Файл: Выполнение практических заданий 1.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 09.11.2023

Просмотров: 1315

Скачиваний: 70

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Автономная некоммерческая организация высшего образования
«МОСКОВСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Кафедра общегуманитарных наук и массовых коммуникаций
Форма обучения: заочная/очно-заочная
ВЫПОЛНЕНИЕ
ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ №1
ПО ДИСЦИПЛИНЕ
Экспериментальная психология
Группа 22П177в
Студент
И. Долинга
МОСКВА 2023

2
Практическое занятие № 1
Задание № 1.
Используя литературу, составьте таблицу «Зарождение эксперимента в отечественной психологии».

ФИО ученого
Достижения
1
Николай Яковлевич Грот
(1852 – 1899)
Заложил основы отечественной
психологии
эмоций, доказал их большое значение для развития познания и личности человека. Он доказывал, что в реальной жизни человеческая психика находится в состоянии равновесия между пессимизмом и оптимизмом.
2
Георгий
Иванович
Челпанов (1862 – 1936)
Делом его жизни стала организация
Психологического института, который начал строиться в 10-х годах на деньги известного мецената
С.И.Щукина.
Благодаря
Челпанову
Московский
Психологический институт стал в то время одним из лучших в мире по оснащенности оборудованием, количеству лабораторных исследований и применявшихся технологий.
Хотя Челпанов не создал оригинальной психологической теории, отечественная психология обязана ему появлением многих значительных научных имен. Он сыграл также важную роль в формировании высокой

3 исследовательской культуры российской психологической школы.
3
Александр
Федорович
Лазурский (1874 – 1917)
Лазурский одним из первых начал проводить исследования личности в естественных условиях деятельности испытуемого.
Он выступал за
«естественный эксперимент», при котором преднамеренное вмешательство в жизнь человека совмещается с естественной и сравнительно простой обстановкой опыта.
Благодаря этому, можно исследовать не отдельные психические процессы, как это обычно делалось в тот период, а психических функций и личности в целом. Этот подход имел особенно важное значение для возрастной психологии и педологии.
Используя литературу, составьте таблицу «Зарождение эксперимента в зарубежной психологии».

ФИО ученого
Достижения
1
Эрнст Вебер (1795—1878)
Немецкий психофизиолог и анатом, исследовал связь между внешними раздражениями и вызываемыми ими ощущениями.
Вебер задался вопросом, насколько следует изменять силу раздражения, чтобы субъект уловил едва заметное в


4 ощущении.
Вебер искал зависимость между континуумом ощущений и континуумом вызывающих их физических стимулов.
Обнаружилось, что между первоначальным и последующими раздражителями существует вполне определенное
(разное для различных органов чувств) отношение, при котором субъект начинает замечать, что ощущение изменилось.
2
Густав Теодор Фехнер (1801-
1887)
Из-за болезни и частичной слепоты, вызванной изучением зрительных ощущений при наблюдениях за
Солнцем, физик Фехнер занялся философией, уделяя особое внимание проблеме отношений между материальными и духовными явлениями.
Занявшись изучением того, как изменяются ощущения различных модальностей (опыты ставились над ощущениями, возникающими при взвешивании предметов различной тяжести, при восприятии предметов на расстоянии, при вариациях в их освещенности и т.д.), Фехнер пришел к представлению о порогах

5 ощущений, т.е. о величине раздражителя, меняющего ощущение.
Была установлена закономерность: для того чтобы интенсивность ощущения росла в арифметической прогрессии, необходимо возрастание в геометрической прогрессии величины вызывающего его стимула. Это отношение получило имя закона Вебера—
Фехнера: интенсивность ощущения пропорциональна логарифму стимула (раздражителя).
3
Эдуарда Пфлюгера (1829—
1910)
Он подверг экспериментальной критике предложенную Декартом схему рефлекса как дуги, в которой центростремительные нервы благодаря связи с центробежными производят одну и ту же стандартную мышечную реакцию.
Большие споры вызвали опыты
Пфлюгера над лягушкой, лишенной переднего мозга.
Ее помещали в различные условия, но она вела себя отнюдь не как рефлекторный автомат (как это следовало из тогдашнего представления о рефлекторной

6 душе). Если ее помещали на лабораторный стол, она ползала, если бросали в воду — плыла, т.е. вела себя соответственно изменившимся условиям.
Пфлюгер объяснил это тем, что у лягушки имеется сенсорная функция, которая и позволяет ей различать условия среды и соответственно полученным извне сигналам менять поведение.
Физиологи
— современники
Пфлюгера критично относились к его работам, иронично называя его сторонником учения о "спинномозговой душе", однако впоследствии выводы Пфлюгера были поддержаны передовыми физиологами (в частности И. М.
Сеченовым), подчеркивавшими, что
Пфлюгер доказал своими опытами различие между примитивной психикой (сенсорной функцией) и сознанием.
Задание № 2 -
Подготовьте доклад на одну из тем:
1. Значение открытий в области физиологии нервной системы для становления экспериментальной психологии (И. Прохазка, Ч. Белл).
2. Вклад Г. Гельмгольца в развитие экспериментальной психологии.


7 3. Френология, ее влияние на становление экспериментальной психологии.
4. Вклад психофизики и психометрии в становление экспериментальной психологии (Э. Вебер, Г.Т. Фехнер, Ф. Дондерс).
5. Правила организации и проведения экспериментального исследования в лаборатории В. Вундта.
6. Расширение предмета исследования: исследования Г. Эббингауза, О.
Кюльпе, Э. Торндайка.
7. Расширение границ экспериментального метода: исследования А. Бине,
Ж. Рибо.
8. Г. Мюнстерберг и его вклад в развитие экспериментальной психологии.
9. Ф.Гальтон и его вклад в развитие экспериментальной психологии.
10. А.Бине и Т. Симон и их вклад в развитие экспериментальной психологии.
11. Эксперименты Г. Эббингауза.
12. Вклад И.М. Сеченова в развитие экспериментальной психологии.
13. Дискуссия о предмете исследования К.Д. Кавелина И.М. Сеченова.
14. Два направления отечественной экспериментальной психологии в конце
ХIХ века (В.М. Бехтерев и Г.И. Челпанов).
15. Влияние личности экспериментатора на результаты эксперимента.
16. Личность испытуемого в психологическом эксперименте.
17. Вклад бихевиоризма в развитие экспериментальных методов исследования.
18. Становление экспериментальной психологии в России и Украине (В.М.
Бехтерев, А.Ф. Лазурский, Н.Н. Ланге, Г.И. Челпанов).
19. Ассоциативный эксперимент – история возникновения и развития.
20. Этические принципы в психологическом исследовании.
Задание № 3
Ответьте на следующие вопросы
1. Какие открытия в области физиологии нервной системы повлияли

8 на возникновение экспериментальной психологии?
Ответ:
Ученые: И.М. Сеченов (1829-1905), основатель отечественной физиологии открыл явления торможения в ЦНС, суммацию возбуждения в нервных центрах. В труде «Рефлексы головного мозга» излагаются основы рефлекторной теории”
И.П. Павлов (1849-1936), физиолог, врач разработал учение об условных рефлексах, открыл новую главу физиологии - физиологию высшей нервной деятельности, развил представление об основных типах нервной системы, создал учение об анализаторах, заложил основы экспериментальной патологии ВНД.
В.М. Бехтерев (1857-1927), невролог, физиолог - первооткрыватель ряда образований мозга, установил локализацию в двигательных областях коры центра заученных движений, вкусового центра у человека, определил роль таламуса как передаточного звена между корой и стволом мозга, разработал учение о компенсаторных свойствах мозга.
2. Г. Гельмгольц впервые экспериментальным путем измерил скорость... .
Ответ:
скорость распространения возбуждения в нервах (1850).
3. Френология – это наука о... .
Ответ:
Одна из первых псевдонаук в современном понимании, основным положением которой является утверждение о взаимосвязи между психикой человека и строением поверхности его черепа. Создателем френологии является австрийский врач и анатом Франц Йозеф Галль. Он утверждал, что все психические свойства локализуются в различных участках мозга, и полагал, что различия в мозговых извилинах можно определить по выпуклости на соответствующем участке черепа, а при недоразвитии части мозга - по впадине.
4. Каким образом френология повлияла на развитие экспериментальной


9 психологии?
Ответ:
Большое влияние на развитие экспериментальной психологии оказала и френология австрийского анатома Ф. Галля, исходившего из принципа локализации способностей в различных участках головного мозга. В своих работах, вышедших в начале XIX в., в частности в книге «Исследования нервной системы», Галль предложил «карту головного мозга», в которой попытался разместить все умственные качества, которые были разработаны психологией способностей, при этом для каждой способности указывался соответствующий орган. Он также высказал идею о том, что развитие отдельных участков коры и мозга в целом влияет на форму черепа. Поэтому исследование поверхности черепа позволяет диагностировать индивидуальные особенности человека.
Для различных способностей, чувств и черт характера Галль и особенно его ученики во главе с Шпруцгеймом находили соответствующие «шишки», размер которых они считали коррелирующим с развитием способностей.
Френология приобрела в первой половине XIX в. необычайную популярность и побудила ученых обратиться к экспериментальному изучению локализации психических функций.
5. Сформулируйте закон Вебера-Фехнера.
Ответ:
Закон Вебера — Фехнера гласит о том, что сила звука увеличивается в геометрической прогрессии, а громкость — в арифметической.
6. Когда была создана первая экспериментальная психологическая лаборатория В. Вундта?
Ответ:
в 1879 году.
7. Какова основная задача психологии по В. Вундту?
Ответ:

10
Основной задачей психологии по В. Вундту является разложение непосредственного опыта сознания на элементы, выделение связей элементов друг с другом и определение законов этих связей. Главными методическими признаками научной психологии, по Вундту, выступают: самонаблюдение и объективный контроль, так как без самонаблюдения психология превращается в физиологию, а без внешнего контроля данные самонаблюдения ненадежны.
8. Основателем психофизики является... .
Ответ:
Основателем психофизики является известный немецкий физик и психолог
Густав Теодор Фехнер (1801-1887).
9. Основателем психометрии является... .
Ответ:
Фрэнсис Гальтон, известный как «отец психометрики», включил ментальные измерения в антропометрические данные.
10. Кто из известных психологов начал экспериментальным путем изучать память?
Ответ:
Исследования памяти человека проводили учёные А. Бергсон, П. Жане, П.П.
Блонский, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, П.И. Зинченко, А.А. Смирнов и др.
Родоначальником научного психологического анализа проблем памяти считается
Герман
Эббингауз.
Он впервые поставил задачу экспериментального исследования памяти, разработал методы измерения мнемических процессов и в ходе своей экспериментальной работы установил закономерности, которым подчиняются процессы запоминания, сохранения, воспроизведения и забывания.
11. Перечислите законы памяти, выведенные Г. Эббингаузом.
Ответ:
1. Сравнительно простые события в жизни, которые производят на человека особенно сильное впечатление, могут запоминаться сразу и надолго, и но


11 истечении многих лет с момента первой и единственной встречи с ними могут выступать с отчетливостью и ясностью.
2. Более сложные и менее интересные события человек может переживать десятки раз, но они в его памяти надолго не запечатлеваются.
3. При пристальном внимании к событию достаточно бывает его однократного переживания, чтобы в дальнейшем точно и в нужном порядке воспроизвести по памяти его основные моменты.
4. Человек может объективно правильно воспроизводить события, но не осознавать этого или, наоборот, ошибаться, но быть уверенным в том, что воспроизводит их правильно. Между точностью воспроизведения событий и уверенностью в этой точности не всегда существует однозначная связь.
5. Если увеличить число элементов запоминаемого ряда до количества, превышающего максимальный объем кратковременной памяти, то число правильно воспроизведенных элементов этого ряда после однократного его предъявления уменьшается по сравнению с тем случаем, когда количество элементов в запоминаемом ряду в точности равно объему кратковременной памяти. Одновременно при увеличении такого ряда возрастает и количество необходимых для его запоминания повторений. Например, если после однократного запоминания в среднем человек воспроизводит 6 бессмысленных слогов, то в случае, когда исходный ряд состоит из 12 таких слогов, воспроизвести 6 из них удается, как правило, лишь после 14 или 16 повторений. Если количество слогов в исходном ряду будет равно 26, то нонадобится примерно 30 повторений для получения того же самого результата, а в случае ряда из 36 слогов — 55 повторений.
6. Предварительное повторение материала, который подлежит заучиванию
(повторение без заучивания), экономит время на его усвоение в том случае, если число таких предварительных повторений не превышает их количества, необходимого для полного заучивания материала наизусть.
7. При запоминании длинного ряда лучше всего по памяти воспроизводятся его начало и конец («эффект края»).

12 8. Для ассоциативной связи впечатлений и их последующего воспроизводства особо важным представляется то, являются ли они разрозненными или составляют связанное целое.
9. Повторение несколько раз подряд заучиваемого материала менее продуктивно для его запоминания, чем распределение таких повторений во времени, например в течение нескольких часов или дней.
10. Новое повторение способствует лучшему запоминанию того, что было выучено раньше.
11. С усилением внимания к запоминаемому материалу число повторений, необходимых для его заучивания наизусть, может быть уменьшено, причем отсутствие внимания не может быть возмещено простым увеличением числа повторений.
12. То, чем человек особенно интересуется, запоминается без труда. Наиболее отчетливо эта закономерность проявляется в зрелые годы.
13. Редкие, странные, необычные впечатления запоминаются лучше, чем привычные и часто встречающиеся.
14. Любое новое впечатление, полученное человеком, не остается в его памяти изолированным и неизменным. Будучи запомненным в одном виде, оно со временем может несколько видоизмениться, вступив в ассоциативную связь с другими впечатлениями, оказав на них влияние и в свою очередь изменившись под их воздействием.
12. Какого рода тесты были созданы Ф. Гальтоном и Дж. М. Кеттеллом?
Ответ:
Этими учеными были открыты тесты на измерение ума и интеллекта.
13. С какой целью были созданы тесты Бине-Симона?
Ответ:
Тесты были разработаны с целью измерения когнитивных дисфункций у клинически подозрительных людей. Первоначально они были нормированы для молодых взрослых, то есть для тех, кто в концептуальной схеме был бы