским счетам (301) необходимо уменьшить на сумму операций, связанных с получением и инкассацией наличных денежных средств (оборот по счёту 20209).
Оценка динамики объёмов проведённых операций должна проводиться с учётом происходящих инфляционных процессов, так как в условиях активного роста уровня цен это может маскировать фактическую динамику оборота.
-
доля безналичного оборота по расчётным операция в общем обороте банка;
Данный показатель характеризует значимость безналичных операций в целом по всем группам клиентов. Он рассчитывается по формуле:
Дбо = Ор0 х100% , ООБ
где Оро - оборот по расчётным операциям; ООБ - общий оборот банка.
Показатель общего оборота банка возможно получить из данных оборотной ведомости 101.
3) оборачиваемость средств юридических лиц; Данный показатель определяется по формуле:
Обе = 06, (10)
где Об - общий оборот по расчётным счетам юридических лиц; С - средний размер средств на счетах юридических лиц. 4) длительность оборота средств юридических лиц;
Данный показатель свидетельствует о том, какое время затрачивается на оборот средств юридических лиц в днях. Формула для расчёта показателя:
ДОюл = ^, (11)
Об
где Об - общий оборот по расчётным счетам юридических лиц; С - средний размер средств на счетах юридических лиц. 5) доля расчётных операций юридических в общем обороте банка; Данный показатель характеризует значимость безналичного оборота юридических лиц для банка в целом. Он рассчитывается по формуле:
Дро = хюо%, (12)
ООБ v 7
где Ороюл - оборот по расчётным операциям юридических лиц (организаций); ООБ - общий оборот банка.2
6) доля расчётных операций юридических лиц, обслуживающихся в банке, в общем их обороте;
Данный показатель характеризует клиентскую базу (юридических лиц) банка относительно потребности у них наличного оборота. Формула для расчёта данного показателя:
ко
Дбр - X100%, (13)
Ороюл
где Ороюл - оборот по расчётным операциям юридических лиц (организаций); БО - безналичный оборот юридических лиц. 7) коэффициент оседания средств.
Данный показатель является показателем устойчивости средств на счетах клиентов. Его также называют коэффициентом стабильности ресурсной базы или коэффициентом оседания, который определяется по формуле:
Ку - Ос, (14)
Ко
где Ос - остаток средств на счетах клиентов на конец анализируемого периода;
Ко - кредитовый оборот по счетам клиентов банка за период. 8) коэффициент покрытия оборота.
Данный коэффициент показывает, насколько оборот по выбытию (дебетовый оборот по расчётным счетам клиентов) покрывается за счёт поступлений на эти счета. Показатель рассчитывается по формуле:
Кпо - ^ЮЛ, (15)
ДОюл v 7
где КОюл - кредитовый оборот по поступлению средств на счета юридических лиц;
ДОюл - дебетовый оборот по поступлению средств на счета юридических
лиц.
Применительно к безналичным операциям возможен также расчёт следующей системы показателей:
1) уровень рентабельности безналичных операций :
R = Д—Р, (16)
Д
где Д - доходы от проведения безналичных операций; Р - расходы от проведения безналичных операций. 2) коэффициент оседания безналичных средств:
КО =
ОБ0 ' V 7
где ОБ0, ОБ1 - объём оборота безналичных средств банка за период.
В общем случае, показывает, сколько процентов от оборота по безналичным средствам банка осело на его счетах.
3) уровень комиссионных доходов на 1 тыс.руб. безналичных операций:
Укд = Др, (18)
БО V 7
где БО - оборот по безналичным операциям.
4) доля платежных документов, отправленных банком с нарушением сроков:
- по сумме:
с
ДПс = С X100%, (19)
В
С - сумма документов, отправленных с нарушением сроков; В - общая сумма отправленных документов. - по количеству:
ДПК = К X100%, (20)
Вк
где К - количество документов, отправленных с нарушением сроков; Вк - общее количество отправленных документов.
5) коэффициент оборачиваемости расчетных документов, не оплаченных в срок, в связи с отсутствием средств на корреспондентских счетах банка:
КОнд = ОКС, (21)
Снд
где ОКС - средний оборот за период по корреспондентскому счету;
Снд - средний остаток неоплаченных расчетных документов (сумма счетов 90903 и 90904);
6) оборачиваемость привлеченных средств (юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, физических лиц и прочих):
КО = °, (22)
ОС v 7
где ОС - средний остаток по соответствующей категории счетов; О - оборот по соответствующей категории счетов.
Кроме того, в процессе анализа могут изучаться следующие аспекты безналичных расчётов:
1) структура банков-получателей средств;
где
Суть данного направления анализа безналичных расчётов юридических лиц состоит в том, чтобы выявить банки - основные получателей средств по
безналичным операциям клиентов. Данное направление анализа возможно провести с использованием показателя БИК и группировкой полученной информации по двум направлениям:
-
по сумме платежей; -
по количеству платежей.
При этом, также возможно проведение анализа как по отправленным, так и полученным платежам.
Особенностью безналичных платежей в РФ является то, что государственные органы (прежде всего, налоговые инспекции, социальные фонды) являются получателями значительного количества безналичных средств по количеству. Однако, их сумма, как правило, невелика. В то же время, расчёты между банками осуществляются с использованием существенно больших разовых сумм платежей. В любом случае, необходимо учитывать тот факт, что полученная информация во многом будет являться отражением текущего конкурентного состояния банка.
-
структура форм безналичных расчётов, используемых банком;
Ещё одним направлением анализа безналичных операций юридических лиц может являться использование тех или иных форм безналичных расчётов. При этом, необходимо учитывать также и тот факт, что в подавляющем большинстве случаев используются расчёты с использованием платёжных поручений, а прочие формы безналичных расчётов используются крайне слабо.
-
использование инструментов удалённого доступа к управлению счётом юридическими лицами;
Важным направлением анализа безналичных операций юридических лиц в банке может быть также использование инструментов удалённого банковского обслуживания для инициирования платежей (Банк-клиент, Интернет-банк и прочие). Также, как и другие направления анализа, он может проводиться как по сумме документов, так и по их количеству. Увеличение доли операций, которые проводятся с использованием средств удалённого доступа свидетельствует о повышении уровня автоматизации общения с клиентами-юридическими лицами, что является положительным фактором, исходя из двух аспектов:
-
снижаются затраты банка на ввод информации в собственные информационные системы, соответственно, снижаются операционные затраты; -
тяжесть ошибки при вводе информации перекладывается на клиентов. Как правило, при проведении контроля таких документов он осуществляется по формальным признакам, без исследования сути документа.3
4) значимость безналичных расчётов юридических лиц по счетам банков- корреспондентов.
При наличии развитого банковского рынка и развитой системы корреспондентских счетов актуальным становится исследование доли безналичных операций, проводимых через банки-корреспонденты. Как правило, такие операции не предполагают работы с государственными органами, а ориентированы на расчёты между коммерческими контрагентами. В результате этого, значительные объёмы операций могут осуществляться на двусторонней основе, без привлечения РКЦ в качестве расчётных посредников.
В качестве основных методов управления эффективностью расчётно- кассовых операций возможно указать:
1) метод заданного уровня рентабельности;
Суть данного метода управления рентабельностью расчётно-кассовых операций состоит в том, что ставки комиссионных, назначаемых за их проведение, устанавливаются, исходя из приемлемого для банка уровня. При этом, как правило, банк ориентируется на полное возмещение своих затрат (трудовых, материальных, организационных и прочих), возникающих в процессе предоставления данной услуги.
Как правило, данный подход выражается в том, что ставки стоимости услуг устанавливаются в процентах от базисного показателя. Например, по кассовым операциям - в виде процента от снятия наличных со счёта или внесения наличных на счёт.
Достоинством такого метода управления является его простота и понятность для клиентов и менеджмента банка. В то же время, данный метод управления расчётно-кассовыми операциями не предполагает учёта того, что обслуживание в банке это комплексный процесс, в результате чего клиенты, для которых более важны прочие операции, не относящиеся к расчётно- кассовым, могут выбрать другой банк.
-
метод фиксированного возмещения;
Метод фиксированного возмещения получил распространение при пакетном (комплексном) обслуживании. Его суть состоит в том, что плата за расчётно-кассовое обслуживание устанавливается в твёрдой сумме при непревышении обслуживаемым клиентом тех или иных параметров. К ним могут относиться такие, как:
-
оборот по снятию наличных; -
количество снятий наличных; -
количество операций по расчётному счёту; -
количество дубликатов выписки и прочие.
Достоинством такого метода управления доходностью является то, что данный подход также прост и очевиден для клиентов. Однако, на уровне банка он требует значительного количества расчётов, с целью определения приемлемого уровня возмещения.
-
обеспечивающий метод;
Суть данного метода состоит в том, что доходность расчётно-кассовых операций рассматривается в контексте предоставления банком общего комплекса услуг и максимизации отдачи от клиента. В результате этого, назначение ставок комиссионных, как правило, производится комбинацией первых двух методов, причём экономическая эффективность только расчётно- кассового обслуживания не играет первостепенной роли. В качестве главных целей при данном методе выступают:
-
максимизация прибыли по группе клиентов в целом по всем операциям; -
увеличение объёмов привлечения ресурсов по приемлемым банком
ставкам;
- повышение обеспеченности оборота наличными и безналичными средствами и прочие.
Данный метод существенно более сложен, так как предполагает оценку не доходов от расчётно-кассового обслуживания, а последствий влияния тарифной политики по данному обслуживанию на эффективность работы банка в целом.
На основании проведённого в п. 1.3 исследования возможно сформулировать следующие выводы:
-
система показателей эффективности расчетно-кассового обслуживания клиентов состоит из двух категорий показателей - показателей расчетного и кассового обслуживания; -
в показателях кассового обслуживания можно выделить показатели уровня комиссионных, а также показатели рентабельности и количества недополученных доходов; -
в показателях, характеризующих расчетное обслуживание, возможно выделить две группы показателей - показатели рентабельности обслуживания, а также показатели качества расчетного обслуживания клиентов. Здесь же возможно анализировать также показатели, характеризующие показатели развития уровня инфраструктуры банка, продвижения тех или иных платёжных услуг и прочих.
На основании проведённого в главе 1 исследования возможно сформулировать следующие обобщающие выводы:
-
реализация банком расчётно-кассового обслуживания предполагает удовлетворение потребностей клиентов в наиболее распространённых услугах, к которым относятся расчётные, кассовые и информационные услуги; -
в российской практике РКО регламентированы формы безналичных расчётов, а также условия проведения кассовых операций. Нормативное регулирование информационных услуг в комплексе РКО регламентировано существенно меньше; -
основным направлением анализа операций РКО является рентабельность таких операций, а также показатели, связанные с иммобилизацией средств в расчётах. Кроме того, могут рассматриваться также показатели, связанные с качественными аспектами деятельности банка - развитием тех или иных услуг, инфраструктуры, использования тех или иных платёжных инструментов; -
в качестве основных методов управления эффективностью расчётно- кассовых операций выступают такие методы, как метод заданного уровня рентабельности, метод фиксированного возмещения, обеспечивающий метод. Обеспечивающий метод является наиболее прогрессивным, однако, и наиболее сложным в реализации, так как требует учёта влияния расчётно-кассовых операций в целом на бизнес банка.