ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 70

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

  МЕТОДИКА:                                  

         Карта экспертной оценки социально-психологической адаптации        

                        (Карта наблюдения Д. Стотта).                       

 

      Карта наблюдения Стотта предназначена для изучения особенностей  уче- 

 ников, дезадаптированных к условиям школы. Может использоваться для  испы- 

 туемых разного возраста.                                                   

      Дезадаптация предполагает невыполнение школьных требований вследствие 

 нежелания, неумения, или неспособности  ученика.  Среди  дезадаптированных 

 выделяют два основных типа учащихся. Во-первых, это  те  ученики,  которые 

 создают серьезные проблемы для окружающих (педагогов, других  детей,  тех- 

 персонала) - так называемые трудные. Во-вторых, это ученики, которые  сами 

 страдают от трудностей, но не доставляют окружающим особых неприятностей - 

 "страдающие" ученики.                                                      

      Можно выделить три формы школьной дезадаптации:                       

      1) преимущественно внешнюю - поведенческую;                           

      2) преимущественно внутреннюю - психологическую:                      

      3) смешанную.                                                         

      Карта наблюдения Стотта, оценивающая степень и характер  дезадаптации 

 школьника, состоит из 16 комплексов-симптомов -  образцов  поведения,  или 

 симптомокомплексов (СК). СК представлены в виде перечней - и пронумерованы 

 I - XVI. В каждом СК образцы поведения имеют свою нумерацию. При  заполне- 

 нии карты наблюдения наличие каждого из указанных в ней образцов поведения 

 у обследуемого отмечается знаком "+", а отсутствие знаком "-". Эти  данные 

 заносятся в специальную таблицу.                                           

      Заполняющий карту наблюдения, сделав заключение о наличии или  отсут- 

 ствии очередного образца поведения, вписывает в  столбец  соответствующего 

 СК номер образца поведения и справа от номера  ставит  знак "+"  или  знак 

 "-". Образец поведения обладает неодинаковым информативным удельным весом. 

 Поэтому при переводе первичных эмпирических показателей (+, -)  в  "сырые" 


 оценки за одни образцы поведения дается 1 балл, за другие - 2  балла.  Для 

 этого пользуются таблицей перевода первичных  эмпирических  показателей  в 

 "сырые" оценки. В каждом СК баллы за образцы поведения суммируются.  Затем 

 суммы "сырых" оценок по каждому СК переводятся  в  процентные  показатели, 

 которые указывают на выраженность каждого из СК у обследуемого  от  макси- 

 мально возможной. Таблица строится следующим способом:                     

      1. Суммируются все баллы по каждому СК из таблицы первичных показате- 

 лей.                                                                       

      2. Каждая из возможных "сырых" оценок делится на максимально  возмож- 

 ную сумму и умножается на 100 %.                                           

      Согласно утверждению Стотта, числовые показатели СК имеют  ориентиро- 

 вочное значение. Поэтому при интерпретации обращаться с ними  нужно  осто- 

 рожно. Кроме того, методика не стандартизирована. Целесообразно  использо- 

 вать ее результаты как ориентиры в индивидуальном подходе, но не  как  ос- 

 нования для диагноза.                                                      

      С помощью квантилей числовые шкалы (от 0 до 100 %) разбиты для каждо- 

 го СК на пять интервалов.                                                  

      Интервал от 0 до 20 % говорит о настолько слабой выраженности качест- 

 ва, что оно практически не присуще данному СК.                             

      Интервал от 80 до 100% свидетельствует о том, что здесь  качество  СК 

 "переросло себя" и мы имеем дело с другим качеством.                       

      Для правильной интерпретации крайних интервалов особенно важно  прив- 

 лечение дополнительных сведений.                                           

      Интервал 20%-40% - заметная выраженность качества;                    

      Интервал 40%-60% - сильная выраженность качества;                     

      Интервал 60%-80% - очень сильная выраженность качества.               

 

                          Содержание симптомокомплексов.                    

 

      I-НД - Недостаток доверия к новым вещам, людям, ситуациям.            

      СК НД положительно коррелирует с сенситивностью по ПДО  Личко.  Любые 



 достижения стоят ребенку огромных усилий. От 1 до 11 - менее явные симпто- 

 мы, от 12 до 17 - симптомы явного нарушения.                               

 

      II-O - Ослабленность (астения).                                       

      Речь идет не о клинических и даже не о субклинических формах слабости 

 состояния, а о проявлениях апатии,  пониженного  настроения,  своего  рода 

 нейро-физиологической истощаемости. В более легкой форме спады энергии че- 

 редуются с проявлениями энергичности и активности. СК "О" говорит о  дефи- 

 ците энергетических ресурсов организма ребенка. Симптомы  9-20  говорят  о 

 более выраженной депрессии. Пунктам синдрома "О" обычно сопутствуют  выра- 

 женные синдромы НВ и ТВ, особенно в ее крайних формах. По всей вероятности 

 они действительно репрезентируют элементы депрессивного истощения.         

 

      III-У - Уход в себя. Избегание контактов с людьми, самоустранение.    

      Защитная установка по отношению к контактам с любыми людьми,  неприя- 

 тие проявляемого к нему чувства любви.                                     

 

      IV-ТВ - Тревога за "принятие" взрослыми и интерес с их стороны.       

      Беспокойство и неуверенность относительно того,  интересуются  ли  им 

 взрослые, любят ли его. СК ТВ выражает тревожные надежды, стремления,  по- 

 пытки ребенка к установлению и сохранению хороших отношений со  взрослыми. 

 Симптомы 1-6 - ребенок старается убедиться, что его  "принимают"  и  любят 

 взрослые. Симптомы 7-10 - ребенок обращает на себя внимание и преувеличен- 

 но добивается любви взрослого. Симптомы 11-16 - ребенок проявляет  большое 

 беспокойство о том, "принимают" ли его взрослые.                           

 

      V-НВ - Неприятие взрослых.                                            

      Проявления различных форм неприятия взрослых, от  избегания  учителя, 

 подозрительности до неконтролируемой враждебности. Симптомы 1-4 -  ребенок 

 проявляет различные формы неприятия взрослых, которые могут  быть  началом 

 враждебности или депрессии. Симптомы 5-9 - ребенок то относится ко  взрос- 

 лым враждебно, то  старается  добиться  их  хорошего  отношения.  Симптомы 

 10-17 - открытая враждебность, проявляющаяся в асоциальном поведении. Сим- 


 птомы 18-24 - полная, неуправляемая, привычная враждебность.               

 

      VI-ТД - Тревога за "принятие" детьми.                                 

      Беспокойство и неуверенность в том, любят ли его другие дети и  пред- 

 ставляет ли он для них интерес. СК ТД выражает те же тенденции  что  и  СК 

 ТВ, но в отношении сверстников. Временами принимает форму  открытой  враж- 

 дебности. Все симптомы одинаково важны.                                    

 

      VII-А - Асоциальность.                                                

      Недостаток стремления следовать социальным -  морально-нравственным - 

 нормам. Ребенок не стремится получить одобрение взрослого.  Однако  термин 

 "асоциальное" поведение не является синонимом  термина  "антисоциальное" - 

 преступно-криминальное - поведение. Хотя при сильной выраженности СК (82 % 

 и более) последнее может иметь место. Слабая выраженность СК А (14 % и ме- 

 нее) может быть и в случае, если нравственные ценности ученика  выше,  чем 

 предъявляемые ему школой моральные  требования  (что  не  обязательно,  но 

 встречается). СК А связан с неуверенностью в одобрении  взрослых,  которая 

 выражается в различных формах негативизма. Симптомы 1-5 - отсутствие  ста- 

 рания понравиться взрослым, безразличие и отсутствие заинтересованности  в 

 хороших отношениях с ними. Симптомы 5-9 - у более старших детей могут ука- 

 зывать на определенную степень независимости. Симптомы 10-16 -  отсутствие 

 моральной чувствительности.                                                

 

      VIII-КД - Конфликтность с детьми.                                     

      Враждебное отношение к другим детям - от ревнивого  соперничества  до 

 открытой враждебности. Надо отметить, что слабая выраженность СК НВ  и  КД 

 может говорить о попытках установления или сохранения  хороших  отношений, 

 но не нормальными, а ошибочными способами. Это может быть сигналом  о  на- 

 чавшемся переходе "от любви к ненависти", когда проявления плохого еще че- 

 редуются с проявлениями хорошего.                                          

 

      IX-Н - Неусидчивость, или неугомонность.                              

      Нетерпеливость, неприспособленность к работе, требующей  усидчивости, 


 концентрации внимания или размышления, избегание долговременных усилий.    

 

      Х-ЭН - Эмоциональные напряжения, или эмоциональная незрелость.        

      Признак запаздывающего эмоционального развития, ведущего  в  условиях 

 школы к эмоциональному перенапряжению (стрессам). Проявляется в инфантиль- 

 ности речи, тревожности, склонности к слезам. Симптомы 1-5 свидетельствуют 

 об эмоциональной незрелости, 6 и 7 - о серьезных трудностях, 8-10 - о про- 

 гулах и непунктуальности.                                                  

 

      XI-НС - Невротические симптомы.                                       

      Включают в себя признаки невроза, преимущественно невроза  навязчивых 

 состояний: частое моргание, грызение ногтей, сосание пальца и т.д., отчас- 

 ти невроза страхов.                                                        

 

      XII-С - Среда.                                                        

      Содержит несколько внешних признаков -  сигналов  того,  что  ребенок 

 растет в неблагополучной среде,  прежде  всего,  неблагоприятном  семейном 

 кругу.                                                                     

 

      XIII-УР - Умственное развитие.                                        

      Констатирует уровень отставания в предметных  знаниях  и  навыках,  а 

 также предполагает оценку общего впечатления, производимого уровнем  умст- 

 венного развития ребенка.                                                  

 

      XIV-СР - Сексуальное развитие.                                        

      Фиксирует общую оценку, даваемую учителем темпам и направленности по- 

 лового развития.                                                           

 

      XV-Б - Болезнь.                                                       

      Содержит внешние признаки, по которым можно определить заболевание  у 

 ребенка, но, конечно, не позволяет поставить точный диагноз.               

 

      XVI-Ф - Физическое развитие.                                          

      Обращает внимание на ненормальность телосложения. Слабость  зрения  и 

 слуха.                                                                     

 

      К группе СК, связанным с конституцией нервной системы,  относятся  О,