ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 306
Скачиваний: 20
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Ф.И.О. студента: Скурихин Даниил Александрович
№ группы: 20-ГМУ045
Конспект по работе Аристотеля
Политика. Аристотель. Сочинения: В 4 т. Т. 4. – М.: Мысль, 1983.
Введение
Аристотель (384-322 г. до н. э.) — древнегреческий философ, заложивший основы формальной логики. Он создал философию в ее современном виде, сформулировав понятийный аппарат и стиль научного мышления, которыми пользуются до сих пор. Идеи Аристотеля считались несомненной истиной почти две тысячи лет после его смерти.
Аристотель родился на полуострове Халкидики на севере Греции. Он учился в Афинах, центре культурной жизни Древней Эллады. Аристотель был учеником Платона, который, в свою очередь, учился у Сократа.
До 40 лет Аристотель преподавал в различных греческих полисах. В 341 г. до н.э. он получил приглашение от македонского царя Филиппа II Одноглазого стать воспитателем его сына Александра, которому тогда было 14 лет. Вскоре Македонское царство сумело подчинить себе ослабевшие греческие города-государства. Аристотель же вернулся в Афины и основал свою школу, которая получила название Ликей.
Первое полное издание трудов Аристотеля в Европе вышло на латинском языке с лишь в 1489 году в Венеции. На разговорные языки — немецкий и французский — они были переведены лишь в XIX веке.
Трактат написан в последние годы (335—322 до н.э.) жизни Аристотеля в Афинах, находящихся под македонской оккупацией. В книге рассматриваются проблемы семьи как ячейки государства, рабства, гражданства, определения государства, а также форм его правления и целей. Учёный приводит несколько разновидностей форм государственного правления: монархия (государством правит одно лицо), аристократия (правят несколько человек) и демократия (источником власти является народ).
Основная часть
Аристотель обладал цельностью и обширностью. Он был учёный, разбиравшийся во всём.
1. Высочайшей целью нравственной деятельности человека является создание государства. Социальное и государственное значение семьи невозможно представить без отдельного члена общества или отдельной семьи: «Общение, состоящее из нескольких семей и имеющее целью обслуживание не кратковременных только потребностей, – селение. Во всякой семье старший облечен полномочиями царя»; «Общение во благо – есть общение политическое или государство».
2. Несколько семей образуют общину, а когда общины соединяются между собой появляется государство. Оно должно обеспечивать счастливую нравственную жизнь для каждого и делать граждан добродетельными. Государство должно стремиться к совершенному устройству жизни: «Общество, состоящее из нескольких селений, есть вполне завершённое государство, достигшее в полной мере самодовлеющего состояния и возникшее ради потребностей жизни, но существующее ради достижения благой жизни. Отсюда следует, что всякое государство – продукт естественного возникновения, как и первичные общения: оно является завершением их, в завершении же сказывается природа».
3. Государство, по учению Аристотеля, – высочайшая форма союза между людьми; оно – высочайшая цель этики, нравственной деятельности человека; только в государственной жизни человек находит возможность исполнять свое предназначение: «Человек есть существо общественное… Один только человек из всех живых существ одарён речью. Поэтому только человек способен к восприятию таких понятий, как добро и зло, справедливость и несправедливость. А совокупность всего этого и создает основу семьи и государства».
Так, государство имеет не только практическую, но и этическую цель: «Во всех людей природа вселила стремление к государственному общению…Человек, нашедший свое завершение, – совершеннейшее из живых существ, и, наоборот, человек, живущий вне закона и права, – наихудший из всех, ибо несправедливость, владеющая оружием, тяжелее всего». «Понятие справедливости связано с представлением о государстве, так как право, служащее мерилом справедливости, является регулирующей нормой политического общения».
4. Аристотель считает рабство нормальным явлением. Рабы в полном подчинении у господина: «Каждое государство слагается из отдельных семей. В совершенной семье два элемента: рабы и свободные». Но если власть господина над рабом основана на насилии, то она несправедлива. «Властвование и подчинение не только необходимы, но и полезны, и прямо от рождения некоторые существа различаются [в том отношении, что одни из них как бы предназначены] к подчинению, другие – к властвованию. Существует много разновидностей властвующих и подчинённых, однако, чем выше стоят подчинённые, тем более совершенна сама власть над ними» – это значит, что такое рабство необходимо и законно. «У рабов тело мощное, пригодное для выполнения физических трудов; свободные же люди держатся прямо и не способны к выполнению подобного рода работ, зато они пригодны для политической жизни... Поэтому полезно рабу и господину взаимное дружеское отношение, раз их взаимоотношения покоятся на естественных началах; а у тех, у кого это не так, но
отношения основываются на законе и насилии, происходит обратное».
5. Затем возникает вопрос о праве собственности. Так, размер имущества не должен превышать того необходимого для удовлетворения разумных потребностей – «Собственность есть часть дома, и приобретение есть часть семейной организации; собственность же является орудием деятельности активной».
6. Аристотель в своей работе исследует формы государственного устройства, хорошие и дурные качества каждой из них, рассматривает условия, при которых возможна она, и обстоятельства, по которым она искажается. Он доказывает, что форма правления должна быть соотнесена с характером народа, что не может удержаться та форма правления, в сохранении которой не заинтересована часть народа, сильнейшая по своей многочисленности или по каким-нибудь особенным своим качествам. Притом и справедливость требует, чтобы те члены государства, которые наиболее полезны общему благу, имели более прав, чем другие. Поэтому правильно понимать эти отношения – важнейшая задача государственного человека.
«Государственное устройство (politeia) – это распорядок в области организации государственных должностей вообще, и в первую очередь верховной власти: верховная власть повсюду связана с порядком государственного управления (politeyma), а последний и есть государственное устройство».
Из греческих форм правления Аристотель находит хорошими три: монархию, аристократию и политию (умеренную демократию). Тирания, олигархия и неограниченная демократия (охлократия) составляют, по его воззрению, искажения этих трех правильных форм. Он отдает преимущество аристократии, потому что в ней государством правят «наилучшие» граждане: «Монархическое правление, имеющее в виду общую пользу, мы называем царской властью; власть немногих, но более чем одного – аристократией (или потому, что правят лучшие, или потому, что имеется в виду высшее благо государства и тех, кто в него входит); а когда ради общей пользы правит большинство, тогда мы употребляем обозначение, общее для всех видов государственного устройства, – полития».
Другими словами, царская власть (монархия) — власть принадлежит одному правителю,
которому власть передают по наследству, или к власти приходит избранник. Искажением царской власти является тирания. Аристократия — форма правления, при которой верховная власть принадлежит гражданам, владеющим собственностью и имеющим в виду высшее благо государства. Искажением аристократии является олигархия (форма правления, при которой верховная власть принадлежит гражданам, владеющим собственностью и имеющим в виду выгоды состоятельных граждан). Полития — форма правления, когда ради общей пользы правит большинство. Как правило, в политии верховная власть сосредоточивается в руках воинов, которые вооружаются за собственный счёт. Искажением политии является демократия (власть, имеющая в виду не общее благо, а выгоды неимущих, то есть нищих.): «То, чем различаются демократия и олигархия, есть бедность и богатство; вот почему там, где власть основана – безразлично, у меньшинства или большинства – на богатстве, мы имеем дело с олигархией, а где правят неимущие, там перед нами демократия».
Монархия, по мнению Аристотеля, должна быть ограниченная. Он говорит, что нельзя предоставлять царю такой власти, чтоб он был сильнее всего народа; владычество закона лучше владычества одного человека.
Заключение
Аристотель дал развёрнутый анализ государства как особого рода общежития, организованного ради общего блага. Формы правления в семье сходны с формами правления в государстве.
Важно ещё и то, что «государство создается не ради того только, чтобы жить, а для того, чтобы жить счастливо»; «целью государства является благая жизнь, и все создается ради этой цели; само же государство представляет собой общение родов и селений ради достижения совершенного существования, которое состоит в счастливой и прекрасной жизни. Так что и государственное общение существует ради прекрасной деятельности, а не просто ради совместного жительства».
Работа Аристотеля представляет особую ценность. Она содержит важную мысль: государство должно быть построено для достижения нравственного и счастливого существования людей.