Файл: Возможности использования образовательных вебквестов на уроках информатики.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 14
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
УДК 004.942
ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ВЕБ-КВЕСТОВ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ
А.Д. Шелеметьева студентка 5 курса ФМФ
Научный руководитель: Ю.В. Крюченкова
Аннотация
В статье рассматривается проблема повышения уровня учебной мотивации к изучению курса «Информатика и ИКТ» в общеобразовательной организации. Цель работы – изучить возможности использования образовательного веб-квеста для повышения уровня учебной мотивации к изучению курса «Информатика и ИКТ» в общеобразовательной организации. В статье дается определение понятию «веб-квест», рассмотрены его структура и возможности использования этой технологии (с оценкой эффективности) на уроках.
Ключевые слова: образовательный веб-квест, учебная мотивация, познавательный интерес.
Современные уроки информатики направлены на достижение образовательных результатов в соответствии с ФГОС и все зависит от того, какие технологии и методы будет применять педагог. Независимо от того, с какого класса учащиеся начинают изучать данный учебный курс, необходимо на каждом уроке способствовать формированию познавательного интереса, поскольку без внутренней мотивации у учащихся могут возникнуть проблемы при изучении. Информатика, как учебный курс общеобразовательной школы имеет свои особенности, при кажущейся легкости предмета, она обращается к математическим знаниям учащихся, требует скрупулёзности, внимания и усидчивости.
На первых этапах обучения учитель стимулирует учащихся, формирует внешнюю мотивацию, которая к концу обучения на уровне основного среднего образования должна перерасти во внутреннюю.
Технология веб-квест может способствовать формированию внутренней мотивации к изучению информатики. Ценность данной технологии заключается в том, что она способствует формированию у учащихся поисковых навыков, развивают умения оценивать достоверность, полноту полученной информации, обрабатывать ее на современных технологических ресурсах, развивают коммуникативные умения и способствуют этичному, безопасному поведению в сети Интернет. Учитель, при использовании веб-квестов, моделирует проблемную ситуацию на уроке
, создает условия для применения деятельностного подхода к преподаванию.
Данная технология получила свое начало в зарубежной педагогике, однако отечественные исследователи доказали тождественность понятий «веб-квест» и «веб-проект» и, по сути, относят технологию веб-квеста к проектной деятельности.
Веб-квест как проблемная технология обучения позволяет создать условия для формирования универсальных учебных действий:
– познавательных универсальных учебных действий (происходит осуществление анализа объектов, понимание информации, поиск, получение, использование, нахождение и извлечение нужной информации, соотношение её с имеющимися знаниями, опытом);
– личностных универсальных учебных действий (учащийся получает возможность для формирования умения находить ответ на проблемный вопрос, формируется учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу);
– коммуникативных универсальных учебных действий (происходит освоение форм устной речи – монолог, диалог, умение задать вопрос, привести довод при устном ответе или дискуссии).
– регулятивных универсальных учебных действий (учащиеся выделяют и осознают того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, регулируют свою деятельность, умение планировать и действовать по плану; контролируют процесс и результаты деятельности, умение корректировать и адекватно оценивать свои достижения).
В теоретической литературе предоставлены следующие виды веб-квест задач: пересказ-демонстрация, планирование и проектирование, самопознание, компиляция, творческая задача, головоломка, консенсус, оценка, журналистское расследование, убеждение, научное исследование. Н.Н. Сокол разделил веб-квесты на несколько видов по форме проведения, режиму проведения, по структуре сюжета, сроку реализации, форме работы, деятельности учащихся. И.Б. Игнатова выделяла репродуктивные, репродуктивно-когнитивные, когнитивные, когнитивно-креативные и креативные веб-квесты. Также можно выделить виды веб-квестов по форме проведения, по предметному содержанию, по доминирующей деятельности школьников, по режиму проведения, по примененной технологической платформе, по структуре сюжетов.
В структуре веб-квестов должны быть представлены следующие обязательные компоненты: введение, задание, список ресурсов, описание процедуры исполнения, описание критериев оценки, вывод.
Применение данной технологии позволяет организовать исследовательскую деятельность учащихся, в то же время использование веб-квестов необходимо рассматривать не как самоцель, а как способ достижения образовательных результатов.
В своих исследованиях описывали особенности использования веб-квестов такие авторы как А.В. Алексеева, Е.И. Багузина, Г.А. Воробьев, О.Н. Дувалина и другие, некоторая часть авторов являются практикующими педагогами, доказавшие эффективность использования технологии веб-квеста на уроках информатики.
Технология веб-квеста универсальна: может применяться на различных типах уроков, а также на различных его этапах, также веб-квест может быть реализован как в классе, так и дома. Сегодня существует большое количество платформ (как платных, так и бесплатных) на базе которых можно реализовать технологию веб-квеста.
Проведенное исследование также доказало эффективность ее применения. В ходе исследовательской работы был проведен практический эксперимент, в котором приняли участие 14 обучающихся с 8 по 11 классы.
В ходе эксперимента применены интерпретированные психологические диагностики по изучению уровня сформированности учебной мотивации на уроках информатики, а также опрос учащихся и педагогических работников. На начальном этапе результаты показали невысокий уровень мотивации школьников к изучению информатики. Поэтому в ходе эксперимента было проведено 5 веб-квестов в различных классах и класс-комплектах как в урочной, так и во внеурочной деятельности. Веб-квест применялся как на различных этапах урока информатики, так и на уроках различного вида: урок открытия новых знаний, урок повторения и обобщения. Повторение диагностического исследования на заключительном этапе показало повышение интереса обучающихся к урокам информатики. В ходе опроса обучающиеся пожелали почаще проводить данный вид работы.
Можно сделать вывод о том, что веб-квест способствует повышению уровня учебной мотивации к изучению курса «Информатика и ИКТ» в общеобразовательной организации.
Список литературы
1. Алексеева, А.В. Образовательный Web-квест в диалоге языков и культур / А.В. Алексеева // Учитель и время. – Москва, 2015. – № 10. – С. 7-12.
2. Сокол, И.Н. Классификация квестов // Молодой ученый. – 2014. – №6 (09). – С. 138-140.
3. Багузина, Е.И. Разработка веб-квестов и преимущества их использования в процессе обучения. // Научная электронная библиотека «КиберЛенинка» : [сайт]. – 2010. – URL : https://cyberleninka.ru/article/n/razrabotka-veb-kvestov-i-preimuschestva-ih-ispolzovaniya-v-protsesse-obucheniya/viewer (дата обращения : 15.11.2022).
4. Воробьев, Г. А. Веб-квест технологии в обучении социокультурной компетенции : специальность 13.00.02 «Теория и методика обучения и воспитания» : диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Воробьёв Геннадий Александрович ; Пятигорский государственный лингвистический университет. – Пятигорск, 2004. – 220 с.
5. Дувалина, О.Н. , Михеева А.А. Использование технологии веб-квест как средство активации познавательной деятельности школьников // Тенденции развития науки и образования. – Калуга, 2019. – № 50-8. – С. 37-40.