Файл: Курсовая работа По дисциплине Конституционное право студента очной формы обучения.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 417

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
правовое становление и развитие // Власть. 2009. № 5. С. 25.

В соответствии с первым Положением, в ее структуре были сформированы рабочие совещания, которые впоследствии преобразовались в Межведомственные комиссии Совета Безопасности РФ. Таким образом, справедливо утверждать, что реальные действия по созданию рассматриваемого органа государственной власти начались в начале 90-х годов XX века, что, на наш взгляд, обуславливалось крайней нестабильностью как внутриполитических, так и внешнеполитических отношений СССР, с которыми действующие государственные структуры были не в состоянии справиться. Например, если рассматривать аспект внутригосударственных конфликтов, то имеет смысл говорить о повсеместном развитии межнациональных конфликтов, ярким примером которых является столкновение между казахами и выходцами с Кавказа в Новом Узене в 1989 году.

В 1991 году происходит развал Советского Союза и на его

«фундаменте» возникает новое государство ‑ Российская Федерация, президентом которого становится Б. а отчества е него нет? Ельцин. 5 марта 1992 года он подписывает Закон РФ «О безопасности» № 2446-I, который закреплял основные функции и компетенцию Совета Безопасности, а равно его порядок формирования и финансирования Закон РФ от 5 марта 1992 г. № 2446-I"О безопасности" [Электронный ресурс] // Совет Безопасности РФ: сайт. URL: http://www.scrf.gov.ru/documents/20.html.

Необходимо акцентировать внимание, что несмотря на то, что

официальной датой создания рассматриваемого органа государственной

власти считается 3 июня, первое его собрание состоялось гораздо раньше, а именно - 20 мая 1992 года.

На наш взгляд, весьма интересным фактом является подотчетность, согласно первоначальному содержанию ранее упомянутого Закона, Совета Безопасности перед Верховным Советом за состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз. Впоследствии, с принятие Конституции 1993 года указанное положение было упразднено в связи с его явным противоречием принципу разделения властей.

Мы считаем необходимым отметить, что
3 июня 1992 года было издано распоряжение Президента РФ № 266-рп «О первоочередных мерах по обеспечению деятельности Совета Безопасности Российской Федерации» Распоряжение Президента Российской Федерации от 03.06.1992 г. 266-рп

«О первоочередных мерах по обеспечению деятельности Совета безопасности Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Официальные сетевые ресурсы Президента России: сайт. URL: http://kremlin.ru/acts/bank/186, который утверждал структуру аппарата рассматриваемого органа, которая, однако, носила временный характер. Так, например, были созданы управление стратегической безопасности, информационно-аналитический центр, а также управление планирования и координации. Помимо прочего, данным распоряжением на секретаря Совета Безопасности возлагалась обязанность по разработке таких законопроектов как «О безопасности системы управления РФ», «О государственной границе РФ» и ряда иных нормативных правовых актов.

7 июля 1992 года издан Указ Президента РФ № 747 «О порядке реализации решений Совета Безопасности Российской Федерации», согласно которому такие решения подлежали обязательному оформлению в форме указов президента (по основополагающим вопросам) или в форме распоряжений (вопросы организационно-технического характера и

информационного обеспечения) Чикенева, И.В. Правовые основы

национальной безопасности РФ // Известия Оренбургского государственного аграрного университета. - 2013. - № 5. - С. 9..

В течение 1992-1993 года были определены фундаментальные формы деятельности Совета Безопасности организационно-правового характера, а также сформированы семь межведомственных комиссий и образован научный совет.

На сегодняшний день, правовое положение Совета Безопасности определяется такими нормативными правовыми актами как Конституция РФ (п. «ж», ст. 83), Федеральным законом от 28 декабря 2010 года № 390-ФЗ «О безопасности» (Глава 3. Статус Совета Безопасности), а также нормативными правовыми актами, регулирующими правовое положение отдельных структурных подразделений Совета Безопасности.



Подводя итог вышесказанному, целесообразно отметить, что Совет Безопасности как орган государственной власти обладает сравнительно недолгой историей, что, однако, отнюдь не умаляет его значимости. Возникнув в начале 90-х гг. XX века, данный орган был предназначен главным образом для реализации функций по обеспечению безопасности государства в условиях чрезвычайно нестабильной внешне- и внутриполитической обстановки. Несмотря на действительную необходимость и актуальность формирования рассматриваемого органа власти, в силу непроработанности нормативной базы, определяющей его правовой статус и место в системе органов власти, он не смог в полной мере осуществить все возлагаемые на него полномочия.

2. Организационно-правовой статус и принципы деятельности Совета Безопасности Российской Федерации



Федеральный закон «О безопасности» Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. № 390-ФЗ «О безопасности» // Российская газета. - 2010, 1 января. www.consultant.ru ‑ это основной нормативный правовой акт, который определяет статус Совета Безопасности. Согласно ст.13, «Совет Безопасности является конституционным совещательным органом, осуществляющим подготовку решений Президента Российской Федерации по вопросам обеспечения безопасности, организации обороны, военного строительства, оборонного производства, военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами, по иным вопросам, связанным с защитой конституционного строя, суверенитета, независимости и территориальной целостности Российской Федерации, а также по вопросам международного сотрудничества в области обеспечения безопасности Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. № 390- ФЗ (ред. от 05.10.2015) "О безопасности" // Российская газета. - 2010, 1 января».

На наш взгляд необходимо акцентировать внимание на том, что в настоящий момент Совет Безопасности является конституционно закрепленным органом государственной власти, обладающим совещательным характером, однако в процессе обсуждения проектов современной Конституции вокруг необходимости создания такого органа в Российской Федерации развернулись активные дискуссии. Более того ‑ многие участники Конституционного совещания (органа, занимающегося разработкой проекта Конституции 1993 года) сомневались в необходимости формирования Совета Безопасности. Мы считаем, что у данной позиции есть разумное объяснение. Во-первых, это связано с недооценкой роли и значимости Совета Безопасности.

Аргументируем мы свою позицию тем, что не все члены Конституционного собрания вообще понимали сущность и значение данного органа власти. Так, например, А.И. Вольский придерживался позиции, что Совет Безопасности - это «такой же совет как и все другие, и Президент только подтверждает принятые им решения» См.: Конституционное совещание. Стенограммы. Материалы. Документы. - М.: Юрид. лит., 1995- 1996. - С. 3367.. Мы считаем, что согласиться с позицией ученого - значит считать Совет Безопасности неподконтрольным Президенту РФ, самостоятельно действующим органов, что в корне неверно. Все решения Совета
Безопасности принимаются совместно с Президентом, а не только визируются им.

Таким образом, мы можем справедливо утверждать, что достаточно глубокое понимание отдельными представителями происходящих политических преобразований на тот период, страх перед неизвестностью и возвратом в прошлое побудили представителей всех групп проголосовать за исключение положений о Совете безопасности из проекта Конституции. Однако события сентября - октября 1993 г. заставили разработчиков проекта Конституции по-новому оценить роль и место Совета безопасности в системе органов государственной власти. Этот вопрос вновь был рассмотрен, но уже на заседании рабочей комиссии по доработке проекта Конституции, одобренного Конституционным совещанием. В процессе непростой дискуссии все-таки была достигнута договоренность о необходимости подобного конституционного органа.

На сегодняшний день, законодательно закреплен совещательный характер Совета Безопасности, а также установлен перечень основных вопросов, решение которых входит в его компетенцию. Согласно ч .2 ст. 13 Совет Безопасности формирует и возглавляет непосредственно Президент. Кроме того, Положение о Совете Безопасности РФ утверждается им лично.

Совет Безопасности призван решать множество вопросов с различных сферах

жизнедеятельности общества и государства, поэтому Президентом РФ могут

создаваться так называемые рабочие органы при Совете Безопасности, а также его аппарат. Это необходимо для наиболее полной и эффективной реализации поставленных перед Советом Безопасности функций и задач.

Порядок формирования состава Совета Безопасности определяет Президент РФ, руководствуясь Конституцией РФ, а также ФЗ «О безопасности». В состав Совета Безопасности входят постоянные члены и члены Совета Безопасности, которые назначаются непосредственно Президентом. Собственно, Президент является одновременно и председателем Совета. Ему подчинен Секретарь Совета Безопасности, основная функция которого заключается в обеспечении деятельности Совета. Он руководит аппаратом Совета, а также проводит, при необходимости, рабочие совещания с его членами. Прочие вопросы, не входящие в спектр полномочий Секретаря, решаются непосредственно Президентом РФБожьев, В.П. Правоохранительные органы России. Учебник. - М.: