Файл: 1. Человек и общество Общество как форма жизнедеятельности людей.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 17
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
1. Человек и общество
1.Общество как форма жизнедеятельности людей.
Общество – динамическая система. Системные качества общества: целостность, динамичность, историчность, открытость, иерархичность. Существует понятие общество в широком и узком смысле.
В широком смысле: Обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть материального мира, включающая все способы взаимодействия людей и формы их объединения.
Под обществом в узком смысле понимается:
-Определённый этап человеческой истории (средневековое общество)
-Объединения людей с общими целями и интересами (цветоводы)
-Население страны, государства (российское общество)
Различают следующие типы обществ:
- Традиционное (аграрное): преобладает сельское хозяйство, ремесло, община, религия, нет мобильности (всё древнее)
- Индустриальное: массовое производство, промышленность, товарно-денежные отношения, урбанизация, массовая культура индивидуальность, мобильность
- Постиндустриальное (информационное): Информация, сфера услуг, наука,
Важнейший компонент общества – социальный институт – исторически сложившаяся форма организации людей, на основе комплекса норм и статусов регулирующая их деятельность и удовлетворяющая фундаментальные человеческие потребности.
Социальные институты: собственность, государство, политические партии, семья, церковь, трудовые организации, учреждения образования и воспитания, наука, СМИ и т.д.
Глобализация – исторический процесс сближения наций и народов, постепенно стирающий традиционные границы и превращающий человечество в единую политическую систему.
Глобальные проблемы современности – комплекс общественных и природных противоречий, затрагивающий весь мир в целом. Являются показателем целостности и взаимосвязи современного мира, создают угрозу человечеству, требуют объединения усилий для решения.
Главные проблемы:
1. Экологическая: загрязнение, вымирание видов, «озоновые дыры» и т.д.
2. Демографическая;
3. Проблема безопасности и предотвращения мировой войны;
4. Проблема ресурсов;
5. Проблема «Север-Юг»: развивающиеся и высокоразвитые страны.
2. Взаимодействие общества и природы.
Общество неразрывно связано с природой, в отличие от неё общество не может существовать отдельно.
Типы отношений общества и природы:
Гармоничные – получение обществом из природной среды необходимых вещественных и энергетических ресурсов.
Конфликтные – загрязнение воздуха, водоёмов, бесконтрольное расходование минеральных ресурсов.
Таким образом, взаимодействие общества и природы носит противоречивый характер.
3. Основные сферы общественной жизни, их взаимосвязь.
В структуре общества 4 сферы (подсистемы):
1. Экономическая - материальной производство и производственные отношения.(н-р: деньги, банки, торговля и т.д)
2. Политическая - политика, государство, право, их отношения и функционирование. (государство, партии, общественно-политические движения)
3. Социальная – отношения между классами, группами, нациями и т.д. (народы, нации, классы, половозрастные группы, социальное обеспечение граждан и т. д.)
4. Духовная – формы общественного сознания: религия, мораль, наука, искусство
Все сферы общества (экономическая, политическая, социальная, духовная) тесно взаимосвязаны.
4. Биологическое и социальное в человеке.
Человек – биосоциальное существо, особое, высшее звено в развитии живых организмов на Земле.
Биологическое начало: анатомия, физиология, протекание различных процессов в организме (питание, дыхание, сон и т.д.)
Основные отличия человека от животных:
- Человек способен производить орудия труда, использовать их;
- Человек обладает сложно организованным мозгом, мышлением и членораздельной речью;
- Человек способен к целенаправленной творческой деятельности;
Только для человека возможна самореализация личности.
Потребности – недостаток в чём-либо необходимом для поддержание жизнедеятельности организма.
Виды потребностей:
Потребности по А. Маслоу.
Первичные, врожденные
1.Физиологические,
2.Экзистенциальные,
Вторичные, приобретенные
3.Социальные, 4.Престижные, 5. Духовные
Задатки – природная предрасположенность человека к тому или иному виду деятельности.
Способности – индивидуально-психологические особенности личности, от которых зависит успешное выполнение определённой деятельности.
Талант – уровень развития способностей, который позволяет получить продукт деятельности, отличающийся новизной, совершенством и значимостью.
Гениальность – высшая ступень развития таланта, позволяющая осуществлять принципиальные сдвиги в той или иной области.
5. Личность, особенности подросткового возраста.
Индивид – единичный представитель человеческого рода, конкретный человек.
Индивидуальность – неповторимое своеобразие, отличительные особенности (внутренние и внешние) от других людей.
Личность – совокупность социальных качеств, которые приобрел индивид в процессе жизни и проявляет их в разнообразных формах деятельности и поведения.
Социализация – это процесс усвоения и дальнейшего развития индивидом культурных норм и социального опыта, необходимых для успешного функционирования в обществе.
В момент рождения человек – индивид. Личностью становится в процессе социализации.
Процесс социализации продолжается всю жизнь.
Первичная социализация: агенты (родственники, учителя) и институты социализации (семья, школа).
Вторичная социализация: агенты (коллеги, преподаватели, должностные лица) и институты (ВУЗы.
Структура личности:
- социальный статус - место человека в системе общественных отношений
- социальная роль – образ поведения, одобренный нормативно и соответствующий социальному статусу.
Особенности подросткового возраста:
-Психологические изменения
-Физиологические изменения
-Развитие мышления
-Формирование самосознания
-Формирование мировоззрения
-Полярность мнений и поведения
-Чувство взрослости
6. Деятельность человека и ее основные формы (труд, игра, учение).
Деятельность – процесс активного преобразования человеком действительности и познание мира, включая общество и самого себя, с целью удовлетворения своих потребностей
Структура деятельности включает в себя:
Мотив——цель—— средства——действия——результат + Объект +Субъект
Субъект деятельности – это тот, кто осуществляет деятельность (человек, коллектив, общество).
Объект деятельности – это то, на что направлена деятельность
-
Мотив деятельности, то есть что побуждает человека совершать действия (потребности, интересы, убеждения, идеалы, эмоции, влечения, социальные установки). -
Цель деятельности – наличие осознанного образа результата деятельности, на достижение которого она направлена. -
Средства — то есть методы, способы, предметы, которые используются для достижения цели.
Действия - поступки, направленные на достижение результата.
-
Результат - продукт деятельности, ради которого она совершалась.
.Виды деятельности
1.Материальная (практическая):
-
Материально-производственная (преобразование природы, создание материальных благ) -
Социально-преобразовательная (деятельность по преобразованию общества, например – реформы )
2.Духовная
-
Познавательная (познание мира, общества, человека) -
Ценностно-ориентировочная (формирование мировоззрения, отношение людей к явлениям, происходящим в окружающем мире, идеалы, ценности, смысл жизни) -
Прогностическая (предвидение, планирование будущего)
Формы деятельности
1.Труд – это вид деятельности, который направлен на создание материальных и духовных продуктов, для удовлетворения определённых потребностей человека и общества.
Виды труда
-
Физический – характеризуется тем, что происходит нагрузка на организм человека, на его опорно-двигательный аппарат
-
Умственный – связан с обработкой, усвоением информации, требует напряжения внимания, памяти, активизации процессов мышления. -
Смешанный – труд, требующий сочетания и физических, и умственных усилий.
-
Игра — это вид непродуктивной деятельности, для которой важен сам процесс, а не результат.
Игра для ребёнка — это один из способов познания мира; игра для взрослых- это и отдых, развлечение, и в то же время деловые игры помогают смоделировать тип поведения в той или иной ситуации, например, при приёме на работу.
Характерные черты игры как вида деятельности
-
Условная ситуация -
Наличие определённых правил для той или иной игры -
Использование предметов, замещающих реальные (например, для ребёнка кукла — это её дочка) -
Своеобразные цели (удовлетворение потребности в отдыхе, общении, формирование определённых навыков деловой беседы и другие) -
Игра способствует развитию нравственных качеств личности, формированию определённых умений и навыков.
-
Учение (учёба)— вид деятельности, в результате которой человек познаёт мир, общество, самого себя, приобретает знания, умения, навыки, которые необходимы ему для успешной жизнедеятельности.
Человеческая деятельность имеет особенности:
-
Целенаправленный, осознанный характер, то есть она всегда имеет цель и направлена на достижение результата. -
Плановый характер деятельности, то есть представляет и з себя определённую структуру. -
Систематичность, то есть деятельность – это длительный, ежедневный процесс. -
Продуктивность – направленность деятельности на получение результата. -
Преобразующий характер — деятельность изменяет окружающий мир, общество и человека. -
Общественный характер, то есть деятельность является результатом многовекового труда человечества, это продукт истории.
Следует отметить, что деятельность может носить творческий характер.
Что такое творчество?
Творчество — это любая деятельность человека (духовная или материальная), в результате которой появляется что-то качественно новое, раньше не существовавшее и имеющее ценность для всего общества. Основной критерий творческой деятельности — уникальность её результата.
Отличие деятельности человека от активности животного
Черты деятельности человека | Черты активности животного |
Наличие цели, осознанных мотивов, использование необходимых средств и методов, рациональный их выбор для достижения цели. | В основе деятельности лежат потребности, основанные на инстинктах, нет поставленной цели, нет выбора средств и методов, только использование природного материала, все действия запрограммированы природой, животные не создают, не производят нового, только пользуется то, что дала природа. |
Деятельность характеризуется систематичностью, набором специальных операций. | Только движения, отсутствие действий. Нет систематической деятельности. |
Деятельность человека носит продуктивный характер, человек не только использует, что создаёт природа, но и сам творит, преобразует мир, общество и самого себя. | Активность животных всегда носит потребительский характер, они ничего нового не создают, не меняют вокруг себя и в себе самих. |
Деятельность человека — результат развития общества, усвоения опыта предшествующих поколений. | Активность животных — это результат их биологической эволюции. |
Человек приобщается к деятельности в результате социализации, с рождения способность к ней человеку не дана. | Активность животных предопределена генетически, заложена в них от природы. |