Файл: Социальное проектирование как современная технология развития новых направлений в работе с инвалидами трудоспособного возраста.pptx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 25

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Социальное проектирование как современная технология развития новых направлений в работе с инвалидами трудоспособного возраста
Социальное проектирование
Социальное проектирование — это систематическое описание социального эксперимента, одна из форм опережающего отражения социальной действительности, содержащее предложения относительно данной разработки на практике. Таким образом, социальное проектирование нацелено на проектирование социальных объектов, социальных качеств, социальных процессов и отношений.
А социальный проект — это инструмент социальных изменений, основывающийся на природном человеческом свойстве конструировать реальность.
Социальное проектирование
Социальное проектирование является инструментом исследования и разрешения социальных проблем современного мира.
Проектирование социальных процессов направлено на внесение изменений в социальную среду человека.
Оно в идеальной форме задает эти изменения, которые осуществляются последующей реализацией проекта.
Внедрение социального проектирования
Метод проектов нашел свое отражение в идеях отечественных ученых 1920-х гг.: Б.В. Игнатьева, В.Н. Шульгина, Н.К. Крупской, Е.Г. Кагарова, М.В. Крупениной. В последнее время теоретические основы проектирования отдельных образовательных систем и технологий активно разрабатываются в научно-педагогической литературе (В.С. Безруков, В.П. Беспалько, В.И. Загвязинский, В.В. Краевский, М.М. Поташник, И.С. Якиманская и др.). Собственно теоретические основы социального проектирования были проанализированы в работах Н. А. Аитова, Г. А. Антонюка, И. В. Бестужева-Лады, Н. И. Лапина, И. И. Ляхова, А. И. Пригожина, Ж. Т. Тощенко, Н. Г. Харитонова. Трудоспособный инвалид
  • Человек с инвалидностью трудоспособного возраста - это человек, который способен к трудовой деятельности, имеет право трудиться. В России трудовой возраст для мужчин - 16-59 лет, для женщин - 16-54 года.
  • В настоящее время в целом по Российской Федерации работу имеют 1 млн 12 тыс. инвалидов, что составляет 29 % от числа инвалидов в трудоспособном возрасте.

Социальное проектирование
  • Подписание Конвенции Российской Федерацией фактически утвердило принципы, на которых должна строиться политика государства в отношении инвалидов. Для Российской Федерации подписание Конвенции является показателем готовности страны к соблюдению международных стандартов экономических, социальных, юридических и других прав инвалидов.
  • Конвенция устанавливает, что государства-участники принимают надлежащие меры для обеспечения инвалидам доступа, наравне с другими, к физическому окружению, транспорту, информации и связи, а также другим объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения.
Социальные технологии
  • Социальная технология может быть определена как:
  • 1) специально организованная область знания о способах и процедурах оптимизации жизнедеятельности человека;
  • 2) способ осуществления деятельности на основе ее рационального расчленения на процедуры и операции с последующей координацией и выбор оптимальных средств, методов их выполнения;
  • 3) метод управления социальными процессами, обеспечивающий их воспроизводство в определенных параметрах: качество, свойство, объемы.

Социальные технологии различаются по характеру их новизны. Потребность в новых технологиях возникает тогда, когда существует проблемная ситуация и осознана необходимость в новых действиях. Будучи элементом человеческой культуры, социальные технологии возникают либо эволюционно, исходя из возникшей потребности решить ту или иную проблему, либо создаются искусственно (насаждаются извне).
Аверин Ю.П. разработал модель социологического анализа системы социального проектирования в обществе.
Алешня С.В., Андренов Н.Б. рассмотрели социальное проектирование как объект философского и философско-социологического анализа, вопросы прогностической деятельности в социальном проектировании изучены Зеренковым В.Г. Идрисов А.А. выделил и обосновал критерии эффективности социального проектирования в современной России.


Калабухова Г.В., разработала систему информационно-социологического обеспечения органов управления социальной сферой региона.
Танатова Д.К. разработала систему социологического обеспечения процессов управления социальной защитой населения в регионе.

Калабухова Галина Валентиновна
Приоритетность направлений по решению проблем безбарьерной среды
Структурные подразделения и специалисты организаций социальной реабилитации и абилитации инвалидов различного уровня, непосредственно осуществляющие внутриведомственное и межведомственное взаимодействие В настоящее время в российской социальной практике сложилось реальное противоречие между необходимостью повышения эффективности процесса развития социальной среды и обеспечения ее доступности для всех категорий граждан в условиях глобальных процессов вовлечения населения в систему социальных связей и недостаточным использованием возможностей социального проектирования в силу преимущественно технократического подхода.
В этой связи выдвигается следующая гипотеза исследования: внедрение гуманитарного подхода к развитию социальной среды, обеспечению ее доступности для маломобильных граждан способно существенно повысить эффективность решения задач интеграции социальной деятельности в различные сферы функционирования социума, что можно обеспечить на основе использования всего спектра методов социального управления, проектирования и планирования. Одновременно требуется адаптировать методы социального проектирования к процессу учета норм и стандартов производственной сферы - архитектуры, дизайна, строительства
Модель повышения эффективности социального проектирования доступной среды для маломобильных граждан
Социальное проектирование в сфере трудоустройства инвалидов - это научно-теоретическая и одновременно предметная практическая деятельность по созданию проектов в сфере трудоустройства инвалидов на основе социального предвидения, прогнозирования и планирования
, направленная на преодоление существующих социальных проблем в сфере трудоустройства инвалидов, на позитивные изменения, на развитие социальной ситуации. Правовая база трудоустройства
Несмотря на то, что инвалидность связана с ограниченной способностью к трудовой деятельности, неотъемлемое право инвалида -- право на труд .
  • Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.95 г. N 181-ФЗ ст. 20.
  • Оно установлено Федеральным законами «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.95 г.
  • N 181-ФЗ и Федеральным законом «О занятости населения в Российской Федерации» от 19.04.1991 N 1032-1, направленными на создание инвалидам реальных возможностей заниматься полезной, приносящей доход деятельностью и предусматривающими конкретные механизмы их реализации.
Согласно данным законам, инвалидам предоставляются гарантии трудовой занятости федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации путем проведения следующих специальных мероприятий, способствующих повышению их конкурентоспособности на рынке труда:
  • осуществления льготной финансово-кредитной политики в отношении специализированных предприятий, применяющих труд инвалидов, предприятий, учреждений, организаций общественных объединений инвалидов;
  • становления в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности квоты для приема на работу инвалидов и минимального количества специальных рабочих мест для инвалидов.
  • 3) резервирования рабочих мест по профессиям, наиболее подходящим для трудоустройства инвалидов;
  • 4) стимулирования создания предприятиями, учреждениями, организациями дополнительных рабочих мест (в том числе специальных) для трудоустройства инвалидов;
  • 5) создания инвалидам условий труда в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов;
  • 6) создания условий для предпринимательской деятельности инвалидов; 7) организации обучения инвалидов новым профессиям Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.95 г. N 181-ФЗ ст. 20.

В России заложена основа правовой базы социальной защиты инвалидов, созданы необходимые предпосылки обеспечения инвалидам дополнительных гарантий трудоустройства, однако, на практике далеко не всегда можно говорить о готовности и возможности обеспечивать заявленное и достигать обозначенных целей. Нормативная база социальной защиты инвалидов и механизм обеспечения занятости инвалидов нуждаются в дальнейшем совершенствовании. Для этого необходимо предпринять следующие действия: 1. Важно предусмотреть постоянное развитие законодательства о социальной защите инвалидов, чтобы автоматически закреплять изменения, касающиеся содержащихся в законодательстве условий и норм социальной защиты инвалидов, вслед за трансформацией социально-экономических условий в стране. 2. Ввести безусловное финансирование федеральных целевых программ социальной защиты инвалидов и ужесточить ответственность Правительства Российской Федерации за неисполнение бюджетных обязательств. Предать гласности дискуссии по этому вопросу.
  • 3. Изменить соотношение расходов на финансирование социальной политики, увеличив финансирование мер «активной» политики (обучение и пр.) и акцентируя реабилитационные меры.
  • 4. Усилить работу по привлечению внебюджетных источников финансирования по отношению к инвалидам и стимулировать малый и средний бизнес к созданию доступной социокультурной среды.
  • 5. В области профессиональной реабилитации необходимо обеспечить гарантированное адресное решение вопросов потребности инвалидов в таковой.
  • 6. Внести в российское законодательство нормы, направленные на защиту инвалидов от дискриминации, от необоснованного отказа в приеме на работу;
  • 7. Установить повышенные гарантии и дополнительные социальные льготы для инвалидов, увольняемых по инициативе работодателя;
  • 8. Развивать систему непрерывного образования, включая внутрипроизводственное обучение инвалидов, расширение возможностей самообучения;
  • 9. Ввести систему стимулирования развития предпринимательства, малого и среднего бизнеса, индивидуальной трудовой деятельности инвалидов;