Файл: Министерство образования кузбасса.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 21

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ КУЗБАССА

Государственное профессиональное образовательное учреждение

«Топкинский технический техникум»


УТВЕРЖДАЮ

Директор ГПОУ ТТТ

____________________ Ю.В. Бодягин

М.П.

«___» ___________ 2022г.

ПРОГРАММа УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

ОУП.08 Астрономия

38.02.05 Товароведение, и экспертиза качества потребительских товаров

2022

Рассмотрена на заседании методического Совета ГПОУ «Топкинского

технического техникума»

Протокол № __

от «___» ________________ 2022 года

Председатель МС

__________/ Т.А.Юхина

Секретарь МС

___________/ О.А.Гашинская



Программа учебного предмета разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования, в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта среднего общего образования для специальности среднего профессионального образования (СПО): 38.02.05 Товароведение, и экспертиза качества потребительских товаров.
Организация-разработчик:

Государственное профессиональное образовательное учреждение «Топкинский технический техникум»

Разработчик:

Шурыгина Тамара Валерьевна, преподаватель высшей квалификационной категории ГПОУ «Топкинский технический техникум»


СОДЕРЖАНИЕ







  1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА





4
  1. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА


8
  1. условия реализации программы учебного предмета


11
  1. Контроль и оценка результатов Освоения учебного предмета


12




1. паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ОУП.08 АСТРОНОМИЯ
1.1. Область применения программы

Программа учебного предмета является частью основной профессиональной образовательной программы (ОПОП) по специальности СПО 38.02.05 Товароведение, и экспертиза качества потребительских товаров разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования, в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта среднего общего образования и предназначена для освоения общих компетенций в рамках данной специальности.
1.2. Место предмета в структуре основной профессиональной образовательной программы: ОУП.00 Базовая дисциплина общеобразовательного цикла.
1.3. Цели и задачи предмета – требования к результатам освоения предмета:

Изучение астрономии на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • осознание принципиальной роли астрономии в познании фундаментальных законов природы и формирования современной естественнонаучной картины мира;

  • приобретение знаний о физической природе небесных тел и систем, строения и эволюции Вселенной, пространственных и временных масштабах Вселенной, наиболее важных астрономических открытиях, определивших развитие науки и техники;

  • овладение умениями объяснять видимое положение и движение небесных тел принципами определения местоположения и времени по астрономическим объектам, навыками практического использования компьютерных приложений для определения вида звездного небе в конкретном пункте для заданного времени;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний по астрономии с использованием различных источников информации и современных информационных технологий;

  • использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни;

  • формирование научного мировоззрения;

  • формирование навыков использования естественнонаучных и особенно физико-математических знаний для объективного анализа устройства окружающего мира на примере достижений современной астрофизики, астрономии и космонавтики.

В результате освоения дисциплины «Астрономия» обучающийся должен знать/понимать:

  • смысл понятий: геоцентрическая и гелиоцентрическая система, видимая звездная величина, созвездие, противостояния и соединения планет, комета, астероид, метеор, метеорит, метеороид, планета, спутник, звезда, Солнечная система, Галактика, Вселенная, всемирное и поясное время, внесолнечная планета (экзопланета), спектральная классификация звезд, параллакс, реликтовое излучение, Большой взрыв, черная дыра;

  • смысл физических величин: парсек, световой год, астрономическая единица, звездная величина;

  • смысл физического закона Хаббла;

  • основные этапы освоения космического пространства;

  • гипотезы происхождения Солнечной системы;

  • основные характеристики и строение Солнца, солнечной атмосферы;

  • размеры Галактики, положение и период обращения Солнца относительно центра Галактики;


уметь:

  • приводить примеры: роли астрономии в развитии цивилизации, использования методов исследований в астрономии, различных диапазонов электромагнитных излучений для получения информации об объектах Вселенной, получения астрономической информации с помощью космических аппаратов и спектрального анализа, влияния солнечной активности на Землю;

  • описывать и объяснять: различия календарей, условия наступления солнечных и лунных затмений, фазы Луны, суточные движения светил, причины возникновения приливов и отливов; принцип действия оптического телескопа, взаимосвязь физико-химических характеристик звезд с использованием диаграммы «цвет-светимость», физические причины, определяющие равновесие звезд, источник энергии звезд и происхождение химических элементов, красное смещение с помощью эффекта Доплера;

  • характеризовать особенности методов познания астрономии, основные элементы и свойства планет Солнечной системы, методы определения расстояний и линейных размеров небесных тел, возможные пути эволюции звезд различной массы;

  • находить на небе основные созвездия Северного полушария, в том числе: Большая Медведица, Малая Медведица, Волопас, Лебедь, Кассиопея, Орион; самые яркие звезды, в том числе: Полярная звезда, Арктур, Вега, Капелла, Сириус, Бетельгейзе;

  • использовать компьютерные приложения для определения положения Солнца, Луны и звезд на любую дату и время суток для данного населенного пункта;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • понимания взаимосвязи астрономии с другими науками, в основе которых лежат знания по астрономии, отделение ее от лженаук;

  • оценивания информации, содержащейся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях.

Освоения содержания учебного предмета «Астрономия» обеспечивает достижение следующих результатов:

личностных:

  • чувство гордости и уважения к истории и достижениям отечественной астрономической науки; астрономически грамотное поведение в профессиональной деятельности и быту при обращении с приборами и устройствами;

  • готовность к продолжению образования и повышения квалификации в избранной профессиональной деятельности и объективное осознание роли астрономических компетенций в этом;

  • умение использовать достижения современной астрономической науки и астрономических технологий для повышения собственного интеллектуального развития в выбранной профессиональной деятельности;

  • умение самостоятельно добывать новые для себя астрономические знания, используя для этого доступные источники информации;

  • умение выстраивать конструктивные взаимоотношения в команде по решению общих задач;

  • умение управлять своей познавательной деятельностью, проводить самооценку уровня собственного интеллектуального развития;


метапредметных:

  • использование различных видов познавательной деятельности для решения астрономических задач, применение основных методов познания (наблюдения, описания, измерения, эксперимента) для изучения различных сторон окружающей действительности;

  • использование основных интеллектуальных операций: постановки задачи, формулирования гипотез, анализа и синтеза, сравнения, обобщения, систематизации, выявления причинно-следственных связей, поиска аналогов, формулирования выводов для изучения различных сторон астрономических объектов, явлений и процессов, с которыми возникает необходимость сталкиваться в профессиональной сфере;

  • умение генерировать идеи и определять средства, необходимые для их реализации;

  • умение использовать различные источники для получения астрономической информации, оценивать ее достоверность;

  • умение анализировать и представлять информацию в различных видах;

  • умение публично представлять результаты собственного исследования, вести дискуссии, доступно и гармонично сочетая содержание и формы представляемой информации;

предметных:

  • сформированность представлений о строении Солнечной системы, об эволюции звезд и Вселенной; пространственно-временных масштабах Вселенной;

  • понимание сущности наблюдаемых во Вселенной явлений;

  • владение основополагающими астрономическими понятиями, теориями, законами и закономерностями, уверенное пользование астрономической терминологией и символикой;

  • сформированность представлений о значении астрономии в практической деятельности человека и дальнейшего научно-технического развития;

  • осознание роли отечественной науки в освоении и использовании космического пространства и развития, международного сотрудничества в этой области.


В результате освоения предмета обучающийся должен обладать общими компетенциями:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.

ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач
, профессионального и личного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, обеспечивать ее сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения задания.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознано планировать повышение квалификации.

ОК 9. Быть готовым к смене технологий в профессиональной деятельности.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 54 часа, в том числе:

аудиторной учебной работы обучающегося (обязательных учебных занятий) 36 часа;

внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы обучающегося 18часов.

СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
2.1. Объем учебного предмета и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

54

Аудиторная учебная работа (обязательные учебные занятия) (всего)

36

в том числе:




практические занятия

4

Внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы обучающегося (всего)

18

в том числе:

Подготовка сообщений

12

Составление кроссворда

3

Решение задач по теме

3

Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета



2.2. Тематический план и содержание учебного предмета ОУП.08 АСТРОНОМИЯ


Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся.

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Тема 1.1. Предмет астрономия

Содержание учебного материала

2




1

Роль астрономии в развитии цивилизации. Эволюция взглядов человека на Вселенную. Геоцентрическая и гелиоцентрическая системы. Особенности методов познания в астрономии. Практическое применение астрономических исследований. Единицы длины, применяемые в астрономии

1

Самостоятельная работа обучающихся(ОК1, ОК2, ОК 3, ОК 5 ОК 4)

3




1

Подготовка сообщения по теме «Роль космонавтики в современном мире»




2

Подготовка сообщения по теме «Астрономы древнего мира»




Тема 1.2.

Основы практической астрономии

Содержание учебного материала

6




1

Небесная сфера. Особые точки небесной сферы. Небесные координаты.

2

2

Звездная карта, созвездия. Видимая звездная величина. Суточное движение светил. Изменение вида звездного неба в течение суток , в течение года.

3

Движение Земли вокруг Солнца. Видимое движение и фазы Луны. Солнечные и лунные затмения. Время и календарь




Практические занятия (ОК2, ОК 3, ОК 4, ОК 6,)

2

1

№1 Работа с подвижной картой. Нахождение объектов по их координатам. Суточное вращение. Связь видимого расположения объектов на небе и географических координат наблюдателя. Использование компьютерных приложений для отображения звездного неба

Самостоятельная работа обучающихся(ОК1, ОК2, ОК 3, ОК 5 ОК 4)

3

1

Подготовка сообщения по теме «История календаря»

2

Решение задач. Работа с подвижной картой. Нахождение объектов по их координатам

Тема 1.3.

Законы движения небесных тел

Содержание учебного материала

4

1

Структура и масштабы Солнечной системы. Конфигурация и условия видимости планет. Методы определения расстояний до тел. Солнечной системы и их размеров.

2

2

Небесная механика. Законы Кеплера. Определение масс небесных тел. Движение искусственных небесных тел

Практические занятия (ОК2-ОК6)

2




1

№3 Определение расстояний до тел Солнечной системы и размеров небесных тел. Небесная механика. Законы Кеплера

Самостоятельная работа обучающихся(ОК1, ОК2, ОК 3, ОК 5 ОК 4)




1

Решение задач. Законы Кеплера

Тема 1.4.

Солнечная система

Содержание учебного материала

4

1

Происхождение Солнечной системы. Система Земля - Луна. Планеты земной группы.

Планеты-гиганты. Спутники и кольца планет. Плутон

2

2

Проведение сравнительного анализа планет Солнечной системы. Малые тела Солнечной системы. Астероидная опасность.

Самостоятельная работа обучающихся(ОК1, ОК2, ОК 3, ОК 5 ОК 4)

3




1

Составление кроссворда «Планеты»




Тема 1.5.

Методы астрономических исследований

Содержание учебного материала

4




1

Электромагнитное излучение, космические лучи и гравитационные волны как источник информации о природе и свойствах небесных тел.

2

2

Космические аппараты. Спектральный анализ. Эффект Доплера. Закон смещения Вина. Закон Стефана-Больцмана. Наземные и космические телескопы, принцип их работы

Тема 1.6.

Звезды

Содержание учебного материала

6




1

Звезды: основные физико-химические характеристики и их взаимная связь. Разнообразие звездных характеристик и их закономерности. Определение расстояния до звезд, параллакс. Двойные и кратные звезды. Внесолнечные планеты. Проблема существования жизни во Вселенной. Внутреннее строение и источники энергии звезд. Происхождение химических элементов. Переменные и вспыхивающие звезды. Коричневые карлики. Эволюция звезд, ее этапы и конечные стадии.




2

Строение Солнца, солнечной атмосферы. Проявления солнечной активности: пятна, вспышки, протуберанцы. Периодичность солнечной активности. Роль магнитных полей на Солнце. Солнечно-земные связи




Самостоятельная работа обучающихся(ОК1, ОК2, ОК 3, ОК 5 ОК 4)

4

1

Подготовка сообщения по теме «Двойные и кратные звезды»

2

Подготовка сообщения по теме «Строение солнца»

Тема 1.7.

Наша Галактика - Млечный Путь


Содержание учебного материала

2

1

Состав и структура Галактики. Звездные скопления. Межзвездный газ и пыль. Вращение Галактики. Темная материя

2

Самостоятельная работа обучающихся(ОК1, ОК2, ОК 3, ОК 5 ОК 4)

2




1

Подготовка сообщения по теме «Другие галактики»

Тема 1.8.


Галактики.

Строение и эволюция Вселенной

Содержание учебного материала

4

1

Открытие других галактик. Многообразие галактик и их основные характеристики. Сверхмассивные черные дыры и активность галактик. Представление о космологии. Красное смещение. Закон Хаббла. Эволюция Вселенной. Большой Взрыв. Реликтовое излучение. Темная энергия.

2




Всего:

54