Файл: Курсовая работа По дисциплине Конституционное право студента очной формы обучения.docx
Добавлен: 09.11.2023
Просмотров: 415
Скачиваний: 6
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
1. История возникновения Совета Безопасности при Президенте Российской Федерации
2. Организационно-правовой статус и принципы деятельности Совета Безопасности Российской Федерации
3. Основные направления деятельности Совета Безопасности Российской Федерации
4 Рабочие органы Совета Безопасности Российской Федерации, обеспечивающие его деятельность
ЮРАЙТ, 2011. - С. 479..
Согласно п. 5 ст. 15 ФЗ «О безопасности» иностранные граждане, а также граждане имеющие вид на жительство или иной документ, который подтверждает их право на проживание в пределах иного государства, не могут стать ни Секретарем Совета Безопасности, ни его постоянными или непостоянными членами. Другими словами, для того, чтобы занять определенную должность в этом органе власти обязательным является наличие исключительно российского гражданства.
Указом Президента РФ от 7 мая 2000 года № 835 были приняты так называемые заявления об освобождении с занимаемых должностей секретарей Совета Безопасности РФ, а также его заместителей Указ Президента РФ от 7 мая 2000 № 835 «О временном обеспечении деятельности Президента Российской Федерации» // Российская газета. - 2000, 11 мая. Это было связано, в первую очередь, с вступлением в должность Президента РФ Владимира Владимировича Путина. Согласно данным заявлениям Секретарь и его заместители исполняли обязанности до
тех пор, пока не был сформирован президентский Аппарат РФ.
Так, Иванов С.Б. находился в должности Секретаря Совета Безопасности в период с 7 по 27 мая 2000 г. Должность первого заместителя принадлежала Шерстюку В.П. с 7 по 31 мая того же года, а Васильев В.А., Потапов В.Я., Московский А.М. и Чернов О.Д. в этот же период исполняли обязанности заместителей Иванова С.Б., то есть Секретаря Совета Безопасности.
Необходимо отметить, что аппарат Совета Безопасности является составным элементом Администрации при Президенте РФ. Этим обуславливается тот факт, что помощники Секретаря Совета Безопасности были освобождены от занимаемых ими должностей с момента, когда в должность Президента РФ вступил Медведев Д.А. 7 мая 2008 года. Заметим, что в этом случае не принимались какие-либо специальные акты правового характера, затрагивающие вопрос о смещении указанных служащих с их должностей Булавин, В.И. Национальная безопасность современной России: автореф. дисс. канд. юрид. наук. - М., 2012. - С. 47..
В тот же день выходит новый Указ от 7 мая 2008 года № 718, согласно которому должностные лица, сложившие свои полномочия в связи с вступлением на должность нового Президента
, обязаны временно осуществлять возложенные на них полномочия до момента осуществления Президентом определенных назначений.
Что касается нормативного регламентирования статуса и деятельности Совета Безопасности, то согласно п.2 Положения о Совете Безопасности РФ, правовую основу этого конституционного органа составляют Отмахова, Н.Н.
В Конституции РФ в п. «ж» ст.83 сказано, что на Президента РФ возлагаются полномочия по формированию Совета Безопасности, статус которого определяется соответствующим федеральным законом Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ,
от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Российская газета. - 1993, 25 декабря; 2009, 21
января; 2014, 7 февраля; 2014, 23 июля.
Если говорить, о нормах международного права и международных договорах РФ, то они определяют наиболее общие принципы и направления деятельности Совета Безопасности и его структур. Аналогично действуют и федеральные конституционные законы.
Что касается Федерального закона «О безопасности», то он определяет и нормативно закрепляет основные принципы, содержание деятельности, направленное на обеспечение общественной безопасности, безопасности личности и т.д. Кроме того, данным Законом устанавливается спектр полномочий и функций органов государственной власти федерации и ее субъектов, а также муниципальных органов в сфере безопасности, и непосредственный статус Совета Безопасности РФ Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. № 390-ФЗ (ред. от 05.10.2015) "О безопасности" // Российская газета. - 2010, 1 января.
Положение о Совете Безопасности было утверждено Указом Президента РФ от 6 мая 2011 г. Данным положением устанавливаются общие положения, касающиеся Совета безопасности, закрепляются его основные задачи и функции, а также регламентируется его структурный состав и порядок формирования Положение о Совете Безопасности Российской Федерации (утверждено Указом Президента Российской Федерации от 6 мая 2011 г. № 590) // Российская газета. - 2011, 9 мая.
Таким образом, нормативная база деятельности Совета Безопасности при Президенте Российской Федерации представлена такими нормативными правовыми актами как Конституция РФ, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры РФ, Федеральные конституционные законы, Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. № 390- ФЗ «О безопасности», иные Федеральные законы, указы и распоряжения Президента РФ, Положение о Совете Безопасности РФ.
Бесспорно, что Совету Безопасности принадлежит лидирующая роль в сфере принятия решений касательно вопросов национальной безопасности Козлова, Е.И. Конституционное право России. Учебник. - М.: НОРМА, 2010.
- С. 142. Помимо этого, данный орган осуществляет подготовку решений Президента по вопросам, наиболее актуальным и важным, связанным с обеспечением защиты интересов личности, общества и государства от угроз внутреннего и внешнего характера.
Все задачи и функции Совета Безопасности определяются Положением о Совете Безопасности Чикенева И.В. Правовые основы национальной безопасности РФ // Известия Оренбургского государственного аграрного университета. - № 5. - 2013. - С. 6.
Необходимо отметить, что выполняемые Советом Федерации задачи тесно взаимосвязаны с его непосредственными функциями. Они перечислены в пункте 4 Положения о Совете Безопасности Положение о Совете Безопасности Российской Федерации (утверждено Указом Президента Российской Федерации от 6 мая 2011 г. № 590) // Российская газета. - 2011, 9 мая.
Совет Безопасности рассматривает вопросы, затрагивающие внутреннюю, внешнюю, а также военную политику государства в сфере обеспечения безопасности личности, общества и государства. Кроме того, Совет рассматривает вопросы обороноспособности страны, возможностей военно-технического сотрудничества, различных видов безопасности и
прогнозирования чрезвычайных ситуаций и путей их возможного
преодоления и ликвидацииБаглай, М.В. Конституционное право Российской Федерации. Учебник для вузов. - М.: НОРМА, 2007. - С. 267.
Совет Безопасности занимается подготовкой решений Президента по вопросам, затрагивающим внешнюю, внутреннюю и военную политику в сфере безопасности, и касательно таких сфер жизнедеятельности общества и государства как обороноспособность страны, информационное развитие
и др. Совет Безопасности рассматривает предлагаемые законопроекты, затрагивающие вышеупомянутые сферы жизнедеятельности общества и государства, а также представляет рекомендации по таким законопроектам Президенту РФ.
Совет Безопасности подготавливает проекты указов Президента касающихся обеспечения безопасности основных объектов государственной охраны, а также развития информационных систем глобального характера, военно-технического сотрудничества и т.д.
Совет Безопасности осуществляет контроль за непосредственной реализацией органами исполнительной власти федерации и ее субъектов в сфере внутренней политики, внешней, военной и пр.
Совет Безопасности рассматривает вопросы, касающиеся создания, контроля и поддержания в надлежащем уровне готовности сил и средств обеспечения безопасности Залужный, А.Г. Правовая основа обеспечения национальной безопасности РФ // Юридическая наука. - 2015. - № 2. - С. 3.
Совет Безопасности рассматривает и выносит оценку той информации, которая непосредственно относится к состоянию безопасности Российской Федерации, а также об угрожающих ей факторах.
Совет Безопасности копит, анализирует и обрабатывает информацию о деятельности системы обеспечения безопасности в целом, разрабатывает необходимые рекомендации и способы совершенствования данной системы, оценивает их эффективность.
Совет Безопасности организовывает подготовку и контроль за
фактической реализацией принимаемых федеральных целевых программ,
направленных на обеспечение безопасности всех объектов государственной охраны Мельников, В.И. Совет Безопасности РФ: правовое становление и развитие // Власть. - 2009. - № 5. - С. 5.
Совет безопасности занимается организацией необходимых научных исследований в сфере обеспечения безопасности объектов государственной охраны.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что деятельность Совета Безопасности направлена на непосредственную организацию, реализацию и поддержание ведущих направлений государственной политики, на фактическое претворение в жизнь его основных задач и полномочий в сфере обороны и
Согласно п. 5 ст. 15 ФЗ «О безопасности» иностранные граждане, а также граждане имеющие вид на жительство или иной документ, который подтверждает их право на проживание в пределах иного государства, не могут стать ни Секретарем Совета Безопасности, ни его постоянными или непостоянными членами. Другими словами, для того, чтобы занять определенную должность в этом органе власти обязательным является наличие исключительно российского гражданства.
Указом Президента РФ от 7 мая 2000 года № 835 были приняты так называемые заявления об освобождении с занимаемых должностей секретарей Совета Безопасности РФ, а также его заместителей Указ Президента РФ от 7 мая 2000 № 835 «О временном обеспечении деятельности Президента Российской Федерации» // Российская газета. - 2000, 11 мая. Это было связано, в первую очередь, с вступлением в должность Президента РФ Владимира Владимировича Путина. Согласно данным заявлениям Секретарь и его заместители исполняли обязанности до
тех пор, пока не был сформирован президентский Аппарат РФ.
Так, Иванов С.Б. находился в должности Секретаря Совета Безопасности в период с 7 по 27 мая 2000 г. Должность первого заместителя принадлежала Шерстюку В.П. с 7 по 31 мая того же года, а Васильев В.А., Потапов В.Я., Московский А.М. и Чернов О.Д. в этот же период исполняли обязанности заместителей Иванова С.Б., то есть Секретаря Совета Безопасности.
Необходимо отметить, что аппарат Совета Безопасности является составным элементом Администрации при Президенте РФ. Этим обуславливается тот факт, что помощники Секретаря Совета Безопасности были освобождены от занимаемых ими должностей с момента, когда в должность Президента РФ вступил Медведев Д.А. 7 мая 2008 года. Заметим, что в этом случае не принимались какие-либо специальные акты правового характера, затрагивающие вопрос о смещении указанных служащих с их должностей Булавин, В.И. Национальная безопасность современной России: автореф. дисс. канд. юрид. наук. - М., 2012. - С. 47..
В тот же день выходит новый Указ от 7 мая 2008 года № 718, согласно которому должностные лица, сложившие свои полномочия в связи с вступлением на должность нового Президента
, обязаны временно осуществлять возложенные на них полномочия до момента осуществления Президентом определенных назначений.
Что касается нормативного регламентирования статуса и деятельности Совета Безопасности, то согласно п.2 Положения о Совете Безопасности РФ, правовую основу этого конституционного органа составляют Отмахова, Н.Н.
В Конституции РФ в п. «ж» ст.83 сказано, что на Президента РФ возлагаются полномочия по формированию Совета Безопасности, статус которого определяется соответствующим федеральным законом Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ,
от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Российская газета. - 1993, 25 декабря; 2009, 21
января; 2014, 7 февраля; 2014, 23 июля.
Если говорить, о нормах международного права и международных договорах РФ, то они определяют наиболее общие принципы и направления деятельности Совета Безопасности и его структур. Аналогично действуют и федеральные конституционные законы.
Что касается Федерального закона «О безопасности», то он определяет и нормативно закрепляет основные принципы, содержание деятельности, направленное на обеспечение общественной безопасности, безопасности личности и т.д. Кроме того, данным Законом устанавливается спектр полномочий и функций органов государственной власти федерации и ее субъектов, а также муниципальных органов в сфере безопасности, и непосредственный статус Совета Безопасности РФ Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. № 390-ФЗ (ред. от 05.10.2015) "О безопасности" // Российская газета. - 2010, 1 января.
Положение о Совете Безопасности было утверждено Указом Президента РФ от 6 мая 2011 г. Данным положением устанавливаются общие положения, касающиеся Совета безопасности, закрепляются его основные задачи и функции, а также регламентируется его структурный состав и порядок формирования Положение о Совете Безопасности Российской Федерации (утверждено Указом Президента Российской Федерации от 6 мая 2011 г. № 590) // Российская газета. - 2011, 9 мая.
Таким образом, нормативная база деятельности Совета Безопасности при Президенте Российской Федерации представлена такими нормативными правовыми актами как Конституция РФ, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры РФ, Федеральные конституционные законы, Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. № 390- ФЗ «О безопасности», иные Федеральные законы, указы и распоряжения Президента РФ, Положение о Совете Безопасности РФ.
3. Основные направления деятельности Совета Безопасности Российской Федерации
Бесспорно, что Совету Безопасности принадлежит лидирующая роль в сфере принятия решений касательно вопросов национальной безопасности Козлова, Е.И. Конституционное право России. Учебник. - М.: НОРМА, 2010.
- С. 142. Помимо этого, данный орган осуществляет подготовку решений Президента по вопросам, наиболее актуальным и важным, связанным с обеспечением защиты интересов личности, общества и государства от угроз внутреннего и внешнего характера.
Все задачи и функции Совета Безопасности определяются Положением о Совете Безопасности Чикенева И.В. Правовые основы национальной безопасности РФ // Известия Оренбургского государственного аграрного университета. - № 5. - 2013. - С. 6.
Необходимо отметить, что выполняемые Советом Федерации задачи тесно взаимосвязаны с его непосредственными функциями. Они перечислены в пункте 4 Положения о Совете Безопасности Положение о Совете Безопасности Российской Федерации (утверждено Указом Президента Российской Федерации от 6 мая 2011 г. № 590) // Российская газета. - 2011, 9 мая.
Совет Безопасности рассматривает вопросы, затрагивающие внутреннюю, внешнюю, а также военную политику государства в сфере обеспечения безопасности личности, общества и государства. Кроме того, Совет рассматривает вопросы обороноспособности страны, возможностей военно-технического сотрудничества, различных видов безопасности и
прогнозирования чрезвычайных ситуаций и путей их возможного
преодоления и ликвидацииБаглай, М.В. Конституционное право Российской Федерации. Учебник для вузов. - М.: НОРМА, 2007. - С. 267.
Совет Безопасности занимается подготовкой решений Президента по вопросам, затрагивающим внешнюю, внутреннюю и военную политику в сфере безопасности, и касательно таких сфер жизнедеятельности общества и государства как обороноспособность страны, информационное развитие
и др. Совет Безопасности рассматривает предлагаемые законопроекты, затрагивающие вышеупомянутые сферы жизнедеятельности общества и государства, а также представляет рекомендации по таким законопроектам Президенту РФ.
Совет Безопасности подготавливает проекты указов Президента касающихся обеспечения безопасности основных объектов государственной охраны, а также развития информационных систем глобального характера, военно-технического сотрудничества и т.д.
Совет Безопасности осуществляет контроль за непосредственной реализацией органами исполнительной власти федерации и ее субъектов в сфере внутренней политики, внешней, военной и пр.
Совет Безопасности рассматривает вопросы, касающиеся создания, контроля и поддержания в надлежащем уровне готовности сил и средств обеспечения безопасности Залужный, А.Г. Правовая основа обеспечения национальной безопасности РФ // Юридическая наука. - 2015. - № 2. - С. 3.
Совет Безопасности рассматривает и выносит оценку той информации, которая непосредственно относится к состоянию безопасности Российской Федерации, а также об угрожающих ей факторах.
Совет Безопасности копит, анализирует и обрабатывает информацию о деятельности системы обеспечения безопасности в целом, разрабатывает необходимые рекомендации и способы совершенствования данной системы, оценивает их эффективность.
Совет Безопасности организовывает подготовку и контроль за
фактической реализацией принимаемых федеральных целевых программ,
направленных на обеспечение безопасности всех объектов государственной охраны Мельников, В.И. Совет Безопасности РФ: правовое становление и развитие // Власть. - 2009. - № 5. - С. 5.
Совет безопасности занимается организацией необходимых научных исследований в сфере обеспечения безопасности объектов государственной охраны.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что деятельность Совета Безопасности направлена на непосредственную организацию, реализацию и поддержание ведущих направлений государственной политики, на фактическое претворение в жизнь его основных задач и полномочий в сфере обороны и