Файл: 1. Человек и общество Общество как форма жизнедеятельности людей.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 17

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1. Человек и общество

1.Общество как форма жизнедеятельности людей.

Общество – динамическая система. Системные качества общества: целостность, динамичность, историчность, открытость, иерархичность. Существует понятие общество в широком и узком смысле.

В широком смысле: Обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть материального мира, включающая все способы взаимодействия людей и формы их объединения.

Под обществом в узком смысле понимается:

-Определённый этап человеческой истории (средневековое общество)

-Объединения людей с общими целями и интересами (цветоводы)

-Население страны, государства (российское общество)
Различают следующие типы обществ:

- Традиционное (аграрное): преобладает сельское хозяйство, ремесло, община, религия, нет мобильности (всё древнее)

- Индустриальное: массовое производство, промышленность, товарно-денежные отношения, урбанизация, массовая культура индивидуальность, мобильность

- Постиндустриальное (информационное): Информация, сфера услуг, наука,

Важнейший компонент общества – социальный институт – исторически сложившаяся форма организации людей, на основе комплекса норм и статусов регулирующая их деятельность и удовлетворяющая фундаментальные человеческие потребности.
Социальные институты: собственность, государство, политические партии, семья, церковь, трудовые организации, учреждения образования и воспитания, наука, СМИ и т.д.


Глобализация – исторический процесс сближения наций и народов, постепенно стирающий традиционные границы и превращающий человечество в единую политическую систему.
Глобальные проблемы современности – комплекс общественных и природных противоречий, затрагивающий весь мир в целом. Являются показателем целостности и взаимосвязи современного мира, создают угрозу человечеству, требуют объединения усилий для решения.

Главные проблемы:

1. Экологическая: загрязнение, вымирание видов, «озоновые дыры» и т.д.

2. Демографическая;

3. Проблема безопасности и предотвращения мировой войны;

4. Проблема ресурсов;

5. Проблема «Север-Юг»: развивающиеся и высокоразвитые страны.

2. Взаимодействие общества и природы.

Общество неразрывно связано с природой, в отличие от неё общество не может существовать отдельно.

Типы отношений общества и природы:

Гармоничные – получение обществом из природной среды необходимых вещественных и энергетических ресурсов.

Конфликтные – загрязнение воздуха, водоёмов, бесконтрольное расходование минеральных ресурсов.

Таким образом, взаимодействие общества и природы носит противоречивый характер.
3. Основные сферы общественной жизни, их взаимосвязь.

В структуре общества 4 сферы (подсистемы):

1. Экономическая - материальной производство и производственные отношения.(н-р: деньги, банки, торговля и т.д)

2. Политическая - политика, государство, право, их отношения и функционирование. (государство, партии, общественно-политические движения)

3. Социальная – отношения между классами, группами, нациями и т.д. (народы, нации, классы, половозрастные группы, социальное обеспечение граждан и т. д.)

4. Духовная – формы общественного сознания: религия, мораль, наука, искусство
Все сферы общества (экономическая, политическая, социальная, духовная) тесно взаимосвязаны.
4. Биологическое и социальное в человеке.
Человек – биосоциальное существо, особое, высшее звено в развитии живых организмов на Земле.

Биологическое начало: анатомия, физиология, протекание различных процессов в организме (питание, дыхание, сон и т.д.)

Основные отличия человека от животных:

- Человек способен производить орудия труда, использовать их;

- Человек обладает сложно организованным мозгом, мышлением и членораздельной речью;

- Человек способен к целенаправленной творческой деятельности;

Только для человека возможна самореализация личности.
Потребности – недостаток в чём-либо необходимом для поддержание жизнедеятельности организма.

Виды потребностей:

Потребности по А. Маслоу.

Первичные, врожденные

1.Физиологические,

2.Экзистенциальные,

Вторичные, приобретенные

3.Социальные, 4.Престижные, 5. Духовные

Задатки – природная предрасположенность человека к тому или иному виду деятельности.

Способности – индивидуально-психологические особенности личности, от которых зависит успешное выполнение определённой деятельности.

Талант – уровень развития способностей, который позволяет получить продукт деятельности, отличающийся новизной, совершенством и значимостью.



Гениальность – высшая ступень развития таланта, позволяющая осуществлять принципиальные сдвиги в той или иной области.
5. Личность, особенности подросткового возраста.

Индивид – единичный представитель человеческого рода, конкретный человек.

Индивидуальность – неповторимое своеобразие, отличительные особенности (внутренние и внешние) от других людей.

Личность – совокупность социальных качеств, которые приобрел индивид в процессе жизни и проявляет их в разнообразных формах деятельности и поведения.
Социализация – это процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом культурных норм и социального опыта, необходимых для успешного функционирования в обществе.

В момент рождения человек – индивид. Личностью становится в процессе социализации.

Процесс социализации продолжается всю жизнь.

Первичная социализация: агенты (родственники, учителя) и институты социализации (семья, школа).

Вторичная социализация: агенты (коллеги, преподаватели, должностные лица) и институты (ВУЗы.

Структура личности:

- социальный статус - место человека в системе общественных отношений

- социальная роль – образ поведения, одобренный нормативно и соответствующий социальному статусу.
Особенности подросткового возраста:

-Психологические изменения

-Физиологические изменения

-Развитие мышления

-Формирование самосознания

-Формирование мировоззрения

-Полярность мнений и поведения

-Чувство взрослости
6. Деятельность человека и ее основные формы (труд, игра, учение).

Деятельность – процесс активного преобразования человеком действительности и познание мира, включая общество  и самого себя, с целью  удовлетворения своих потребностей

Структура деятельности включает в себя:

Мотив——цель—— средства——действия——результат + Объект +Субъект

Субъект деятельности – это тот, кто осуществляет деятельность (человек, коллектив, общество).

Объект деятельности – это то, на что направлена деятельность

  • Мотив деятельности, то есть что побуждает человека совершать действия (потребности, интересы, убеждения, идеалы, эмоции,  влечения, социальные установки).

  • Цель деятельности – наличие осознанного образа результата деятельности, на достижение которого она направлена.

  • Средства — то есть методы, способы, предметы, которые используются для достижения цели.


Действия - поступки, направленные на достижение результата.

  • Результат - продукт деятельности, ради которого она совершалась.



.Виды деятельности

1.Материальная (практическая):

  • Материально-производственная (преобразование природы, создание материальных благ)

  • Социально-преобразовательная (деятельность по преобразованию общества, например – реформы )

2.Духовная

  • Познавательная (познание мира, общества, человека)

  • Ценностно-ориентировочная (формирование мировоззрения, отношение людей к явлениям, происходящим в окружающем мире, идеалы, ценности, смысл жизни)

  • Прогностическая (предвидение, планирование будущего)

Формы деятельности

1.Труд – это вид деятельности, который направлен на создание материальных и духовных продуктов, для удовлетворения определённых потребностей человека и общества.

Виды труда

  • Физический – характеризуется тем, что происходит нагрузка на организм человека, на его опорно-двигательный аппарат

  • Умственный – связан с обработкой, усвоением информации, требует напряжения внимания, памяти, активизации процессов мышления.

  • Смешанный – труд, требующий сочетания и физических, и умственных усилий.



  1. Игра — это вид непродуктивной деятельности, для которой важен сам процесс, а не результат.

Игра для ребёнка — это один из способов познания мира; игра для взрослых- это и отдых, развлечение, и в то же время деловые игры помогают смоделировать тип поведения в той или иной ситуации, например, при приёме на работу.

Характерные черты игры как вида деятельности

  • Условная ситуация

  • Наличие определённых правил для той или иной игры

  • Использование предметов, замещающих реальные (например, для ребёнка кукла — это её дочка)

  • Своеобразные цели (удовлетворение потребности в отдыхе, общении, формирование определённых навыков деловой беседы и другие)

  • Игра способствует развитию нравственных качеств личности, формированию определённых умений и навыков.



  1. Учение (учёба)— вид деятельности, в результате которой человек познаёт мир, общество, самого себя, приобретает знания, умения, навыки, которые необходимы ему для успешной жизнедеятельности.


Человеческая деятельность имеет  особенности:

  • Целенаправленный, осознанный характер, то есть она всегда имеет цель и направлена на достижение результата.

  • Плановый характер деятельности, то есть представляет и з себя определённую структуру.

  • Систематичность, то есть деятельность – это длительный, ежедневный процесс.

  • Продуктивность – направленность деятельности на получение результата.

  • Преобразующий характер — деятельность изменяет окружающий мир, общество и человека.

  • Общественный характер, то есть деятельность является результатом многовекового труда человечества, это продукт истории.

Следует отметить, что деятельность может носить творческий характер.

Что такое творчество?

Творчество — это любая деятельность человека (духовная или материальная),  в результате которой  появляется что-то качественно новое, раньше не существовавшее и имеющее ценность для всего общества. Основной критерий творческой деятельности — уникальность её результата.

Отличие деятельности человека от активности животного

Черты деятельности человека

Черты активности животного

Наличие цели, осознанных мотивов, использование необходимых средств и методов, рациональный их выбор для достижения цели.

В основе деятельности лежат потребности, основанные на инстинктах, нет поставленной цели, нет выбора средств и методов, только использование природного материала, все действия запрограммированы природой, животные не создают, не производят нового, только пользуется то, что дала природа.

Деятельность характеризуется систематичностью, набором специальных операций.

Только движения, отсутствие действий. Нет систематической деятельности.

Деятельность человека носит продуктивный характер, человек  не только использует, что создаёт природа, но и сам творит, преобразует мир, общество и самого себя.

Активность животных всегда носит потребительский характер, они ничего нового не создают, не меняют вокруг себя и в себе самих.

Деятельность человека — результат развития общества, усвоения опыта предшествующих поколений.

Активность животных — это результат их биологической эволюции.

Человек приобщается к деятельности в результате социализации, с рождения способность к ней человеку не дана.

Активность животных предопределена генетически, заложена  в них от природы.