Файл: Методы определения возрастов Паспортный.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 17

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Методы определения возрастов

Паспортный (календарный) возраст - это возраст по дате рождения и текущей дате.

Психологический возраст (Л.С. Выготский) - качественно своеобразный период психического развития, характеризуется прежде всего появлением новообразования, которое подготовлено всем ходом предшествующего развития.

Психологический возраст может не совпадать с хронологическом возрастом отдельного ребенка, записанным в его свидетельстве о рождении, а затем в паспорте. Возрастной период имеет определенные границы. Но эти хронологические границы могут сдвигаться, и один ребенок вступит в новый возрастной период раньше, а другой - позже. Особенно сильно «плавают» границы подросткового возраста, связанного с половым созреванием детей.

Ваш психологический возраст:

(Методика взята из книги: Степанов С. С. Законы психологии. СПб.: Питер, 2000)

Прочитайте каждое утверждение и выразите свое согласие или несогласие с ним.



Каждый ответ оценивается исходя из следующего: «согласен» – 5 баллов; «не совсем» – 3 балла; «не уверен» – 2 балла; «не согласен» – 0 баллов. Чем больше набранная сумма баллов, тем больше независимо от года рождения человек исполнен жизненных сил, веры в себя, оптимистичен и доброжелателен. Следовательно, тем меньше его психологический возраст и тем меньше он чувствует себя стариком.

Опросник «Ваш социальный возраст»

Опросник несколько изменен [ Е. И. ]: по содержанию двух вопросов и по вариантам ответов на некоторые вопросы (3–4 варианта ответов сведены к двум).
Текст опросника

1. Любите ли вы компьютерные игры?

а) Да. б) Нет.


2. Любите ли вы мульфильмы?

а) Да. б) Нет.

3. Фильм с участием каких актеров вы бы предпочли посмотреть?


а) Сильвестр Сталоне, Жан‑Клод Вандам. б) Ричард Гир, Аль Пачино.


4. Любите ли вы жевательную резинку?

а) Да. б) Нет.


5. Являетесь ли вы спортивным фанатом?

а) Да. б) Нет.


6. Какой тип музыки вы бы предпочли?

а) Поп, реп, рок‑н‑ролл. б) Классическая, джаз, кантри.


7. Как часто вы хотели бы смотреть порножурналы?

а) Часто. б) Изредка.


8. Как вы относитесь к труду?

а) Неприятная необходимость. б) Жизненная потребность человека.


9. Хотелось бы вам иметь детей?

а) Нет. б) Да.


10. Находясь в группе, вы проявляете заботу о других?

а) Не всегда. б) Почти всегда.


11. Важны ли для вас тусовки?

а) Очень важны. б) Не важны.


12. Какой автомобиль вы бы предпочли иметь?

а) Седан. б) Джип.


13. Любите ли вы кока‑колу, пепси и другие подобные напитки?

а) Да. б) Нет.


14. Часто ли вы нарушаете правила дорожного движения?

а) Часто. б) Очень редко.


15. Что для вас в семье главное?

а) Половые отношения. б) Взаимопонимание, дети.


16. Если бы была возможность выбора, то кем бы вы хотели стать?

а) Знаменитым киноартистом, эстрадным певцом, преуспевающим бизнесменом.

б) Влиятельным политиком, преподавателем, консультантом, профессором.
Анализ полученных ответов
В зависимости от ответов на вопросы («а» или «б») выделяют четыре социальных возраста: «ребенок» (13–16 ответов «а» и 0–3 ответа «б»), «подросток» (9–12 ответов «а» и 4–7 ответов «б»), «родитель» (3–8 ответов «а» и 8–13 ответов «б»), «патриарх» (0–3 ответа «а» и 13–16 ответов «б»).
« Ребенок ». Усвоен минимальный уровень социальных норм. Не очень понимает, что такое ответственность перед обществом, только берет и ничего не дает. Всецело увлечен собственными чувствами и переживаниями. Считает, что все ему должны. Понимание чужой боли и страданий практически отсутствует.



« Подросток ». Понимает, что есть социальные нормы, но стремится ими пренебречь, когда они противоречат его личным интересам. Преобладающее чувство – конфликт между личными и общественными интересами. При этом стремится все решить в свою пользу, явно нарушая интересы других, но отказывается признаться в этом. Притуплено ощущение чужой боли и страданий.

« Родитель ». У такого индивида начинается период гармонизации личных и общественных интересов. Понимание важности общественных интересов способно вызывать отдельные альтруистические поступки.

« Патриарх ». Это индивид с высоким уровнем социальной ответственности, носитель моральных эталонов, готов к искреннему альтруизму.