Файл: Оглавление введение Наука как специфический тип знания. Критерии научного знания Типы научного познания Понятие вненаучного познания Виды вненаучного знания Заключение Библиографический список введение.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 57

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение…………………………………………………………….. 3

Наука как специфический тип знания. Критерии научного знания…………………………………………………………… 4

Типы научного познания………………………………………… 8

Понятие «вненаучного познания»……………............................ 11

Виды вненаучного знания………………………………………… 13

Заключение……………………………………………………. 20

Библиографический список………………………………………... 21

ВВЕДЕНИЕ

Люди приобретали знания об окружающем их мире в процессе жестокой борьбы за существование. В ходе эволюции проходило формирование человеческого сознания, развитие речи, накопление знаний и представлений о мире, возникли первые антропоморфные объяснения окружающих явлений, следы которых сохранились в нашем языке.

Познавательная деятельность осуществлялась и осуществляется в различных ситуациях и видах деятельности. Различают несколько типов познания: практическое, мифологическое, религиозное, философское, художественное, обыденное и др. По типу познания знания делят на научное и вненаучное.

Если научные знания подтверждаются какими-либо фактами, законами и т.д., то вненаучное знание, наоборот, не формализуется и не описывается законами и не имеет точных объяснений. Этим и объясняется актуальность исследования темы моего реферата.

Цель работы – рассмотреть научный и вненаучный типы знания.

Задачи, решение которых способствует достижению данной цели:

1. Дать определение понятиям «научное» и «вненаучное знание»;

2. Выделить типы научного познания;

3. Выделить виды вненаучного знания.

Работа состоит из введения, четырёх разделов, заключения, списка используемых источников.

В первом разделе рассматривается понятие научного знания. Во втором разделе рассматриваем типы научного познания. В третьем разделе рассматривается понятие научного знания. В четвертом разделе внимание уделяется видам вненаучного знания. В заключении сделаны основные выводы по работе. Список источников прилагается.

НАУКА КАК СПЕЦИФИЧЕСКИЙ ТИП ЗНАНИЯ

КРИТЕРИИ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ

Как специфический тип знания науку исследуют логика и методология науки. Основной задачей здесь является экспликация и выявление признаков, являющихся достаточными и необходимыми и для различения научного знания от результатов иных видов познания (различных форм вненаучного знания). К последним относятся: обыденное знание, искусство, религия, философия, интуитивно-мистический опыт, экзистенциальные переживания и т.д. [4, 34]


В целом, если под «знанием» понимать сугубо только текстовую информацию, то разумеется, что научные трактаты составляют лишь часть от всего объема дискурса, используемого современным человечеством в своем адаптивном существовании. Не взирая на немалые усилия философов науки в четком задании и эксплицировании критериев научности, данная проблема все еще далека от окончательного решения.

Как правило, выделяют следующие критериальные признаки научного знания: предметность, однозначность, определенность, точность, системность, логическая доказательность, проверяемость, теоретическая и эмпирическая обоснованность, практическая применимость. Соблюдение данных свойств должно неизменно гарантировать объективную истинность научного знания, по этой причине часто «научное знание» уподобляют знанию «объективно-истинному».

Идеалы дают нам понимание, оценку и структурируют реальность в соответствии с принятой системой потребностей, целей и интересов. Безусловно, они есть важнейший необходимый и регулятивный элемент в обеспечении существования человека в каждой сфере его деятельности. Кажется интуитивно ясным, в чем отличие науки от иных форм познавательной деятельности людей. Но, между тем, четкое и ясное определение особенных черт науки в виде определений и признаков на практике оборачивается весьма непростой задачей. Об этом говорит многообразие науки и постоянные споры по проблеме связи между ней и другими формами познания.

Как и другие формы духовного производства, научное познание в конечном итоге необходимо для регулирования деятельности человека [5, 56]. Разнообразные виды познания каждый по своему выполняют эту роль, и анализ таких расхождений является основным и обязательным условием к выявлению характерных черт научного познания. Деятельность возможно рассмотреть в виде сложно организованной сети различных актов изменения объектов, в тех случаях, когда продукты одного вида деятельности переходят в другой вид, становясь ее составными частями. К примеру, нефть как продукт ресурсодобывающего производства становится предметом, который преобразуется в деятельность нефтяника; пластмасса, произведенная на заводе из добытой нефти, становится средством деятельности в другом производстве. Даже субъекты деятельности – люди, которые осуществляют эти преобразования объектов в порядке поставленных целей, могут быть в некоторой степени представлены как результаты деятельности воспитания и обучения, обеспечивающие усвоение субъектом обязательных примеров действий, знаний и навыков приложения к деятельности определенных средств.



Основной задачей науки является выявление законов, в соответствии с которыми объекты развиваются и изменяются. В применении к процессам природного преобразования данную функцию лежит на естественных и технических науках. Процессы преобразования социальных объектов исследуются науками общественными. Поскольку в процессе деятельности возможно преобразование самые разных объектов — предметов природы, человека (и состояния его сознания), подсистем общества, знаковых объекты, функционирующие в качестве феноменов культуры, и т.д., — постольку любой из них может стать предметом научного исследования.

Ориентирование науки на изучение объектов, которые могут быть включены в деятельность (либо актуально, либо потенциально как возможные объекты ее преобразования в будущем), и их исследование в виде подчиняющихся объективным законам развития и функционирования составляют первую главную особенность научного познания. И именно эта особенность отличает его от других форм познавательной деятельности человека [9, 57].

Наука ориентирована на объективное и предметное исследование действительности. Сказанное, конечно, не означает, что личностные моменты и ценностные ориентации ученого не играют роли в научном творчестве и не влияют на его результаты. Процесс научного познания обусловлен не только особенностями изучаемого объекта, но и огромным количеством факторов социокультурного характера. Говоря о науке в ее историческом развитии, нетрудно обнаружить, что с изменением типа культуры меняются стандарты изложения научного знания, способы видения реальности в науке, стили мышления, формирующиеся в контексте культуры, и испытывают влияние самых различных ее феноменов [7]. Данное воздействие может быть представлено как включение разнообразных социокультурных факторов в процесс выработки собственно научного знания.

Впрочем, констатация связей объективного и субъективного во всяком познавательном процессе и насущная необходимость комплексного исследования науки в ее взаимовлиянии с иными формами духовной деятельности человека отнюдь не снимают вопроса о различии между наукой и данными формами (обыденным познанием, художественным мышлением и т.д.). Основной и необходимой характеристикой данного различия является признак предметности и объективности и научного познания. Наука в человеческой деятельности выделяет только ее предметную структуру и все рассматривает сквозь призму этой структуры.


Здесь сразу же может возникнуть вопрос: ну а что же тогда делать с субъектом деятельности, с его ценностями, целями, состояниями его сознания? Все это относится к составным субъектной структуры деятельности, но ведь наука способна исследовать и эти компоненты, так как для нее нет запретов на исследование каких-либо реально существующих феноменов. Ответ на эти вопросы видится достаточно простой: да, наука может исследовать любые феномены жизни человека и его сознания, она может исследовать и деятельность, и человеческую психику, и культуру, но только под одним углом зрения -как особые предметы, которые подчиняются объективным законам. Субъектную структуру деятельности наука тоже изучает, но как особый объект. А там, где наука не может сконструировать предмет и представить его «естественную жизнь», определяемую его сущностными связями, там и кончаются ее притязания.

Таким образом, наука может изучать все в человеческом мире, но с особой точки зрения в особом ракурсе и с особой точки зрения [10, 121]. Этот особый ракурс предметности выражает одновременно и отсутствие границ, и ограниченность науки, поскольку человек в роли самодеятельного, сознательного существа обладает свободной волей, и он не только является объектом, он еще и субъект деятельности. И в этом его бытии субъекта далеко не каждое состояние может быть исчерпано научным знанием, даже если гипотетически предположить, что такое всеохватывающее научное знание о человеке и его жизнедеятельности может быть получено. В таком утверждении о границах науки антисциентизм отсутствует. Просто это констатация бесспорного факта, что наука не заменяет собой все формы познания мира, всю культуру. И все, что не попадает из ее поля зрения, компенсируют иные формы духовного постижения мира — философия, искусство, религия, нравственность.



ТИПЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ

В любой из отраслей науки – физике, биологии, химии и др. существует разнообразие форм или типов научного знания – опытные факты, гипотезы, модели, законы, теории и др. Все их многообразие различается друг от друга степенью обобщенности, к примеру, опытные факты являют собой какую-либо эмпирическую реальность, которая представлена разными информационными средствами – формулами, текстами, фотографиями, видеопленками, как и непосредственно наблюдаемыми в обычной жизни явлениями, тогда как закон является формулировкой универсальных утверждений об отношениях и свойствах изучаемой предметной области на основе рассматриваемых фактов.


Наиважнейшей задачей научного исследования представляется нахождение и выявление законов конкретной, предметной деятельности, описание их в соответствующих понятиях, теориях, принципах, идеях. В максимально общем виде закон определяется как связь между процессами, явлениями, которая отличается объективностью, конкретностью, всеобщностью, необходимостью, повторяемостью и устойчивостью. Впрочем, устойчивость и инвариантность законов абсолютно всегда соотносится с какими-либо конкретными условиями, в случае изменения которых прежняя инвариантность устраняется и порождается новая, что приводит к корректированию закона, его расширению, углублению или сужению сферы действия. Законы открываются первоначально в форме гипотез, предположений [11, 42].

Гипотеза являет собой форму знания, в которой есть предположение, которое сформулировано на основе некоторого количества фактов, истинное значение которых не определено и нуждается в доказательстве [14, 124]. В актуальной методологии науки понятие «гипотеза» применяется в двух значениях: и как проблематичная и не являющаяся достоверной форма знания, и как метод научного познания. В первом из приведенных значений гипотеза должна соответствовать следующим критериям:

1) соответствие установленным в науке законам;

2) согласованность с фактическим материалом;

3) непротиворечивость с точки зрения формальной логики (если же речь идет о противоречии объективной реальности, то гипотеза должна содержать в себе противоречия);

4) отсутствие произвольных, субъективных допущений;

5) принципиальная возможность ее подтверждения или опровержения или в ходе непосредственного наблюдения, или косвенно – методом выведения из гипотезы следствий.

Встречаются различные виды гипотез: общие, частные и рабочие. Общие гипотезы – это фундамент, на котором строятся основы научного знания, в этих гипотезах высказывается предположение о закономерностях различного рода связей между явлениями. Частные гипотезы тоже содержат предположения, но о свойствах фактов и событий единичных, конкретных явлений. Рабочая гипотеза является своего рода исходным моментом – предположением, выдвигаемым на начальном этапе исследования, это своеобразный ориентир исследовательского поиска.

Теория - это одна из самых сложных и развитых форм научного знания, которая представляет собой целостное отображение существенных и закономерных связей конкретной области действительности. В науке существуют определенные критерии, которым должна соответствовать теория. Приведем некоторые из них: теория не может противоречить данным фактов и опыта и при этом быть проверяемой на имеющемся опытном материале; она не должна противоречить и формально-логическим принципам логики, а должна отличаться при этом логической простотой, «естественностью»; теория актуальна, когда она охватывает и соединяет в единое целое круг предметов в цельную систему абстракций.